Апология на книгу Притч Соломоновых. Часть 1

Николай Старовойтов
В древности все исследователи считали составителем большей части библейской книги Притчей Соломона, и это не даёт никаких оснований для возражений. Содержание притчей также указывает на время расцвета государства. Кроме того, при чтении книги создаётся впечатление, что мы слышим отзвук откровения Божьего, дарованного Соломону в начале его правления и ответ (отклик голоса Бога) на мольбу и призыв Соломона о мудрости (2 Пар.1:7-12). Да и как иначе могли бы мы понять это место в 3 Цар.4:29-32: «И дал Бог Соломону мудрость, и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря... И изрёк он три тысячи притчей, и песней его было тысяча и пять».
В еврейской Библии книга называется «Мишле-Шеломо», что означает «изречение притчей Соломона»[1]. Период времени, который охватывает эта книга, примерно несколько сотен лет, потому что, конечно, не все притчи были написаны Соломоном. Скорее, Соломон собирал притчи, у него было множество певцов, придворных поэтов, летописцев, которые собирали ему разные притчи, он их обрабатывал, дополнял, придавал им литературную форму, ставил печать своего гения на эти произведения, и их знали уже как притчи Соломона. По иудейскому преданию написанием этой книги Соломон занимался в зрелом возрасте.
«Книга Притч состоит из нескольких сборников, механически соединённых между собой. Это три сборника изречений Соломона. Запись последнего из них предание относит ко времени иудейского царя Езекии (715—687 гг. до н. э.)[2]. Кроме этого, в книгу Притч входят изречения «мудрецов» Агура и царя Лемуила (Лемуэля). По другим источникам эти лица не известны. Одна из частей книги (22:17; 23:12), входящая в изречение «мудрецов», совпадает с датируемой временем около 1000 г. до н. э. египетской книгой Поучения Аменемопе. Другой фрагмент этого же комплекса (23:13—14) близок к древней арамейской книге Премудрости Ахикара, составленной не раньше середины VII в. до н. э. Не исключено, однако, что во всех этих случаях мы имеем дело с ходячей премудростью, фиксировавшейся в разное время разными писателями. Если же говорить в целом, то книга Притч принадлежит к той нравоучительной литературе, которая в древности была широко распространена повсеместно на Ближнем Востоке. Известные современным исследователям древнейшие произведения такого рода, происходящие из Египта и Месопотамии, датируются III тысячелетием до н.э.»[3] Возможно, что окончательным составителем книги Притчей был Ездра.
«Библеисты считают, что окончательную свою редакцию книга получила после плена, и относят её составление к 350 году до Р.Х.[*]»[4]
На протяжении всей книги Притчей, книги, в которой излагается Божий взгляд на мораль и этику, постоянно подчёркивается важность истины. В книге Притчей говорится, например, так: «Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно» (Пр.10:9), «Уста правдивые вечно пребывают» (Пр.12:19), «Мерзость пред Господом – уста лживые» (Пр.12:22).
Истину опровергнуть невозможно. Она никогда не устаревает. От неё не нужно отрекаться. Она никогда не подведёт. Истина – это язык Божий. И нет ничего лучше для нас, чем говорить истину. Нет ничего сильнее истины.
Три важных слова многократно повторяются в книге Притчей. Эти слова: мудрость, знание и разум. Эта книга наполнена здравым смыслом. Вам не хватает здравого смысла? Обращайтесь ежедневно к Божьему Слову – истинному источнику мудрости.
Как найти мудрость: 1) Просите о ней Бога (Иак.1:5); 2) Регулярно читайте книгу Притчей; 3) Ищите доброго совета (Пр.11:14; 15:22; 19:20).
Книга Притчей побуждает нас тщательно обдумывать последствия своих решений. "Последствия", "окончание" – ключевые слова во многих притчах (Пр.5:4; 25:8; 29:21), побуждающие к размышлению над результатами избранного нами образа жизни. Будет ли это радость или печаль, слава или безчестие, жизнь или смерть? «Господь даёт мудрость; из уст Его - знание и разум... Он – щит для ходящих непорочно» (Пр.2:6-7). Чтобы избежать трагических последствий неразумных решений, будем искать Божьей мудрости. Главная причина греха – в нас самих, поэтому так важно согласовывать свои решения с вечным Словом. «Тогда ты уразумеешь правду, и правосудие, и прямоту, всякую добрую стезю» (Пр.2:9). Мудрость - это понимание того, что действительно важно.
Книга Притчей полна сравнений, указывающих верный путь. Поскольку целью книги является дать читателю знание и мудрость, основанные на страхе Господнем (Пр.1:2,7), не приходится удивляться, что в ней сплошь и рядом встречается слово "лучше". Читая эту благословенную книгу, будем обращать внимание на слово "лучше". Слово Божье будет совершенствовать наш разум и руководить выбором, а мы будем убеждаться, что Божий путь всегда лучше.
Богодухновенность книги Притч Соломоновых, как и всего Священного Писания строго математически доказана уроженцем России Иваном Паниным (1855-1942).
Суть открытия Ивана Панина сводится к тому, что во всех 66 канонических книгах в каждом слове и в каждой букве продиктованного Богом (2 Тим.3:16) оригинального библейского текста первоначально закодировано число 7, как, впрочем, оно закодировано и во всём нашем мироздании. Подробно смотрите в моей апологии  «Богодухновенность Библии абсолютно доказана» (доступна по этой ссылке:  http://proza.ru/2014/08/07/1458 ).

