Очерки сексуальной экономики

Шели Шрайман
Вместо эпиграфа: «Студент, получив от проститутки то, что ему было нуж­но, спросил: «Как ты дошла до жизни такой?» «А ты как дошел до жизни та­кой, — ответила проститутка, — что покупаешь человека?» (В. Вересаев. «Невыдуманные рассказы»)


Египетскими тропами

С тех пор как МВД стало отправлять восвояси ближайшим же рейсом моло­дых, прилетающих в Израиль в одиноч­ку блондинок, подозревая в них потен­циальных проституток, люди, промыш­ляющие женщинами, принялись искать обходные пути. Проституток начали пе­реправлять к нам из стран СНГ через Египет, прибегая к помощи бедуинов, обитающих в пустыне меж Египтом и Израилем и занимающихся контрабандой наркотиков.

Из материалов уголовного дела о тор­говле женщинами, рассматриваемого в эти дни израильским судом (здесь и да­лее мы вынуждены были сделать в доку­ментах минимальную стилистическую правку, не искажающую их смысла. — Л.Л. «Я прибыла в Израиль в апреле 2002 года <...>, чтобы работать проституткой, хотела заработать денег себе на учебу. Обратилась к женщине, о которой узнала от одной девочки, уже работав­шей в Израиле, и та организовала мой приезд сюда. Сначала нас отправили в
Москву. В Москве нам объяснили, что границу придется переходить быстро, бегом, а кто не хочет, может вернуться домой, уплатив штраф 500 долларов в те­чение месяца (за каждый просроченный день долг будет расти на 10 процентов). Про долг нам сказали после того, как мы, испугавшись, что границу придется переходить незаконно, стали спраши­вать, можем ли мы вернуться домой. Я поняла, что дороги назад нет.

Из Москвы нас переправили в Еги­пет, сформировав в Каире группу из де­вяти человек. Бедуины провели нас че­рез границу, где нас ждали два такси, ко­торые доставили нашу группу в гостини­цу у моря. Там за нами следил мужчина, у которого не хватало пальцев на руке. Нам объяснили, что из комнаты никуда нельзя выходить - даже в коридор.

В гостиницу два раза приходили по­купатели, чтобы проверить нас и посмо­треть, подходим да мы им или нет. По­том нас отвезли к квартиру, где каждую девочку заводили в комнату, предлагая раздеться до пояса, и проверяли, нет ли на теле шрамов, осматривали грудь и спрашивали, не было ли в прошлом абортов и выкидышей.

Первые два дня я обслуживала кли­ентов по вызову, а на третий день мне и еще одной девочке велели привести себя в порядок и спуститься вниз. Там стояла машина, за рулем сидел парень бандит­ского вида с наколками, злой и неприят­ный. Я испугалась. Он приказал нам сесть в его машину и отвез на квартиру к одному покупателю, который не захотел нас покупать, сказав: «У них нет детей — значит, нет стимула работать».

Поздно ночью приехали мужчина и женщина и забрали меня в заведение, где я проработала несколько месяцев...»

По журналистскому долгу я поинте­ресовалась в полиции, предпринимались ли попытки перекрыть египетскую тропу, по которой из стран СНГ в Израиль не легально доставляются проститутки. Начальник следственного отдела Ави Дави­дович, курирующий в числе прочих и де­ла, связанные с проституцией в Израиле, сказал, что у полиции просто не хватит сил для того, чтобы установить наблюде­ние в обширном районе пустыни, поэто­му в большинстве случаев проституток вылавливают уже на территории Израи­ля. Чаще всего в гостиницах и борделях, которые обычно скрываются под вывес­кой массажных кабинетов, ночных клу­бов, стриптиз-шоу и т. п., но мы будем называть их своими именами.

Беглянки

Из борделей проститутки нередко убегают, не выдерживая условий работы.

