Гази барадж тарихы. Комментарии. часть 2. 1

Александр Алексеев 7
2.1. КАРА-БУЛГАР ПРЕВРАЩАЕТСЯ В РУСЬ.

ЧЕСТНЫЙ НЕСТОР

С публикацией «Гази Барадж тарихы» изучение ранней российско-украинско-белорусской истории вступило в новый этап.
Разумеется, те, кто со времён Ломоносова и по сию пору оспаривает скандинавское происхождение варягов, будут столь же упорно сопротивляться признанию «вновь открывшихся обстоятельств». Очевидность истины вовсе не гарантирует её признания. Но из исторической науки ГБТ уже не выкинуть.
По части фактографии ГБТ значительно превосходит «Повесть временных лет».   Август Людвиг Шлёцер (1735-1809), которого  С. М. Соловьёв считал основателем подлинно научной историографии в России, одобрительно писал о составителе ПВЛ: «Честный Нестор представляет свою страну до Рюрика пустынею, где живёт несколько народцев… Первым шагом к образованности у них было появление монарха, вторым принятие христианства». Но и после призвания Рюрика характер изложения в ПВЛ мало меняется: действуют в летописи почти исключительно варяги-русь, «народцы» (кроме греков-ромеев) служат лишь фоном для Рюрика, Олега, Игоря и Ольги. Мотивировки действий, как правило, отсутствуют, Нестор  сообщает голые факты: «иде Асколд и Дир на греки», «иде Олег на северяне», «приидоша печенези», и т. п.
За два с половиной столетия, прошедших со времён знакомства Шлёцера с русскими летописями, историческая наука шагнула довольно далеко. Для нас история не ограничивается периодом «образованности». Мы знаем, что люди современного типа разошлись по всей Евразии  ещё 40 тыс. лет назад; что финно-угры заняли пространство между Уралом и Балтикой 6-4 тыс. лет назад, и примерно тогда же индоевропейцы начали расходиться во все стороны из степей Южного Урала и Северного Казахстана. Нам кое-что известно о торговых путях, связывавших восток Евразии с западом, и об археологических культурах, расположенных вдоль этих путей. Так что представление о европейской России, Украине и Белоруссии IX-X веков как о пустыне отражает исключительно взгляды Нестора, то, какой информацией он располагал и как понимал свою задачу.
ГБТ позволяет довольно подробно разглядеть многочисленные этнические группы, населявшие земли между устьем Дуная, Балтикой и Уралом в начальный период формирования башкирской, белорусской, болгарской, венгерской, мордовской, польской, русской, татарской, украинской, чувашской и многих других современных наций.
Начиная с 5-й главы, последовательность событий в ГБТ часто нарушается. К тому же Гази Барадж перемежает повествование об исторических событиях рассказами о своих знакомых, их семьях и предках, а также самооправданиями (его обвиняли, в частности, в пресмыкательстве перед монголами). Поскольку я и в дальнейшем изложении намерен придерживаться хронологии, мне приходится отказаться от разбиения по главам.

АСКОЛЬД  И  ДИР

В 855 году умер киевский правитель-балтавар Угыр Айдар – потомок хана Кубрата по мужской линии в восьмом поколении. Новообращённые киевские булгары-мусульмане подняли на трон его старшего сына Джилки, принявшего ислам и наречённого Габдуллой. Младший брат Джилки Лачын (по-татарски «лачын» значит «сокол») возглавил языческую оппозицию.