Цель книги Притч Соломоновых ясно выражена в стихах введения к ней (1:2-6) :
«чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; простым дать смышлёность, юноше – знание и рассудительность; послушает мудрый – и умножит познания, и разумный найдёт мудрые советы, чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их.»

Исследование [комментарии]:
1:8-19. Родители много думают о том, как защитить детей от травм и несчастных случаев. Однако есть и духовные опасности. Соломон был серьёзно озабочен невидимым злом, угрожавшие молодому поколению. Обращаясь к молодому человеку с отцовским наставлением, он предупреждает его о людях, которые будут склонять его согрешить, и говорит: «Сын мой! Не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови» (Пр.1:15-16). Мы должны оберегать своих детей, уча их Божьему Слову и предупреждая о духовных опасностях. Завтрашний день зависит от того, что мы вложим в наших детей сегодня.

2:1-21. Во второй главе отец делится с сыном наставлениями о важности разумного хождения. Этот усердный поиск является по сути поиском Самого Бога (Пр.2:3-5). Эта глава побуждает нас прилагать усилия к познанию Бога через углубление в Его Слово. Читая Библию тщательно и заучивая отрывки наизусть, мы лучше постигаем написанное в ней (Пр.2:1-2). Порой чтение вслух позволяет услышать и полнее понять Божью премудрость. А употребляя слова из Писания в молитве, прося у Бога «знания» и «разума» (Пр.2:3), мы вступаем в общение с Автором. Если мы ищем Бога всем сердцем, то, несомненно, найдём Его. Если мы решим проводить хотя бы 15 минут в день, ища сокровища, скрытые в Божьем Слове, каким будет результат? Если будем искать понимания, как ищут серебро, и отыскивать его, как ищут золото, оно не скроется от нас (Пр.2:4-5). «Тогда ты уразумеешь правду, и правосудие, и прямоту, всякую добрую стезю» (Пр.2:9). Соломон так описывал тяготение человечества ко злу: «Радуются, делая зло, восхищаются злым развратом» (Пр.2:14). Это можно сказать о многих наших современниках, но последователи Иисуса Христа должны смотреть на жизнь по-другому. Апостол Павел побуждает нас: «Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Жизнь по Слову Христа, отмеченная высокой моралью (Рим.12:17), миротворчеством (Рим.12:18) и заботливым отношением к врагам (Рим.12:20), обязательно произведёт доброе влияние на других. Если каждый из нас станет отражением Божьей любви, в мире станет куда меньше бедлама. Погибающий мир нуждается в заботе Божьих детей. Внутреннее счастье обретается, когда человек достигает мудрости (Пр.3:13). Это редкое сокровище невозможно найти случайно, оно не открывается поверхностному искателю. Мудрость находят те, кто тщательно, посвящённо и целенаправленно её ищет. Посвятим себя этому благословенному поиску. Читайте Библию тщательно, изучайте старательно. Духовный рост не совершается вдруг. Мы растём постепенно, день за днём, углубляясь в Писание и повинуясь ему. А ещё дороже окажется время, проведённое в общении с Небесным Отцом. Всё начинается с твёрдого решения, сопровождается удивительными открытиями и ведёт к сокровищам мудрости и жизни. Богатейшие сокровища Божьей истины ждут своих искателей.
Господи, помоги мне вдумчиво вникать в то, чему Ты хочешь научить меня через Своё Слово, и стать тем, кем Ты хочешь меня видеть. Аминь.

