Червонец

Вадим Светашов
                Червонец.

          Конец апреля. Ясный солнечный день. Снег только недавно сошёл и весёлыми ручейками  скатился в ближайшую речку. Жаркое солнце начинает выпаривать оставшуюся снеговую влагу. Над обширной поляной рядом с высоким смешанным лесом дрожит лёгкое марево от испарений. На опушке леса показалось несколько молодых, ярко-зелёных листиков кислого щавеля, похожих на наконечники стрел.
          Матово блестящее яичко бабочки, величиной с маковое зёрнышко, прикреплённое к нижней стороне сухого, прошлогоднего листочка щавеля, вдруг шевельнулось и лопнуло. Из него медленно и неуверенно выползла маленькая зелёненькая гусеница с крошечной чёрной головкой. Под соседним сухим листочком щавеля происходило то же самое. И рядом, и рядом… Гусеницы, недолго пролежав неподвижно, слегка обсохли и двинулись в своё первое в жизни путешествие. Причём все они ползли в одном направлении, как бы заранее зная, где ждёт их обильное угощение.
          Достигнув молодых зелёных росточков щавеля, они поспешно заползали внутрь ещё не раскрывшегося листка и вгрызались в сочную мякоть листовой пластинки. Теперь вся цель их жизни состояла в том, чтобы есть, есть и есть… и так целых два месяца, до конца июня. По мере роста цвет туловища постепенно менялся от светло- зелёного до тёмно зелёного, на голове появились белые полоски, которые расширялись, пока чёрный цвет не исчез полностью. В конце июня движения их становились всё более вялыми, и, наконец, гусеницы переползали на нижние листья растения к самой земле. Здесь прикрепляли себя нитями-паутинками к нижней поверхности листа и замирали, превращаясь в небольших пятнистых куколок.
Так продолжалось две недели. На четырнадцатый день одна из куколок шевельнулась и начала прогибаться. Длилось это недолго: кожистая оболочка на спине лопнула, и показались членистые лапки, затем голова с блестящими глазками. Постепенно из оболочки выбрался какой-то мокрый рыжеватый комок и медленно переполз на солнечную сторону листка. Пустая сухая шкурка куколки осталась висеть снизу.
          Подсыхая, комок расправлялся. И вот на его месте сидит ярко-оранжевое, блестящее четырёхкрылое создание с чёрной оторочкой по внешней стороне крыльев. Передние крылья треугольные, задние округлые. Да это же бабочка! И называется она червонец огненный!
          Легко оторвавшись от цветка, бабочка вспорхнула на ближайший цветок. Собранный в спиральку хоботок распрямился и вонзился в пестик цветка, на дне которогонаходился сладкий нектар. Высосав нектар полностью, червонец перелетел на следующий цветок. Рядом опустилась точно такая же бабочки. И ещё… но к ним подсаживается бабочка не совсем похожая. Размах крыльев одинаковый, около четырех сантиметров, а по тускло-оранжевым крыльям разбросаны чёрные пятна. Давайте-ка разберёмся! Да это же самки червонца!
          Вот они дружно сорвались с места и замелькали над опушкой леса и над густой травой поляны, словно огоньки или частички яркого пламени. Полтора месяца беззаботно летают они над лугами, полянами и просеками, питаясь нектаром цветов, радуя глаз. Приближается конец августа, цветов становится всё меньше, их пестики грубеют, хоботок уже не так легко пробивается внутрь, добывать пропитание становится труднее. Бабочки становятся всё более вялыми. Самки отделяются от общей компании, забираются под нижние листья щавеля, и откладывают на них мелкие тёмные яички, каждое по-отдельности. Питаться бабочки прекращают и быстро погибают. Круговорот жизни завершился, чтобы весной повториться.