Из материалов дела:

«Мы с еще одной девочкой убежали в августе. Нам помог это сделать мой друг, он же потом привел нас и в полицию. Условия в «массажном кабинете» были тяжелые. Пер­вые полтора месяца я отработала бес­платно. За всякие провинности с нашей стороны налагались штрафы. Нам за­прещалось гулять, разговаривать по те­лефону. Нужно было делать все, что за­хочет клиент. Последние три месяца (до побега. —Л.Л.) стали невыносимыми. Если раньше мы работали в две смены, то теперь хозяева заведения ввели одну смену: мы обслуживали клиентов с 10 утра до 5 утра следующего дня, несмотря на самочувствие или месячные (в таких случаях нас заставляли покупать специ­альные губки и вставлять их во влагалище). Иногда клиенты приходили раньше 10 утра, тогда нас будили и заспанными, немытыми гнали работать, даже не да­вая возможности почистить зубы. Один раз мне попался клиент, у которого был очень большой член, я кричала от боли, он остался неудовлетворенным и пожа­ловался на меня, за что я тут же получи­ла штраф в 50 шекелей. На любую жало­бу был один ответ: «Вы знали, куда и зачем ехали!»

Из материалов того же дела мне уда­лось извлечь информацию о количестве облуживаемых за сутки клиентов, видах предоставляемых услуг и прейскуранте цен. Рабочий день — с 10 утра до 4 утра следующего дня. Число клиентов, обслу­живаемых одной проституткой за сутки, достигает 20-28. Что же касается вида ус­луг и прейскуранта цен, то они таковы: 20 минут обычного секса с презервати­вом — 100 шекелей (полчаса — 130), час орального секса без презерватива — 260 шекелей, 45 минут секса в «джакузи» — 180 шекелей, полчаса в сауне с девоч­кой — 230 шекелей и так далее. Первые полтора месяца проститутка работает бесплатно, отрабатывая «долг» хозяину, который выложил за нее поставщику от пяти (если она новичок) до семи (если она имеет опыт работы проституткой) тысяч долларов. В этот период ее держат взаперти. После отработки долга про­ститутка начинает получать проценты — от 10 до 50 шекелей за каждого клиента. Большая часть суммы, как видим, идет в карман хозяев или владельцев борделя. Я не оговорилась. Владелец борделя и хо­зяин проститутки не обязательно явля­ется одним и тем же лицом. Нередко хозяин проститутки (сутенер) сдает ее в аренду в какой-нибудь бордель, деля с его владельцами доход, который прости­тутка обеспечивает им своей работой. У сутенера может быть не одна, а несколь­ко проституток, которых он купил у по­ставщиков из стран СНГ.

Мне вспоминается одна душеразди­рающая сцена, невольной свидетельни­цей которой я оказалась, совершая с дру­зьями прогулку к морю в районе одной из гостиниц в Северном Тель-Авиве. Светловолосая девушка лет 18 сидела на корточках, держа на коленях пластико­вую тарелку с яичницей, которую жадно заталкивала в рот, подгоняемая сутене­ром, развалившимся на водительском сиденье машины в нескольких метрах от нее. На пустырь, примыкающий к гости­нице (это известное в Тель-Авиве место, где проститутки трудятся под открытым небом или в салоне машин клиентов), двигалась целая колонна автомобилей, водители которых высматривали себе подходящую партнершу для кратковре­менного секса из числа женщин, прогу­ливавшихся на окраине пустыря.

...Куда попадают беглянки после по­бега? Чаще всего в полицию, а оттуда — в камеру предварительного заключения, в тюрьму или в убежище для потерпев­ших от насилия. Недавно их стали поме­щать в специальное заведение, четыре месяца назад открытое полицией в рай­оне Хадеры. Там проститутки находятся вместе с другими женщинами, прибыв­шими в Израиль нелегально, до депор­тации (процесс оформления документов занимает от двух недель до месяца). Ес­ли же беглянка выступает в статусе сви­детельницы по уголовному делу, то ее помещают за государственный счет в гостиницу (место пребывания свиде­тельницы при этом скрывается), где она живет до окончания суда, получая от по­лиции еженедельно 200 шекелей на бы­товые нужды.

- До того как открылось помещение в Хадере, этих девочек помещали в тюрьмы, где они жили в одних камерах с преступницами и наркоманками, — говорит представительница общесвтенной организации «Женщина – женщине» Рита Хайкина, опекающая проституток, ожидающих депортации. — В особенно тяжелые условия они попадают в тюрьме «Кишон». Представьте себе некондиционируемую камеру с двухъярусными железными кроватями на 12 человек и туалет, отгороженный занавеской. Отношение к этим девушкам было ужасным. Один раз наша организация подняла шум в связи с тремя проститутками, которых полицейские арестовали в гостинице и в течение трех дней продержали в камере — без мыла, полотенца, сменного белья. Когда же их повезли в суд, полицейский на вопрос, куда их везут, ответил не самой удачной шуткой: «На расстрел». Одна этих девочек, как мы выяснили позже, отправилась в Израиль на заработки, чтобы оплатить дорогостоящую операцию сыну, у которого обнаружили опухоль головного мозга. К моменту ареста ей удалось собрать только полови­ну суммы.