3:1-12. Сам Бог через премудрого Соломона призывает: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твоё» (Пр.3:1). Даже если для большинства людей Библия - это всего лишь слово человека, мы должны мужественно показывать своей жизнью, что «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим.3:4). Пусть Божья мудрость руководит вашей жизнью. Порой в духовном путешествии нам нужна помощь, чтобы вернуться на путь истины. Мы можем сойти с него умышленно, думая, что знаем лучше, или медленно уклониться, не замечая перемен к худшему. Но в любом случае Бог не оставляет нас. Он даровал всем верующим Святого Духа (Иоан.14:16-17; 1 Кор.3:16), обличающего нас в грехе (Иоан.16:8,13). Когда мы сходим с пути, Он начинает обличать нашу совесть (Гал.5:16-25). Игнорируя Его голос, мы лишь ухудшаем положение (Ис.63:10; Гал.6:8). Как утешительно знать, что Бог трудится над нами с помощью Святого Духа (Рим.8:26-27). Мы никогда не бываем безпомощны, потому что в нас живёт Помощник. В жизни мы не раз убедимся, что Небесный Отец знает всё лучше нас. Стоит лишь довериться Ему - и мы увидим, что Его намерения служат нашему благу и Его славе. Конечно, это легко увидеть, когда уже всё совершится, но так трудно в это поверить вначале. А случается, что результат станет очевидным лишь в Небесах. Как сказал мудрый царь Соломон: «Надейся на Господа всем сердцем твоим и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Пр.3:5-6). В этих словах одновременно содержится утешение и предупреждение. Утешительно знать, что Господь будет направлять нас по жизни. Но при этом важно не привязаться чрезмерно к собственным планам и не отвергнуть Божье водительство или Его сроки. Если мы доверяем Богу, Он направит нас на верный путь. Выражение «направит стези» означает, что Бог будет вести нас к своим целям. А Его главная цель - чтобы мы стали похожими на Него. Иногда пути, по которым Он нас поведёт, будут тернистыми. Но нужно верить, что Его сроки и водительство принесут нам пользу. Божий плуг причиняет нам боль, но лишь для того, чтобы впоследствии мы забыли о боли и возрадовались добрым плодам. Если не будет гроз, а всегда солнце, земля станет пустыней. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью, но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр.12:(7,)11). А вы ждёте ответ от Бога? Приближайтесь к Нему и верьте, что Он поведёт. В послании к Ефесянам Апостол Павел призывает верующих к тому же, что и Соломон в Пр.3:5-6. Он говорит, что нужно "отложить" прежнее "я" и его привычки, оскорбляющие Святого Духа (Еф.4:22,30) и облечься в новое "я", которое помогает, а не вредит людям (Еф.4:24). Полагаясь на Божью помощь (Гал.5:16), мы можем радикально изменить своё поведение, мысли и речь. Небесный Отец знает, что для вас лучше. Если вы будете с мудростью прислушиваться к Божьему Слову, это благотворно повлияет на вашу жизнь сейчас и во всей вечности.

3:17. Библия призывает нас к жизни в тесном общении с Богом и побуждает «представить себя Богу» (Рим.6:13). Покорность Богу всегда хороша и полезна. В Притчах сказано о Божьей мудрости: «Пути её – пути приятные, и всё стези её – мирные» (Пр.3:17). Самое лучшее решение – следовать за ней.
Господи, Спасибо за Твою благодать и мир, которые Ты посылаешь тем, кто повинуется Тебе.

3:(21-31)27: «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.» Мы не всегда чувствуем себя способными справиться с трудностями жизни. Часто сознание своего безсилия просто парализует. У нас нет ни навыков, ни опыта, ни средств, ни времени, чтобы помогать другим. В таких случаях мы склонны уходить в сторону и не думать о том, что у нас есть. А ведь что-нибудь обязательно должно быть. Раннехристианскую Церковь нельзя назвать совершенной, однако там уделяли большое внимание взаимной заботе. Верующие в Иерусалиме «продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян.2:45). Станем же служить друг другу, замечать нужды, радоваться успехам, поддерживать в переживаниях. Позаботимся, чтобы духовная связь была надёжной. Бог заботится о Своём народе через Своих людей. И истинный служитель - это тот, кто служит.

