От Кубани до Берлина часть 2

Николай Мринский
И над Берлином преклонённым
Пылает наш советский флаг,
Облитый кровью, опалённый,
Пробитый пулями в боях.

Пришлось задержаться на часок и поговорить по душам». Создавались штурмовые отряды и группы, усиленные танками, артиллерией, огнемётчиками, сапёрами. При штурме сильно укреплённых объектов были очень эффективны артиллерийские группы. Одна из штурмовых групп была создана в 301-й Сталинской (Донецкой) ордена Суворова II ст. сд во время штурма Анхальтского вокзала, превращённого немцами в сильный опорный пункт на подступах к правительственным кварталам. Важно знать и помнить, что именно 301-я сд, сформированная в кубанских станицах Славянская и Анастасиевская под командованием Героя Советского Союза ген. В.С. Антонова при поддержке и во взаимодействии с 230-й и 248-й дивизиями 9-го стрелкового корпуса ген.-лейтенанта И.П. Рослого, в ночь на 2 мая полностью овладела логовом нацистов – имперской канцелярией и её подземными сооружениями. Здание на картах наших командиров было обозначено, как объект 153 и напоминало крепость. Оно было построено уже при Гитлере и должно было даже внешним видом подавлять каждого, кто его видел, олицетворять вечность, незыблемость «тысячелетнего» рейха. 9-й Краснознамённый стрелковый корпус входил в состав 5-й Ударной армии ген.-полковника Н.Э. Берзарина, выполнявшей особо важную боевую задачу – захват правительственных зданий: МИД, государственного почтампа, министерства финансов, министерства юстиции и т. д.), расположенных в центре Берлина. Кроме того, 301-я дивизия с 28 по 30 апреля овладела зданием гестапо, домом лётчиков, зданием министерства авиации, Анхальтским вокзалом и другими важными учреждениями.

Наши кубанские девушки, связистки из станицы Славянской, пленили группу эсэсовцев, выползавших из тоннелей прямо на штаб 301-й сд. Инструктор горкома партии из Краснодара А.В. Никулина на политработе в РККА оказалась добровольно. Прошла боевой путь от Краснодара до Берлина. В составе штурмовой группы стрелкового батальона капитана Ф.К. Шаповалова, 1 мая 1945 г. водрузила Красное Знамя над дымящейся имперской канцелярией (малый рейхстаг). "Через главный вход, - вспоминал после Победы Герой Советского Союза Иван Павлович Рослый об осмотре здания, - прошли в просторный вестибюль с высоким потолком. Он производил мрачное впечатление, которое усугублялось скудным освещением. На стенах не было привычных картин и гобеленов, на полу - ковров: все убрали из-за частых массированных бомбардировок. По потолку и по одной из стен змеились гигантские трещины. Многие оконные стекла были заменены картонными и фанерными листами. Сторона, выходящая на старую имперскую канцелярию, была отгорожена дощатыми щитами, прикрывавшими поврежденную бомбами стену. Длинная анфилада мрачных комнат и приёмных кончалась круглым залом. Высокие, украшенные бронзой двери, вели из зала в кабинет Гитлера - огромное помещение, в конце которого стоял большой письменный стол, а в углу - громадный глобус на подставке из полированного дерева... На полу лежали клочья дорогих гобеленов, осколки хрусталя и фарфора, россыпи железных крестов... Свершилось то, что непременно должно было свершиться». Более 115 кубанцев Героев Советского Союза принимали активное участие в последней и решающей битве за Берлин.

Командир гв. стрелкового полка из села Новокубанское (ныне г. Новокубанск) п/п-к И.С. Колесников уже Героем окружал столицу врага. Его станичник Н.Н. Вербин ворвался в логово зверя как Герой. Дважды Герой Советского Союза, ген.-л-нт Е.Я. Савицкий из Новороссийска, командир 3-го авиакорпуса со своими истребителями - кубанскими соколами за последние 2 года войны сбил 1953 вражеских самолёта. В небе Германии лично одержал последние три победы, доведя счёт до 22 самолётов противника и 2 самолёта уничтожил в составе группы. Легендарный авиационный командир и признанный воздушный боец здесь же совершил свой последний, 216-й боевой вылет. Свой первый "мессер" он сбил под Москвой в конце 1941 г., но и сам попал под удар - спасла бронеспинкаа. Крайний, легкий "Физлер-Шторх", Савицкий сбил над самым центром Берлина 27 апреля 1945 г. По традиции, принятой среди советских асов, этот легкий, часто безоружный самолёт не был записан на личный счет: у рыцарей всех времен легкая добыча считалась презренной. Евгений Яковлевич вспоминал, что с воздуха над Берлином наблюдалась ужасающая картина. Казалось горит вся Германия! В воздухе было так много авиации, что порой было трудно понять, кто свой и кто чужой. 1 Мая 1945 г. 18 советских истребителей участвовали в пролёте над Берлином и сбросили на Рейхстаг красные полотнища с надписью "Победа". Дочь Маршала Савицкого, Светлана, стала лётчиком-космонавтом, совершила 2 полёта в космос. Казак из станицы Ивановской И.П. Горбачёв со своими гвардейцами штурмовал рейхстаг.

