Грузите апельсины бочками

Борисова Алла
"... Если говорить прямо, то эти литературные сообщества суть либеральное сектантство.
Команда создателей литературного ***... принципиально стоит на консервативно-патриотической почве, считая для себя судьбоносными любовь к русскому языку, любовь к русскому народу, любовь к России – к своей большой и единственной Родине.

*** альманаха, сообщества, страницы, контента...
----------------------------------------------------—
Взяла этот абзац (не указывая первоисточник), как то, от чего отталкивается мысль.

Мне всегда греет душу малейшая перспектива возвращения к нашей русской словесности.
Мы её потеряли, точно так же как реально теряем нашего автора. Того самого автора, который писал бы о том, что всем нам должно быть дорого и интересно. О Родине, о Руси, России, русских людях (не по национальности даже). О нашем прошлом и настоящем. Да обо всём и обязательно вот тем самым языком, которым прекрасно владели наши предки. Великим и могучим.

А этого нет.

Мне интересно читать житейские истории, но их мало в последнее время. А если и мелькают — одна из тысячи глубокая и серьёзная, а остальные — по верхам.
Огорчаешься невольно.

А тут читаешь статью и соглашаешься с каждым словом. Всё верно, и причины рассказаны почему это у нас сегодня народ пишет не так, и не то.

Не поспоришь. Поток пишущих людей сегодня, далеко не стихийный — организованный. Не исключено, что прекрасно контролируется теми, кто спит и видит забить гвозди в гроб русской словесности.

Не буду писать о крупных писательских сайтах — не дюже хорошо знаю подноготную. Попробую поразмышлять о писательских сообществах (не недавно образовавшихся, а существующих прилично по времени) и о той ситуации, в которую загремела писательская братия; об истоках: об образовании и обо всём попутно.

Всем сердцем — к гражданственности, к великому и могучему, к воскрешению его вместе с такой же великой и могучей русской литературой.

Реально ли? Вполне. Не сразу — последовательно. Только для этого надо кроме консервативно-патриотического взгляда на жизнь, посмотреть, а что, помимо слов и призывов, можно противопоставить нашим конкурентам. Чем мы можем быть лучше, интереснее, привлекательнее, чем те же писательские тусовки, движения, что так милы новым авторам?

Если это война, то необходима и стратегия. А ещё более необходимо знать и понимать всю ситуацию в целом, начиная с авторов и молодых особенно. Или мы на самом деле настолько наивны, полагая что наш консервативный пример, разбудит в них гражданственность и всё остальное? Может быть она проснётся сама по себе?

Надо воспитывать вкус к хорошей литературе. Не поздновато ли? Как ни странно, но и в СССР, о котором мы сейчас вспоминаем, как о стране читающей, было далеко не так всё идеально.

Образование было лучше — верно. А на самом ли деле все были читающими? Припомните своих знакомых, что отбившись от школьной программы, ограничивались газетами, телевизором и вылазками на концерты. Не было таких? Да сколько угодно. Значительно меньше чем сейчас, но были.

Упс... Идеальная картинка поголовно начитанных улетает.

Представление о русской литературе после восьми, десяти классов оставалось у всех, а читали, проникаясь по-настоящему, не многие.

Но читали-то гораздо больше. Не так ли? По факту прочтения — да.
Почему раньше больше читали? Привычка, коллективное бессознательное видимо ещё срабатывало. Было стыдно ляпнуть: а я не читал. А ещё любимое — прочитал и срочно надо поделиться с другими.

Но кто тогда с удовольствием читал "Преступление и наказание", "Войну и мир"? Подростки? Ни в коем случае. Вообще крупно сомневаюсь, что юный человек прям с ходу усвоит философию русской литературы. Я в школе из "Войны и Мира" прочитала только мир и в основном про Наташу Ростову. Остальное — по диагонали. Из уроков, учебников, маминых рассказов знала что отвечать. Скучно мне было вот и всё.

Потом я сама уже преподавала и Достоевского, и Толстого. Можно быть замечательным педагогом (я знаю таких и не мало) и максимум что удастся с такими книгами — это не вызвать отторжения от них, и рассказать что именно вкладывал автор в персонажей, в сюжет. И всё. Разумеется, — уйдёт на подсознание и сработает тогда, когда будет надо. А может и нет.

Чем отличается сегодняшнее поколение школьников? Ничем особенным в своей главной сути. Учителя отличаются — им бедолагам не до того чтобы учить. Некогда: отчёты, журналы, опорные конспекты.
Но учат, и спасибо им.

Учителя стареют, а вот на смену им приходят те, кто уже оторван от знаний, но хочет быть педагогом. Есть ли учебная база для этого? Поверьте — нет.
Учебный процесс в современных ВУЗах стал иным. Ещё немного и там будет один результат — диплом, а учиться, чтобы учить придётся самостоятельно. Требования изменились и формат обучения.

Неужели всё так страшно? Ну примерно так — не здорово. А что делать?
Нам консерваторам-патриотам в том числе? Постоянно писать о том, что всё плохо или пойти преподавать в школы? Второе сложно — уже не впишемся в требуемую систему. А то и не разрешат. Защитить ныне авторскую программу невозможно и преподавать ты будешь так, как тебе скажут.