4:1-27. В  четвёртой главе отец учит своего сына, как правильно жить. Соломон шёл по следам своего отца, в свою очередь расширяя тропу для детей и внуков. Он побуждал их внимать добрым наставлениям родителей, как в своё время поступал сам (Пр.4:4-5). Подавая им добрый пример и делясь духовными советами, он шёл по той же стезе, что и его отец Давид, который был назван мужем по сердцу Божьему (1Цар.13:14; Деян.13:22). Новые поколения Христиан зачастую лучше всего усваивают уроки, которые им преподали в семьях. Наши дети видят путь, по которому мы идём. Будем же оставлять добрый, мудрый и праведный след. Со временем он может превратиться в благословенную дорогу, ведущую к Божьей славе. Соломон пишет, что единственное сокровище, достойное любых усилий, - это мудрость (Пр.4:7). «Мудрость, – говорит он, – проведёт тебя по жизни, сохранит от падений и увенчает славой» (Пр.4: 8-12). Сотни лет спустя Иаков, один из Апостолов Иисуса Христа, также подчеркнул важность мудрости. «Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушна, полна милосердия и добрых плодов, безпристрастна и нелицемерна»,– написал он (Так.3:17). Когда мы ищем мудрости, в нашей жизни появляется много доброго. Искать мудрости - значит в конечном итоге искать Бога. Он - источник всей мудрости и понимания. А мудрость, сходящая свыше, стоит больше, чем любое зарытое сокровище, которое можно себе представить. Соломон убеждал своих сыновей искать мудрости. Этим он хотел обеспечить им безопасность на скоростной трассе жизни. Мудрость поведёт их «по стезям прямым» и сохранит от преткновений (Пр.4:11-12). Его главная надежда, как отца, - что сыновья будут жить наполненной жизнью без разрушительных последствий непослушания Божьей мудрости. Божье Слово убеждает нас держаться подальше от опасного пути греха и искушений: «Оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо» (Пр.4:15). Но Писание не призывает нас спасаться своими силами. Оно убеждает верующих, что «верен Бог, Который не попустит вам быть искушениями сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор.10:13). Обетование, что Бог не позволит нам быть искушаемыми сверх сил, утешает и ободряет. Обращаясь к Богу в минуты искушений, мы знаем, что Он готов прийти на помощь и избавить от беды. Библия заверяет, что Христос «может сострадать нам в немощах наших». Он Сам был, «подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр.4:15). Иисус знает выход из любого искушения. Он покажет его и нам, если мы обратимся к Нему. Бог дал нам свободу «ехать» там, где захотим. Но при этом мудрость, которую Он открывает в Писании, подобно маркерам на горнолыжных спусках[5], - «жизнь для того, кто нашёл их» (Пр.4:22). Когда мы отворачиваемся от зла и идём с Ним, наш путь будет освещён Его праведностью. Она удержит наши ноги от преткновения и будет вести нас вперёд каждый день (Пр.4:12,18).
Господи, Спасибо за Твоё Слово и благодарю Тебя за Твоё обетование быть верным и помочь в любом искушении. Славлю Тебя за готовность поддержать и дать необходимые силы. Пошли мне в сердце жажду мудрости и научи меня ходить Твоими путями. Аминь.
В Писании "сердце" означает средоточие чувств, мышления и воли. Это "центр управления" жизнью. От того, как мы ухаживаем за нашим сердцем, зависят плоды нашей души - слова и дела. Книга Притч мудро напоминает: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни» (Пр.4:23). Слово "храни" означает "охраняй" или "защищай". Тщательная проверка того, что мы впускаем в сердце, а также внимательность к тому, что исходит от него, помогут сохранить его в чистоте. Удаляя тернии гнева, семена похоти и корни горечи, мы сможем вырастить вместо них плоды духа: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23). Исполнить призыв древнего мудреца "хранить сердце" непросто, жизнь зачастую ставит перед нами сложные задачи, требующие быстрого отклика. А обращение к Божьему Слову и его исполнение порой кажутся не таким уж срочным делом. Мы не сразу замечаем последствия отступления от Божьего пути, но со временем это может привести к духовному инфаркту. Как замечательно, что Бог дал нам Своё Слово! Нам нужна помощь свыше, чтобы каждый день питать им свои сердца. Бог желает, чтобы мы взращивали доброе семя, которое Он посеял в нашем сердце. Следование за модой и поддержание хорошей формы немного значат, если в сердце таится зависть, злость, досада и другое вредное содержимое. Содержание важнее упаковки, сердце (душа) важнее внешности. Спросим себя: если бы окружающие могли видеть не только мою внешность, но и сердце, увидели бы они здоровые, славящие Христа добродетели? Исполняясь милостью, добротой, терпением и состраданием, мы отразим в себе удивительную природу Спасителя. Чтобы поддерживать духовную форму, обращайтесь к Великому Врачу.
Господи, научи меня ценить внутреннее больше, чем внешнее. Даруй мудрость, чтобы взращивать в себе добродетели для блага тех, с кем я встречаюсь на жизненном пути. Аминь.