В Хазарии в 858 году иудаисты, возглавляемые беком Ильясом, зарезали вялого кагана Манассию в его шатре во время кочевки. В убийстве обвинили кара-булгарских купцов, шедших через хазарские владения в Тьмутаракань, и тут же их казнили. Ильяс поставил каганом послушного ему сына Манассии – Исхака по прозвищу Аксак Тимер и, прихватив его с собой, вторгся в Кара-Булгар. Лачын с киевскими язычниками тут же перешёл на сторону хазар. В белорусско-смоленскую Галицкую землю вернулся из Хазарии примкнувший к Ильясу Чинавыз – сын кагана Уруса. Глеб, ранее побратавшийся с сыном Будима Асом, тут же выдал Будима Чинавызу, а тот бросил киевского ставленника на растерзание толпе галичан, недовольных правлением Киева. Затем Чинавыз и Глеб с галицким отрядом двинулись на Киев и пришли туда почти одновременно с хазарами.
Джир, командовавший в Киеве славянским ополчением, приготовился к обороне города. Но Ильяс объявил, что если Джир добровольно сдаст город и изъявит покорность, хазарскому кагану, тот признает Киевскую и Урусскую области отдельным от Кара-Булгара княжеством Русь с центром в Киеве. Джир так и поступил, за что получил от кагана титул бека Руси и бразды правления «под наблюдением хазарского наместника Ас-Халиба», при условии уплаты дани Хазарии и помощи ей войсками.

Судя по описанию дальнейшей судьбы Ас-Халиба и Джира, под этими именами в ГБТ действуют Аскольд (Осколд) и Дир русских летописей; так я и буду их звать в дальнейшем. Национальность данных персонажей в ГБТ не указана, но имя «Аскольд» (скандинавское «Хаскульд» или «Хоскульд»), переделанное на булгарский лад в «Ас-Халиб», а также название нового княжества «Русь» позволяют  думать, что оба они были норманнами. Это подтверждает Псковская вторая летопись, где сказано: «А князи в та лета бяху на Рускои земли От Варяговъ 3 князя первому имя Скалдъ, а дроугому Дир, а третьему Рюрик».

Современные нации родились в результате длительного совместного существования разноэтничных элементов в рамках единого государства. В образовании таких государств в Западной Европе первостепенную роль сыграли германцы, в частности, норманны. Франки сколотили королевство, в котором из разрозненных галльских и германских племён сформировались французы. Визиготы из иберов и кельтов вылепили испанцев. Англы, саксы и юты, подчинив бриттов и вобрав в себя норманнов и французов, образовали английскую нацию, а лангобарды и остроготы вкупе с италиками – нацию итальянскую (точнее, северо-итальянскую). При этом только в Англии язык сохранил германскую основу; в остальных странах завоеватели приняли языки покорённых ими народов.
На огромном пространстве между устьем Дуная, Балтикой и Уральскими горами  под властью норманнских князей многочисленные славянские, иранские, финно-угорские и тюркские племена образовали этнически относительно однородную массу. Правда, из-за монгольского нашествия и последующего разделения этой массы между Великим княжеством Литовским, Королевством Польским, республиканским Великим Новгородом и Московским царством из неё сформировалась не одна нация, а три – белорусы, украинцы и великороссы, которых украинцы ласково именуют москалями. И если бы московские цари не захватили в своё время Новгород и не истребили бы физически его коренное население – потомков словен и варягов, сейчас существовала бы и четвёртая нация – новгородцы.

Вернёмся в 858 год по версии ГБТ.
Итак, во главе новообразованного княжества Русь становятся два варяга – Дир, ранее служивший булгарам, и хазарский ставленник Аскольд.
Аскольд со своим отрядом вступает в Киев. Тут же у городских ворот, получивших название Яхудских (Иудейских), учреждается хазарская таможня, а часть городской территории отводится под хазарский квартал. За три дня киевляне собрали требуемую дань, после чего Ильяс вывел хазарское войско из города. В ставке балтаваров Коростене, в 150 верстах от Киева, он для вида поднял на кара-булгарский трон покорного хазарам Лачына – младшего брата свергнутого Габдуллы Джилки. Сам же Габдулла укрепился в Караджаре (Чернигове), который находится от Киева примерно на таком же расстоянии, что и Коростень.

