Фильм Страшные истории, рассказанные на ночь

Кира Лунина
        К сожалению, деградация киноискусства все более и более набирает обороты и отрицать ее становится все сложнее и сложнее даже самым ярым оптимистам. Но этот фильм к счастью исключение из правил хотя он конечно не чужд ошибок, неточностей и логических разрывов. Но перед разбором фильма всё-таки нам стоит немного углубится в сам жанр ужасов и разобрать его смысл и цели. И первое что нужно признать это то что ужасы как искусство это не «байки у костра» в Пионерском лагере и не школьные сочинения, конечно и то и другое нечего плохого из себя не представляет, но это не искусство. Но что же представляют собой ужасы как искусство? Из само названия вполне логично следует что данное искусство апеллирует к чувству страха, как комедийное искусство к юмору, а драматическое к печали. Все люди одинаковые своими душевными свойствами так сказать по качеству, но различаются по количеству. Все могут испытывать и страх, и гнев, но одни живут больше страхом, то есть осторожностью другие более активны и склонны ко гневу и к борьбе, которая из гнева вытекает. Конечно этими свойствами многообразия рода человеческого не исчерпывается, можно сказать еще очень много, например, одни люди более открыты обществу, другие более закрыты и лучше себя чувствуют в одиночестве. Если и нечто в человеческой природе вообще не постижимое, таинственное и мистическое. Но когда вопрос касается литературы и кино в жанре ужасов то это направление чаще всего избирают люди, для которых чувство страха имеет очень большое значение. Не вызывает сомнений что среди читателей и зрителей такого искусства встречаются самые разные личности, но их роднит способность воспринимать мир через страх. Но эта способность, лишь художественный вкус и восприятие мира, как некий фильтр, задерживающий одно и пропускающий другое, не более. Эта способность сама не плоха и не хороша, важно к чему она ведет. Например, если в драматической литературе и кино не будет никакого смысла, а все будет сводится к стремлению любыми способами вызвать у зрителя печаль и чувство безысходности, то такое «творчество» можно считать бессмысленным, и по сути вредным. Ради самой печали никто не смотрит драматургию, печаль даже просто на эмоциональном уровне служит для того что бы радость была более заметна, на фоне тоски и мрака. Это можно проиллюстрировать: представьте сырой и мрачный холодный вечер, вокруг пусто, холод обжигает лицо, над головой свинцовые тучи, все дышит печалью, одиночеством и безысходностью. Временами моросит дождь, все окрашено в сине-серые тона. И вдруг на горизонте в небольшое облачное окошко заглядывает заходящее солнце и озаряет все фиолетово-красным светом. На фоне серости и унылости этот закат кажется прекрасным, он несет надежду на то что за плотными тучами есть солнце, есть тепло и надежда. Но разве вызвал бы этот закат такие мысли и чувства, если бы день был светлый и солнечный? Спорить тут бессмысленно, всем понятно, что нежные и теплые лучи заходящего солнца, предстают нам во всей красе, именно на фоне пепельной серости и печали. Никто не будет получать удовольствия от фильма ужасов, если он не может нечего, как только на пугать, люде стремятся не ко страху, а наоборот через страх прийти к радости к надежде. Позитивное дороже и лучше выглядит именно на фоне негативного. И в таком случае придется признать, что искусство ужасов такое же, как и любое другое, а главное назначение искусства — это воспитание разумного доброго, вечного, а не одурманивания. Искусство должно нести истину, даже в фантастике эта истина есть, если это конечно хорошая фантастика. Никому не интересно читать чистые не связанные не с чем фантазии, они не вызывают отклика в душе. Только связанное с нами мы воспринимаем как интересное. И настоящая литература, и кинематография в жанре ужасов, именно этой дорогой и шло. Например, классик ужасов Говард Филлипс Лавкрафт, писал о нашем о земном, но для этого использовал выдуманные образы и символы. Я разберу вкратце некоторые его произведения:
1. Тень над Инсмутом. -Это произведение написано от искренней печали и тревоги о портовый город Нью Бери порт, где во времена писателя, жизнь у людей была очень тяжелой. Молодежь уезжала, денег не было, везде царило пьянство и озлобленность смешанная с отчаянием. И типичная Инсмутская внешность- это конечно внешность спившегося человека, а враждебность местных жителей вызвана завистью и более удачливым соседям. По сути Тень над Инсмутом это социальна драма, маленького портового города во времена великой депрессии.