5. В пятой главе после рассуждений о высокой плате за безнравственность автор заводит речь о браке. «Пей воду из твоего водоёма и текущую из твоего колодца» (Пр.5:15). Сколько бы ни было людей вокруг, мы можем наслаждаться глубокой и безраздельной посвящённостью своим супругам (Пр.5:18). За нашими отношениями в браке ведётся наблюдение. Подобным образом Соломон говорит: «Пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Пр.5:21). Бог хочет защитить наши семьи, поэтому Он постоянно следит за нами. Будем угождать Ему верностью своим супругам. В жизни должен быть свой ритм. Когда мы идём в ногу с Создателем и храним Ему верность - в браке или в безбрачии, – мы найдём благословение и радость.
Господи, Ты знаешь все мои пути. Помоги мне прославлять Тебя в своих отношениях с людьми. Аминь.

6:6-11. В шестой главе автор отметил усердие и трудовую этику маленьких насекомых - муравьёв. Соломон ставит муравьёв в пример трудолюбия: «Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою» (Пр.6:6-8).Не так давно, ученые материалисты высмеяли это утверждение Библии о том, что муравьи "заготовляют летом хлеб свой, собирают во время жатвы пищу свою"(Пр.6:8)."Учёные" уверяли, что муравьи на зиму пищи не заготовляют и такими вещами не занимаются. Но, прошло немного времени и "учёным" пришлось со стыдом согласиться с тем, что среди 3.500 разновидностей муравья (и возможно столько же разновидностей ещё не зарегистрированных наукой) есть некоторые виды муравья, как-то Палестинские и многие другие, которые пищу на зиму заготовляют. Итак, Библия и на этот раз осталась права в своих заявлениях. Что же можно сказать на это, как не вспомнить слова Апостола Павла: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего ещё не знает так как должно знать; но кто любит Бога, тому даётся знание от Него», «О, Тимофей... отвращайся лжеименного знания!» (1 Кор.8 и 1 Тим.6). О муравьях учёным-путешественником Марком Моффетом написана интересная книга «Приключения среди муравьёв: мировое сафари с миллиардами участников». Чудеса Божьего творения преподают нам много важных уроков. У скромного муравья мы можем научиться важности мудрой заботы о будущем (Пр.30:25). Бог в природе оставил много не только нравственных, но и духовных уроков, постигать которые нескучно и всегда полезно.

6:16-19. В этом библейском отрывке мы читаем, что Бог ненавидит семь дел ("вещей"). И на первом месте в этом списке гордые глаза. Когда кто-нибудь возвышает себя, унижая других, это неизбежно отражается во взгляде. А от гордости происходит эгоизм, несправедливость, жестокость и многое другое. Неудивительно, что гордый взгляд противен Богу. Гордость - худшая из болезней. Только смирившись перед Господом, мы избежим вреда, причиняемого ею, и станем благодарными, верными рабами Божьими. Никто не может прославлять одновременно Христа и себя.
В этом же библейском отрывке среди дел ("вещей"), которые ненавидит Господь, упоминается ложь, а в Откр. лжецы причисляются к тем, кому не будет места в новом мире Бога (Пр.6:19; Откр.21:8). Несмотря на это, ложь распространена повсюду. В одном журнале для деловых людей говорится: «США переживают сильнейший в своей истории всплеск мошенничества, обмана и злоупотреблений»[6]. Однако, какой бы привычной ни была ложь, она вредна и для общества, и для каждого отдельного человека. Обозреватель Клиффорд Лонгли справедливо заметил: «Разрывая важнейшую связь между разумом и действительностью, ложь ранит до глубины души и лжеца, и того, кому лгут»[7]. В «Американском журнале психиатрии» говорилось: «Психологическое воздействие лжи на тех, кому лгут, может быть пагубным. Важнейшие в жизни решения могут приниматься на основе лжи, которую считают правдой. Ложь может вредить и самим лжецам»[8]. Насколько же лучше слушаться мудрого совета Библии и говорить правду!
В конце списка - «сеющий раздор между братьями». Этот грех ужасен, потому что разрушает единство, которое Христос желает видеть между Своими последователями (Иоан.17:21-22). Те, кто сеет раздор, зачастую не ставят своей целью разделение. Они могут преследовать чисто личные интересы (Иак.4:1-10; Бытие 13:1-18; Луки 9:46; 1 Кор.3:1-7). Как же нам утверждать единство? Всё начинается с преображения сердца. Принимая ум Христов, мы развиваем в себе смирение, обращаем сердце к служению другим (Флп.2:5-11). Только в Нём мы можем обрести силу заботиться не только о себе, но и о других (Флп.2:4). Скоро нужды и надежды окружающих станут для нас важнее собственных. Чем крепче будут становиться узы любви между нами, тем скорее раздоры будут сменяться радостью и искренним расположением (см.Пс.132:1). А вместе всегда можно всегда совершить больше, чем поодиночке.
Дальнейший текст утверждает, что «назидательные поучения - путь к жизни» (По.6:23). Бог не лишает нас радостей жизни, но желает защитить и сохранить жизнь. Слишком часто мы пренебрегаем Божьими предупреждениями и продолжаем бежать навстречу опасности, а затем страдаем от последствий. Будем помнить, что Божьи слова несут нам благо.
Господи, благодарю Тебя за предупреждения, которыми Ты желаешь защитить и сохранить мою жизнь. Помоги мне прислушиваться к Твоим наставлениям и угождать Тебе. Аминь.