ПОХОД  РУСИ  НА  ВИЗАНТИЮ  В  860  ГОДУ

Под 859 годом в ПВЛ сказано: «Имаху дань варязи из заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичех. А козари имаху на полянех, и на северех, и на вятичех, имаху по беле и веверице от дыма».
При цитировании ПВЛ я для простоты изложения и координации с другими источниками указываю годы от Рождества Христова. На самом деле в ПВЛ использовались другие системы датировки, причём не одна, а несколько. Чаще всего указывались годы Константинопольской эры «от Сотворения мира», в разное время считавшейся с 1 марта 5508-го и с 1 сентября 5509 года до Р. Х. По этой причине точный перевод дат ПВЛ в современные невозможен. 859 год от Р. Х. примерно соответствует  летописной дате «в лето 6367».

В Хазарии бек Ильяс ловко лавировал между тенгрианцами, христианами, мусульманами и иудеями. В 860 году он послал Дира и Аскольда на Византию. Варяги захватили большую добычу, но взять Константинополь не смогли. Под давлением ромеев Дир был вынужден креститься, «и за ним это сделали некоторые влиятельные балынские бояры», но анчийцы от крещения воздержались.
Следовательно, окружение Дира составляли в основном славяне, причём не только южные – анчийцы, но и северные, которых ГБТ именует балынцами.
Сведения об этом походе являются первым чётко датированным упоминанием руси в византийских хрониках. На закате 18 июня 860 года сотни судов русов причалили к берегам Босфора, осадив Константинополь. Император Михаил III, во главе сорокатысячной армии воевавший с мусульманами в Малой Азии, срочно возвращается в столицу. Русы снимают осаду и отходят. 25 июня между Византией и нападавшими подписывается договор «о мире и любви».
Иоанн Диакон, итальянский хронист рубежа X-XI веков, в своей «Венецианской хронике» пишет: «В это время народ норманнов [Normannorum gentes] на трёхстах шестидесяти кораблях осмелился приблизиться к Константинополю. Но так как они никоим образом не могли нанести ущерб неприступному городу, они дерзко опустошили окрестности, перебив там большое количество народу, и так с триумфом возвратились восвояси [et sic praedicta gens cum triumpho ad propriam regressa est]».
Так называемый Брюссельский кодекс, переписанный в Константинополе между 1280-м и 1300 годами, гласит: «Михаил, сын Феофила [правил] со своею матерью Феодорой четыре года и один – десять лет, и с Василием – один год и четыре месяца. В его царствование 18 июня в 8-й индикт, в лето 6368 [18 июня 860 года], на 5-м году его правления пришли Росы на двухстах кораблях, которые предстательством всеславнейшей Богородицы были повержены христианами, полностью побеждены и уничтожены».
После событий 860 года константинопольский патриарх Фотий писал о русах: «Народ неименитый…, но получивший имя со времён похода против нас, незначительный, униженный и бедный, но достигший блистательной высоты и несметного богатства».

РЮРИК  В  ПРИИЛЬМЕНЬЕ

Под 862 годом в ПВЛ Лаврентьевской летописи описаны события в Приильменье.
«Изгнаша варяги за море, и не даша им дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста род на род, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И идоша за море к варягом, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, англяне, друзии гте, тако и си. Реша руси, чюдь, словени, и кривичи и весь: “Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет. Да поидете княжит и володети нами”. И изъбрашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрик, седе Новегороде, а другий, Синеус, на Белеозере, а третий Изборьсте, Трувор. И от тех варяг прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени».
Из последней фразы определённо следует, что:
– Русская земля названа по имени варягов-руси,
– новгородцы эпохи создания ПВЛ считали своими предками как словен, так и варягов, 
– определение «Русская земля» первоначально прилагалось к земле словен. 

