Вера

Роман Заблудший
     К понятию веры я относился неоднозначно. С одной стороны, мне претила "слепая" вера, так как сознание требовало осознания предмета веры, с другой стороны вера в  реальность, свои силы и возможности вдохновляла и стимулировала активность.
     Однако, в обществе вера ассоциируется в основном, как вероисповедание, искажая на мой взгляд само понятие веры, хотя разделение людей на верующих и неверующих в принципе неверно, так как неверующих людей нет,  а есть предмет веры, основанный на знаниях, мировоззрении, воспитании.
      Мне однозначно были непонятны истоки веры в сверхъестественность, а не имея достаточного жизненного опыта, я не мог дать себе ответ на этот вопрос. Мне, выросшему в не религиозной семье, казалось, что в силу атеистического воспитания в системе образования, вера в сверхъестественные силы должна была кануть в лету. И был крайне удивлен, когда с изменением социального устройства в стране, обнаружил интерес людей к религии, ранее не проявлявших его.
       Возможно причиной явилось то, что во многих семьях сохранялись религиозные атрибуты и предрассудки, передаваемые членами семьи старших поколений, которые не могли не сказаться на мировоззрении потомков, несмотря на атеистическое воспитание. Вспоминаю, как мой школьный товарищ перед экзаменами подкладывал  под пятку пятак - пятикопечную монету, в надежде на хорошую оценку. Зная его родителей, его поведение для меня было странным, и я не придавал особого значения его общения с 80 - летней бабушкой. Мой сотрудник на работе, выросший в семье крупного партийного работника, член партии, возглавлявший комсомольское бюро крупного КБ, в котором я работал, в шестидесятилетнем возрасте вдруг крестился, о чем поведал в свой шестидесятилетний юбилей. Для меня было полной неожиданностью, когда известный поэт, автор гимна страны, на стихах которого выросли целые поколения, в постперестроечное время на вопрос о значении для него Первомая и Пасхи, ответил, что Первомай не имел для него такого символичного значения, как Пасха.  Мне была понятна меркантильная составляющая тенденций прошлого, требовавшая приспособления для карьерного роста,  но вопрос в сознании. Значит атеистического воспитания оказалось недостаточно для формирования устойчивых убеждений, а в семьях членов партии, тайком крестили своих детей, что говорило о неустойчивости их убеждений.
       В чем же сила религиозных убеждений, что обеспечивает их устойчивость? Здесь ряд причин. Одна из них - это пытливость человека, требующая объяснения действительности, в силу его активной жизнедеятельности. Другая - недостаток знаний для её понимания. А так как человек стремится к пояснению её для себя, то находит объяснение, доступное своему пониманию. Так для подавляющей части людей существует вера в идеалистическое сотворение мира Всевышней силой или Всевышним разумом и это с одной стороны сложно отрицать, потому как ими являются природа и Вселенная, но отнюдь не особь, олицетворяющая их. Со временем мне стало понятно, что господь находится не на небесах, а в головах верующих, обращение к которому, для них ничто иное, как психотерапевтическое воздействие на свою нервную систему, стимулирующую или расслабляющую её, создавая иллюзию помощи всевышнего.
     Исповедуя атеистические принципы, я не занимал позиций воинствующего атеизма, понимая, что это может разрушить нравственный стержень верующего, сделав его беззащитным  в окружающем его мире,  ведь не знание, что вокруг чего крутится: Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли - не мешает людям счастливо жить, а вера в сверхестесвенную силу помогает преодолевать трудности и верить в счастливое будущее, не задумываясь об этом.
       Поэтому, когда в начале 90-х сын изъявил желание посещать занятия в воскресной школе, я не стал препятствовать этому, хотя испытывал большое беспокойство за формирование его сознания. Однако через несколько занятий он перестал её посещать. Спустя годы, он прокомментировал слова священника в одной из телепередач, отмечавшего, что неверие людей во Всевышнего часто обусловлено отсутствием подтверждений его существования, указав, что об этом он услышал в воскресной школе, что и повлияло на его решение. Конечно можно ссылаться на "наличие" косвенных доказательств его существования, однако не для всех они убедительны, в силу их неправдоподобности.
       В трудные 90-е прошлого столетия, жизнь заставила меня заниматься ремонтом телевизионной техники. Перед включением телевизора после ремонта, присутствующий при этом хозяин изрек:
      -ну, боже, поможи!
     Меня это не оставило равнодушным и я отреагировал:
      - если я не сделал всё как нужно, не поможет!
      - Да, я, понимаю - ответил хозяин и рассказал следующую притчу:
        Встречаются Бог с Чёртом и Чёрт спрашивает Бога:
       - ты людям помогаешь?
       - Нет - отвечает Бог.
       - И я нет, но почему же люди тебя хвалят, а меня ругают - спросил Чёрт.
       - Да, брось ты на себя наговаривать - попытался успокоить Чёрта Бог.
       Однако, Чёрт не унимался, и они спрятались в придорожном рву, чтобы подтвердить или опровергнуть претензии Чёрта.
      Через время, ехавший на телеге мужик, застрял, въехав в лужу.
        - Вот, Чёрт! - выругался он.
        - Вот, видишь, он сам туда въехал, а меня ругает - прокомментировал случившееся Чёрт.
       Мужик слез с телеги, подперши её плечом сзади, он потянул поводья и вытянул телегу из лужи.
    Сев на передок, со словами:
       - Ну, слава Богу! - он потянул поводья и продолжил путь.
      - Ты ему помогал ?- спросил Чёрт Бога.
      - Нет - ответил Бог.
      - За, что же он тебя хвалит? - спросил Чёрт.