2. В одном из лучших рассказов Лавкрафта «Затаившейся страх» по сути порицается гордыня и высокомерие. Автор довольно открыто, хоть и путем фантазий и аллегорий предостерегает: люди которые настолько вознеслись над другими, что не считают последних за людей, в скорее выродятся и потеряют человеческий облик, не только духовно, но и даже физический. Кровосмешение- сделает свое дело и такой род обречен на медленное вымирание.
3. Замечательный рассказ-сериал «Герберт Уэст Воскреситель мертвых», содержит очень мудрую и правильную идею о том, что нельзя вторгаться в тонкие духовные области, исповедуя вульгарный материализм и атеизм. Человек делающий это рано или поздно столкнётся с тем что не сможет, не только победить, но и даже понять, и это будет стоит ему и всему человечеству в целом, очень дорогую цену. Как говорил Шарапов: «Самое дорогое это глупость, потому что за нее дороже всего придется платить».
4. Есть в рассказах Лавкрафта и описание его семейной драмы, когда автор делится с читателями своей болью. Например, рассказ «Тварь на пороге» в аллегорическом смысле рассказывает о том, что жена Лавкрафта была слишком активна и слишком похожей на своего авторитарного отца и в итоге получалось что женщиной в семье был именно он, а не она. Такое положение вещей и очень сильное желание жены, сделать из него «модного писателя» и привели и брак к распаду.

          Но я думаю достаточно примеров, чтобы констатировать: литература ужасов ровно, как и кино не должно быть безыдейным, а также лживым и разлагающем. Но что мы видим в фильме «Страшные истории, рассказанные на ночь»? Идейная составляющая для фильма, длящегося 1.40 несомненно есть, но ее беда в том, что она слишком разорвана и коротка. В таком случае лучше было бы снять мини сериал, или включить в полнометражный фильм меньше новел, но зато более длинных и проработанных. Если разобрать именно мораль и философию фильма, то наибольшую внимание заслуживают история «высокомерной модели», «про русалку», а также про танцовщицу, если во второй истории, есть явная мораль: если бы охотник не задумал бы совершить, в сговоре со своих другом, грязное преступление, то не погиб бы, его сердце билось бы в груди, а не было бы вырвано и съедено. То первая история как-то блекло выглядит. Стилист, а если быть более точной, бывший возгордившейся модели, читает, по его мнению, ей лекцию об ответственности, совести и помощи ближнему, и верности, однако он и сам мягко сказать не свят. И если взыскивать за грехи, так как сделал он то именно такой судья, как упомянутый стилист, пойдет в ад первым. Его философствование — это скорее самооправдания, во всяком случае он не тянет на «благородного Робин гуда». Все это обесценивает все его нравственные идеи, с которыми можно в некоторых моментах согласится и даже дополнить последние. Например, он сказал, что человек не имеет права гордится, тем что досталось ему без труда, это так, но и в других случаях впадать в гордыню тоже не стоит. Ведь мы не можем создать что-то из абсолютного нечего, это может только Бог, и, следовательно, чтобы чего-то добиться, нужно что бы Бог нам на прямую помог. Да и сами способности и саму жизнь, и душу мы получили от Него бесплатно. А без этих составляющих мы бы нечего не достигли, следовательно, нечем гордится. Кроме всевышнего нам так или иначе помогли и родители, и государство и даже беды и проблемы. «То, что на не убивает делает на сильнее», и если мы чего-то достигли, то придется признать и что скорби тоже этому поспособствовали. Гордится нам нечем, мы не Боги, но и Сам Бог не гордится собой, во всяком случае Бог христианский. что мы ясно видим из Евангелие. Но радует, что ведущий все-таки дополняет этот эпизод тем что напоминает, что тщеславие один из смертных грехов. Поэтому серию можно считать морально и идейной, хоть и далеко не идеальной. И символизм тоже нашел свое место в этой новелле- негр играющий на саксофоне, показан как символ обычных людей, на которых высокомерная модель смотрела с высока. Но главный как мне кажется логический недостаток эпизода, в том, что бывший считает, что все дело только в волосах, хотя можно конечно сказать, что он стилист и видит мир через призму своей деятельности. Но для всех остальных ясно что едва ли в успехе его бывший «виноваты» только волосы. Хотя это конечно не перечеркивает правильности его мыслей целом, заключающихся в том, что супермодели в основном было все дано изначально и ей мало что пришлось делать, чтобы добиться успеха.