Рюрика некоторые историки отождествляют с Рёриком Ютландским.
В 845 году среди норманнов, только что разрушивших Париж, вспыхнула эпидемия чумы. Одной из её жертв оказался конунг Регинхери. Анонимный составитель Ксантенских анналов, описавший эти события, сообщает: «Тогда их король по имени Рёрик вместе со всем народом язычников в течение 40 дней воздерживался от мяса и медового напитка, и смерть отступила, и они отпустили в родные края всех пленных, которых они имели».    
Данный Рёрик (сканд. Хрёрек), из рода датских конунгов Скьольдунгов, родился в Ютландии около 800 года. Его отец, изгнанный из своих владений, пытался закрепиться во Фрисландии – на севере современных Нидерландов. Старший брат Рёрика Харальд принял покровительство франкского императора Людовика Благочестивого, был окрещен в Ингельхейме и получил в лен кусок Фрисландии, который по смерти Харальда унаследовал Рёрик. Но когда в 840 году император Людовик скончался, его сын и преемник Лотарь отнял у Рёрика прежнее владение, и тот вновь превратился в безземельного вождя викингов, заслужив в хрониках прозвище jel Christianitatis – «язва христианства». В Ксантенских анналах отмечается, что норманн Рёрик, брат Харальда, «который бежал прежде, посрамлённый королём Лотарем, вновь взял Дорестад и причинил христианам множество бедствий». Он то грабит прибрежные районы Англии, то опустошает земли западных франков – Верхнюю Бретань, Анжу, Мен, Пуату, Турень. Наконец в 854 году Лотарь смягчился и взамен Фрисландии пожаловал Рёрику владение на реке Эйдер в южной Ютландии, позволявшее контролировать выход к Северному морю со стороны Хедебю – крупнейшего центра скандо-славянской торговли. Однако беспокойный конунг продолжил набеги на Гамбург, Северную Францию, Данию, Англию и даже на свои прежние владения во Фрисландии.
Под 856 годом в Ксантенских анналах содержится запись, точный смысл которой уразуметь довольно трудно: «Норманны снова поставили себе короля, который был родственником прежнего и носил то же имя. И даны, переплыв море, со свежими силами напали на христиан». Поскольку до этого королём норманнов анналист неоднократно именует Рёрика, похоже, что на исторической арене возникает ещё один Рёрик; назовём его Рёрик II. Но куда при этом девался прежний, остаётся неизвестным. 
Мы не знаем, какой именно конунг пришёл в 862 году в Приильменье – Рёрик брат Харальда, Рёрик II или кто-то третий. Но наличие в одном регионе одновременно трёх крупных вождей с довольно редким именем выглядит маловероятным. 

Если в общем нарисованная в ПВЛ картина появления Рюрика в Приильменье представляется достаточно ясной, этого не скажешь о подробностях. Как ни странно, многие видят противоречие уже в том, что среди призвавших Рюрика летописец называет не только славянские и финские племена, но и местных варягов – русь. На самом деле всё обстоит предельно просто. Шведская русь, как и датско-норвежские викинги, представляла собой разрозненные дружины, действовавшие автономно. Как видно из саг, иногда при встрече такие дружины даже вступали в бой друг с другом. Нет ровно ничего удивительного и даже просто необычного в том, что какие-то дружины русов вместе со славянами и финно-уграми участвовали в приглашении Рюрика.

КИЕВ  МЕЖДУ  БУЛГАРАМИ  И  ХАЗАРАМИ.  ХАН  ГАБДУЛЛА  МЕНЯЕТ  КОРОСТЕНЬ  НА  ВОЛЖСКУЮ  БУЛГАРИЮ

863 годом ГБТ датирует восстание киевлян против хазар. Разгромив таможню и хазарский квартал в Киеве, местные галичане и словене принялись истреблять мусульман. Дир сумел остановить погром, но сын Шамса Микаиль, «потрясенный видом озверевших от крови людей, вместе с несколькими правоверными ушел в пещеру отца… а в 865 году получив вдохновение свыше, стал писать в ней свой дастан “Шан кызы”. Мусульмане-булгары, разделившие его тяготы, напомнили ему древние сказания земли трёх бахадиров, и мулла положил их в основу своей поэмы. Писал он арабскими письменами на благословенном семиреченском тюркском говоре, который назывался нашими “туранским языком” и стал, благодаря ему, языком всех наших поэтов и чиновников. Как и положено у наших чиченов, он взял себе второе имя “Шамси Башту” в память о своем отце и родном городе».
Напомню, что Башту – булгарское название Киева. А неясно в приведённом фрагменте только одно: кого Бахши Иман именует «нашими чиченами». Из двух упоминаний чиченов в ГБТ следует, что речь идёт о ком-то вроде грамотеев с уклоном в магию.

