Волшебная рука свободного рынка

Геннадий Юдин
Иногда, вспоминая девяностые годы, я удивляюсь, почему в те бурные и дурные годы было так мало авиакатастроф. Наверное, только за счёт тех людей, что были обучены и воспитаны в СССР.
Вот очень яркий пример того, что происходило в те времена.
Выполняем рейс Ростов – Махачкала – Стамбул – Махачкала – Ростов. Дело в том, что махачкалинский лётный отряд не допущен к международным полётам, вот нам и заказали дагестанские коммерсанты чартер в Стамбул.
Полёт из Махачкалы в Стамбул не представляет из себя ничего сложного. Загрузили махачкалинских челноков, и через три часа мы в Стамбуле.
Вот тут всё и началось.
Когда подъехали тележки с багажом, то стало ясно, что всё это в багажники не поместится. Ну что же, отправят следующим рейсом.
Вот я наивный! Следующим рейсом!
Уже начали сажать пассажиров, и уплотнять этих самых пассажиров в креслах этим самым багажом.
Причём, на требование командира прекратить безобразие, представитель дагестанских авиалиний заявил – я самолёт купил, я его грузить буду как мне надо! Попытки что-либо объяснить вызвали только какие-то крики и воспоминания о какой-то маме и угрозой сделать что-то нехорошее всем нам.
Посовещались с командиром, и решили, сейчас, вступать в какие-то разговоры, смысла нет.
В конце погрузки-посадки привезли какую-то пострадавшую женщину и положили прямо в проходе между креслами. У неё повреждён позвоночник и она должна лежать на твёрдой поверхности. Попытка объяснить, что так нельзя, привела только к диким крикам со стороны представителя и пассажиров.
Не надейтесь, драться мы с вами не будем.
Всё готово, самолёт, слегка потрескивая от набитых в него пассажиров и груза, стоит, ждёт вылета.
Подозвали супервайзера, агента турецкой компании, обслуживающей на перроне, и сообщили ему: лететь невозможно, центровка небезопасна, самолёт перегружен, пассажиры не должны сидеть в обнимку с грузом, а больная не может лежать на полу в проходе. Придётся всё исправить и вызвать инспекцию по безопасности полётов аэропорта Стамбул.
Делать нечего, пришлось супервайзеру пригласить к самолёту инспектора.
Интересно, неужто даже здесь проплатили?
Суровый стамбульский инспектор, напоминающий янычара, почему-то начал нас успокаивать и рассказывать, что всё нормально и нет ничего страшного и опасного.
Причем, даже не заходя в самолёт и не посмотрев, как сидят пассажиры и как загружен груз.
О как велика сила доллара всемогущего!
Ежели убьетесь, то сам дурак, а денежки нами уже получены и у нас, у турок, всё хорошо и замечательно.
Понятненько, синьор инспектор нам не помощник.
Попросили его сопроводить нас в АДП, мол надо последнюю погоду в Махачкале узнать и принять новое решение на вылет, наверное надо и новый флайт-план подавать.
Приехали втроём в АДП и сразу подошли к диспетчеру, сообщили ему, что вылететь не можем, так как наземной службой нарушены правила погрузки пассажиров и багажа, центровка воздушного судна не позволяет выполнять полёт. Поэтому просим всё и всех выгрузить, после чего загружать самолёт только по указаниям экипажа. А поскольку пассажиры ведут себя очень агрессивно, просим вызвать к самолёту наряд полиции.
Судя по реакции и диспетчера и инспектора, они такой выходки они от нас не ожидали. Какие-то суматошные действия, попытки рассказывать нам сказки, что всё хорошо и будет ещё лучше.
Пришлось спросить этих доблестных наследников янычаров, всё ли они поняли из нашего рассказа. Если нет, то я прошу дать пару листов бумаги, будем писать рапорт о нарушениях правил загрузки.
Сразу произошло чудо. Появился генеральный менеджер аэропорта и начал вникать.
Все вместе приехали к самолёту. Увидев, что творится в салоне, сразу вызвал полицию и дал команду выгружать пассажиров и груз. Особенно его восхитила больная, лежащая на проходе между креслами.
Первая попытка высадить пассажиров кончилась дикими криками пассажиров отказавшихся выходить из салона.
Немедленно подъехал броневичок, и подошло два десятка полицейских в касках, с дубинками и всем остальным.
Гордые и смелые дети гор пришли в чувство и быстро покинули самолёт.
Выгрузку багажа турки провели как ударники коммунистического труда. Они понимают, что платить за всё это мы не будем. Мы уже составили рапорт обо всех нарушениях, подписали его и отдали супервайзеру. Пусть теперь разбираются.
Всё, под руководством второго пилота закончена погрузка багажа и под конвоем полиции привезены пассажиры и началась посадка. Удивительно, пассажиры смирные и тихие, не кричат, не толпятся, не лезут по спинам в салон. И самое удивительное, не тащат с собой в салон холодильник и телевизор диагональю 50 дюймов. И даже больная исчезла!
Во время полёта пассажиры тоже вели себя тихо. Правда командир предупредил пассажиров – в случае каких-либо инцидентов мы возвращаемся в Стамбул и вызываем полицию.
Вот и Махачкала, пассажиры, молча и спокойно покидают самолёт.
Теперь наша задача, быстро выгрузить багаж и унести ноги, пока местные «коммерсанты» не начали выяснять, где багаж. Ведь  половина багажа не поместилась в самолёт, теперь за его доставку платить надо!
Фу, успели. Уже на рулении, диспетчер намекает – разрешаю исполнителный и взлёт без задержки, и после паузы – в вокзале уже бунт!
Спасибо, взлетаем!

Если вы думаете, что на этом всё закончилось, я вас разочарую.
Самое смешное происходило потом в родной авиакомпании.
После отдыха явился в отряд, и тут же был вызван к генеральному директору «на ковёр».
Интересно, меня одного пригласили, или ещё кого? Ведь экипаж уже улетел другим рейсом.
Явился пред светлые очи директора и начался интересный диалог.
Вот телеграмма от представителя дагестанских авиалиний, что вы вымогали деньги за перевозку багажа!
Я лично????
Пауза.
Ваш экипаж!
Мой???
Разрешите, я сяду, ведь у нас серьёзный разговор, и присел напротив директора.
Извините, я, как штурман отряда был включён в состав экипажа для провозки по новой трассе и проверки по навигации. Это экипаж командира Пупкина.
И как временный член его экипажа заявляю, что ни командир, и никто другой из экипажа никаких денег не вымогали.
Поэтому считаю необходимым направить все документы в прокуратуру, а я, со своей стороны, готов написать заявление о том, что представитель махачкалинской авиакомпании оклеветал меня и весь экипаж.
Кроме того, вы можете проверить документы, из которых видно, что на самолёте были заняты все кресла и забиты все багажники, коммерческая загрузка была максимально возможная. Так что непонятно, что мы могли вымогать и куда мы это собирались грузить? Кстати, власти аэропорта Стамбул подписали акт о задержке, по причине неправильной загрузки самолёта и вызове полиции к самолёту. Не забудьте этот акт приложить к документам, когда будете направлять их в прокуратуру.
Директор как-то успокоился и перестал метать глазами молнии.
Понятно, можете идти. Обойдёмся и без прокуратуры.
Как удивительно!
Вот что правильно оформленные документы делают! Даже всемогущий доллар побеждают!
А вообще-то интересно, почему, вместо того, чтобы сначала разобраться и поговорить с людьми, проверить задание на полёт и  все документы, сразу обвинять своих подчинённых  в чём-то криминальном.
Может потому, что сами замешаны в чём-то лукавом?