Зарисовки из прошлого

Генна Влас
                - 1 -

«Все мы из прошлого …»

- Век прожить – не поле перейти, - когда-то приговаривала моя бабушка Анна, сидя рядом с печью и упоённо, поглядывая на висевшую в углу родительского дома икону Николая Чудотворца.
Вот и я теперь так часто думаю. Хочется, конечно, придерживаться каких-то незыблемых ценностей. Но всё вокруг меняется. Меняются жизненные ценности. Приходят и уходят люди с этими своими жизненными ценностями. Уходят и те, которых очень когда-то ценил и к которым был сильно привязан. И каждый из них как будто свою борозду проделал в твоей жизни и памяти. А уж, сколько времени продержится такая борозда – видимо, определяет индивидуально её создатель.
Местность, где проходили мои детство и юность, была холмистой. А на задах родительского дома простиралась гряда невысоких гор, разделённых друг от друга широкими и не очень широкими лощинами. И всё это было в то время поросшее лесом, а родительский дом находился почти в настоящем лесу. Да и улица наша носила название 3-я Лесная, а за ней начинался уже настоящий лес. Разумеется, рядом были и вторая и первая Лесные улицы.
Мои юные друзья, играя в то время в популярную для всех времён и народов игру – футбол, гоняли мяч между сосен, забивали голы в ворота, штангами, для которых служили те же сосны. И запомнился такой случай.
Когда мы со школьным приятелем играли в футбол со стенкой, представлявшей школьный деревянный забор, то остановившийся рядом учитель географии изрёк, глядя на нас: «У отца было три сына … Двое умных и один футболист». Он отвернулся и пошёл дальше своей дорогой, а я после долго думал над его убедительными словами.
Но, что мы видим теперь. Профессиональные футболисты – одни из самых преуспевающих людей нашего общества в плане материального достатка. Не знаю, прибавилось ли у них ума?
Хотя, если вспомнить недавний случай с футболистами Александром Кокориным и Павлом Мамаевым, учинившими дебош в ресторане, то навряд ли сильно прибавилось последнего.
Жизнь вокруг может меняться и незаметно, и в то же время очень быстро. Хорошо это или плохо? Однозначно не скажешь.
Кто-то ещё помнит монолог Аркадия Райкина, в котором завскладом и товаровед, а совсем не простой инженер – самые уважаемые люди, элита «развитого социализма» во времена Л.И. Брежнева.
Ну, простые инженеры скорее всего при своих и остались, а вот элита с тех, всё ещё памятных времён, сильно поменялась.
Народная мудрость гласит: «С кем поведёшься – от того и наберёшься».
В жизни приходится со многими разными людьми контактировать, но глубокий след на долгие годы оставляют всё-таки единицы: то есть такую памятную борозду, которая не исчезает из твоего сознания долгие годы, а то и всю жизнь.
- Эх, Юрок … Юрок!.. Ты как-то совсем неожиданно появился в моей жизни … А потом также неожиданно исчез, причём навсегда … А я вот почему-то в последнее время тебя периодически вспоминаю, да не знаю причины этого. Да …
- А какой ведь ты был интересный друг и товарищ в нашей группе  А2 (Автоматика и телемеханика), да и в той студенческой общаге мы с тобой были самые близкие друзья когда-то. Порой сидишь, забудешься и снова всё, как наяву перед глазами …
- А помнишь наши с тобой шахматно-шашечные баталии?
- Ну, нет … До драки, конечно, у нас не доходило … Но проигрывать ты, конечно, не любил. Это точно … Даже в шашечные поддавки и то не любил. Да и кто это, собственно говоря, проигрывать-то любит?.. Правильно, никто не любит.