Сидевший в Чернигове Габдулла Джилки, узнав о происходящем, подступил к Киеву. Его брат Лачын бежал в Хазарию, а Аскольд – в Галич, где правил его сын Турма. Дир вышел из города и присягнул на верность Джилки, после чего тот отошёл в Коростень, «назначив своим послом при урусском беке Микаиля Башту».
Таким образом, княжество Русь уцелело, но вместо варяжского тандема правил им теперь единолично варяг Дир, а его сюзереном оказался уже не могущественный каган Хазарии, а слабый коростеньский балтавар.   

Никоновская летопись под 864 годом сообщает: «Того же лета оскорбишася Новгородци, глаголюще: “«яко быти намъ рабомъ, и много зла всячески пострадати отъ Рюрика и отъ рода его”. Того же лета уби Рюрикъ Вадима Храбраго, и иныхъ многихъ изби Новогородцевъ съвътниковъ его».
Возможно ли, что в таком виде в летописи отразилась гибель Будима?
Из статьи в Википедии: «Как показывают археологические данные, самые ранние из исследованных деревянных мостовых на территории современного Новгорода датируются 930-ми годами (по методике дендрохронологии). Радиоуглеродный анализ спилов с дубовых брёвен городни, обнаруженной на месте бывшей Пречистенской башни Новгородского кремля, показал, что укрепления на месте северной части Детинца существовали уже во второй-третьей четверти X века. Культурный слой IX – начала X веков в Новгороде не обнаружен. Радиоуглеродный анализ образцов сруба предшественника Великого моста, пересекавшего русло Волхова между Никольским собором и утраченным собором Бориса и Глеба, дал дату 959 год ± 25 лет. Древнейшие стили-писа;ла в Новгороде происходят из слоёв 953-989 годов».
Так что под новгородцами летопись в данном случае разумеет приильменских словен и, возможно, местных варягов.

ГБТ, 865 год.
Хазарский бек Ильяс выступил против сидевшего в Коростени Габдуллы Джилки с 75-тысячным войском, состоявшим в основном из половцев и печенегов. Одновременно Дир впустил в Киев прибывших из Галицкой земли Аскольда и его сына Турму, которые также напали на коростеньского балтавара. Габдулла со своими булгарами и славянами-анчийцами разгромил войско Турмы; «сам Турма, попав в окружение, самонадеянно бросился пробиваться из него в надежде на крепость своего доспеха, но был опрокинут копейным ударом анчийского головы Нанкая и погиб под копытами лошадей».
Никоновская летопись под 864 годом («в лето 6372») подтверждает этот факт: «Убиенъ бысть отъ Болгаръ Осколдовъ сынъ».
Прорвавшиеся к Коростеню хазары и печенеги нанесли поражение Габдулле Джилки. Правда, они тут же перегрызлись из-за добычи, и Габдулле удалось бежать в волжский Булгар, где его не только приветили, но и возвели на трон.
Большинство мусульман, приведённых Габдуллой Джилки в Поволжье, составляли барыны – булгары, говорившие на печенежском наречии. Они образовали новую элиту Волжской Булгарии, на которую была возложена охрана столицы – города Булгара. А оставшиеся в Кара-Булгаре булгары-язычники назывались каубуйцами (ковуи русских летописей).