7:10-27. В седьмой главе автор показал разрушительный круг (ведущую вниз спираль) в искушении сексуальным грехом. Близость мужчины и женщины - прекрасный Божий дар. Однако если мы ищем его радостей вне брака, то идём «как вол идёт на убой» (Пр.7:22). Люди, которые были сильнее нас, разрушили через это свою жизнь. Поэтому нужно быть осторожными и не уклоняться на греховные пути (ст.24-25). Грех может выглядеть заманчиво и привлекательно, но его неизменный конец - смерть (ст.27). Если мы с помощью Господа будем убегать от искушений, то найдём в Нём настоящую радость и полноту жизни.

8:5-36. Восьмая глава основана на личном опыте Соломона и содержит «призыв мудрости», обращённый ко всем людям. «К вам, люди, взываю я... истину произнесёт язык мой» (Пр.8:4-7). Кто-то оценил богатство Соломона более чем в два миллиарда долларов США. Но при этом Соломон понимал, что возможности денег весьма ограничены (Пр.8:10-11,19-21). Мудрость – вот настоящее богатство! Бог даёт богатство мудрости всем, кто ищет Его и идёт за Ним. В этой главе особенно впечатляет стих: «Гордость, и высокомерие, и злой путь, и коварные уста я ненавижу» (Пр.8:13). В этой главе мудрость призывает читателя научиться благоразумию и разуму (Пр.8:5), найти жизнь и обрести благодать (Пр.8:35). Альтернатива незавидна: укрывшись за гордым видом, искалечить собственную душу (По.8:36). Гордость - меч, который ранит своего же обладателя так же, как и окружающих. Высокомерие лишает нас всего, что желает даровать Господь, а «за смирением следует страх Господень, богатство, и слава, и жизнь» (Пр.22:4). Гордость навлекает стыд; смирение стяжает мудрость.

8:26.Учение об атомах возникло в IV веке до н.э.(Лукреций,Левкипп) и умерло в конце XIX века н.э., ибо атом (что в переводе с греческого значит неделимый) оказался делимым, а вовсе не простейшим элементом мироздания. При всей своей малости атом представляет собою целую "планетную систему" в миниатюре. В Библии же гораздо раньше всех атомистов и точнее было сказано про эти первоначальные элементы мира- в Притчах Соломоновых 8:26 говорится о том наидревнейшем правремени «когда ещё Он [Господь Бог] не сотворил ни земли,ни полей,ни начальных пылинок вселенной». Вот эти начальные пылинки вселенной раньше называли учёные атомами, а теперь элементарными частицами (то есть простейшими), электронами, позитронами, кварками и т.д. Внутри каждого атома находится как бы его "сердце" или "солнце"- атомное ядро. Атомное "солнце"– ядро,окружено "планетами"- электронами. "Планеты"- электроны вращаются вокруг своего "солнца" с чудовищной скоростью-1000 биллионов оборотов в секунду. Каждое атомное ядро- "солнце" заряжено электрической энергией положительно. Атомные "планеты"– электроны заряжены отрицательно. Поэтому атомное ядро притягивает к себе электроны и удерживает их на путях вращения по законам вращения планет вокруг солнца в мировом пространстве. При чём в окружающем нас мире имеется столько различных видов атомных "планетных систем", сколько существует видов атомов (т.е.96), согласно таблице элементов Менделеева. Более того, современная электронная физика установила, что атомные ядра, несмотря на их трудно представляемую малость, являются также составными телами. Атомные ядра состоят из так называемых протонов и нейтронов, соединённых между собою в определённых сочетаниях и числах. Так открытие наукой строения атома превращается в открытие совершенства в творении мира Премудрым Творцом.

