Хорутане, хорваты, сербы, влахи и авары

Константин Рыжов
                1. Хорутанское княжество

Хорутанское (Карантанское) княжество возникло в результате распада королевства Само (http://www.proza.ru/2011/06/12/1086). Впервые особый «народ славян» в «Карантануме» появляется на страницах письменных источников около 665 г. Славянский Крнскиград (ныне Карнбург в австрийской Каринтии), именовавшийся у германских и романских соседей Карантаной, стал около этого времени столицей местных славян. Крнскиград располагался на месте античного укрепления. Славяне заново перестроили полуразрушенную крепость, возвели вал и палисад. Град занимал площадь в 4 га. К востоку от него на поле располагался «княжий камень» — племенная святыня, на которой князь клялся в верности своему народу и обычаям. В обозначении жителей княжества слово «Карантана», «карантаны» видоизменилось в славянское «хорутане». Именно под этим именем предки словенцев упоминаются в русской летописи. Так по-славянски называли они себя сами. Хорутанское княжество стало прямым преемником входившей в королевство Само полусамостоятельной «марки винидов» в Восточных Альпах. На севере пределы княжества доходили до района античного Карнунта на Дунае (ныне Нижняя Австрия). Отсюда можно вести отсчет истории средневековой Каринтии, современной Словении, и складывания словенской народности.

Собственная единая культура Хорутании (Карантании) сложилась к середине VIII в. Это стало итогом долгого смешения славян, германцев и местных романцев в Восточных Альпах. В итоге славянские племена хорутанского союза расселились от Дуная до Адриатического моря. Основная их часть жила в гигантском треугольнике между границами Баварии, Лангобардского королевства и Аварского каганата. Однако на юге уже в VIII в. хорутане расселялись по Истрии и Фриулю, проникали по Саве в Хорватию. На западе отдельные роды славян оседали в землях Баварии, до окрестностей Зальцбурга и даже западнее.

Хорутане продолжали жить своим древним племенным строем. Большая семья у их потомков — словенцев — дожила до начала нового времени. Княжеская власть укреплялась, но довольно медленно. Князей по-прежнему выбирали. Хотя только из одного дома, возводившего свою родословную к Само.    Отдельные «роды» возглавлялись жупанами. Решения о войне принимались «войском» коллективно, на вече. Но в религиозных и судебных делах князь, как высший жрец, «владыка», имел достаточно высокий авторитет.

В первой четверти VIII в. хорутане, по оценкам недавно окрестившихся баварских соседей, оставались «жестокими язычниками».

Главная угроза для княжества исходила со стороны аварского каганата, вновь усилившегося к середине VIII в. Аварам удалось захватить земли  по Дунаю, отрезав Хорутанию от северных задунайских сородичей, возможных союзников. Местные славяне вновь были порабощены. В их землях теперь постоянно находились отряды аварской конницы, собиравшие дань и следившие за местным населением.

Чтобы отразить аварскую угрозу князь Борут,  правивший Хорутанией около 740 г.,  обратился за помощью к баварам. Бавары охотно откликнулись на призыв.  Авары были разбиты и отброшены, хотя захваченные вначале области так и остались за ними. Но поскольку стало ясно, что без посторонней помощи хорутанам теперь не обойтись, Борут признал свою зависимость от баварского герцога Одило. В знак подчинения он отдал в заложники своего сына Горазда и сына своего брата Хотимира. Тем не менее хорутанский князь остался для баваров «герцогом» (dux) наравне с их собственным вождем. Так что подлинного покорения Хорутании не произошло.

Около 750 г.  Борут умер. С согласия баваров  на княжеский престол вступил его сын Горазд. Он уже был крещен, но к распространению христианства среди соплеменников никаких усилий не прилагал. Горазд благополучно прокняжил три года и скончался около 753 г. Ближайшим наследником оставался его двоюродный брат Хотимир, по-прежнему живший заложником в Баварии. Хотимир тоже крестился и был гораздо сильнее верующим христианином. Пример князя, уже вполне убежденного христианина, склонил к новой вере и многих подданных. Хотимир отправил посольство в Зальцбург к тамошнему епископу Виргилию с просьбой прислать ему священников для обращения народа.   В Хорутанию отправились епископ Модест и какое-то число сопровождающих клириков. Они взялись за массовое обучение хорутан и обращение их в новую веру. По стране строились и освящались христианские церкви, в них начиналась постоянная служба. Многие славяне, следуя примеру своего князя, крестились.  Главным храмом Хорутании, кафедрой для поставленного по просьбе Хотимира епископа, стала церковь Святой Марии. Проповедники новой миссии на юге достигли земель Крайны и хорватской границы у Адриатики.

