Фильм Последняя дуэль

Надежда Секретарева
    При просмотре этого фильма возникает недоумение, а что имели ввиду авторы,
что они хотели сказать зрителю, какую свою позицию заявить, какой новый взгляд показать? Неизвестно. Были ли у них консультанты? Или авторы их не слушали...

    Само название - Последняя дуэль , как бы напоминает, что дуэлей было несколько, тех дуэлей, на которые вызывал Пушкин и которые, к счастью, не принесли никому вреда, а вот на последней он был смертельно ранен, неудачное название, потому что оно ставит последнюю дуэль в ряд предыдущих, а это было не так - на последнюю дуэль Пушкин не вызывал Дантеса, вызвал Пушкина барон Геккерн,
а Дантес вышел к барьеру вместо так называемого отца.
    Зачем натяжки, передергивания, подтасовки, подмены.
Начну с того, что фильм начинается воспоминаниями Данзаса, но он не делал никаких записей ни сразу после дуэли, ни после. Воспоминания Данзаса записаны с его слов Амосовым, а это ведь не одно и то же.
    Анонимное письмо было доставлено в дом Пушкина по почте и утром. Граф Соллогуб был у поэта утром того дня, застав его спокойно работающем в кабинете, то есть никакого скандала с пароксизмами ревности в доме не было.
    Карамзина Е.А. не отказывала от дома, а напротив, Дантес был принят в доме ,
Карамзины-Вяземские принимали его с любовью и были на его стороне. Хотя она была строга и серьезна и вполне могла охладить пыл Дантеса и остановить злословие Софьи Николаевны, но она этого не сделала.
    Вяземские не сожгли анонимное письмо, да, получив его и ознакомившись, они почувствовали желание бросить его в огонь, но не бросили - князь Вяземский послал
его вместе со своим письмом Великому князю Михаилу.
    Кобели с хвостами трубочками, свиньи и корыта - это из писем Пушкина написанных раньше, в 1836 году его филиппики по поводу кокетства жены закончились.
    Пушкин узнал, что у его Мадонны ручка тяжеленька несколько ранее - за ухаживание за Амалией Крюденер.
    Пушкин был ранен на дуэли в область паха, зачем авторам фильма потребовалось
изменять место ранения поэта, это выглядит странно, дуэльный жилет Пушкина находится в открытой экспозиции музея...
    Данзас в фильме говорит, что жандармы знали о дуэли и по ошибке были посланы не туда. Ну, откуда Данзас мог об этом знать? Кто мог сообщить жандармам? Знали
о месте дуэли только четыре человека. Кто же из них мог сообщить жандармам? Пушкин, Дантес, дАршиак или сам Данзас? Геккерн прислал карету и вполне мог посадить в нее несколько жандармов - и дуэль предотвращена,правда, - с потерей чести.
    Сцена свидания у Полетики явно не сложилась - вбежавшей дочери в то время было 4 года
и находилась она в детской с мамками, няньками и гувернантками.
     Сцена ссоры Пушкина с Геккерном в понедельник 25 января , возможно, была,
но письмо Наталье Николаевне - нота Геккерна, была  вручена ей в октябре.
     Не мог Император спрашивать Наталью Николаевну, почему она не танцует со своим мужем, потому что это было не принято, танцевать с мужьями. Открывая бал, в первой паре шла Императрица с назначенным кавалером, во второй паре Император с дамой.
     Несмотря на неточности и погрешности фильм касается очень важной темы.
Той самой темы, перед которой останавливаются и пушкинисты, и лермонтоведы.

     Фильм показывает Лермонтова, который жил в Петербурге,служил в Гвардии, вращался в светском обществе, правда, свет Лермонтова это несколько не свет Пушкина, в свете Пушкина Лермонтов
появится позже, после знаменитого стихотворения ...
     Фильм поставил важный вопрос,- а как относился Лермонтов к Пушкину, к дуэли,
к Дантесу ? Не однозначно