...Ави Давидович, которого я упомянула выше, услышав от меня об этой истории, сказал, что на самом деле нужно в корне изменить существующий порядок вещей. У полицейских другие задачи, они не должны выступать в роли социальных работников и психологов. В стоящее время проституток, дающих показания в суде, опекает полиция, тогда как, по мнению Ави, присматривать за ними должно было бы министерство труда  и соцобеспечения, организовав для них специальное убежище, где им была бы оказана медицинская, социальная и психологическая помощь.

Ави прав. Убежище необходимо. Тем более, что были случаи, когда свидетельницы, дающие показания против своих сутенеров, из гостиниц исчезали (бежали сами, или им «помогали» бежать  преступники, не заинтересованные  в том, чтобы свидетельницы выстпали  в суде).

Кстати сказать, принципиальное решение о создании такого убежища уже приинято. В 2001 году, 25 ноября (это Международный день борьбы с насилием против женщин) в Израиле была  сформирована межминистерская комиссия по улучшению статуса женщин. Одно из ее заседаний, проходившее в апреле 2002 года, было посвящено проблеме торговли женщинами, и речь на нем шла о необходимости международного сотрудничества в этой области и создании подобного рода убежищ, где проститутки могли бы укрыться от своих «работодателей» и получить необходимую медицинскую, психологическую и юридическую помощь. Выполнение этого решения было возложено на два министерства: труда и соцобеспечения и внутренней безопасности (последнее должно было организовать необходимую охрану). Министерству труда вменяется также в обязанность разъяснительная работа и проведение рекламной кампании. В настоящее время разрабатывается юридическая процедура защиты свидетелей.

На заседании комиссии также рассматривалась возможность конфискации имущества лиц, занимающихся торговлей женщинами. Разработка юридического аспекта этой темы была возложена на министра юстиции. Принимая подобное решение, государство, по сути, взялось покончить с позорным явле­нием, а как это обернется в действитель­ности — будущее покажет.

Закон и реальность

Сомнения мои не лишены основа­ний. В газетах публикуется реклама борделей, и каждый, кому понадобятся адреса, легко их найдет. В уголовном за­конодательстве есть немало статей, по которым сутенеры, владельцы борделей и проститутки, обслуживающие клиен­тов в общественных местах, подлежат суровому наказанию — от года до 16 лет тюремного заключения. Иными слова­ми, де-юре закон обложил проституток и их посредников со всех сторон. Суди­те сами: торговля людьми с целью сек­суального рабства — статья 203, пункт «алеф» (16 лет заключения); сутенерст­во — 199-я статья (до пяти лет); содер­жание борделя — статья 204 (пять лет); работа проститутки на дому приравни­вается к содержанию борделя — та же 204-я и те же пять лет. Занятия прости­туцией на улице квалифицируются за­коном как «совершение развратных действий в общественном месте» и на­казываются годом лишения свободы. Кроме того, есть еще одна, 198-я, ста­тья, наказывающая за любые действия (в том числе и развратные), которые мо­гут «помешать публике». Однако еще ни один сутенер в Израиле не получил вы­шеуказанных шестнадцати лет тюрем­ного заключения. Может быть, спрос и предложение столь велики, что на всех не хватит камер? Тем не менее полиция закрывает бордели, когда на них посту­пают жалобы от соседей или от самих проституток, оказывающихся в особо скверных уловиях. А прокуратура обру­шивается всей своей мощью на устрои­телей подобных заведений в тех, как правило, случаях, когда обнаруживают­ся факты привлечения к проституции малолеток, а равно и факты насилия, торговли живым товаром и распростра­нения наркотиков.

По мнению израильского адвоката Яакова Шкляра, специализирующегося также и на этого рода делах, главная проблема – в несовершенстве несовершенстве существующих зако­нов. Так, например, закон не запреща­ет занятие проституцией, но запрещает любой менеджмент на этом поприще, будь то сутенерство или содержание борделя.