РЮРИК,  ИГОРЬ,  АСКОЛЬД  И  ДИР   

ПВЛ Никоновской летописи, сообщив под 865 годом о смерти Аскольдова сына, под тем же годом продолжает: «Преставися Синеусъ и Триворъ. Синеусъ и Триворъ умроша бездетна, и пpиa власть Рюрикъ обою брату, и нача владети единъ, и раздаде грады племенемъ своимъ и мужемь: овому Полтескъ, иному Ростовъ, иному же Белоозеро.
Того же лета родися Рюрику сынъ, и нарече имя ему Игорь.
Того же лета воеваша Асколдъ и Диръ Полочанъ и много зла сътвориша».

То есть у Рюрика одновременно умирают оба брата и рождается сын Игорь. Таким образом ПВЛ обеспечивает Рюрику законных наследников.

Лаврентьевский список ПВЛ о смерти Синеуса и Трувора рассказывает под тем же 862 годом, что и о призвании Рюрика. Там тоже по смерти малодостоверных братьев Рюрик «раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находници варязи, а перьвии насельници в Новегороде словене, в Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Белеозере весь, в Муроме мурома; и теми всеми обладаше Рюрик».

866 год в ПВЛ Лаврентьевской летописи выглядит так: «Иде Асколд и Дир на греки, и прииде в 14 лето Михаила царя. Царю же отшедшю на огаряны, дошедшю же ему Черные реки, весть епарх посла к нему, яко русь на Царьгород идеть, и вратися царь. Си же внутрь Суду вшедше, много убийство крестьяном створиша, и в двою сот корабль Царьград оступиша. Царь же едва в град вниде, и с патреярхом с Фотьем к сущей церкви святей богородице Влахерне всю нощь молитву створиша, та же божественую святы богородиця ризу с песними изнесше, в мори скуть омочивше. Тишине суши и морю укротившюся, абье буря въста с ветром, и волнам вельям вставшем засобь, безбожных Руси корабля смяте, и к берегу приверже, и изби я, яко мало их от таковыя беды избегнути и всвояси возвратишася».
Никоновская летопись под 867 годом сообщает:
«Възвратишася Асколдъ и Диръ отъ Царяграда въ мале дружине, и бысть въ Kиеве плачь велик.
Того же лета бысть въ Kиeве гладъ велий.
Того же лета избиша множество Печенегъ Осколдъ и Диръ.
Того же лета избижаша отъ Рюрика изъ Новагорода въ Kиeв много Новогородцкыхъ мужей».

Византийские источники о походе руси в 866 году не упоминают. Скорее всего,  здесь уже в третий раз (впервые в Лаврентьевской летописи под 852 годом) ПВЛ приводит описание одного и того же похода 860 года.

Зато 866-м или 867 годом датируется реальное послание патриарха Фотия, где сказано, что «многими и многократно прославленные и в жестокости и в скверноубийстве всех оставляющие за собой, так называемые русы... приняли епископа и пастыря и с великим усердием и ревностью приемлют христианские верования». Слова насчёт «великого усердия и ревности» разбойников в приобщении к вере Христовой следует оставить на совести благочестивого автора: норманны в затруднительных ситуациях без зазрения совести давали христианским государям подобные обещания, и некоторые из них крестились по много раз.
В 867 году Фотия на патриаршем престоле сменил Игнатий, но переговоры с русами продолжились. По сообщению византийского хрониста, процитированного «Продолжателем Феофана», император Василий Македонянин, который был соправителем  Михаила III, «склонил к соглашению неодолимый и безбожный народ русов, заключил с ними мирные договоры, убедил приобщиться к спасительному крещению и уговорил принять рукоположенного патриархом Игнатием архиепископа».

