Десятое интервью

Юрий Костин 2



Ведущий. Здравствуйте, уважаемый Автор.
Автор. Добрый день.
Ведущий. Довольно много времени прошло с нашей последней встречи, более года.
Автор. Да уж. Так и есть. Мы организовываем эти наши контакты, когда предстоит выложить очередное многостраничное произведение.
Ведущий. И что? Такое имеется?
Автор. Да, но давайте сначала поговорим о том, что появилось до него.
Ведущий. Это вы о «Деле № 007»?
Автор. Давайте сначала о нём. Я тогда говорил, что проверял себя на быстроту работы. Три месяца. В общем-то уложился, но потом поймал себя на мысли, что просто закруглил работу. Дело в том, что роман получался ещё более многостраничным, чем был задуман первоначально. Например, исторический момент, с которого начиналось произведение, должно было использоваться, но до этого просто не дошло. Второй главный персонаж, Александр Маслов, тоже должен был столкнуться с потусторонним миром, который ему суждено исследовать.
Ведущий. Там у вас прекрасная сказка написана.
Автор. Это – да. Александр пишет «Сказку о братьях по разуму». По сказке «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». У меня сказка сделана в форме шуточного фантастического рассказа о Контакте с инопланетным Разумом, который исследовал среднестатического землянина, взяв на эту роль простого солдата Федю Дулова. Сказка писалось легко и весело, и очень быстро. Это мне настолько понравилось, что со сказками решил продолжить.
Ведущий. Расскажите об этом подробней.
Автор. Сейчас, только доскажу про роман. Признаю, что излишне торопясь я его быстренько закруглил, многое оставив недосказанным. Виноват. Обещаю, что потом к этому вернусь. Кстати сказать, давно, лет пятнадцать, а может уже и двадцать назад, я начал писать приключенческую повесть «Операция «Троянский конь», где главным героем был … журналист Саша Маслов, ещё совсем молодой. Там он у меня попадает в переплёт: сталкивается с некими заговорщиками, попадает в следственный изолятор, откуда сбегает и угадывает в Таджикистан (его туда похищают). В этом месте сюжет у меня застопорился, но, рассчитывая, что всё благополучно завершится, я сразу же начал писать продолжение: повесть «Дело № 007», где тот же Маслов, но он уже телевизионщик, и снова попадает в сложные дела, в которых замешана настоящая мистика с чудовищами. Написав примеру треть второй повести, снова остановился, аж на пятнадцать лет.
Ведущий. Но ведь ваша повесть всё же была закончена.
Автор. Уже роман. Как там в детском стишке – во время пути собачка успела подрасти. Вот так же и у меня. Повесть увеличилась, и настолько, что не уложилась в одно произведение.
Ведущий. Хорошо. Но неудобно получается. Вторая повесть уже написана, пусть и не совсем до конца, а первая всё никак не идёт?
Автор. Получается, что так. Но я думаю, что найду удобный момент, и снова вернусь к тому полузабытому сюжету. К тому же там чуть не четверть произведения уже написано.
Ведущий. Прекрасно. Теперь вернёмся к сказкам.
Автор. Хорошо. Вернёмся. Уже давно я подумывал заняться сказками, прикидывал, как это можно сделать. Хотелось взять самые известные и – как бы дать им новую жизнь, чуть развернув. Маша и медведь, Маша и три медведя, а ещё есть сказка про медведя, которому отрубили лапу, и он идёт искать обидчиков.
Ведущий. Что-то всё с медведями связано.
Автор. Получилось так. Взял я сказку с медведем, придумал старика Силантия, в прошлом- солдата.  Получилось довольно забавно. Я эту сказку назвал – «Страшная сказка», хотя она больше юмористическая, чем взаправдашная страшилка. Потом (пусть и не сразу) перешёл к Маше.
Ведущий. Есть целая анимационная серия про Машу и медведя.
Автор. Да. И я несколько фильмов видел. Мой вариант сказки к тем фильмам отношения не имеет, только к классическим сказкам. Почти не отходя от сюжета. Ещё «Каша из топора». Тоже к ней примерялся. Решил, что это будет тот Силантий, что в «Страшной сказке» уже стариком стал. А здесь он только со службы возвращается. Показал это его похождение. Будто он попал к Акулине Молоховец, правнучка которой (Елена) собрала рецепты и написала книгу «Советы молодым хозяйкам», а моя сказка называется «Рецепт, так и не вошедший в кулинарную книгу».
