Запись сто сорок восьмая. Россия и Грузия

Нина Левина
13.08.08 Пять дней (на фоне Олимпиады в Китае) шла грузинско-русская война. Зачинщик…
Да все приложили руку, всем захотелось поиграть в мужские игры – застоялись. Мужчины – опасный народ: им нужно время от времени показывать свою «самость», попугать оскалом зубов соседей, попробовать расширить территорию влияния. Возглавляя страну, они имеют больше сферу своих притязаний. Оправдывают самыми позитивными причинами – «нас затирают», «для моей страны это будет полезно», «я отвечаю за благоденствие и безопасность (целостность) своей страны» - всяко лыко в строку, лишь бы показать «кузькину мать» другому…

 18.08.08 Сегодня был Автограф, тема: «Россия и Грузия – что нас связывает». Было шесть человек – с Заниным, Майей Андреевной, Татьяной Николаевной, Леной Клименко. Говорили про политику (Занин), про красивую Абхазию (Лена Кл.) и про литературу (остальные). Никто не поддержал ничьих действий, говорят – ненужный конфликт, может быть нехорошее продолжение, потому что обозлили Грузию, США и всё наше окружение: мы дали понять, что у нас опять есть армия и амбиции. А «сильная Россия никому не нужна» - это Занин. И добавил в запальчивости: «Грузия России ничего не дала, это «мы» ей давали, а у неё только природа да песни, да гостеприимство».

Ну да, а то, что наши российские поэты и писатели там черпали темы, сюжеты, муз там «ловили» - это не в счёт. Сам воздух и природа Грузии, её народ – ТАК много значили для духовного обогащения России. Разве наши серые тона могут сравниться с тем разноцветьем! С той радостью, с той величавостью гор, бурных рек, зелёных садов, каменистых улочек и троп? А людские характеры?

Грузия – это была цветная частичка страны, в которую входят она и Россия. И не они вздыхали: «Ах, Россия!», а наши поэты… Как у Евтушенко – «когда мне так плохо, что уже ничего не радует, одна мразь кругом, я вспоминаю – есть Грузия, и жизнь снова прекрасна».

Да мы её рассматривали, как «свою» - Ариадна Шенгелая самые наши поэтические русские женские образы создала – Татьяну и Веру Николаевну в «Гранатовом браслете». А Табидзе, Думбадзе, Руставели – кто их не знает! А их певцы! Их хоры... Их фильмы: Данелия один – как без него наш кинематограф представлять? Да Боже ж мой – «ничего не дала»!

Конечно, есть в перечне «Чего дала» один – да и то, грузин ли? «Широкая грудь осетина».

Ни разу там не была, а будто постоянно ездила – через книги, кино, поэтов. И вот – мы враги.