                - 2 -

В таких случаях, когда всё это так явно вспоминаю, я теперь трогаю себя за нос и успокаиваюсь, когда чувствую своё прикосновение: «Нет, не брежу». А потом снова продолжаю вспоминать былое.
- А помнишь, как в учебном тире, на военной кафедре, стоя на стрелковом рубеже, ты случайно помахал заряженным пистолетом перед носом преподавателя-майора Рулёва (его кличка такая, или студенческий псевдоним). Майор тогда аж серым сделался, а после долго кричал на всех нас, а не только на тебя.
- По субботам мы частенько оказывались с тобой в одной электричке. Манил родительский дом. В разных местах и на разных станциях, но в одном направлении и по одной железнодорожной ветке. Да и билеты на электричку в те времена стоили копейки … Так и представляю тебя, сидящим передо мной в вагоне на лавке с газетой «Правда».
- Да, да … Именно «Правда» … У нас, на курсе, никто не читал эту, «Правду». Ну, «Комсомолку», или тридцатикопеечный журнал «Огонёк», наконец … И лишь ты, Юрок, был преданным читателем и почитателем «Правды». А, купив газету в киоске, ты начинал читать её тут же, на улице, не обращая ни на кого внимания, держа  перед глазами на полу-вытянутых руках. И только дождь или снегопад мог остановить такое, почти ритуальное, шествие со свежей газетой.
А на советские газеты (2 – 4 копейки), журналы (20 -30 копеек) нашей стипендии вполне хватало. Да …
- Помню, как-то ты говоришь мне на перроне: «Подожди, подойду к привокзальному ларьку-киоску. Конфет куплю … Будет, с чем в вагоне подсесть нам к девчонкам, чтобы знакомиться».
Я жду … А ты долго стоишь у привокзального ларька, шаришь по своим карманам, выгребая мелочь, а потом обращаешься в открытое окно к продавщице: «Сто граммов «Цитрона » взвесьте». В то время это были самые дешёвые шоколадные конфеты, по цене 32 коп за 100 г.
- Смешно?.. Конечно смешно, Юрок … Только раньше смешно было по одному поводу, а теперь смешно уже по другому.
- Вот ты, как инженер, скажи: «Если теперь на копейки ничего не купишь, то зачем они вообще стране нужны, обществу?.. Загадка?… Если раньше за копейку коробок спичек, по крайней мере, давали, то теперь и в морду давать за такую цену рука ни у кого не поднимется … Вот и крутятся в разных отчётных бумагах всякие бесполезные единички и нолики».
Хотя, правильно говорят: «Если что-то существует, то значит это кому-то нужно».
Вряд ли, вспоминая теперь своего студенческого однокашника и друга, я мог бы, положа руку на сердце, сказать, что мы с ним были самыми, что ни на есть, закадычными друзьями. Но за свои студенческие годы я настолько привык видеть его рядом, настолько родными мне стали его привычки и причуды, что никак не мог бы представить, что всё это когда-нибудь неожиданно закончится.
Конец институтского обучения мы с Юрием провели, как выпускники военной кафедры, на офицерских сборах под славным городом Киевом. А по возвращении в свою «альма-матер», нам выдали на руки вузовские дипломы и направления к предстоящему месту работы. Моего друга, Юру, направили на работу в казахстанский город Актюбинск, где для него приманкой послужила отдельная комната в семейном общежитии.
Вскоре мы с ним распрощались. Но прошло, буквально, совсем немного времени и я снова его увидел в своём городе. Помню, с каким восторгом мы обнимались с ним уже на пороге моей комнаты в новом для меня общежитии. И мне тогда показалось, что так теперь будет и впредь. Но в последнем я сильно ошибся.
С тех пор прошло очень много времени. Я же продолжал и дальше долго надеяться, что вот-вот снова увижу его, своего особенного и неповторимого друга. Но постепенно миновали 10, 20, 30-летние юбилейные встречи наших выпускников без моего однокашника и друга по студенческой общаге.
И как-то, спохватившись, я написал письмо в администрацию села, где он когда-то проживал со своей матерью, с просьбой указать мне адрес его нового места жительства. Но, видимо, было уже слишком поздно. Ответа на своё письмо я не получил.
- Да … Вот как-то не думал, не гадал я, Юрок, в последнюю нашу встречу, что мы с тобой навсегда прощаемся.

1 августа 2020 года