Тема Сталина в семье
Тема Сталина в семье
В марте 1953 в нашей семье смерть Сталина не комментировали, при мне, во всяком случае. Возможно, меня, 12-летнего, оберегали. Или опасались "утечки". Мало ли что может сболтнуть пацан. Тема опасная. "Дело врачей" в самом разгаре, бдительность "простой советской женщины Лидии Тимашук" – образец для подражания, а тут, как назло, и мама и оба её брата – медики, убийцы в белых халатах, безродные космополиты...
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
= = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = =
К тому же, квартира коммунальная, еврейская семья – только наша, свои соседи - люди порядочные, но в огромном 6-этажном доме есть и другие квартиры. В одной из них живет дворничиха, татарка Калиса, всю окупацию прятавшая на чердаке две еврейские семьи. Зато в другой живёт некая Женька Мирошниченко, выдававшая немцам евреев.
Так что, лучше при мальчишке эту тему не обсуждать.
Хотя теперь я думаю, что были и другие причины:
Мама моя всю жизнь была очень просоветски настроена, а дедушка не разделял её восторгов, и, скорее всего, решил эту тему с ней не обсуждать.
В разговорах на идиш со своими сверстниками он был откровеннее. А поскольку взрослые считали, что я идиш не понимаю ( а я их не разубеждал), то разговоры велись и при мне. Помню, что обсуждалась ежовщина, антисемитизм, рассказывались анекдоты.
Вот один из запомнившихся. Еврей спрашивает у раввина:
-"Зачем вокруг Кремля такие высокие стены?"
–"Чтобы разбойники и убийцы не перелезли"
-"Фун ванэн?" (Откуда?)
-"Фун данэн!" (Оттуда!)
Можете себе представить, на сколько лет тянул этот анекдотик.
Перескажи я его кому нибудь,- превратился бы в Павлика Морозова...
Иллюстрацией идеологической трещины в семье может служить такой факт:
Услышав 4 марта 1953 года по радио в очередном "Бюллетене о состоянии здоровья И.В.Сталина" про "дыхание Чейн-Стокса" (признак агонии), мама произнесла на идиш:
"Хоб их мыйрэ фар ди гайнтике нахт" (Боюсь я за сегодняшнюю ночь),
на что дедушка отреагировал своеобразно:
"Уйб азой, зэй махн тройрикэн дос 8 март ойх" (Если так, они и 8 марта сделают траурным)
Я же нацепил на рукав мамин черный поясок и вышел во двор, где тут-же был жестоко избит дворовой шпаной:
"Ах, ты ж сучонок! Сначала вы, врачи жидовские проклятые, его убили, а теперь траур цепляете!"
Ещё одной проблемой, связанной со Сталиным, были газеты. Выписывались "Известия" и харьковская "Красное Знамя", а потом, для меня, ещё и "Пионерская правда". Очень часто в какой-нибудь из них на первой странице был портрет Сталина. И задача заключалась в том, куда потом эту газету девать. Непонятно, что было опасней:
Порвать? Выбросить в мусор? Не дай бог, отправить в туалет?
Дедушка тщательно собирал эти газеты и относил в подпольную молельню (синагоги в Харькове, естественно, не было. В её здании разместили дворец спорта Спартак).
Молельня ("шул" на идиш, так же, как и школа. Поэтому фамилия Альтшуллер означает совсем не "старый ученик",
а – приверженец старой пражской синагоги, своего рода – старовер) находилась в частном домике и отапливалась печкой.
Как выходили из положения в других семьях, я до сих пор не знаю. Нигде об этом не читал.
Может кто нибудь постарше расскажет?
= = В.Давидович = =