Назарет 1. - город детства Иисуса Христоса. Истори

Юрий Народецкий
Еще учась в школе, кажется, в восьмом классе мы проходили (так это раньше назы-валось – «проходили») А.Н. Островского и его пьесу Гроза. Тогда я впервые услыхал слово – Армагеддон. Тогда толком мне никто не смог объяснить значение этого слова.

И вот в 2008 году я ехал на экскурсию в Назарет. Направляясь к Назарету, мы про-ехали знаменитое место. Это место называ-ется Армагеддон. Наконец, я узнал значение этого слова.

Слово «Армагеддон» образовано от названия кургана Магида, расположенного в 10 километрах от города Афула на севере Израиля. На иврите  «Ар» - гора, «Магидон» - название горы.
 
Курган известнейшего древнего города находится на западном въезде в долину Ар-магеддон, которая является центральной ча-стью долины Изреель.
 
Здесь, прошло множество решающих сражений. Согласно Иоанну Богослову, здесь состоялась заключительная битва сынов Добра и Зла.  Отсюда, видимо, и возникла христианская традиция почитать Армагед-дон, как место последней битвы перед кон-цом света.

Проехав долину, мы въехали в город Назарет. Была суббота, в Израиле в субботу всё закрыто: магазины и общественный  транспорт не работают. Но в Назарете рабо-тал общественный транспорт, все магазины были открыты.

Причиной этому послужило то, что в Назарете почти все население составляют арабы, для которых выходным является пят-ница, а не суббота.   

Прежде, чем продолжу свое повествова-ние, немного истории.                Назарет - один из священных городов хри-стианского мира: здесь Дева Мария получила Благую Весть о непорочном зачатии и чудес-ном рождении сына, о том, что сын её «будет велик и наречется Сыном Всевышнего».

В Назарете прошло детство Иисуса, здесь прозвучала первая его проповедь.  В Ветхом завете Назарет не упоминается. Хотя первые поселения на этом месте относятся еще к эпохе энеолита, маленькая деревушка, где провел свое детство Иисус, сравнительно не-давно стала городом. Этот город приобрел всемирную известность,  как место Благове-щенья Девы Марии, как город, в котором жили Иосиф Оброчник и Дева Мария, как город, в который возвратились Иисус Хри-стос, Дева Мария и Иосиф Праведный после своего пребывания в Египте, а также как го-род, в котором прошло детство, отрочество и последующие годы жизни Иисуса Христа до начала Его проповеднической деятельности.
               
Только,  начиная с IV в. нашей эры, в Назарете стали строить церкви в местах, свя-занных с именами Иисуса и Девы Марии. Но маленький город Назарет постоянно разоря-ли войны и сменявшие друг-друга власти: римлян, арабов, персов...

В евангельские времена население Наза-рета было невелико и в среднем составляло около трех тысяч жителей. Жители Назарета не отличались добрыми нравами, не пользо-вались хорошей репутацией и презирались другими людьми.

Дом Иосифа Плотника издавна почитался как святыня всего христианского мира. Как все дома того времени в Палестине, это была естественная пещера в скале, приспособлен-ная для жилья. Родственники праведного Иосифа Оброчника продолжали долгое вре-мя жить в Назарете. Один из них, Канон, диакон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь. Это было в 249 го-ду при римском императоре Деки, о чем сви-детельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках в конце XIX века.
                В IV веке император Константин Великий поручил одному из своих наместников - Иосифу, правившему в Тивериаде, построить здесь базилику, что и было исполнено в 352 году.

Вторжение персов в Палестину в 614 году миновало  Галилею, и Назаретский храм Бла-говещения избежал разрушения. Еще в 670 году о нем упоминали паломники, посещав-шие Палестину. Но впоследствии начались посягательства мусульман на древнюю бази-лику, и местным христианам не раз приходи-лось откупаться большими деньгами.
               
Но все же набеги сарацин продолжались, и участники Первого крестового похода (1096-1099) нашли Назарет в полном упадке.  Восстановлением базилики Благовещения занялся знаменитый рыцарь Танкред (1112). За свою храбрость он получил от предводи-теля Первого крестового похода Готфрида Болонского в личное владение Галилею.

Танкред восстановил  базилику,  частич-но использовав остатки прежней. В Назарет была перенесена митрополия, и католиче-ский епископ основал свою резиденцию в монастыре при храме Благовещения.

В 1167 году город перешел под власть мусульманского военачальника Салах-ад-Дина (Саладина).

В 1229 году крестоносцы освободили Назарет, но в 1265 году он подвергся новому разорению. Войска египетского султана Бебрса ворвались в Назарет и приказали всем жителям принять ислам. За отказ христиане были умерщвлены, а храмы - уничтожены.               

Современный Назарет имеет около 60 тысяч жителей, больше половины которых - арабы-мусульмане, другая часть жителей - арабы-христиане. Живет в современном Назарете несколько сот европейцев-монахов, священников, а также служащих миссионер-ских учреждений. 

Ивритское произношение названия горо-да Назарет – «Ноцерет», а арабское «аль-Носира» В Назарете сейчас действует около двадцати храмов и монастырей. Из храмов современного Назарета особое внимание привлекает католический храм Благовещенья Пресвятой Богородицы.