Впервые предложение о легализации проституции в Израиле (как это сделано во многих европейских странах, где пуб­личные дома узаконены и находятся под контролем — медицинским и прочим) рассматривалось специальной комисси­ей еще в 1977 году. В 1992 году была предпринята очередная попытка прове­сти соответствующий законопроект, но и она не увенчалась успехом, будучи торпедированной представителями ре­лигиозных партий. Тем временем в стра­не сформировалась разветвленная сеть незаконных публичных домов. Сканда­лы же вокруг них возникают, как уже было отмечено, лишь в случае вопиюще наглого преступания законов: использо­вания малолеток, распространения нар­котиков, физического насилия и тор­говли людьми.

Я поинтересовалась в полиции, изве­стны ли случаи убийства проституток сутенерами. Мне ответили, что полиции известен один случай гибели четырех проституток, связанный с поджогом за­ведения, в котором они работали. Зло­умышленник арестован: он оказался от­нюдь не сутенером, а, напротив, побор­ником нравственности, правда, бороть­ся за чистоту нравов предпочел стран­ным способом, повлекшим ужасную ги­бель в огне четырех женщин.

В некоторых — единичных, как уве­рили меня в полиции, — случаях жен­щины из стран СНГ оказываются в не­завидной ситуации, имея смутное представление о том, чем им предстоит заниматься. О трех историях этого типа мне рассказали в общесвтенной организации «Женщина — женщине» и в убежище для жертв насилия, принадлежащем
другой общесвтенной организации «Нет насилию». Вот эти истории — подчеркиваю, нети­пичные и не отражающие картины в целом.

Ирина (имя изменено) искала работу в Молдавии. Узнала, что есть фирма, предоставляющая за границей работу в качестве официантки и посудомойщицы. В которую и обратилась, оформив документы на выезд. Все расходы, свя­занные с предстоящим путешествием (оплату визы и авиабилета), фирма взя­ла на себя, обязав Ирину погасить долг с первой же зарплаты. Ирина улетела в Москву, оттуда — в Египет. В Египте ее вместе с другими женщинами отправи­ли в гостиницу, после чего увезли в деревню, где группу уже ждали бедуины. Границу переходили пешком, в пустыне. И только в Израиле, попав в бордель, Ирина, по ее словам, поняла, какая ра­бота ее ждет. Хозяева борделя запугива­ли новоприбывших, что в случае отказа принимать клиентов их продадут ара­бам, «на территории», где с ними будут обращаться жестоко и могут даже убить — никто и следов не найдет (угрозы эти не­безосновательны: несколько лет назад на «территориях» была обнаружена рос­сийская гражданка, которую арабские сутенеры, выкупившие ее у израильтян, возили по деревням для обслуживания клиентов. При этом молодую женщину так накачивали наркотиками, что она не сознавала, что с ней происходит. Я не успела тогда взять у нее интервью — женщину в считанные дни депортирова­ли из тюрьмы «Абу-Кабир» в Россию. Как сложилась ее судьба там, мне неизвестно). Ирине же, к счастью, удалосьбежать из борделя.

Вторая история связана с Женей (имя изменено), которая 15 апреля 2002 года давала показания в полиции: «Мне обещали работу танцовщицы. Сказали, что если я захочу заработать больше, то могу оказывать посетителям ночного клуба и сексуальные услуги, но не по принуждению, а по собственному вы­бору. Уже в Египте я поняла из разгово­ров, что меня ждет в Израиле только одна работа — проститутки, и пыталась бежать. Проводник-бедуин поймал ме­ня и жестоко избил. А вечером четверо бедуинов жестоко насиловали меня в течение нескольких часов. Я потеряла сознание и очнулась в палатке, где за мной ухаживали другие женщины. Они сказали, что бедуины принесли меня наполовину раздетой. Все тело у меня кровоточило, из-за сильной боли меж­ду ног я не могла ходить, у меня было только одно желание — умереть. Оста­ток пути через пустыню женщины вели меня под руки. В эйлатском борделе хо­зяин заявил мне, что я должна вернуть ему деньги, которые он за меня упла­тил, — шесть тысяч долларов, сказал, что если я не буду улыбаться клиентам, то он наложит на меня штраф в 100
дол­ларов...»

Третья история, ныне рассматривае­мая в суде, связана с Алиной (имя изме­нено). Сообразив, как и Женя, при пе­реходе египетско-израильской границы, в какую историю она влипла, Алина по­пыталась бежать и была жестоко избита. Из-за «нетоварного» — вследствие уве­чий — вида ее с трудом продали за бесце­нок (четыре с половиной тысячи долла­ров вместо семи) сутенеру, который в первый же вечер отвез ее на вечеринку в честь выхода из тюрьмы своего дружка, где Алину вынудили участвовать в об­щей оргии.

