Состав

Анатолий Бызовской
Навигация 1978 года, август месяц, глубин на Печоре нет, небывалая межень. Габариты судового хода, глубина 120см ширина до 40 метров. Теплоходы получают пробоины, теряют винты, но Пароходство пытается работать в таких условиях.
 
С Печоры теплоход «Советский» идет с двумя тысячетонными баржами.
 Перед пристанью «Щельяюр» получаем приказ – забуксировать сухогрузный теплоход «Уфа», вышел у него из строя главный двигатель.
 Затем – забуксировать теплоход «Казань», движительный комплекс вышел из строя.
 Перед деревней Медвежка получаем приказ – забрать состав парохода «Щорс». Он остается на работы по оказанию помощи  буксиру «Заполярный»  по снятию плота с мели.
 Подходим к месту стоянки состава и голова «пошла кругом», в составе 10 единиц флота: 200тонные баржи, 1000тонные баржи, 450тонные баржи, полный «ералаш», как такое количество флота увязать в состав и не растерять по дороге?

 Но дело принципа – доверие, прежде всего. Бросаем якоря с барж и превращаемся в рейдово-маневровое судно.
Через 4 часа «плавучий город» готов к отправке. Подсчитываем водоизмещение состава из четырнадцати единиц – получается около одиннадцати тысяч тонн.

 Очень редко весной бывали такие плоты, а это баржи!

 Подаем буксир на состав. Поднимаем якоря и начинаем очень медленно брать оборот - Лязг, стук, скрип, крики, но, тем не менее, оборот взяли, не потеряв ни одной единицы.
 Со стороны парохода «Щорс» и парохода «Заполярный», стоящих у плота, полная тишина. Набрали «скорость», если можно сказать, скорость меньше чем с плотом около 3 км/час.
Единственное пожелание самому себе, чтобы не было сильного ветра. Такую  парусность состава вряд ли удержит буксир. Но все проходит нормально.
 
На заходе в порт «Нарьян-Мар» под причалом нет морских судов, это дает возможность зайти в порт самим, не требуя рейдового судна для помощи.

 Рейд-стоянка речного флота пуст, медленно заходим, ставим состав на якоря… идем к диспетчерской. Диспетчер спит, мы его будим, здороваемся, практику проходят студенты Горьковского института.

 Диспетчер глянул в окно, покрутил головой, потер глаза, рейд был пуст, а сейчас 400метровое пространство от начала до конца - суда, баржи.

Долго он смотрел на нас и не мог поверить, что такое может быть – весь 400метровый рейд заполнен одним составом полностью.
Сдав свои документы, сразу получаем приказ на рейдово–маневровые работы, суда надо ставить под выгрузку.