ГБТ: АСКОЛЬД  УБИВАЕТ  ДИРА. НА  СЦЕНЕ  ПОЯВЛЯЕТСЯ  ЭРИК

Эмигрировавший в Хазарию Лачын, брат Габдуллы Джилки, был женат на сестре кагана Исхака, но долго не имел от неё детей. В 870 году его терпение лопнуло, и он  женился на мадьярке, которую сделал любимой женой.
В том же 870 году бек Ильяс попал в засаду к буртасам – потомкам славян, которые в VIII веке после поражения от булгар ушли из Приднепровья на правый берег Волги. Во главе буртасов стояли князь Бел и его сын Худ-Дад. Каган Исхак был очень рад гибели бека; «буртасы из родов, подчинявшихся Худ-Даду, были избавлены от всяких повинностей и получили почетное право давать тысячу воинов в дружину хакана».
Как только весть о гибели могущественного Ильяса достигла Киева, Аскольд, втайне сносившийся с хазарами, убил Дира вместе с его старшим сыном, лживо выдав их за тайных мусульман и сторонников Хазарии. Джуну, младшему сыну Дира, удалось бежать. Киевская мечеть Эль-Бейда и ханака (дервишская обитель) муллы Микаиля ибн Шамса подверглись разгрому; сам мулла угодил в темницу и ожидал там неминуемой расправы от рук распоясавшегося Аскольда, который из желания понравиться славянам стал называть себя Мстиславом (в транскрипции ГБТ – Мышдаулы).
Аскольд-Мстислав выразил покорность хазарскому кагану в обмен на «титул урусского бека и обещание передать под его управление все завоеванные у соседей области». Он сразу же послал в набег на Волжскую Булгарию своего сына Булата, сидевшего в Галицской области. Булату удалось захватить Ростов, но сразу после его отъезда оставленный там наместником «садумский бий Эрек» переметнулся к Габдулле Джилки.

«Садумский бей Эрек» в более привычной для нас терминологии – варяжский конунг Эрик. Из дальнейшего изложения видно, что этот Эрик соответствует летописному Рюрику – с той поправкой, что в ГБТ он представлен наёмным конунгом на службе более крупных владык.
Впрочем, версии ПВЛ и ГБТ друг другу нисколько не противоречат. В средневековой Европе практически все владыки одновременно являлись чьими-то слугами. Герцоги – вожди крупных племён приносили присягу королям, а сами короли нередко присягали римскому папе. Если Рюрик-Эрик действительно владел к тому времени Приильменьем, это не только не могло помешать ему служить киевскому наместнику или хану Волжской Булгарии, но, наоборот, придавало дополнительный вес, способствуя увеличению лена и денежного жалования, получаемых за службу.
А вот по части славянских и норманнских имён доверять ГБТ совершенно невозможно: она их либо уродует до неузнаваемости, либо заменяет тюркскими прозвищами. В ПВЛ имена искажаются не так сильно; поэтому я думаю, что «садумского бея» звали всё-таки Рюриком. Тем не менее в дальнейшем изложении событий я сохраню за этим конунгом имя, присвоенное ему составителем ГБТ.

По решению Габдуллы Эрик и башкирский бей Алабуга должны были одновременно подойти к Киеву и захватить его. Но Эрик по пути через Галицкую землю ввязался в бой с каким-то славянским князем, потерял время и вернулся в Ростов. Тем временем Алабуга, присоединив по пути мадьяр, вышел к Чернигову. Здесь он встретился с сыном Джилки Алмышем (исламское имя Алмыша – Джафар) и с сыном Дира Джуном (Джуннэ), бежавшим ранее из Киева. Узнав про антимусульманский погром в Киеве, Алабуга хотел сразу идти туда, но союзники убедили его, что разумнее сначала захватить коростеньскую ставку Лачына. Когда они подошли к Коростеню, тамошние мадьяры к ним примкнули. Лачын, из-за женитьбы на мадьярке лишённый поддержки хазарского кагана, бежал в неизвестном направлении, а в Коростене сел балтаваром Алмыш Джафар.
Алабуга подошёл к Киеву и осадил его. Похоже, что ни Джуна, ни Алмыша с ним при этом не было, а штурмовать Киев без Эрика он не решился.  Поэтому когда Аскольд предложил заплатить выкуп и освободить муллу Микаиля, Алабуга согласился и отступил. Хотя Киев захватить не удалось, Габдулла Джилки был походом доволен.