8:27. Этот стих книги Притч говорит о шарообразности Земли. В VIII веке до н.э., когда было широкопринято утверждать, что Земля плоская, за тысячи лет до того, как человек своими глазами увидел из космоса, что Земля–шар (говоря научным языком, Земля-это сфероид, ибо немного приплюснута у полюсов), пророк Исаия с удивительной простотой сказал (о Авторе вселенной): «Он есть Тот,Который восседает над кругом Земли, и живущие на ней- как саранча пред Ним (...)» (Ис.40:22).Древнееврейское слово "хуг", переведённое словом "круг", может также означать «шар», как это показывает например Analytical Hebrew and Chaldee Lexicon Дейвидсона (более точное значение здесь-«сферичность»). К тому же только шарообразный объект выглядит как круг независимо от ракурса наблюдения (под любым углом зрения); диск выглядел бы чаще как овал, а не круг. В других переводах здесь говорится: «над земным шаром» («Перевод Дуэй») и «над круглой землёй» (перевод Моффатта).

9:1-5. «Божественное установление семи таинств предсказано в ветхозаветных писаниях. По толкованию св.отцов и учителей Церкви: дом, созданный Премудростию Божией, есть Церковь Христова, а семь столпов, утверждённых в нём это – семь таинств Православной христианской Церкви»[9]. Аналогично, согласно протодиакону Андрею Кураеву фрагмент Притч 9:1-5 – это пророчество о Евхаристии: «Не нашим действием, но действием Божиим меняются онтологические условия нашего существования, и мы можем войти в тот онтологический момент, когда люди впервые причастились Вечности – к апостолам в сионскую горницу на Тайную Вечерю. Мы участвуем в той самой трапезе, а не в воспоминании о ней и не в повторении её. Мы входим в дом, о котором предсказано в Ветхом Завете: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь: закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу, глаголющи [...] приидите, ядите Мой хлеб и пийте вино, еже растворих вам» (Притч.;9,;1–5)»[10].

9:10. Комментарий митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира: «Начало премудрости – страх Господень (Притч. 9, 10), – говорится в Священном Писании. Обретение в душе своей страха Божиего – великое благо, на которое нужно себя настроить. Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Страх Божий приобретается исполнением заповедей Божиих, и чтобы делать всё по совести». Или его же мудрые слова: «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог».
Каким должен быть страх Божий? Язычники опасались разгневать своих божеств, дабы с ними не случилось чего недоброго. Иудеи боялись Бога из-за страха наказания, что Всевышний за непослушание обязательно накажет. Всё это был страх рабский, в основе которого лежало опасение за собственную жизнь. Но не такой страх ублажается Господом, не такой страх угоден Небесному Отцу. Христианский страх перед Господом – страх сыновний. Как любящие дети боятся огорчить любимого отца, так и мы страшимся оскорбить нашими прегрешениями и недостойным поведением Всевидящего и Всезнающего Бога. Наш страх спасителен, ибо по любви к Богу удерживает от совершения беззаконий, дарует покаяние и молитвенное рассуждение. Он – величайшее благоговение перед Богом и перед всем святым. Недаром святитель Григорий Богослов говорил о том, что только тот, кто имеет в себе страх Божий, способен спасти свою душу: «Ибо где страх Божий, там соблюдение заповедей, там очищение плоти, там просвещение». Просвещение же, по слову святителя, «есть исполнение желания, приближение к Богу и пребывание с Ним».
Не животный, рабский и лишённый духовного смысла, а именно такой страх – страх Божий, основанный на любви и добром расположении духа, благодатен для нас и спасителен. Ведь страхом Божиим обретается Божественная благодать. И потому, говоря словами преподобного Амвросия Оптинского, «во всякое время да держимся страха Божия, и страх Божий сохранит нас от всякого зла, тайного и явного».
Святитель Василий Великий писал о том, что «страх перед Богом – это ключ для получения щедрот Божиих, ибо где обитает страх Божий, там пребывает всякая душевная чистота, где страх Божий, оттуда бежит всякий порок, всякий нечестивый поступок». Страхом Господним мы становимся сильными и крепкими, научаемся противостоять греху. Преподобный Ефрем Сирин говорил: «Великий свет в душе – страх Господень, который изгоняет из неё тьму и делает её чистой». А преподобный авва Исаия называл страх Божий источником всех добродетелей. И, действительно, страхом Господним приобретаем мы смиренномудрие и кротость, обуздываем человекоугодие, тщеславие и гордыню, начинаем внимать гласу совести. Святитель Иоанн Златоуст, придавая наличию страха Божия важное значение, писал: «С того времени, как кто-либо познает страх Божий, он всецело предаёт себя Богу и уже не может располагать сам собой, потому что подчиняет себя закону Божию». И ещё: «Страх Божий составляет истинное блаженство».
Обрести же страх Божий легко тому, у кого есть любовь к Богу, есть желание послужить Ему и достойно нести свой жизненный крест ради Господа. Преподобный Исаак Сирин наставлял: «Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идёт к Божественной пристани – любви». Вселюбящий Бог пророческими словами Псалмопевца призывал: Приидите, чада, послушайте Мене, Страху Господню научу вас (Пс. 33, 12).
Сам Господь дал нам Свои наставления и заповеди, благодаря чему мы ясно знаем, что есть истинное христианское служение Богу. Мы знаем, что любовь к Богу пребывает только в смиренном, очищенном от грехов сердце. Господь не может вселиться там, где имеется греховная скверна, где верховодят страсти и пороки, где главенствует похоть. Недаром святитель Димитрий Ростовский говорил: «Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед очами Бога, где не смотрят на Бога, там бывает не что иное, как присутствие бесов и бесовская злоба». Мы непрестанно или приближаемся к Богу, или отдаляемся от Него. Путь ко Христу, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), начинается и совершается под водительством страха Божия. Даже самых праведных и совершенных чад Господних царь-пророк Давид увещевал: Бойтесь Господа, все святые Его (Пс. 33, 10). Если мы дерзаем считать себя верными последователями Спасителя и называться христианами, мы должны стремиться искать в сердце своём истинный страх Божий, о котором апостол Павел сказал: Со страхом и трепетом своё спасение совершайте (Флп. 2, 12). Ведь источник всякого добра и благословенных добродетелей христианских – страх Божий – не что иное, как безценный дар Господа, который испрашивается усиленной молитвой. [А ещё, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «духовное ощущение страха Божия, благоговения и умиления сопутствует молитве душевной».] Благоговейный страх Божий помогает нам правильно жить, веровать, исповедовать Истину и любить Господа и Его творения.Благоговейный страх Божий ведёт нас к истинному и искреннему покаянию, к очищению от грехов. Благоговейный страх Божий делает нас белее снега и умудряет более любого иного человеческого разумения.
Именно об этом страхе говорит пребывающая в Апостольском и Святоотеческом Предании Православная Христианская Церковь.»[11]

