Блокада Ленинграда

Владимир Петропавловский
Стыковка
Записки И.Д. Коршунова
« Память человеческая, даже самая ясная, не всегда способна воспроизвести былое с абсолютной точностью».
С.М. Штеменко. Генеральный штаб в годы войны. 1968 г.

     Спустя более чем тридцать лет ярче вспоминается то, что сам пережил, сам видел, сам почувствовал. Помогают пожелтевшие фотографии, письма, газеты, зарисовки военных лет, записи из дневника.
     Некоторые даты глубоко врезались в память.
11 января 1942 года. Принято решение Государственного Комитета Обороны о строительстве железнодорожной линии от станции Войбокало до ст. Коса, на песчаном полуострове Ладожского озера.
17 января 1942 г. Началась напряженная, полная мужества и самопожертвования трудовая жизнь по строительству Приладожской железной дороги. В первый день вышли геодезисты, рабочие развозили материальные ценности, чтобы предотвратить скопление в одном месте.
18 января. Вышли на трассу. Узкая тропинка, протоптанная геодезистами, петляла между деревьями, уводя в сторону Ладоги.
21 января. Приступили к земляным работам. Не хватало гравийно-песчаной смеси под шпалы. Да и не откуда было ее взять. Смелая инженерная мысль главного инженера Ермохина предложила воспользоваться утрамбованным снегом. Такой снег выдерживал тяжесть вагонов и паровозов.
27 января. Проложено четыре километра пути и на нем открылось движение.
«Дорога жизни» в представлении большинства людей в то время – это бесконечный простор Ладожского озера: по льду проложены две снежные колеи, по которым днем и ночью, в пургу и мороз, под обстрелом и бомбежками идут колонны автомашин.
«Однако «Дорога жизни» - нечто большее» - говорил нам начальник желдорвойск Ленфронта полковник В.А. Николаев (Начальник ЖДВ УВВР-2 Ленинградского фронта с 10.02.1942 г. по 13.03.1943 г. прим. ИМЗ).
И действительно – эта дорога состояла из нескольких железнодорожных путей и веток, сухопутных дорог. В этом мы убедились, строя эту дорогу.
Строительство Приладожской железной  дороги явилось живым свидетельством заботы Коммунистической партии и Советского правительства о Ленинграде. Возглавлял эту стройку, получившую № 42, видный организатор строительства железных дорог в стране Александр Савельевич Черный. Его заместитель И.Г. Зубков. Заместителем по политчасти был И.Л. Сова, главным инженером инициативный П.Г. Ермохин.
     Работу производили строительные отряды НКПС № 97 и № 101, переброшенные с участка Вологда – Архангельск – Обозерская, восстановительные поезда № 3, 10 бис и связьрем № 1. Прибыли из Ленинграда отряды Ленметростроя, численностью 1290 человек, люди изможденные голодом, но с твердой решимостью помочь Ленинграду.
     На помощь прибыли еще три рабочих батальона, состоящие из ленинградок. Позже прибыли 40 и 22 отдельные железнодорожные батальоны 11-й железнодорожной бригады ( 40 отдельный восстановительный ж.д. батальон с 26.06.1941 г. по 30.03.1943 г. подчинялся 9 ождбр, и только с 30.03.1943 г.  11 ождбр, командир батальона майор Михайлов А.М.  22 отдельный мостовой ж.д. батальон входил в состав 11 ождбр, командир батальона майор Погодин М.А. прим. ИМЗ). Строительство железной дороги проходило в сложных условиях. Мерзлый грунт, морозы до 25-30 градусов, глубокий снег, сильные Ладожские ветры, пурга – все это изнуряло людей. Рабочие были сильно истощены, в особенности, прибывшие из Ленинграда, многие из них не имели теплой одежды и обуви для работ на трассе в суровую зиму. Много тогда погибло людей, в особенности метростроевцев. Здесь же их хоронили вдоль трассы, эта была дорога на людских костях.
     Понимая, как нужна Ленинграду эта дорога, строители мужественно и стойко преодолевали все трудности и невзгоды. Коммунисты первыми показывали пример стойкости, подтягивая отстающих, помогая ослабевшим товарищам.
     3 февраля 1942 г., в самые трудные дни газета строительства №42  «На стройке» опубликовала обращение члена Военного Совета Ленфронта тов. Жданова А.А. к строителям. Слова обращения, проникнутые тревогой за судьбы ленинградцев, звали к скорейшему окончанию строительства, чтобы помочь женщинам и детям. Построить дорогу, - значит дать хлеб городу, горючее и боеприпасы Красной Армии, ускорить разгром врага под Ленинградом. В обращении говорилось: « Постройкой этой дороги вы решаете задачу государственной важности. Ленинград переживает тяжелые и суровые дни… Несмотря на это, город крепко стоит на боевом посту». Это обращение еще выше подняло боевой дух строителей.
     Стали летать фашистские разведывательные самолеты, вслед за ними бомбардировщики. Не раз повреждались железнодорожные пути, были убитые. Но ничто не могло помешать трудовым порывам. Недосыпая, недоедая, с неограниченным рабочим днем шли строители к трудовой победе.
5 февраля 1942 г. Досрочно построена ж.д. линия до Лаврово.
10 февраля 1942 г. На работу вышли с рассветом. Сегодня должен проследовать первый эшелон с продовольствием до Кобоны. В 12-м часу ночи был забит последний костыль. Стоявший в ожидании этой минуты паровоз, осветил место работы, дал свисток. Раздались крики «Ура!». Паровоз с составом медленно прошел сквозь многочисленный строй строителей, праздновавших радость трудовой победы. Стали высоко подбрасывать шапки вверх.
     Осуществлена стыковка железнодорожных и ледовых путей. Несколько позднее эту линию довели до Косы. Теперь грузы доставлялись по железной дороге к самому озеру. Автотранспортный путь не превышал 33 километров чисто ледовой дороги, от берега до берега. Доставка грузов автомобилями увеличилась более, чем вдвое, и составляла 3000-4000 тонн в сутки.
     Это радовало ленинградцев, строителей дороги и воинов железнодорожных войск. Так железнодорожные войска и спецформирования НКПС, выполняя постановление Государственного Комитета Обороны, помогли сократить автомобильный пробег с 320 до 30 километров. А поезда шли и шли по снежной дороге, доставляя все необходимое для ленинградцев, везли обратно вагоны с людьми. Приближалась долгожданная весна. Она стала нашим другом и врагом, растапливая утрамбованный снег под шпалами. И тогда, параллельно с дорогой рыли в лесу ямы и траншеи, носили носилками талую землю и заменяли снег.
     Железная дорога выполняла свою роль и летом, когда началась навигация на Ладожском озере.

Июль 1974 г.              Коршунов     г. Ленинград
Архив Историко-Мемориального Зала ЖДВ 2020 г. В.Петропавловский