Ведущий. Забавно.
Автор. Забавно? Хороший литературный ход. Потом я решил ещё написать сказку, как можно страшней. Порылся в сборнике сказок Афанасьева, нашёл там сказку про мертвеца и начал прикидывать, как её литературизировать. Вспомнил «Сказку о братьях по разуму» и решил изъять оттуда полковника Чебурашкина, то есть ещё и не полковника. Придумал, каким образом он смог бы попасть за границу. И получился очень неплохой сюжет, по которому он сталкивается с настоящим зомби, бывшим учёным Дистиллярием Погибалцем. Пытался писать страшно, а получилось опять смешно.
Ведущий. Забавно.
Автор. Дальше мне как-то стало неудобно чужими сказками заниматься, пусть даже я их меняю довольно сильно. Решил написать сказку оригинальную, свою собственную, чтобы себя как бы проверить – смогу ли? Взял классического Иванушку-дурачка и отправил его счастье искать, немного для себя, и много – для всех прочих.
Ведущий. Счастья всем. Даром. И пусть никто не уйдёт обиженным.
Автор. Именно так, по канонам Стругацких. Самому Иванушке здорово достаётся. Но он, по своей наивности не замечает тех козней, какие ему выпадают по ходу дела, умудряется помочь попавшему в беду Битанго, ассистенту настоящего мага, взятого мною из старой энциклопедии, а потом молодому батраку Богдану, который решил бороться с преступностью. Сказка получилась длинная и содержательная, советуем прочитать. Сказку я назвал «Отсебятина». Это меня в школе сурово одёргивали преподаватели, мол, отсебятину гонишь. До сих пор и гоню.
Ведущий. А дальше.
Автор. Заметил, что сказки у меня получаются легко, с юмором, в первую очередь самому интересные. Только всё выходило про героев. Решил, что пора заняться женщинами, то есть – героинями. Начал присматриваться. Выбрал несколько. Марья Моревна, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая. «Марьина сказка» и целая серия «Василисиных» (ах четыре штуки). В последнюю поместил даже Богдана из «Отсебятины». Сказки между собой перемешиваю, как опытный картёжник тасует карточную колоду.
Ведущий. А можете переписать все сказки Афанасьева?
Автор. Наверное, смог бы. Но зачем мне это? Себя я уже потешил, да и у меня своих сюжетов в таком избытке, что мне с ними самому не разобраться. К тому же, там, у Афанасьева, имеются ещё и «Озорные сказки», которые весьма и весьма специфичны. И хотя меня всё время тянет на эксперименты, с разными литературными формами, но мы умеем контролировать этот процесс. Вот я и к сказкам примерился. Был в семидесятые годы популярен «Клуб знаменитых капитанов». Даже книжку выпустили. У меня такая была. Я её очень любил. Несколько лет назад вспомнил её и написал рассказ «Подарок», где эти капитаны действуют. Получилось очень удачно. Теперь, когда я занялся сказками, решил этих капитанов снова вернуть. Сначала они у меня изучали, чем отличается наша Елена Прекрасная от Елены Троянской (Спартанской), о которой рассказывал Гомер. Капитаны обратились за помощью к Шерлоку Холмсу и погрузились в сказку. («Дело о Елене Прекрасной»). Это я опять экспериментировал с формой. Потом они взялись помочь мальчишке Аладдину, втюрившемуся в настоящую принцессу и попавшему в беду. Они ещё и Синдбаду помогли. («Как Синдбад стал мореходом»). Наконец закончил эту серию фантастическим рассказом «Скрижали», где капитаны погружаются в библейские времена и становятся свидетелями деяний пророка Моисея и выясняется, что это всё действия пришельцев из космоса, где пришельцы пытаются направить развитие человечества в правильном направлении. Это как бы мой вклад в сборники «Время учеников», где разные писатели предлагали продолжения сюжетов Стругацких. На этом я решил сказочную серию завершить.