За него упорные бои начала утром 30 апреля 150-я сд ген.-майора В.М. Шатилова. Огромное здание было сделано из тёмно-коричневого гранита со стенами толщиной два метра, которые не брали снаряды. После мощного налёта крупнокалиберной артиллерией, сделавшей проломы в дверях и окнах, батальоны К.Я. Самсонова (171-й сд) и С.А. Неустроева (150-й сд) ворвались в здание и завязали жаркие бои у главного входа. Немцы, численностью до 5 тыс. чел. оказывали ожесточённое сопротивление, часто переходившее в рукопашные схватки за каждую комнату, каждый этаж. В 1985 г. накануне 40-летия Победы ВОВ ген.-п-к в отставке, Герой Советского Союза Василий Митрофанович Шатилов во время беседы с корреспондентом журнала "Советское военное обозрение" вспоминал: "30 апреля, когда дивизию отделяли от рейхстага всего 360 м, я ранним утром поднялся на четвёртый этаж дома, стоявшего на берегу у Шпрее. Увидел в окно серое, мрачное здание, побитое минами и снарядами, с замурованными кирпичом дверями и окнами. Из амбразур торчали стволы орудий и пулемётов. На площади перед рейхстагом виднелись траншеи и ходы сообщения, за ними - закопанные в землю по башни танки и самоходки, а другие стояли в готовности к контратаке. В самом здании могли укрыться до 6 тысяч фашистов. В час дня я отдал приказ артиллерии открыть огонь. Обстрел продолжался 30 минут. Затем две небольшие штурмовые группы пошли в атаку. Солдаты продвигались один за другим по-пластунски. Среди них находились и те, кто нёс красное Знамя Победы. Все взгляды были обращены в их сторону...

Поздно вечером 30 апреля, в 21 час 50 мин. по московскому времени, сержанты Михаил Егоров и Мелитон Кантария водрузили на купол рейхстага Знамя Победы. Командующий 3-й Ударной армией В.И. Кузнецов позвонил маршалу Жукову и доложил, что Красное Знамя реет над рейхстагом. Бои в нём продолжались ещё более суток..." К утру 2 мая, к 6 часам, гарнизон рейхстага прекратил сопротивление, выбросил белый флаг и сдался. 150-я сд овладела всем комплексом зданий рейхстага. Её расформировали в декабре 1946 г. и предали забвению. Это было связано, по мнению ген. Шатилова, с опалой маршала Жукова. Историческая справедливость в отношении 150-й Идрицкой ордена Кутузова мотострелковой дивизии была восстановлена в 2016 г. Теперь она в составе ВС РФ и живёт полнокровной армейской жизнью, умножая традиции фронтовиков. Далее о подвиге командира орудия 7-й пушечной артбатареи 823-го артполка (301-я сд., 9-й с.к., 5-я ударная армия, 1-й Белорусский фронт) старшины Г.А. Бочарникова, урож. станицы Новорождественской Тихорецкого района. В ночь на 24 апреля 1945 г., когда на паромах и по только что наведённому мосту полным ходом шло форсирование р. Шпрее, 230-й с.д., которая выходила на плацдарм в направлении столичного Трептов-парка, создалась реальная угроза срыва переправы. Но 7-я артбатарея дружным огнём встретила атакующие гитлеровские танки. В это время был тяжело ранен командир пушечной батареи капитан Курдюков. Старшина Георгий Бочарников принял командование батареей на себя, хотя и сам был ранен в голову.

Под продолжающимся вражеским огнём он успешно организовал переправу орудий через водную преграду и в бою за плацдарм, умело командуя расчётами пушечной батареи отразил 8 контратак противника. С 27 апреля по 2 мая Г.А. Бочарников прямой наводкой из орудия оказал огневую поддержку штурмовой группе в продвижении к рейхстагу. В одном из заключительных боёв ВОВ командир орудия старшина Бочарников первым выкатил орудие по берлинской Вильгельмштрассе на Вильгельмплац и произвёл точный выстрел по парадным дверям гитлеровской имперской канцелярии. За штурм рейхстага весной 1946 г. Георгию Алексеевичу было присвоено звание Героя Сов. Союза. Командир роты 40-й гв. танковой бригады 11-го гв. танкового корпуса 1-й гв. танковой армии 1-го Белорусского фронта, гв. ст. л-нт Назаренко, 1921 г. р., урож. Новороссийска, с февраля 1943 г. проявлял смелость и отвагу в боях. 22 апреля 1945 г., действуя в составе штурмовой группы, его танкисты решительно продвигаясь, вышли к окраине Берлина. Ворвавшись в город, рота очистила 12 кварталов, захватила переправу через канал и обеспечила вступление в Берлин наших частей. В этих боях только ротой Назаренко было уничтожено 3 танка, 8 орудий, много вражеских солдат и офицеров. Проявляя исключительную храбрость, он лично поднимал и вёл в атаку солдат. Был тяжело ранен. За проявленную храбрость и геройство в боях за столицу рейха, смелые и дерзкие действия в уличных сватках с противником Александру Константиновичу Назаренко 31 мая 1945 г. присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 7081).

Продолжение следует в части  3                http://proza.ru/2021/05/12/933