              Также можно считать интересным с точки зрения психологии эпизод с кошмаром, преследующим девушку танцовщицу, который впоследствии оказался «темной стороной души ее парня». Да это подано оригинально и даже поучительно, действительно мы часто не хотим видеть недостатки ближних хотя более всего свои собственные, поскольку это повлечет за собой необходимость что-то с ними делать. Но и этот эпизод не без греха, крик девушки в конце намекающий на продолжения, излишний, для подобной истории имеющий четки конец, он просто не что не вписывается. Также можно считать удачным притчу о «темной женщине», где основная идея заключается видимо в том, что человек выдает себя за другого более положительного, и когда обман раскрывается, все рушится. Но сама история явно недоделана, женщина визуально не темная, а скорее невидимая, и совершенно не понятно, что значит создана для тьмы и кем создана? И если апеллировать к реальности не бывает никаких «темных людей» созданных для тьмы (то есть для зла как говорится в аллегории) человек сам выбирает свой путь. А разговоры про изначальную запрограмированность на зло- это для преступников, которые не скупятся фантазий и «сказки» выдумывая себе оправдания, главная суть которых: «Меня грабить и убивать нужда заставила, у меня не было выбора». Но те, кто ловит сиих злодеев, точно знает, что все это ложь, призванная заглушить угрызения совести. Преступники сами себе врут, потому что сказать правду, означает чаще всего раскаяние и отречение от зла в последствии. Но такой шаг очень сложен и тяжел, проще себя обманывать, утверждая: Я» была создана для тьмы, и нечего другого не могу». Но как показывает жизнь — это все ложь. Поэтому такая аналогия не работает в нашем мире. Да и сами слова в начале, о «темной лесу» и «темном доме», явно не к месту, такой «темны лес» и «темны дом» годится больше для сентиментальных мелодрам, чем для ужасов.
               История «о посмертных фото» тоже содержит философскую аллегорию: «Если долго смотреть в бездну бездна начнет смотреть на тебя». Видя постоянно только одну смерть и делая на ней деньги, человек как бы сам становится частью смерти, и заражается цинизмом и бессердечностью, которая ведёт в итоге грязному воровству и святотатству переправленному изрядной порцией кощунства.
              Но вернёмся к теме смысла в фильме. Как уже упоминалось беда фильма – новеллы слишком много, и они мало друг с другом связны, длится каждая из них слишком мало и это срезает как ножом впечатление от нее, так как из-за малой длительности не получается покружится в атмосферу каждой из них и посочувствовать персонажем фильма. Только входишь в атмосферу, только персонаж становится чем-то родным… и сразу конец. Сильно усугубляет неприятные впечатления о фильме, и постоянные «плохие концы», какой интерес смотреть, когда уже знаешь, что все кончится плохо? Но при этом надо заметить, что плохие концы с данном фильме выбраны не случайно, а именно от недостаточности погружения в саму атмосферу, которая все время меняется и не дает сосредоточится, вообще плохой конец очень часто делают именно из-за бездарности, и неумения вызывать у зрителя нужную эмоцию, по-настоящему талантливый фильм, может вообще обойтись без смертей персонажей и «плохого конца» при этом держать в напряжение зрителя. А «заезженная пластинка» смертей через каждые 5-10 минут, чаще всего используется именно для сокрытия творческой бесплодности. Конечно и у классиков бывают печальные концы, но там они несут высшие ценности и ведут от тьмы к свету. Но в данном фильме конечно можно говорить только о недостатках идейной составляющей, а не о безыдейности.
                Логические ошибки сюжета.
        Одна из основных ошибок конечно в том, что зрителю так и остается не ясно что случилось с семьей ведущего? И как долго он живет в царстве своих фантазий? Судя по окружению, вокруг него все продолжается уже давно. Но как он выживает, на что ест и пьет? Было ли полицейское расследование? Данная сторона фильма сделана все же довольно плохо, и не отвечает не те вопросы, которые встают пред зрителем. Более того именно ведущий и есть тот персонаж, которому зритель более всего сочувствует, и не раскрыть его как следует, несомненно очень серьезный ляп

                Недостаток оригинальности
        Хотя в данном вопросе фильм в общем и целом не плох, но всё-таки слишком часто становится заранее ясно чем все закончится и почему. Ближе к концу, становится ясно что ведущий убил свою семью и те голоса что он слышит, либо призраки его совести, либо просто призраки, происшедшие из другого мира.