Однако в 769 г., сразу после  смерти Хотимира, в стране началась мощная языческая реакция.  Епископ Варманн бежал из страны, в короткий срок, как свидетельствуют современники, здесь не осталось «ни одного священника». Новый князь, некто Вальтунк, сначала поддерживал язычников. Исход крамолы решило баварское оружие. В 772 г. пограничные столкновения вылились в большую войну. Против Хорутании выступил сам герцог Тассило. В сражении с герцогским войском хорутане потерпели поражение.

В 788 г. разразилась война между франками и Византией за господство в Италии. Тассило, опасавшийся усиления франков, вступил в сговор с ромеями и с аварским каганом. Но Карл Великий разгромил авар и сместил Тассило с герцогского престола. Теперь с независимостью Баварии было покончено. Князь Вальтунк, покорившийся Тассило, вскоре умер. Князем Хорутании стал некий Инго — славянин, но с именем явно германским. Инго происходил или из славянских жупанов Баварии, или из числа местных сторонников союза с Западом. Ему удалось существенно укрепить княжескую власть в Хорутании. Жупаны и прочая знать повиновались ему беспрекословно, а в народе князь пользовался любовью. Его верховную власть признавала и Крайна. Многие родовитые хорутане при нем добровольно приняли крещение. 

К началу IX в. зависимость Каринтии от Франкской империи заметно усилилась. После поражения восстания 819-820 гг. местные славяне окончательно лишились независимости.  Около 823 г. славянских князей заменили франкские графы.

                2. Княжество Крайна

Славянское княжество на землях древнеримской области Карниола возникло в первой трети VIII в. Славяне, сидевшие в самых верховьях Савы между горами Караванке и Юлийскими Альпами, сначала подчинялись хорутанским князьям, но потом стали управляться собственными вождями. Южная окраина Хорутании — откуда и название — обособилась в самостоятельное племенное княжение. Не исключено, что князья Крайны являлись ответвлением хорутанской династии. Но они могли выдвинуться и из местной знати. Ни о каких усобицах в связи с этим неизвестно.

                3. Конец аварского каганата

В 791 г. Карл Великий лично предпринял большой поход против авар (http://www.proza.ru/2018/11/04/1329), нанес им поражение и разорил их владения. В 795 г., в обстановке военных неудач, у авар разразилась междоусобица. Кагана попытался свергнуть югур — второе лицо в каганате. В разгоревшейся войне оба предводителя кочевников погибли. Франки и союзные им славяне Крайны решили немедленно воспользоваться случаем.

Осенью 795 г. князь Крайны Войномир выступил в поход на самое сердце каганата, так называемый хринг (по-германски «кольцо»). Эта укрепленная ставка располагалась в глубине аварских земель, между Дунаем и Тисой. Прикрытая от франков великой рекой,  она прежде оставалась для них недоступна. В помощь Войномиру франкский герцог Фриуля, Эйрик, отправил свою дружину. Совместный удар славян и франков был успешен. Хринг подвергся разграблению. «Сокровище прежних царей» авар, «собранное на протяжении многих веков», досталось Эйрику и Войномиру.

В результате этого похода на основной территории Аварского каганата воцарился хаос. Закрепляя успех, король Италии Пипин, сын и наместник Карла, в 796 г. сам вступил в Паннонию и, переправившись через Дунай, вновь захватил хринг. Остатки аварской знати в панике бежали за Тису. Каганат развалился в считанные месяцы. Местами авары еще сопротивлялись франкам, но у них вышли из повиновения массы славян. Они теперь признавали власть князя Хорутании.

Эйрику в его действиях против авар сопутствовал гораздо более значимый успех. В 797–798 гг. франкский полководец покончил с остатками каганата. Теперь Аварии действительно настал конец. На земли Северной и Центральной Паннонии распространилась власть хорутанских князей.