Получается, что люди обречены не понимать русскую словесность и не знать её?

И да, и нет.

Как и много лет назад, юный человек, лишь переступив возрастную грань с отметкой тридцать (плюс-минус один-два года) вдруг открывает для себя глубину "Грозы" Островского. Тридцатилетний олух плачет от прочитанного (это факт, а не образ) факт о котором я узнала и прекрасно его поняла — дорос. А и школа была позади, и гуманитарный ВУз. Человек честно написал как, не заглядывая в первоисточники, он сдавал все экзамены на отлично.
Возможно была база и оставалось только созреть. Здесь всё в порядке, и дальше будет нормально при условии, что есть что брать из подсознания.

Про школу, реформы, ЕГЭ и всё остальное мы все в курсе.
Мне просто надо было подвести к следующей теме. Вот такие люди начинают писать сами. Люди не начитанные, не любящие классическую литературу, не знающие нашей истории. Да, только-только вылупившиеся, смотрящие на мир, и ничего особо не понимающие. Всё впереди.
И неожиданно у них, чуть ли не поголовно, начинается писательский зуд.

А что вообще такое произошло, что писателей у нас вдруг появился вагон и маленькая тележка?

Вот шах и мат, нам консерваторам, любителям и ценителям великой русской словесности с понимаем что значит талант или гений в литературе.
Почему шах и мат? Да просто всё? Мы предлагаем им критику и ещё сомневаемся, что каждый может писать творческие работы.

Те же, кто организовывает литературные движения, тусовки, секты (я шучу) действуют иначе и масштабно:
— Талант есть у каждого, и писать может каждый. Вдохновение? Ерунда. У тебя всё получится. Иди и пиши.

Они идиоты и не правы? Удивительно, но нет — во многом правы. Зажатость, закрытость юного и не юного дарования вполне возможна. И таким образом замок будет сбит.

Сразу оговорюсь, что не вижу в таких организаторах врагов и сволочей. Скорее наоборот. Меня просто интересует вопрос как развернуть молодёжь к настоящей литературе, к хорошим журналам, сообществам.
Как вообще с ними договориться.

Разбираемся.

Фундамент — школа, высшее, средне, семья, улица, интернет — так себе, и из чего только не собран. Но мы уже поняли — лет в тридцать начнут развиваться, открывая пройденное и вытаскивая из подсознания нужное.
Хорошо, возможно и так: созреют однажды. Не исключено.

Вопрос — где. Нам-то хочется, чтобы у нас под крылом.

Но созревать они будут там, где им интересно и здорово, и по душе. Где их ровесники, которые тоже пишут и тоже читают. Что читают? Да всё, но больше современную литературу, а она уже другая. Там про помещиков и терзания глубокой русской души — ни-ни.

Там драконы, демиурги, архимаги, миры.
А вот мы в этой литературе хоть как-то разбираемся? Или у нас только одна — классическая и русская?
Да, мы же видим какая она обалденная! Им непременно надо её читать — писать смогут лучше. Верно.

Но.

Давайте приставим автомат к виску и поведём их к нам: консерваторам-патриотам.
Ничего не выйдет.
Давайте посмотрим, чем так любо и писать, и быть в писательских тусовках.

Прежде всего — это океан, море, озеро, лужа людей похожих и не очень. Эстафеты, марафоны, запуски, викторины, конкурсы и публикации.

Уважаемые, товарищи консерваторы-патриоты, у вас есть паблики в которых очень престижно быть опубликованным? Нет. У консервативных сообществ с хорошим литературным контентом подписчиков — кот наплакал.

А у новых, не особо заморачивающихся на идеологии, — есть. И фишек у них много. Даже публикации сосчитают. Опубликовали пять-десять — ура! Наградили. На ступеньку выше — достижение. А что не так? Очень правильно. Люди любят игры и марафоны, и состязания.

Да, те сообщества что я знаю, включают по сути одно и тоже. Разница в охвате.

Литературные дуэли, но в них бьются с удовольствием. Соавторство тоже здорово — писать сюжет не одному.
Множество заданий — хорошо когда есть выбор.
И они не законсервированы — увеличиваются, обновляются.

Молодёжь, как правило не любит творить в одиночку, да и существовать один на один с собой — тоже не здорово. Людям нужно общение. Постоянное общение. Оно всё больше виртуальное с небольшими вылазками в реальность, но круглосуточное.

Мы, с нашими консервативно-патриотическими желаниями и мечтами готовы им его предоставить? Мы будем всем этим заниматься? Ах, нам некогда. У нас тут свои проблемы.

А там есть время? Да, и всё продумано.
Существуют командные и общие чаты — общайся сколько хочешь. Есть старшие и помощники старших. Если что — прямиком к ним. Поддержат и помогут, и подскажут. И они уже не новички.

Помогут выбрать темы если сомневаешься.
Какие темы? Мы бы хотели видеть гражданственность, о России, о добром, о светлом. Там есть такие, но больше это космос, иные миры, возможность почувствовать себя богом или дьяволом. У нас уже сморщился нос? Нельзя?
А вот там можно и ещё в комментах напишут — круто.