Виновницы или жертвы?

…Еще до того как я решила писать статью на эту тему, мы с коллегами слегка поспорили, пытаясь выяснить, кто они, эти женщины, занимающиеся проституцией – виновницы или жертвы? Высказывалось даже предположение, что у падшей женщины есть врожденная склонность к пороку. В качестве аргумента приводились примеры того, как русские интеллигенты времен Куприна и его знаменитой «Ямы» вытаскивали проституток из публичных домов, женясь на них или покупая им швейную машинку, однако результат был как в известной пословице: «Как волка ни корми — все в лес смотрит».

В самом деле, что вынуждает женщин заниматься проституцией, и как они ощущают себя, приняв решение покончить с этим занятием? С этим вопросом я обратилась к специалистам — психиатру, доктору медицинских наук Евсею Красику и психотерапевту и сексологу Марку Ройтману.

- Когда-то в России было распространено мнение, что проституцией занимаются нимфоманки, — говорит Евсей Красик. — Это не так. Проститутки не получают сексуального удовлетворения от клиентов и не стремятся к этому. Для них это работа. Другое дело, что в результате этого занятия примерно у трети женщин развиваются негативное отношение к мужчинам, привычка постоянно менять партнеров или возникает комплекс вины. Что же касается остальных, из них впоследствии могут вполне получиться хорошие матери и верные жены. Проституция - социальное явление. Что-то в нашем обществе не в порядке, если молодые девушки стремятся зарабатывать на жизнь, учебу и даже будущую свадьбу (!) подобным способом. Я бы не спешил осуждать проституток. Во-первых, каждый человек вправе распоряжаться собой и своим телом по собственному усмотрению. Во-втроых, заниматься проституцией женщин во многих странах чаще всего вынуждает тяжелое экономическое положение. Известны случаи, когда женщины зарабатывали таким образом на лечение или учебу своих детей.

— Я думаю, что проститутка знает, на что идет, — говорит Марк Ройтман. — Более того, она считает, что это наиболее короткий путь к материальному благосо­стоянию. Поэтому у нее есть стимул об­служить как можно больше клиентов. Я не думаю, что проституток надо «спа­сать», их отношение к мужчинам доста­точно циничное, и не стоит особо волноваться за их душевное состояние. Согла­сен, явление это носит социальный ха­рактер. Когда проститутка, неплохо зара­ботав в Израиле, возвращается к себе до­мой с деньгами, она чувствует себя на вы­соте положения. Мне кажется, тут более интересно другое: почему мужчины отда­ют предпочтение быстрому сексу за день­ги со случайной партнершей вместо ро­мантических ухаживаний и связи с люби­мой женщиной? Вот это действительно стоило бы исследовать.

Продажа в рабство или сделка?

Напрашивается еще один вопрос: как квалифицировать отношения проститут­ки с посредником, сутенером? Что это на самом деле — рабство или сделка (своего рода договор о найме на работу)?\

Согласно конвенции, принятой на европейской конференции в Гааге в ап­реле 1997 года, торговлей людьми счита­ются «любые действия, направленные на легальный или нелегальный ввоз, про­воз, пребывание или вывоз с территории страны женщин с целью их прибыльной сексуальной эксплуатации, с применением принуждения, в частности, насилия, угроз, обмана или иного давления, вследствие которого лицо не имеет никакого
реального и удовлетворительного выбора, как только покориться противо­правным действиям».

А вот какое определение торговли людьми дается в Уголовном кодексе Ук­раины, поставляющей немало проститу­ток в израильские бордели: «Открытое или тайное овладение человеком, связан­ное с его законным или незаконным пе­ремещением (с согласия или без согласия перемещаемого лица) через государст­венную границу Украины или без тако­вого для дальнейшей продажи или иной оплатной передачи с целью сексуальной эксплуатации, использования в порно­бизнесе, втягивания в преступную деятельность, вовлечения в долговую кабалу, эксплуатации его труда».

