Глава 2. Мой выбор

Майя Аргамакова
Заканчивая 1-ю часть мемуаров "Детство", я писала, что по окончании 7 класса, в связи с печальными событиями в нашей семье, в свои 15 лет я не была готова к выбору профессии. Вот моя карельская подруга Галя Абульханова уже в этом возрасте была цельным человеком: как мечтала стать врачом, так после 7 класса поступила в Медицинское училище в Петрозаводске. И в своей любимой профессии достигла многого, кандидат медицинских наук. А я в детстве полюбила музыку, благодаря радио (больше ничего в то время не было). По радио транслировали симфоническую и инструментальную музыку, оперы, романсы, песни. Мне нравилось звучание виолончели ( я не знала, как выглядит виолончель). Музыкальной школы в Суоярви не было. Я просила родителей отправить меня учиться музыке в Петрозаводск. Жить там надо было в интернате. Родители не согласились. Я не долго горевала. Видимо, во мне мамины гены, она пела, и мне тоже это нравилось. Оставалось только петь, выступать в школе на концертах. В то время я не мечтала о будущей профессии,
как Галя.

Но жизнь коварная такая! Всё враз переменилось, и мне пришлось решать эту проблему неожиданно скоро, да ещё в состоянии депрессии по поводу трагедии в семье и крушению моих планов закончить десятилетку. Ничего, кроме школы я не знала. По совету тёти Лиды (она работала в администрации Педагогического института им. Герцена)я "решила" пойти в учителя и сдала документы в 1-е Ленинградское педагогическое училище им. Н.А.Некрасова. Это не было моей мечтой. Но сейчас, по прошествии лет, я понимаю, что из всего возможного этот выбор был удачным. Моя профессиональная жизнь сложилась хорошо.
А мечта моя о музыке всю жизнь оставалась со мной и реализовывалась разными путями до сегодняшнего времени, о чём я расскажу в дальнейшем повествовании.

Итак, я в Педучилище на Звенигородской,10. Пятиэтажное здание, на первом этаже гардероб, физкультурный зал, буфет. На втором этаже кабинет директора, учительская, актовый зал и 3 классных помещения. В рекреации стоял рояль для общего пользования. На 3, 4, 5  этажах кабинеты и классы.
Учиться надо было 4 года. Первые два года программа была как в школе, иностранный язык только факультативно. А с 3-го курса прибавились специальные предметы: психология, педагогика, методики преподавания, практики.

Что мне показалось интересным в отличие от школы?
В училище одни девочки! Ни одного мальчика на всех 4-х курсах.

Преподавали музыку и пение, потому что учитель начальных классов в то время вёл все предметы, в том числе пение и физкультуру. У нас проверили слух, ритм, голос, руки и разделили по муз. специальностям: скрипка, фортепьяно и народные инструменты (домра). В училище был оркестр народных инструментов. Меня записали в класс скрипки. Я была очень рада. И все должны были петь в хоре училища. Вот оно, моё! Мама где-то приобрела мне подержанную скрипку в тяжёлом деревянном футляре. Об этом подробно позже.

Физкультура была 2 раза в неделю. Оборудованный зал. Общая физическая подготовка, спортивная и художественная гимнастика, даже основы танца. Осенью и весной занимались на стадионе лёгкой атлетикой, сдавали нормы ГТО, зимой сдавали нормы по лыжам в ЦПКиО, плавание в бассейне. На старших курсах изучали на практике программы нач. классов по физкультуре.
В классе были две подружки: Таня Сёмина и Женя Тесленко. Они занимались в группе художественной гимнастики. Мне тоже захотелось. Но у меня ничего не получалось: не было природной гибкости, растяжки, пропорций. Пробовала в спортивной гимнастике - была очень слаба для спортивных снарядов. Зато в танцах была на высоте. Но сдавала все спортивные нормы на отлично, выкладываясь изо всех сил. Такой уж был характер.

Уроки по всем предметам, как в школе - 45 минут. Классы со столами. Химия, физика, биология в спец. кабинетах. Но нагрузка как в техникуме: 5-6 уроков, музыка, физкультура, хор, кружки - после уроков. Так что утром из дома в 8 часов и в училище до 16 часов, потом дорога домой на автобусе или трамвае. Домашние задания. Но усталости я не чувствовала. Было очень интересно. Учиться я любила. При такой нагрузке я за первый год в училище скинула все набранные килограммы за подростковый период, весила 42 килограмма. Питание дома было аховое. Мама давала рубль на всё- дорога, перекус в училище. Я в буфете брала самое дешёвое: винегрет с кусочком хлеба и чай, иногда просто пирожок с чаем. После еды у меня болел желудок (был гастрит), так что часто пропускала буфет, зато можно было на сэкономленные деньги сходить в кино в к/театр "Молния", где каждую неделю показывали новый фильм.
Ещё памятно, что в училище пошла в мамином шерстяном платье голубого цвета и все 4 года, даже на выпускной фотографии я в нём. Правда, от времени поизносилось, пришлось заменить воротник и манжеты, покрасить платье в чёрный цвет. Вот такая была жизнь...
 
        (Продолжение следует)
Фото на ученический билет в училище. 1952 год.