Вот как объяснить что нельзя? Да и почему нельзя? Пишется же. И уже воспитано, благодаря тому, что смотрелось, читалось, слушалось.

Вот так. Мы не одобрим, а там это нормально.
Да и я не вижу ничего ужасного.
Просто, потому что это уже не сломать.

Как по мне — талантливо было бы и к чему приводит сюжет, даже если и начинается он из сплошного мракобесия.

В конце концов у нас такая действительность за окном, что видеть её не хочется и лучше сбежать в любые миры. Я не осуждаю и не оправдываю. Я слышу многих, кто объясняет этот феномен. Ещё я читаю тех, кто пишет фэнтези, и знаете, порой вижу что драконы и эльфы — это сверху. А внутри всё на месте: доброта, желание разобраться в мире чувств, понимание добра и зла. Всё тоже самое — огранка другая.

В своё время я сама лихо пересочиняла стихи Пушкина и всех классиков. И не я одна — дурачились в школах. Сейчас — это фанфики, и они стали жанром литературы. Ужас какой, — да? А что ужасного, если это дети? Положено по возрасту. Сколько версий "Колобка" мы тут все читали совсем недавно? Никто не плевался — весело и здорово написано.

Не! Как жанр — отвратительно!
Ну так давайте его или запретим, хотя таких возможностей у нас нет, или поможем его пережить, как акт взросления. И постоим рядом, приглашая.

Куда?

Все литературные движения, которые я знаю, почти одинаковы.
— На вас там зарабатывают! — возмущаются консервативно-патриотические писатели, создатели сообществ и даже просто читатели, забывшие, что у нас вообще-то капитализм уже лет тридцать.

И что? Вопрос что я получаю за эти деньги? Ответ у каждого будет разный, но на самом деле он один — я хочу быть здесь, потому что мне тут нравится.

Не надо морщиться и кривить губы. Давайте реально посмотрим, а можем ли мы организовать нечто похожее? Лучше бы и совсем новое и непохожее. Но это вряд ли — суть одна и строится всё одинаково.

Да и ладно! Можем открыть, создать, запустить ещё несколько писательских сообществ, движений? Вложить туда время, силы, деньги, душу.
Создать с нуля со своими фишками, со своей патриотической, консервативной тематикой, со своими авторитетами?

Можем понять, что нет никаких врагов? Есть просто писательские закрытые и открытые группы. Мы можем найти с ними общий язык? Вроде да. А что мешает? Мы дети одной планеты, и у большинства из нас и родина одна.
Мы все люди пишущие и читающие.

Нам надо чётко осознать что и как нужно нашим детям, современным начинающим, молодым авторам. А мы их знаем? Мы их читаем? Не-а.

И как тогда их заинтересовать тем, что нам нужно? Им точно будет интересно? А ещё надо понимать, что мы-то как раз для них уже в статусе — биомусора. Не знали? Узнавайте. Всё кто старше сорока пяти — это он и есть. И даже не новомодные кумиры только так говорят, а и наши консерваторы-патриоты, в частности Дугин. Можем им и остаться — не надо фыркать от недовольства.

А можем подтянуться, шагнуть в том же направлении, помолодеть в поступках и идеях.
А то обижаемся на биомусор или балласт, а сами на одних разговорах и останавливаемся. Красивые речи, да только что за ними? Ничего. Мечта и желание — хорошо если хоть они есть.

А люди продолжают писать. Новые авторы — новые творческие работы. Вот как печально — почти все по прежнему игнорируют консервативно-патриотические темы.

Чему удивляться? Мы же им только лекции читаем и ничего не предлагаем, ничем не заинтересовываем. Что и нам шагу сделать не дают вражьи морды? А мы хорошо пробовали?

Не очень.

Можно сколько угодно костерить пройдох от литературы, либеральщину, вредные расстановки, да всё что угодно. Это проще, чем взять, встать и что-то делать.

И осталось-то только два варианта. Ну может кто ещё какой кто-нибудь подскажет.

Первый — дружить, взаимодействовать и относиться не с чувством превосходства, а иначе.
Если мы бросили своих детей, то с чего мы взяли, что они не бросят нас? Не интересно им с нами.
Придумать, почувствовать где тут у нас точки соприкосновения, и дальше идти вместе.

Будем думать не как их ругать, а как подружиться?

Или будем только красиво вещать, оставаясь всего лишь страницами, пабликами с хорошим литературным, историческим, политическим контентом и всё.

Второй вариант сейчас превалирует.
Ну что ж, тогда придёт время и наши элитные вкусы уйдут за горизонт вместе с нами.

И никто, поверьте на слово, этого ещё несколько веков просто не заметит.

***
Чтобы построить новый дом, старый лучше сломать.

Мудрый хозяин построит его на прочном фундаменте, сложенном из солидного материала, проверенного веками.
Такой фундамент будет не только опорой, а соединит старое с новым. И цепочка поколений и традиций будет жить в этих стенах вечно.