Предчувствия

Татьяна Кравченко 3
 
   Июль. Жара. На городском табло сорок два и шесть. В полдень, когда солнце прожаривает всю улицу, расположенную строго с юга на север - просто некуда деться. Деревья липовой аллеи отдают тень только сами себе. Спрятаться некуда.   Пекло.  В тени от домов только автомашины, им повезло. А вот люди стараются укрыться от солнца,  где хоть чуть– чуть намечается тень.

   Обеденный перерыв заканчивается. Впрочем, есть еще минут пятнадцать,  можно прочитать парочку страничек начатой книги. Прохлада кабинетов здания, где я работаю, только на несколько минут кажется прохладой, почти сразу жар начинает донимать … и приходится включать вентилятор. Не успела раскрыть книгу,  как что-то черное промелькнуло мимо двери.  И послышался странный звук, заставивший меня заглянуть в коридор.
 
   То, что я увидела,  на секунду сцепило меня в страшном предчувствии. Большая черная ворона,  пролетевшая мимо моей двери,  подпрыгивая и  громко шурша крыльями,  двигалась вдоль коридора, направляясь к кабинету главного бухгалтера. Дверь  была открыта.  Ворона целенаправленно заскочила в открытую дверь.  В кабинете, за столом,  щелкала костяшками счетов Зинаида Михайловна.  Не доверяя себе, боясь ошибиться, неуверенно работая на электронной машинке, она по привычке сверяла результаты на обычных счетах.

   Я тихонечко подошла к двери, и из коридора наблюдала картинку, которая долго не давала мне покоя.  Зинаида Михайловна увлеченно продолжала щелкать счетами, в то время как ворона,  доскакав до стола уверенно вспорхнув крыльями, уселась на счеты. Представьте себе! Всё так и было. Зинаида Михайловна вскрикнула,  и если бы не я - точно упала бы в обморок! Я подхватила её, а ворона, обдав нас прохладой взметнувшегося от крыльев воздуха,  оставив ужас на наших лицах… улетела, как будто её и не было.

   – Что это было? – спросила Зинаида Михайловна, когда чуть – чуть пришла в себя.
   – Просто  вороне тоже жарко.  Вы не слышали, как она скакала по коридору. Дальше скакать ей просто было некуда. Вот она и завернула к вам в гости  – стараясь говорить беспечно, объяснила я.

    На самом деле, из суеверия, мне в голову, как и Зинаиде Михайловне,  тоже полезли страшные мысли. Прямо как в кино. Показывают черных воронов, если зрители должны почувствовать приближение беды. По сюжету. Еще и музыка звучит соответствующая. А тут – просто страх  и предчувствие неминуемой беды.

   И тут  Зинаида Михайловна  вспомнила, что это чувство приближающейся беды давно  поселилось в её душе и шевелится где-то «под ложечкой», время от времени напоминая, что всё хорошее когда-то должно закончиться.  И вспомнилось,  как недели две назад, когда она пришла домой в неурочное время, муж суетился, разыскивая страховой полис и медицинскую карточку. Никакого разговора на эту тему не было, и она как-то забыла у него спросить и забыла поинтересоваться, что его беспокоит. Недомогание отнесла на возраст, а вот суровый разговор с сыном её напряг. Она слышала только отрывок довольно грубого разговора своих мужчин, при этом поминалось женское имя. Что бы это значило?  Работают на одном предприятии ,  мало ли что? И Зинаида Михайловна тут же успокоила себя - сын в детях души не чает…

  - Подайте  мне стаканчик холодненькой водички из холодильника. Что-то не могу я встать…
  - Пейте. Еще бы. Представляю, какой ужас Вы испытали, когда увидели ЕЁ! Успокойтесь. Это всего лишь птица, сошедшая с ума от жары.
 
   - Черная ворона, как предвестник беды. Впрочем, есть повод…

   Обеденный перерыв заканчивался.  Люди, разморенные жарой,  возвращались в офис, и только мы вдвоем,  всполошенные этой вороной какое-то время не могли прийти в себя.
 
   Впрочем, об этой вороне мы больше никогда не говорили. Но помнили. Я, как не очень давно пришедшая в коллектив, кое-что выясняла о сотрудниках через словоохотливую коллегу, которая с удовольствием рассказывала мне всё о сотрудниках, и на мой вопрос о Зинаиде Михайловне, сказала примерно так: - Как сыр в масле катается. Муж экономист, работает в отделении дороги. А там - сама знаешь. Зарплату всегда вовремя давали, даже в самые тяжелые времена. Евгений Семёнович не пьёт, не курит. Мне бы такого! По бабам сроду не шлялся… - и моя рассказчица вздохнула, как будто её накрыло волной зависти. - Да и сын, не чета моим! Институт закончил, работает тоже в отделении дороги. Женился. Детишек двое. Порадовал бабушку. Девочка и мальчик! Сноха у Зинаиды Михайловны в декрете сидит. А что не сидеть? Муж зарабатывает, не нам чета.
 
   И опять тяжелёхонько вздохнула.
 
   Как-то пришлось поговорить о Зинаиде Михайловне с другой сотрудницей, не специально, конечно, а так, мимоходом,  и выяснить, что главным бухгалтером Зинаида Михайловна работает очень давно. Место работы не меняла никогда. Как пришла с дипломом, так и работает до сих пор, хотя уже пару лет, как  на пенсии.  Про таких говорят, - «на одном стуле просидела всю жизнь», только подушечки на сидение меняла. Порядок у неё в работе. Руководители менялись, а она – всех «пересидела».
 
   В тот жаркий день мы с Зинаидой Михайловной вместе вышли на крыльцо после работы и охваченные всё еще жарким солнцем, вместе пошли по теперь уже тенистой улице.

   - О, мои гуляют - сказала Зинаида Михайловна, увидев своих внуков и сноху.

    Розовощекий мальчуган, видимо недавно научившийся ходить, катил впереди себя свою коляску. Пыхтел, улыбался и катил, не давая никому поправить направление, так как коляска катилась прямо в угол здания почтового отделения. Вокруг прыгала девочка лет четырёх, с беленькими косичками и в шляпке, пытаясь помочь братику ровно катить коляску. Но не тут-то было. Тот пытался предупредить её старания. Наконец коляска уткнулась в угол здания, и малыш остановился.  Увидел бабушку и,  забыв о коляске,  заторопился к ней, расставив в стороны ручонки!
 
   - Это ли не счастье?- подумала я и тут же вспомнила про ворону. А малыш уже сидел у бабушки на руках и целовал её куда придется!

   - Как бабушку любит! – сказала проходившая навстречу женщина, видевшая эту сценку! И Зинаида Михайловна обняла обоих внуков,  ссадив с рук малыша.
 
   - Да. Всё хорошо, - подумала я, - дай Бог, пусть всё так и будет.
 
   И опять вспомнилась это противная ворона. Какое  же хрупкое наше женское счастье? И на чем оно держится? Кажется, выбей камешек из основания, и всё развалится, осколков  не соберёшь…
   …
   Уже к осени всё изменилось.  Умер Евгений Семёнович. Онкология. Поздно обратился к врачам. Сын развелся с женой, оставив детей, ушел  к другой. И сама Зинаида Михайловна вышла  на пенсию. Поняла, что не освоить ей новые технологии, программы по бухгалтерии, да и снохе надо помочь, ведь на работу той придется выходить.  И сердце разрывалось на части от горя. Вот тебе и ворона.