Зоина жизнь продолжение 1

Валентина Телухова
Глава седьмая. Берегиня


До воскресения было еще четыре дня. Оля считала, что время идет слишком медленно. Дни казались ей такими длинными. А когда осталось подождать всего один день, случилась настоящая беда. Прямо на работу пришел к Ангелине Викторовне её сын - подросток Коля.

-Коля? Случилось что-то?

-Случилось.

-Кто? Мой брат?

Коля покачал головой отрицательно.

-Кто? Мой племянник?

И опять отрицательное покачивание головой.

-П-а-па?

Сын молча протянул матери казенный конвертик из желтоватой бумаги.

Дрожащим и руками вынула Ангелина Викторовна извещение.

-Я ничего не вижу. Читай, что там написано?

-Я уже наизусть знаю, что там написано. Написано, что Петров Владимир Андреевич погиб в боях за Родину под Смоленском. Захоронен в братской могиле.

-Это что же получается? Я его болшьше НИКОГДА не увижу? Как же так? А кого же я теперь с войны ждать буду? За кого молиться буду?  О ком думать буду каждую минуту? Сынок, выходит мы одни на свете остались? А сестренке ты сказал?

-Нет. Она у соседей играет. Маленькая она еще. Не поймет ничего.

-И то верно. Не детская эта ноша.

А весть о том, что Ангелина Викторовна получила похоронку на мужа быстро распространилась и среди взрослых и среди детей.  Девочки окружили свою любимую воспитательницу плотным кольцом и обнимали её. За ними стояли мальчики. Они выражали свое сочувствие скорбным молчанием. Дядя Миша вдруг достал из своего стола початую бутылку, плеснул в стакан.

-За помин души.

-За помин души, - эхом отозвалась Ангелина Викторовна.

-Ничего, ты сильная, устоишь, - сказал дядя Миша. - И у тебя дети. Двое своих и государственных почти сто человек. И все за твоей спиной.Нужно жить.

-Нужно жить. А у меня нет выбора. Нужно жить.

Что и говорить, но Оля не ждала визита к фотографу в воскресение. И девочка сильно удивилась, когда в полдень в детдом пришла Ангелина Викторовна. Она заплела  девочке волосы в корзиночку, повязала красивый бантик, принесенный из дома,оглядела ребенка материнским взглядом.

Зою взяли с собой тоже. Сфотографировались они тогда втроем. И потом, годы спустя, Зоя показывала эту фотографию своему внуку.

-А это кто?

-Это Ангелина Викторовна. Наша Берегиня.
Да. Берегиня. А каким словом еще можно было обозначить её заботу о сиротах? Её самоотверженный труд и даже отвагу и героизм?

-Героизм?

-Да. Героизм. Вот послушай, я тебе расскажду одну историю. Нам привезли уже в конце войны девочку. Сняли с поезда. Она побиралась и была беспризорной.  Звали её Лидочка. Её сразу остригли, помыли, переодели , накормили, дали ей место в спальне. Только все заметили, как Лида кашляла.Ангелина Викторовна пригласила врача из госпиталя. Владимир Константинович нас лечил добровольно и бескорыстно. Он пришел и Лиду осмотрел. Встревожился.

Ангелина Викторовна освободила свой кабинет и поместила туда Лидочку. Подходить к дверям кабинета и разговаривать с девочкой нам запретили. Услышала я тогда это страшное слово - туберкулез.
 Ни в детскую больницу городскую, ни во взрослую девочку не взяли.

-Да у меня здесь сотня детей. Я должна думать об их безопасности.

-Вот и думай, - говорили ей чиновники и давали предписания - отчислить Лидочку.

-И куда мне её? Опять на вокзал отвести? Не дождутся.

Владимир Константинович принес лекарства, показал как делать уколы.
Он даже дополнительное питание выхлопотал для больного ребенка, как солдату. И каждый день дежурные по очереди ходили в госпиталь и приносили хорошую еду. Даже лечебный хлеб из пророщенных зерен пшеницы приносили для Лидочки. Говорят, что рецепт этого хлеба сам Сталин одобрил.

Дядя Миша раздобыл народное средство против этой болезни. Я рецепт точно не знаю, но делали его из орехов маньджурского дуба. Прямо в кожуре складывали орехи в кувшин, заливали медом, и на год кувшин закапывали в глубокую яму у корней дерева.

А через год кувшин доставали.В нем образовывалась такая черная,  с очень приятным запахом леса, жидкость. Вот её и разводили теплой водой и давали пить Лидочке этот раствор. По моему ложку на стакан воды и три раза в день. В детском доме мыли полы с отваром полыни. Мальчики из тайги приносили веточки пихты и ели и клали в комнатах у порога.

-Выздоровела девочка?

-Выздоровела. Доктор осмотрел её, сделал анализы в своей лаборатории и потом сказал, что Лидочка и сама вне опасностии и не опасна для окружающих. Но все равно еще полгода Лида жила в кабинете одна, а каждый месяц её дядя Миша возил в госпиталь на анализы, а через полгода сделали снимок легких.

-Ничего не вижу, просто ничего. Здоровый ребенок. Мы - победили.

Все так радовались! Лиду перевели в спальню, она стала ходить в школу со сверстниками, и хоть много пропустила, а догнала всех и училась лучше всех. Она была талантливой очень. Адрес полевой почты мамы своей она помнила наизусть. Написала письмо на фронт. Мама после ранения была отпущена с войны. Это был первый случай, когда к нам в детский дом пришла мама за своим ребенком.

-Не чаяла я тебя, девочка, опять увидеть и обнять. Мне ведь даже написали, что тебя нет на свете. А ведь и папа твой тебе приветы шлет. Он надеется дожить до Победы. Он - фронтовой шофер. Мы в родной наш Борисоглебск вернемся. Город тихий и уютный. Там у нас полгорода родни.Вот туда мы с тобой и поедем. А ведь и ты там родилась. Восстановим тебе документы о рождении. Планов у нас много.

-Мы слушали, улыбались и верили, что теперь, после войны, будет всем счастье.Бывают, внучек, хорошие люди, а бывают очень хорошие люди. Ангелина Викторовна была очень хорошим человеком. Бог очень часто был на её стороне.