10:9 и 11:3. Непорочность. Писание ясно показывает важность этой добродетели. Утверждаясь в ней, мы чтим Бога, Которому посвятили жизнь. В Своём Слове Господь изложил причины непорочного хождения (Пс.25:11). Человек, поступающий непорочно, обретает безопасность, незнакомую тому, кто «превращает пути свои» (Пр.10:9). Непорочный уверен в Боге, поскольку ожидает Его действия и водительства в своей жизни, вместо того чтобы бежать впереди Его (Пс.24:21). Ходящий в непорочности будет иметь доброе руководство и ясное понимание (Пр.11:3). Почему нам нужна непорочность? Потому что послушание Богу в этой области доказывает наше доверие Ему и желание сиять Его любовью для других. К нам сегодня обращён призыв, некогда прозвучавший для Авраама: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Бытие 17:1).
Господи, сделай мои слова честными, поступки искренними. Помоги мне в своей жизни отразить Твою святость и сиять Твоим светом для людей. Помоги жить непорочно. Аминь.

Продолжение следует...

Источники и примечания:
[1] Слово "мешал", множественное число от которого "мишле" и от которого и произошло "притчи", означает по существу: сравнение, речь, представленная образами.
[2] Талмуд: Мишна: Незикин: "Бава Батра", 14б-15а.
[3] Шифман И.Ш. Ветхий Завет и его мир. М.: Политиздат, 1987, стр. 178-179.
[*] См. Bidot в Dict. de Theol. Cath.T.XIII. Ч.II.Кол.908-935.
[4] Протоиерей Алексий Князев, "Понятие и образ Божественной Премудрости"//Православие и Библия сегодня. Сборник статей. К.: Центр православной книги, 2006, стр.354-355.
[5] Горнолыжные спуски часто отмечают синими полосами краски, распылённой по белоснежной поверхности. Эти полосы могут отвлекать зрителей, но они очень важны для успеха и безопасности спортсменов. Краской показана самая быстрая траектория спуска от вершины к подножию холма.
[6] Changing Times. July 1986, p.26.
[7] The Times (London). December 14, 1987, p.12.
[8] Psychology Today. October 1988, pp.38,39.
[9] Игумен Роман. Разговор с баптистами. М.: тоо "Рарогъ",1995, приложение, стр.97 и подробно далее.
[10] Диакон Андрей Кураев. Была ли Тайная Вечеря последней?//Протестантам о Православии, стр.179.
[11] «КАК ПРАВОСЛАВНО ЖИТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ». Послание Вифлеемского Собора с комментарием митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. М.:«Сибирская Благозвонница»,2008,стр.34-37.