Ведущий. Жалко, наверное?
Автор. Как бы – да. Одну из первых рассказов я написал про домового. Сказка «Домовой» была написана лет двадцать пять назад. А сейчас их набралось на целый сборник.
Ведущий. Не хотелось бы их издать?
Автор. Честно? Сначала даже об этом не думал, а потом … посмотрел, поперечитывал, а затем решил сделать себе подарок ко дню рождения, набрал немного денег (может быть – взял кредит), отправился в небольшой издательский центр и предложил им выпустить книжку, которую предложил назвать «Забавные сказки. Отсебятина». Но все они туда не вошли, но книжка должна получиться. Для обложки я решил использовать картину Виктора Васнецова «Ковёр- самолёт».
Ведущий. Великолепно.
Автор. С одной стороны - да, а с другой – печально, когда писателям приходится издаваться на свои же деньги. Это может привести к деградации сам процесс творчества, когда он не приносит дохода.
Ведущий. Это другая сторона, меркантильная. Об этом в мире Будущего как бы и речи нет.
Автор. Увы. Нам приходится пока что жить в настоящем.
Ведущий. Давайте же перейдём к нашим делам. Сейчас, наверное, речь пойдёт о новом романе.
Автор. Д-да.
Ведущий. Ну, смелее же, он называется …
Автор. «Талисман-2, или Книга Рода».
Ведущий. Постойте. Я помню, уже давно, был «Талисман» …
Автор. Да-да. «Талисман, или Камень Бодхидхармы». Это было более двадцати лет назад. Первая из моих законченных повестей. Я тогда собирался сделать продолжение. Аж ещё четыре повести, а тот «Талисман» был самым первым. Там у меня события должны были происходить едва ли не по всему миру. Дух у самого захватывало.
Ведущий. Что же мешало сразу продолжить повесть?
Автор. Если честно, то собственная дурость, то есть, скорее – ветреность. Я ведь тогда ещё две повести писал. Я в прошлых интервью, не помню, в котором, всё это рассказывал. Так откладывалось и откладывалось, пока не понял, что если не возьмусь вот сейчас, то руки не дойдут уже вовсе. Так вот и засел за нового «Талисмана» и, как бы в отместку, довольно трудно писалось.
Ведущий. А о чём там речь, хотя бы кратко.
Автор. В первой повести рассказывалось об одном артефакте и – параллельно речь шла об Андрее Боярове, аспиранте, попавшем на каторгу и оказавшемся заключённым в благовещенском остроге, откуда он, вступив в стычку с уголовными заключёнными, сбегает и попадает в деревню, где проживали духоборы, одного из православных ответвлений, считающегося сектой. В то же время на деревню нападает шайка разбойников, забравшейся сюда из Маньчжурии. Андрей Бояров помогает духоборам отбиться от хунхузов и остаётся у них. Это – очень краткий пересказ.
Ведущий. Что же происходит в новой повести?
Автор. Это уже получается целый роман большого объёма. Прошло более двадцати лет для меня, а для героя не более года. Он по-прежнему там, в Камышино. Он мечтает вернуться домой, где его считают погибшим. Но пока он остаётся у духоборов и, хотя не входит в их общину, с ними уживается. Так одна из них, пожилая женщина, повредившись в уме, принимает его за своего сына, погибшего от рук бандитов. Бояров ей подыгрывает. Он становится учителем и занимается с детишками разных возрастов, помогает духоборам восстановить их подземное укрытие, разрушенное во время боестолкновений с нападавшей бандой. Оказывается, там духоборы прятали свои раритеты, среди которых был недописанный труд саксонского философа Якова Беме, из учения которого и возникли духоборы. Бояров взялся дописать этот трактат, как-то его адаптировать. Невероятное дело, ведь он закончил Горный институт и надеялся стать горных дел мастером или геологом, а пришлось стать философом. Но это не единственный раритет. Имелся и древний трактат, чуть ли не со времён Атлантиды, где говорилось о Гиперборее, о войнах её с Атлантидой. О таких же войнах рассказывалось и в «Махабхарате». А может, речь шла об одном и том же? Бояров «загорелся» изучить эту летопись, но духоборы не хотят доверяться чужаку. Он старается стать своим – учит их детей, работает с трактатом Беме, изображает погибшего сына, влюбляется в местную девушку, и они женятся. Постепенно ему доверяются и даже дают ему специалиста, который для него древний манускрипт переписывает, потому что он написан частью на глаголице, а частью на ещё более древнем языке, схожем с санскритом. Кажется, что всё хорошо, но в селении появляется фанатичный человек, который объявляет Боярова врагом и чуть ли не дьяволом. Он устраивает так, что Андрея считают убийцей. Приходится тому бежать из селения, но как раз их острога освобождаются те, с кем Бояров затеял стычку, настоящие грабители и убийцы. Знаете, пересказывать такое – дело неблагодарное, это надо читать самому.