Признаками торговли женщинами считаются ситуации, когда: женщина не знала о том, что она будет заниматься проституцией, или была обманута отно­сительно обстоятельств, в которых ей придется работать; женщина лишена возможности принять личное решение о том, хочет ли она вообще заниматься проституцией; женщину принуждают от­давать заработанные ею деньги иным ли­цам; женщина обременена долгами, с ко­торыми она должна расплатиться, преж­де чем сама сможет распоряжаться свои­ми собственными доходами; женщину постоянно держат под контролем другие лица; женщину ущемляют в свободном передвижении или в возможности обще­ния с другими людьми; женщина не мо­жет отказать некоторым клиентам или протестовать против тех или иных видов сексуального контакта.

Кстати, еще в конвенции ООН от 1949 года, направленной против торгов­ли людьми, говорилось о необходимости запретить сексуальную эксплуатацию — использование женщин в сексуальной индустрии. От государств, подписавших эту конвенцию, требовалось считать пре­ступниками сводников, лиц, использую­щих проституцию с целью наживы, со­держателей публичных домов, а также их соучастников.

В декабре 1979 года была принята очередная конвенция ООН «О ликвида­ции всех форм дискриминации в отно­шении женщин». Там говорится, в част­ности, о появлении новых форм сексу­альной эксплуатации: секс-туризма, фиктивных брачных контор и т. п. (я бы добавила к ним еще интернетовскую все­мирную сеть невест, через которую жен­щины тоже порой попадают в сексуаль­ное рабство).

Представляет интерес и другой доку­мент, разработанный в Нидерландах неправительственной организацией «Все­мирный альянс против торговли женщи­нами» в сотрудничестве с международ­ной юридической группой. Этот доку­мент предлагает, чтобы все страны гаран­тировали: свободу от преследований жертвам сексуальной эксплуатации; кон­фиденциальную медицинскую и психо­логическую помощь; квалифицирован­ный перевод при рассмотрении дела в полиции, бесплатную правовую помощь; конфиденциальное тестирование на СПИД только по согласию жертвы сексуальной эксплуатации и т. п.

В международных документах опреде­лены и критерии, согласно которым су­ществуют страны — поставщики женщин на мировые рынки сексуального бизнеса (к примеру, страны СНГ и другие); тран­зитные страны, через территорию кото­рых осуществляется доставка женщин (Египет и др.); страны, в которые ввозят­ся женщины (Израиль, Турция и др.).

А теперь попытаемся ответить на во­прос, заданный в начале этой главы: с чем же мы все-таки имеем дело — со сделкой или продажей в рабство? Очевидно, что о сделке можно говорить в тех странах, где проституция легализована, публичные дома находятся под контролем государст­венных учреждений, а проститутки име­ют собственные профсоюзы, защищаю­щие их права. Что же касается остальных случаев, то здесь мы по-прежнему вынуждены оставить большой знак вопроса.

Из материалов расследований:

«...За всю свою работу в «массажном кабинете» до самого ареста я не заработала никаких де­нег. Через полторы недели владелица ска­зала, что теперь она моя хозяйка, так как купила меня у моего прежнего хозяина. Девочки, которые работали в этом «массажном кабинете», принадлежали разным хозяевам».

«Через некоторое время приехали двое парней, они посмотрели нас, потре­бовали, чтобы мы встали, а потом задава­ли нам те же вопросы, что и все покупате­ли, — работали ли мы проститутками, кто отправлял нас в Израиль? Эти двое пар­ней потом ушли. Хозяин сообщил, что я понравилась одному из них, но потом сказал, что решил оставить меня у себя — для работы проституткой. Я попросила, чтобы он оставил у себя и вторую девочку, с которой успела подружиться. Но хозяин сказал, что ни в одном месте двух подру­жек вместе не покупают».

 «...Пока девочка не отработает долга, вообще нельзя никуда выходить. После возврата долга можно выходить только под присмотром охранника или с тем, кого хозяйка «массажного кабинета» хорошо знает, — так нам объяснили».

«...После перехода границы нас встретил Ави (здесь и дальше все имена изменены. — Л.Л.). Он передал нас парню по имени Славик. Мы жили у него дома — в каком городе, я не знаю. Славик с еще одним парнем по имени Костя отдал меня Вите. За сколько — Витя мне не сказал. Он привез меня в какую-то гостиницу и сказал, что хочет секса. Я отказалась, сказала, что у меня месячные. Он пригрозил, что если я не сделаю ему то, что он просит, то он продаст меня арабам. Я сказала, что пусть продает, но я ему не дам. Тогда он повалил меня на кровать, порвал на мне кофту, силой сорвал одежду. Я сопротивлялась, как могла, но он сильнее меня. Он пытался сделать анальный секс, но у него не получило­сь. Тогда он всунул свой член мне во влагалище без презерватива и кончил в меня. После этого Витя отвез меня в ресторан, где указал на мужчину и женщину и сказал, что я буду работать у них в «массажном кабинете». Мне сказали, что теперь у меня будет имя Эммануэль и первые два месяца мне придется работать бесплатно, чтобы
вернуть деньги, потраченные на мою по­купку».