                4. Складывание влашского этноса

Происхождение влахов — предков современных румын и молдаван — предмет длительных научных споров. Понятно, что в низовьях Дуная по обе его стороны имелось местное романизированное население, потомки фракийцев и даков, данубии. Эти восточные «волохи», с одной стороны, с V в. тесно общались с расселявшимися здесь славянами, с другой — оставили румынам немалое культурное наследие. Влахи, согласно «Советам и рассказам» византийского полководца XI в. Кекавмена, числили в своих предках покоренных императором Траяном даков и фракийских бессов. Правда, предвзятый к влахам Кекавмен предпочел умолчать, что предки их также — и легионеры самого Траяна, эпического героя румын. Это, однако, отразил другой средневековый ромей, историк XII в. Иоанн Киннам. Согласно упоминаемому им преданию, предки влахов некогда вышли из Италии.
 
Особый влашский этнос, положивший начало истории современных восточных романцев, сложился в пограничных областях Аварского каганата — в Потисье, на Трансильванском плато, в междуречье Савы и Дуная. Сюда переселялись выходцы из разных покоренных земель Балканского полуострова, как из Иллирика, так и из Фракии. Имелись здесь и местные романцы. Значительную или даже основную часть этих влахов составляли упоминаемые в «Чудесах святого Димитрия» сирмисиане. Эти жители округи Сирмия на нижней Саве  расселились затем и на север от Дуная, в Потисье.  Смешение диалектов народной латыни различных балканских местностей привело к появлению нового языка, в который позже с легкостью вливались и иные романские говоры. Переселение сербов в район Сингидуна потревожили влахов. Используя возникшую на Балканах анархию, и в то же время гонимые ею, они начали сдвигаться к востоку и к югу.

Хотя восточные романцы и являлись отчасти потомками древних римлян, Великое Переселение народов превратило часть из них (а затем и почти всех) в кочевников, выбило из государственной системы. Они находились на том же уровне племенного строя, что и окружающие «варвары», с которыми обильно перемешивались.

                5. Хорватия

    Расселение славянских  племен на территории римских провинций Далмация и Иллирик, имевших многочисленное романское население, началось в VII в. и продолжалось до IX. Основным политическим центром здесь стала плодородная область северной Далмации с городами Нин, Книн и Клис.

Под властью местных правителей вскоре оказалось все далмацкое приморье - длинный берег со множеством заливов и гаваней, прикрытых островами, располагавшийся на небольшом расстоянии от Италии. В первое время после расселения далмацкие славяне широко промышляли разбоем и постепенно подчинили своей власти все греческие приморские города. Потом мало-помалу из морских разбойников они сделались торговцами, стали заниматься земледелием и ремеслами. В VIII в. большая часть местного населения уже приняла христианство  по латинскому обряду.

Еще в VII в. хорватская знать приняла крещение. Хорватское духовенство подчинялось Риму. В стране создали две епархии. Глава одной из них был в сане архиепископа. Это позволяло с известной даже самостоятельностью от папства поддерживать церковную жизнь. Местами действовали римские еще христианские храмы.

Хорватские роды состояли из больших семей, которые и составляли основную ячейку общества. Власть общего князя хорватов ограничивалась жупанами, которые выбирали его, и старшинами семи родов. Тем не менее князь уже давно на деле передавал власть наследникам из собственного потомства. Князь являлся общим главой на войне. Вторым лицом после князя в хорватском племенном союзе являлся аварский баян. В подчинении у него находилось три жупы, тогда как князю подчинялось одиннадцать собственно славянских. Во внешней политике хорватские вожди ориентировались на христианские державы. Хорватский князь держал землю как дар византийского императора. Но при этом, в виде противовеса, «подчинялся» и далеким, пока бессильным на Балканах франкам.

Но после того как Карл Великий разгромил Аварский каганат, влияние державы франков достигло и Хорватии. Однако уже во второй половине IX в. влияние империи и Рима заметно ослабло. Зато усилилось влияние Византии. Константинопольский патриарх вытеснил из городов Хорватии пастырей римского папы. В церквях началась служба на славянском языке. Но окончательно возобладать греческая традиция в Хорватии не смогла.

