В прокрустовом ложе внешней оболочки

Олег Калинка
«Такая тоска || Такая нежность»
по рассказам А.В.Вампилова.
Режиссер – Михаил Федоренко.
В ролях:
Артём Красильников и Ирина Нечаева
Михаил Федоренко и Юлия Апалат
Алина Авдохина и Никитина Мартьянов.
Театр «Бы», Театральный центр «Свободный 24». Москва.
Спектакль Михаила Федоренко «Такая тоска || Такая нежность» предлагает нам путешествие в сложный мир человеческих чувств, в качестве путеводителем и плоскостью нашего познания здесь является творчество А.В.Вампилова. Вопреки сложившейся в театральной среде традиции Федоренко уходит от попыток интерпретации драматургии Вампилова. Его обращение к творческом наследию Вампилова предлагает нам знакомство с другой стороной его творчества, с его короткими рассказами. В них Вампилов пробует своё перо в прозе, эти истории предлагают нам возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя, в которой Вампилов собирает свои писательские наблюдения,  создаёт образы и сюжеты, которые он черпает из картин окружающего мира. Одни из этих писательских зарисовок найдут своё воплощение и развитие в его драматургии, а другие в его прозе.
Спектакль «Такая тоска || Такая нежность» создаёт нам пространство, в котором мы получаем возможность взглянуть на мир глазами Вампилова с помощью визуальной проекции его лирических скетч - портретов написанных с  людей его времени. В этих небольших зарисовках Федоренко выстраивает галерею образов, которые писатель в создавал с точки зрения контрадикция их образа и внутреннего мира, чувственной основы их жизни и окружающего мира. В спектакле эта концепция познания человека раскрывается на фоне обезличенного существования в реалиях советского общества и это воплощение  показывает нам вектора познания Вампилова по встраивает в сюжеты этих рассказов с абсолютным фокусом на раскрытие эмоций и чувств героев.
В спектакле «Такая тоска || Такая нежность» сценическое пространство – это одновременно плоскость их эмоционального раскрытия и проекция общества созданное с помощью тонкого сплетения их историй. В этом замкнутом пространстве персонажи Вампилова возникают из полумрака сцены, это визуальное решение сценических картин очень символично. В нём полумрак, скрывающий силуэтные черты персонажей олицетворяет обезличенную обыденность, за которой их яркая индивидуальность никому незаметна и невидна. Разрушение стены безвестности, скрывающей индивидуальность персонажей, в спектакле происходит с помощью луча света прорезающегося сквозь глубину полумрака сцены и создающего сценическое выделение образа. Луч света очерчивает их индивидуальное пространство, которое постепенно заполняется контентом их истории и это превращает сценическую картину в плоскость раскрытия их индивидуальности. В спектакле этот процесс происходит постепенно, в начале мы видим людей, чей сложный внутренний мир скрывается за внешней оболочкой, эта парадигма их жизни приближает их к людям нашего двадцать первого века, в котором многое из нас живут на двух уровнях человеческого существования.
Эту двух-плоскостную проекцию жизни персонажей Федоренко создаёт в контрастной манере оформления, при которой их внешняя оболочка, вуалирует их яркой индивидуальностью односложна. В начальной точке сюжетной линии историй их образы воплощены в силуэтной манере контурные линии, которых визуализируют их внешнюю оболочку, тот образ, который вписывается в шаблон общественного восприятия, определяющий их место в общественной иерархии. В начальной точке это трафаретное видение определяет их образ и черты маски, который создаёт первые зрительские впечатления.
В этом направлении визуализации образов героев Вампилова принцип контрастности воплощения раскрывается в широком диапазоне, при котором происходит контекстное изменение наше восприятие образа персонажа при расширении плоскости их истории. В этом процессе в начале точке истории образ персонажа воспринимается по визуальным чертам его внешней оболочки, в финале мы видим полную картину его индивидуальности. Для этого на этом сюжетном отрезке Федоренко создаёт точки эмоционального раскрытия, в них происходит процесс постепенного размывания очертаний определяющих первое зрительское впечатление, одновременно с этим постепенно проявляются очертания пространства их внутреннего мира, в котором эти они другие люди, живущие иной жизнью.
Этот процесс раскрытия их индивидуальности задаёт расширение сюжетной плоскости их историй и это приводит к трансформации зрительного восприятия персонажей, при котором их черты теряют комичность, происходит конденсация трагичности и познания глубины драмы человеческой индивидуальности в цинизме и безразличие окружающего мира. Федоренко в своём подходе к этой галереи образов рассказов Вампилова, избегает тренда «любования» реалиями советской эпохи, в спектакле антураж времени не вычеркнут, он максимально оттенен, так как главным фокусом воплощения является уникальность человеческой индивидуальности подавляющейся в обществе трафаретного мышления. В нём человек с его уникальностью и неповторимостью живёт в обществе, определяющей его парадигму жизни.
Этот вектор показа персонажей и их историй приближает их к реалиям нашего времени, в котором антураж советского прошлого ушел в прошлое, но это мало что изменило в нашей жизни. Сегодня живут поколения людей, которые знают о советских реалиях из учебников и рассказах родителей, но новые времена не изменили парадигму и шаблонность восприятия человека. В наш динамичный век информационных технологий с безграничными возможностями самовыражения, мы также скрываем собственную индивидуальность за внешней оболочкой, которая является нашей попыткой защититься от холода и цинизма нашего времени перед которым каждый из нас незащищен. Во многом общество в котором разворачиваются истории Вампилова это зеркальное отражение того что мы видим сегодня. Оно также авторитарно определяет какими мы должны быть и пытается форматировать нашу индивидуальность по иллюзорным шаблонам и нормам общественного восприятия.
Федоренко в своем спектакле «Такая тоска || Такая нежность» через воплощение этих маленьких трагедий вампиловского времени создаёт нам образы людей, чьи черты хорошо узнаваемы, в каждом из них мы можем увидеть частичку себя, их истории у многих из нас имеют своё собственные очертания, они сохраняются в шрамах на сердце и в глубинах нашей души и памяти. Спектакль «Такая тоска || Такая нежность»  создаёт для нас окно рефлексии, через которое каждый из нас может попытаться покинуть это прокрустово ложе и жить вне кандалов и цепей нашей оболочки общественного восприятия.