Шквал на Печоре

Анатолий Бызовской
О своенравном характере реки Печоры я уже знал не понаслышке. И что бывает на реке внезапная смена погоды без всяких предпосылок и подготовки природы еще не встречал. Начинается смена погоды постепенно до самого сильного своего значения и так же постепенно затухает.
В 1976 году в один из осенних дней мы шли с Нарьян-Мара в Печору толканием с двумя тысячетонными баржами, учаленных в кильватер( две баржи длинной по семьдесят пять метров и буксир тридцать два метра)
 . Длина состава 182 метра, груза на них не было, состав ласточкой скользил по тихой глади Печоры со скоростью 10 км/ч. Светило солнце, спокойствие  пятнадцатикилометрового плёсового участка, в районе села Великовисочное, действовало успокаивающе.
Впереди нас, километров в пяти, идёт теплоход «Комсомольский» с одной шестьсотпятидесятитонной пустой нефтеналивной баржой, на вахте мой однокурсник-Володя Онну.
Поговорив по рации, он спросил: "Нет ли у нас одной из запасных частей для ремонта дизеля?". Я ответил: «Есть и могу дать». Теплоход «Комсомольский» уменьшил ход, мы стали догонять. Сбавив ход, подходим к его борту.

 Вдруг, вначале один сильный, а затем второй резкий порыв ветра бросил наш состав на их баржу, появилась угроза навала.
 Мы по рации попросили, чтобы он срочно добавил ход и ушёл вперед.
  Но тут же налетел еще более мощный шквал, на реке поднялась на глазах большая, крутая волна, с белыми "барашками",мутная пелена заполнила все пространство реки, сильный ветер стал бить под углом в наш состав.
 
Добавляем обороты на полную мощность, но 450 лошадиных сил теплохода не в состоянии, противостоять силе ветра. Работаем во всю мощь двигателей, но против такого шквала ветра с дождем устоять не можем.

 Наш состав набирает скорость, но уже в обратную сторону.
 Нас несет с работающими винтами вниз по течению. Следующим порывом ветра нас бросает в сторону берега, видя опасность попасть на него, бросаем якорь с одной, а затем и с другой баржи. Но тщетно, якоря не помогают.

 Мы на берегу,  благо берег глинистый и слегка обрывистый. Волной теплоход и баржи бьёт о берег, качает  так, что попытаться разбуксироваться просто невозможно. Волны летят до самой рубки.
 Кроме членов команды шесть человек практиканты с Печорского речного училища, им по 17 лет. Вся команда в рубке, у ребят глаза округлились от неистовства стихии. Практически предпринять ничего невозможно... только ждать.

Вглядевшись вдаль, видим, как из этой беловато- желтой мглы и сплошного дождя на нас таким же образом движется теплоход «Комсомольский», его 450 лошадиных сил не хватило даже удержать и одну баржу.
 И вот когда до нас осталось метров 200-300, природа и это неистовство тяжело вздохнуло один, два, три раза и как по волшебству всё стало стихать.

 Через 15 минут практически полный штиль, через 30 минут – тишина, светит солнце. О недавней стихии напоминает грязная вода, плавающие кусты, деревья возле берега и мокрые баржи.
 Берег, где нас «припечатал» шквал, глинистый, приглубый.

 Дав слабину буксирам, выводим корму теплохода на чистую воду, оттаскиваем баржи, «набиваем» буксира втугую, берем оборот через  корму и продолжаем свой рейс.

 У молодежи шум-гам, обсуждают случившееся в течение всего одного часа…Я молчу…Думаю о страшных возможностях стихии и милости природы…
Мне тогда было всего 27 лет, я самый «старый» на моем теплоходе «Советский».