В 925 г. хорватский князь Томислав (903-928) принял королевский титул. При короле Держиславе (969-997) разгорелась борьба Хорватии с Венецией за обладание  городами Далмации.  Своего наивысшего могущества страна достигла в царствование  Петра Крешимира IV (1058-1073). Сообщают, что при желании он мог выставить 180 боевых кораблей, до 60 тыс. всадников и 10 тыс. пеших воинов.

                6. Сербия

Переселение славянских племен в области по южному берегу Дуная и по Саве (на территорию бывшей римской провинции Мёзия) совершилось в VI в (http://www.proza.ru/2011/06/12/1086). Долгое время славяне не имели единого государства и признавали своим верховным владыкой византийского императора. Занимаемая ими территория распадалась на множество округов, так называемых жуп, управляемых своими жупанами.

Об истории сербских племен на протяжении VIII в. известно очень мало. Сербия и примыкавшая к ней на юго-западе Дукля остались вне поля зрения и латинских, и греческих хронистов. В VIII в. делало самые первые шаги слияние разрозненных сербских племен в единую народность.

Живя среди греков, иллирийцев и влахов, в домах византийской, а то и античной постройки, сербы перенимали обычаи и навыки местного населения. Поселения сербов оставались неукрепленными. В селах их встречаются как славянские полуземлянки, так и наземные дома. Наряду со славянской срубной техникой строительства использовали они теперь и каркасно-столбовую. У сербов и дуклян быстрее, чем у хорватов и хорутан, шел распад больших семей. Но сохранялось сотрудничество малых семей в разных видах, и сознание общинно-родового единства.  В VIII в. устои патриархального рода должны были еще оставаться прочными.

В городах сербы пока селились редко. Вокруг Сингидуна (Белграда), античных укреплений в Дукле, других старинных городов вырастали гнезда славянских поселений. Но сами города славянскими пока не становились. Славянское население в большинстве из них в VIII в. если и появлялось, то незначительное. Росло оно медленно.

Во главе сербов стоял единственный князь, который непосредственно правил Загорьем или Рашкой, основной территорией страны. Ему подчинялись жупаны отдельных племен. Наиболее независимы оставались жупаны Приморья, отделенные от князя горным хребтом. Постоянной резиденции князь не имел, проводя время в походах и объездах подвластных земель. Собственный независимый князь правил в Дукле.

Власть князей, опиравшихся на дружину, постепенно возрастала. В то же время шло общее обогащение и усиление знати. Основу богатства составляла военная добыча, пополнявшаяся в частых конфликтах с далматинцами и другими соседями. Но вели сербы, конечно, и внешнюю торговлю.

Примерно с середины VIII в. начинается родословная князей Загорья, приводимая на основе сербских преданий Константином Багрянородным. Первый в этом родовом ряду — князь Вышеслав. О нем неизвестно ничего, кроме имени и того, что он происходил от «архонта Серба», приведшего сербов на Балканы.

Вышеславу наследовал его сын Радослав, правивший примерно в последней трети VIII в. Радослав, взойдя на престол, показал себя достойным, «украшенным всем» правителем. Так он запомнился сербам. Но в ряде преданий далматинцев он запечатлелся как тиран. Связано это с тем, что Радослав продолжал политику отца, направленную на укрепление княжеской власти и объединение сербских земель. Ему удалось покорить жупы по реке Босне, на крайнем западе. Недовольная боснийская знать со своими сторонниками тогда бежала в Далмацию, в том числе в Рагузу.
 
Установление границы между княжеской Рашкой и Хорватией привело к  войне.  Радослав сам выступил против врага. Половину войска он доверил  сыну Бериславу. Тот был «с младых лет непокорен отцу» и в дружине имел сторонников.  Окружив с двух сторон, Радослав и Берислав наголову разбили хорватского князя. В руки сербов попала богатая добыча и множество пленников. Радослав, стремясь к миру, отпустил всех захваченных хорватов. Берислав же, по древнему обычаю, разделил полон между воинами. Это решило участь Радослава. Недовольное милостью к врагу войско перешло в стан Берислава. На вече воины провозгласили княжича князем.

Впрочем, княжение Берислава, кажется, оказалось недолгим и неудачным. Где-то на рубеже VIII/IX вв. к власти пришел князь Просигой. От этого правителя и происходили позднейшие князья Сербии.
(С. Алексеев «Славянская Европа V-VIII вв.»)

Византия и Болгария  http://www.proza.ru/2012/12/10/479