         Девушка оказавшиеся в последствии русалкой сразу вызывает подозрение из-за своих длинных и странных по форме ногтей, хотя создатели фильма сумели направить зрителя по ложному следу, большинство всё-таки подозревает что данная девушка оборотень.
                Заимствование из других источников
          Эпизоде с девочкой, идущей по вешкам в виде шариков-это как многие догадались прямая отсылка к «Оно» Стивена Кинга и клоуну Пенивайзу. Даже сам монстр похож на клоуна. Но проблема этой серии, в недостатке смысла, она слишком не о чем, и как-то не встраивается в фильм, становясь лишней. Единственное чем она полезна эта, тем что подсознательно намекает на убийства ведущим своей семьи, в этих событиях чувствуется некая аналогия. Ведь «монстр на кухне» явно знаком девочки и сильно напоминает обезумившего отца, убившего ее мать во время бытовой ссоры.
         Мертвая девочка в серии, «О посмертном фото» это отсылка к звонку, особенно это заметно, когда она неестественно изгибается, как персонаж из звонка.
          А история про жуткую казнь преступника, была видимо придумана под впечатлением от «Пилы».
          В новелле где девушку в собственном доме преследует нечто видимое только в темноте и боящееся света, нетрудно увидеть параллели с фильмом и «Гаснет свет».
                Спецэффекты.
        Эффекты в фильме сделаны на совесть, и что очень радует, не убивают реализм. Ведь главная беда компьютерных эффектов, это то что они находятся «вне нашего мира» и когда их переносят в реальность, часто с ней никак не сходятся. Это убивает реализм и сопереживание что, становится видно, что монстр не настоящий, а вклеенный. Но если сделать эффекты на совесть, то этого не происходит, и как правило лучшие спецэффекты — это всё-таки сочетание классических спецэффектов с компьютерными. Но это не заменит не достаток идейной составляющей фильма и безысходность мрачных концов.
                Звуковые эффекты
       И тут тоже можно порадоваться сделан они хорошо и не вызывают отторжения, хотя конечно мы так сказать скачем о хорошей музыке и песням, сейчас этому вообще не уделяется внимание, но в данном фильме песня как говорится «звучит» и музыка тоже, что не может искрение не радовать. И еще более радует то что песни аж две! Единственное излишнее как мне кажется эта реклама на «Радио кошмаров» всё-таки, она немного отвлекает, но это в общем и целом это не убивает впечатление от происходящих событий.
                Игра актёров
        И опять можно порадоваться вполне обоснованно, актеры играют хорошо, есть конечно несколько сцен явно низкого качества, но они в целом не портят фильм, так как являются больше второстепенными, а не основными.

                Ретро стиль
        Фильм снят в стиле «назад в прошлое», точнее в 50-е годы и во многом также нетороплив, и серьезен. Сделано это хорошо и несомненно играет фильму на руку или более правильно сказать на аудиторию. Хотя конечно точного воспроизведения прошлого в нем нет, но это уже-таки не исторический фильм и не претендует на документальность.
                Реалистичность фильма.
          К счастью и в этом фильм хорошо себя показал, несмотря даже на то что подобное кино в принципе никогда не претендует на реализм. Фильм смотрится не как набор глупо и плохо сделанных анимацией, а всё-таки как вполне цельный фильм, со своей достаточно реалистичной атмосферой.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ВЫВОД:
         Фильм, без сомнений, продолжатель классического жанра ужасов, в котором в жутковатой и сказочной форме, говорится об вековые проблемах и вопросах, стоящих перед всем человечеством, не зависимо от нации и исторического периода. Главные недостатки фильма, включающие в себя некоторую недосказанность и недоделанность, а также нарушение сюжетной логике, в целом сильно портят фильм, но не убивают, ровно, как и не убивают фильм плохие концы истерий. Не вызывает сомнений что мини сериал, или же меньшее количество новел, но более тщательная их проработка была бы лучше, но фильм все рано хорошо смотрится. Фильм «Страшные истории» заслуживает серьезного к себе отношения, особенно в наше время, когда смотреть становится очень часто совершенно нечего, по причине крайне низкого качества самой медиа продукции. Стоит посмотреть и поразмыслить!