В товариществе «Женщина – женщине» мне рассказали о трех совершенно диких случаях. В первом из них хозяева борделя привели проститутку к гинекологу, который на самом деле оказался ветеринаром; во втором — сутенер заставлял проститутку не только принимать огромное количество клиентов, но обслуживать его самого в качестве домохозяйки и наложницы; в третьем — проститутку заставляли участвовать в оргиях, снимая домашние порнофильмы. Эти (и подобные им) случаи товарищество «Женщина – женщине» решило включить в 100-страничный отчет, с которым собирается озна­комить консулов, представляющих страны СНГ в Израиле.

В товариществе «Нет насилию» мне привели не менее вопиющий пример — муж-репатриант продал собственную жену сутенеру, а когда та сбежала, жестоко избил ее (женщина попала в больницу с отбитыми почками). Полгода она прожила в убежище, принадлежащем товариществу, где ей оказали юридическую помощь, помогли оформить развод, забрать ребенка, поступить на курсы и найти работу. Еще две истории связаны с турист­ками. Одной из них некто пообещал хорошую работу, а на самом деле продал сутенеру, который посадил ее «на иглу» и стал водить к ней клиентов. Пленнице удалось бежать через окно в туалете, впоследствии она попала в убежище, где ей оказали первую помощь, после чего женщина была отправлена в страну, из которой она прибыла. Для двух других туристок неосмотрительное знакомство с молодыми парнями закончилось тем, что новые знакомые под предлогом показа израильских достопримечательностей отвезли девушек к сутенеру, который посадил их под замок. Одной удалось бежать, судьба второй мне неизвестна.

О тех, кто «соскочил с поезда»

Чтобы не возникло недоразумений, сразу определимся: в этой главе речь пойдет о жертвах сексуального рабства, по отношению к которым были нарушены права человека, а не о тех проститутках ках, кои, даже будучи задержанными по­лицией, прибегают ко всевозможным уловкам, чтобы остаться в стране.

В конце 1980-х в Нидерландах появи­лась организация помощи жертвам сек­суальной эксплуатации, которая в 1995-м инициировала вместе с неправительст­венными организациями Польши и Че­хии программу «Страда» — по предотвра­щению торговли женщинами в странах Центральной и Восточной Европы (в 1997-1998 годах к программе присоеди­нились неправительственные организа­ции Украины и Болгарии).

Кроме того, существуют совместные проекты защиты жертв сексуальной экс­плуатации, инициированные МОМ (Международной организацией содейст­вия мигрантам и беженцам с центром в Женеве) и неправительственными орга­низациями Украины, Молдавии, Белоруссии и других стран, благодаря кото­рым на территории СНГ появились цен­тры реабилитации пострадавших.

Сотрудница товарищества «Женщина – женщине» Рита Хайкина, координа­тор проекта по борьбе с торговлей жен­щинами, показала мне письмо бывшей проститутки Лены (имя изменено), нахо­дящейся ныне в одном из реабилитаци­онных центров МОМ на Украине:

«Меня никто здесь не обижает, сплю, сколько хочу, хорошо ем, — пишет она. — Хочу остаться в Киеве. Буду учиться на курсах барменш-официанток. Домой звоню и пишу, но меня туда пока не тянет. Хочу начать новую страницу жизни».

Лена в свое время была задержана в одной из гостиниц. Когда «хозяина» Ле­ны арестовали (за ее сутенером полиция следила давно), она дала против него по­казания, обвиняя в жестоком обраще­нии. Адвокат у обвиняемого был опыт­ный, то и дело требовал от судей отмены заседания из-за нехватки тех или иных бумаг. Суд тянулся бесконечно долго. Лена, по словам сопровождавшей ее в суд Риты Хайкиной, чуть с ума не сошла от неопределенности. В конце концов товарщиество помогло отправить ее на Украину — в реабилитационный центр пострадавших от сексуального насилия, где Лена находится уже третий месяц и проходит медицинскую и психологиче­скую реабилитацию.

