Пифагор дружба, формула мира и Золотые стихи

Марисоль Лис
Все мы знаем Пифагора со школы. "Пифагоровы штаны - на все стороны равны" - вспоминаю фразу, которую использовали на уроках геометрии.

Пифагор родился между 600 и 590 гг. до н. э. на острове Самос.

Он много путешествовал в юности.

Говорили, что он мог жить некоторое время среди иудеев, где был посвящён в тайное учение левитов (потомки Моисея).

В 30 лет он приезжает в Египет и знакомится с древней мудростью хранителей Пирамид - медициной, математикой и астрономией. Возможно, он был посвящён жрецами Фив в Мистерии Исиды.

При жизни его считали одним из высших существ, пришедшим к людям, чтобы передать им часть божественного знания.

Говорят, что Пифагор был первым человеком, который назвал себя философом. Если прежде умные люди именовали себя мудрецами, т. е. носителями мудрости, то Пифагор, введя термин "философия" в употребление, указал, что постижение мира есть нескончаемый процесс.

Пифагор основал союз в Кротоне, что в дорийской колонии в Южной Италии. Союз создан был для того чтобы передать полученное в путешествиях "тайное знание" ограниченному числу избранных счастливцев.

Преданные ученики изучали эзотерические основы математики, музыки и астрономии, которые рассматривались как треугольное основание всех искусств и наук. Ученики разделялись на "экзотериков", имевших внешние степени посвящения, и "эзотериков", допущенных после обряда инициации к получению секретного знания. Важнейшие принципы посвящённых: неразглашение тайны и безусловное повиновение Мастеру.

В союзе существовал настоящий культ дружбы. Посвящённые ценили духовное родство выше кровной связи и считали, что дружба является самым совершенным из всех человеческих отношений, соединяя то, что прежде было разделено, - богов и людей. Все узы, кроме дружбы, провозглашались оковами, не заслуживающими поддержания.

Имя Пифагора было табуировано. Даже было высказано предположение, что Пифагор посвящал своих учеников посредством определённой словесной формулы, построенной на буквах собственного имени.

В 60 лет философ женился на одной из своих учениц, и она родила ему семерых детей.

Да, Пифагор дожил почти до 100 лет. Есть три версии его смерти.

1. Он отказал в посвящении некоему Килону, и тот, не простив унижения, замыслил уничтожить и своего обидчика, и его школу. Распространяя клевету о союзе, Килон возбудил в плебейской среде ненависть к нему, и однажды разъярённая толпа ворвалась в небольшое поселение, где жили пифагорейцы, подожгла их дома и убила Учителя.

2. Пифагора предали его ученики. Потом он бежал из Кротона с верными последователями и, попав в засаду, сгорел в подожжённом доме.

3. Пифагор не сгорел, ибо его ученики, живыми войдя в огонь, образовали мост из тел, чтобы Учитель прошёл по нему и спасся. Впоследствии философ умер от разрыва сердца, осознав тщетность своих усилий по просвещению человечества.

После смерти Пифагора его школа пришла в упадок.

По мнению Пифагора, мир представляет собой живое и огненное шаровидное тело, вдыхающее из окружающего беспредельного пространства пустоту. Проникая в тело мира, пустота дробит и обособляет вещи. Философ учил, что математика и её звуковое воплощение - музыка - составляют фундаментальный принцип, гармонизирующий раздробленный материальный мир.

Кстати, именно Пифагор назвал Вселенную космосом (от греч. слова в значении "украшать").

Огненный Бог Пифагора - безличное Единство, пребывающее в самом сердце Вселенной и порождающее множественность миров, организуя их в соответствии с законами гармонии, едиными для космоса и человека. Благодаря этому принципу человеческий разум способен постичь смысл всех вещей.

Пифагор утверждал, что число есть сущность всех вещей.

Музыка - главный магический инструмент, способный возносить душу по ступеням постижения Единого. Так считали пифагорейцы. Интересно, а дзен-музыка тоже на это способна? Если способна, то она является тем самым магическим инструментом пифагорейцев.

1+2+3+4=10 - знаменитый пифагорейский "тетрактис". Это "формула мира". Из единого (Первопричины) возникла двойственность (поляризация света и тьмы, небесного и земного и т. д.), из двойственности - тройственность (первопара, дополненная духом-последником), из тройственности - множественность вещей (символизируемая числом 4), а всё вместе выражалось числом 10, знаменующим феноменологическое единство Проявленного. Кроме того, первым четырём числам соответствуют 4 типа геометрических фигур, задающих свойства пространственной организации космоса:

1 - точка,

2 - прямая,

3 - плоскость,

4 - объёмное тело.

В учении различали две части: "акусиата" и "математа". Первая часть означала услышанное, т.е. положение, устно и без доказательств переданное учителем ученику. Вторая - знание, учение, наука, т.е. собственно знания.

Пифагорейцы стремились настраивать свои души в унисон с небесной симфонией. Для посвящённых устанавливался особый уклад жизни, развивающий такие гармонизирующие личность черты, как целомудрие, сдержанность, уравновешенность, чувство меры и т. п. Считалось, что поедание мяса затемняет умственные способности.

До нас не дошло ни одного текста, написанного рукой Пифагора. Древние авторы уверяли, что он вообще ничего не писал, что вполне согласуется с принципом неразглашения тайны.

Некоторые всё-таки перестали соблюдать важнейший принцип. И благодаря этому важные сведения получили огласку. Об этих "тайных знаниях" сообщали Аристотель, Овидий, Аэций, Диоген Лаэртский.

В IV в. неоплатоник Ямвлих собрал 39 символических изречений Пифагора. 10 из них наиболее важные. Я выделю из этих 10 четыре самых-самых:

1. Отклоняйся от дорог исхоженных, используй нехоженые пути.

2. Помогай человеку в поднятии тяжести, но не помогай в сложении её.

3. Выйдя из своего дома, не возвращайся, иначе в нём будут обитать фурии.

4. Поднявшись с постели, сгладь отпечатки тела.

С именем Пифагора связывают также загадочные "Золотые стихи". В них возможно содержатся знания, которые Мастер и его последователи решили открыть непосвящённым. Эти стихи нужно было читать ежедневно утром и вечером. Стихи состояли из трёх частей: приготовление, очищение и совершенствование. Эти три части были степенями посвящения.

Из "Приготовления" следует, что нужно сохранять веру и чтить память великих героев.

В "Очищении" говорилось, что нужно уважать не только мать и отца, но и родных по крови; что с мощным усилием воли можно обуздать жадность, лень, похоть и гнев; что лучше не совершать дурных поступков как наедине, так и на людях; что нужно быть справедливым и в словах, и в поступках своих, следуя в них веленьям ума и закона; что в ходе людских рассуждений есть много дурных путей и много добрых, и что нужно зорко вглядеться, чтобы выбрать настоящий путь; что не нужно браться за неизвестное дело, сначала ему научиться нужно - и счастья достигнешь; что нужно в жизни соблюдать порядок; что нужно делать лишь то, что тебя ни сейчас, ни потом не погубит.

В части "Совершенствование" сокрыты тайны Природы Мира и Вечного. Познай их и станешь богом.

Во время очищения нужно отказаться от мяса, ибо поедание мяса затемняет умственные способности.