Ведущий. Ну, ладно. Я там, кажется, заметил фамилия – Удала. Странно, это у Арсентьева – Дерсу Удала. Не он ли у вас там появляется?
Автор. Не совсем он. Знаете, когда работаешь над произведением, набираешься впечатлений. Вот и я решил перечитать романы Задорнова и повести Арсентьева про Дальний Восток столетней давности, чтобы окунуться в реалии тех лет. И вот, читая того же «Дерсу Узала», ознакомился с комментариями и узнал, от самого автора, что он там кое-что от себя присочинил, касаемо своего проводника. На самом-то деле у того был брат и даже семья, которая … Короче говоря, пришла мне в голову авантюрная мысль, а что, если пригласить в роман брата Дерсу Узала?
Ведущий. Э-э, вы уже приглашали в «Приключения котёнка Колбаскина» попугая Кешу, Кота и прочую компанию.
Автор. Да. Мы это и не скрываем. И это сделало нашу повесть только ещё интересней, а в новом романе этот брат – Степан, действует всего лишь одну главу, и не просто так там появляется, а спасает в очередной раз Андрея Боярова. Он там …
Ведущий. Хватит. Достаточно. Не надо всё заранее пересказывать. Сами прочитают. Скоро ли только?
Автор. С ошибками разберёмся, с помарками, с пунктуацией …
Ведущий. Ой да ладно. Как вы от ошибок текст свой не чистите, они всё равно там как-то остаются.
Автор. Увы! Увы!
Ведущий. Будем прощаться?
Автор. Подождите. Пока роман писался, я ведь не только сказки успел создать, но ещё и публицистики немало, к примеру статью о культуре («Культура как основополагающий принцип для национальной идеи»), юмористические рассказы («Цифровая экономика», «Давайте рассуждать», «Пробы в эпистолярном жанре», «О. спорт, ты – зло?..», «Кредит»). Появилась ещё парочка литературных клипов. Ещё – несколько лет назад был написан юмористический рассказик «Фашизм не пройдёт!». Получилось весьма прилично: про художника- «митька» Митрича и студента- антифашиста. И вот, спустя какое-то время, были дописаны ещё два рассказа и получился этакий цикл, которым автор гордится. Сами прочитайте, один за другим.
Ведущий. То есть за год получился (был написан) роман «Талисман-2, или Книга Рода», сборник неплохих сказок, набор юмористических рассказов.
Автор. Да ещё и книжка в бумажном виде появится.
Ведущий. Так держать! Остаётся поговорить, над чем собираетесь работать теперь.
Автор. Парадоксально, но ровно над тем, над чем я говорил и в прошлый раз. В ближайшее время сосредоточусь над повестью, начатую Антоном Смысловым. Это «Этюд о страхе». Я её допишу. Обещаю. Мне и самому интересно. Я собирался это сделать по окончанию работы над «Талисманом-2». Просто роман затянулся, да и я всё время отвлекался на побочные литературные работы. Но вот сейчас … весьма и весьма скоро … А потом будет «Монстр-3». Тоже пора взяться. Со вторым «Талисманом» больше двадцати лет пришлось ждать. Да и с «Операцией «Троянский конь» надо подумать. А там ещё и «Приказ: Огонь на поражение» ещё имеется».
Ведущий. Понятно, что всё ещё не совсем понятно. Но азарт есть. Так что будем прощаться. Пока …
Автор. Да. Свидания …