Еще одну проститутку, подвергшуюся издевательствам со стороны сутенеров, товариществу удалось отправить в санкт-петер­бургский центр реабилитации пострадавших от сексуального насилия, где девуш­ку, по словам Риты, встретили очень теп­ло и даже купили ей зимнюю одежду, ко­торой у нее в тот момент не было.

Есть и другие подобного рода центры реабилитации и помощи жертвам торгов­ли женщинами. В Одессе это организа­ция «Вера, надежда, любовь», в Тернополе — «Возрождение нации», в Севастопо­ле — «Молодежный центр женских ини­циатив».

Что же до нашей страны, то в январе под эгидой министерства труда и соци­ального обеспечения открылась «горя­чая» телефонная линия для женщин, ставших объектами торговли и попавших в сексуальное рабство. Открываются трехмесячные курсы для русскоязычных добровольцев, которые впоследствии бу­дут сопровождать проституток, выступа­ющих в роли свидетельниц по делу о тор­говле людьми, в суд и другие инстанции.

Масштабы явления

Чтобы получить представление о мас­штабах явления, я обратилась к разным источникам. Мой коллега-журналист, интересовавшийся в свое время этой темой, утверждал, что в одном только Тель-Авиве насчитывается около 500 борделей.

В полиции мне назвали следующие цифры: в 2001 году в связи с делами о торговле женщинами было арестовано 209, в 2002-м — 237 человек. На судах, связанных с рассмотрением этих дел, вы­ступили: в 2001 году — 62 свидетельни­цы, в 2002-м — 130. Руководитель следст­венного отдела Ави Давидович сказал, что начиная с 2000 года полиция получи­ла новые эффективные инструменты для борьбы с этим явлением и многие проце­дуры упростились.

В сентябре под эгидой полиции был образован эмиграционный отдел, при котором открылось упомянутое выше уч­реждение на 100 мест, где женщины, при­бывшие в нашу страну нелегально (в том числе и проститутки), содержатся до мо­мента депортации. За четыре месяца из Израиля было депортировано 16 тысяч нелегалов (из них — 169 проституток).

Я поинтересовалась в эмиграцион­ном отделе, за чей счет проституток от­правляют восвояси. Оказалось, что в ос­новном —за счет государства. В некото­рых случаях, когда нелегалы заинтересо­ваны покинуть место заточения как мож­но скорее, они заявляют, что готовы сами оплатить свою отправку домой.

Процедура, связанная с депортацией проституток, длится обычно от двух не­дель до месяца. Как мне объяснили, часто дело застопоривается из-за того, что жен­щины прибывают в Израиль с поддель­ными документами и не сразу называют свои настоящие данные. Причиной за­держек иногда бывают консульские отделы, представляющие страны СНГ в Израиле, — очевидно, они не слишком заин­тересованы в возвращении домой своих гражданок, промышляющих проституци­ей. Разбирательство и оформление пас­портов порой длится довольно долго.

Сегодня среди 80 женщин-нелегалок, ожидающих депортации, насчитывается 26 проституток. Сутки содержания каж­дой из них в учреждении, принадлежа­щем депортационной службе, обходятся государству в 300 шекелей. Умножим эту сумму на 26 и на количество дней (от 14 до 30). Получается, что только в январе из кармана налогоплательщика на эти цели будет израсходовано от 117 до 234 тысяч шекелей. Справедливее было бы отправ­лять проституток назад за счет сутенеров (находятся же у тех деньги на хороших ад­вокатов, если до сих пор ни один из суте­неров не получил оговоренных законом 16 лет тюремного заключения!).

В поисках выхода

Похоже, что ситуация будет тупико­вой до тех пор, пока спрос не породит ле­гитимное предложение, которое заменит предложения «черного рынка», где про­цветают сутенерство и сеть замаскиро­ванных под что угодно борделей. Иными словами, если проституция в нашей стра­не будет легализована (не будем ханжа­ми, признаем, что явление это появилось не вчера) и поставлена под контроль го­сударственных учреждений (медицин­ских, налоговых, прочих), то для крими­нала, связанного с сутенерами-рабовладельцами и торговлей живым товаром, просто не останется места. По крайней мере, такого мнения придерживаются специалисты, с которыми я беседовала, собирая материал для расследования, — адвокат Яаков Шкляр, психиатр Евсей Красик, психотерапевт и сексолог Марк Ройтман. Но для этого придется изменить существующий закон.