Душеллект. Глава 34

Игорь Рожкевич
Уложив всю поклажу в сани, мы надели на ноги снегоступы.

Осталось забросить на плечи рюкзаки, и можно выдвигаться.

Я включил навигатор Захара и попытался заново задать нужные координаты.

- Что-то не так? – спросил Дейм.
- Глючит. Не могу забить точку.
- Магнитное поле?
- Скорее всего.
- Может быть, переждем? – спросила Инга.
- И сколько ждать?
- Но куда же мы тогда пойдем?
- У нас единственный выход, – сказал я и посмотрел на Дейма.
- Внутренний навигатор Клода.
- Да.
- Но тогда они нас точно найдут.
- Надеюсь, успеем.



***

Мы уже больше часа шли в кромешной тьме, когда температура снова стала резко понижаться, задул ветер и повалил снег.

Пришлось срочно ставить палатку. Хорошо, что рядом был густой кустарник, к ветвям которого мы привязали брезентовую накидку. Забивать колышки в мерзлый наст было слишком долго, да и вряд ли эффективно. По периметру палатки мы поставили четыре столбика и один в центре. Они уж точно спасут крышу от большого количества снега. Лишь бы брезент выдержал.

Повезло! Мы находились на открытой местности. Не нужно было переживать, что нас завалит упавшими деревьями.

После кошмара на улице, в палатке было значительно комфортнее.

А когда я еще и зажег переносную газовую горелку, то стало совсем уютно.

Мы залезли в спальники и плотно укутались в одеяла.

- Отключи навигатор Клода, – сказал Дейм. – Все равно он нам пока не нужен.
 
Я так и сделал. Хотя в голове не укладывалось: мы здесь на краю света и вокруг ни души на десятки километров, а приходится опасаться, что кто-то вдруг прилетит за нами.

- Как ты? – я посмотрел на жену.
- Нормально. Уже согрелась. Интересно, эта буря надолго?
- Совершенно непредсказуемо. На острове Врангеля она может неделю длиться, а может и через час прекратиться. Но здесь мы гораздо южнее. Поэтому могут быть свои особенности.
- Так, значит, ты погодой на станции занимался? – спросил Дейм.
- Нет, я врач. Работал в спасательном отряде.

Надо же, удивился я сам себе, так спокойно говорю “работал” в прошедшем времени! Словно о каком-то другом человеке. Что это, снова проделки кибера?

- Кстати, можешь что-нибудь рассказать про Клода. Вдруг мне это как-то поможет.
- Да, – поддержала Инга. – Мне тоже интересно. Это ведь реальный прорыв. Со стороны и не отличишь от обычного человека.
- Хорошо. Правда, не знаю, как это может помочь.

Дейм с минутку помолчал, собираясь с мыслями.

- Работы над проектом “Клод” начались десять лет назад. Я позже к нему подключился. Но постепенно настолько увлекся, что в какой-то момент понял: это мой “Magnum opus”. Извините, не могу без латыни: “Великая работа или великое делание”. А точнее: мой “Главный труд жизни”. Первые модели были на базе  128-кубитного компьютера канадского производства “D-wave”. Достаточно мощная машина, способная взломать любую, даже самую надежную систему защиты информации. Но она  лишь частично работала в квантовом режиме. Поэтому могла решать только узкий спектр задач: машинное обучение, искусственный интеллект, ну и некоторые прикладные разделы. Нам этого, естественно, было мало. Тем более, с произвольно заданными задачами она совершенно не справлялась. Потом мы принялись усовершенствовать 51-кубитный квантовый компьютер, который создала группа ученых из Гарвардского университета под руководством одного из основателей Российского квантового центра Михаила Лукина. Это устройство на тот момент считалось одним из самых мощных. Потому что квантовая информация обрабатывалась по другим принципам. Там по одному и тому же каналу мы могли континуально передавать существенно больше данных, чем в случае с классической информацией. Классический бит принимает всего два значения - ноль и единица, а квантовый (так называемый кубит) принимает значения всех возможных суперпозиций между нулем и единицей. У нас возникло подозрение, что и человеческий мозг в значительной степени работает по этим принципам. Кроме того, квантовая система позволяет справиться с проклятием размерности. Когда мы работали со сложной вычислительной задачей, ресурсы, необходимые для ее решения, экспоненциально росли вместе с объемом данных. При квантовой системе обработки информации этот рост оказался не экспоненциальным, а полиномиальным, то есть существенно меньше.  У нас появился шанс, что квантовый компьютер справится с задачами, нерешаемыми на обычном устройстве. Мы начали все системы переориентировать на квантовую обработку информации. Запутанные фотоны - одно из самых удивительных явлений квантового мира. Будучи разделены, и находясь на большом расстоянии друг от друга, они продолжают вести себя как единая система. Иными словами, если в какой-то точке планеты измерить состояние одной частицы из пары, то это моментально изменит физическую действительность для второй частицы, где бы она ни находилась (1).

- Так, так, постой, – не выдержал я. – Дальше не надо. Мы уже поняли, что на создание Клода ушла уйма сил и времени.   
- Да, конечно. Извините. Меня куда-то унесло. Тем более, вы сами всё это можете найти на бесконечных просторах “дарк-веба” (2).

- А кому и зачем понадобилось создавать этих монстров? – спросила Инга.
- Честно говоря, раньше я никогда не задавался подобными вопросами, – Дейм протянул руки к пламени горелки. – Но теперь они у меня из головы не выходят. Пытаюсь собрать в кучу всю известную мне информацию.  Финансированием проекта “Клод” занимаются несколько компаний, которые контролирует некто по имени Орос. Этот финансовый магнат известен тем, что постоянно и на всех уровнях создает очаги напряженности. Примеры: организация госпереворотов в разных странах, всевозможные расколы в массовых религиях, создание автокефалий в церквях, критика жизни семьями, точнее, полное разрушение института брака, придумывание и искусственное стимулирование несуществующих проблем, например, с определением своей половой принадлежности, все эти странные движения  “child free”, “family free” и так далее.
- Постой, – перебил я. - Половина жителей Европы не могут выбрать, кем хотят быть: мужчинами или женщинами. Так это его рук дело?
- Конечно. И этот проект реализуется вполне успешно. Когда-то, лет десять назад, все начиналось с тысяч подопытных, теперь счет идет уже на миллионы. Потом будут миллиарды. Так вот. Это простые смертные зависают в компьютерных играх, а деятели типа Ороса реализуют свой потенциал в стратегии под названием “Реальная жизнь людей”. Для этого они разрабатывают новые концепции, нанимают опытных ораторов, впихивают какие-то до этого немыслимые идеи в головы тех, кто вечно ищет что-то необычное. Они постоянно устраивают всевозможные тренинги. И всё это на фоне постоянного раскручивания культа персонального финансового могущества. В общем, я пришел к заключению, что Орос - это: сеять страх, разжигать панику, озлобленность, вражду, помогать всему, что ведет к разрушению. Одним словом: всеобщая энтропия (3). Суть его проекта: осуществление Управляемого Хаоса. Похоже, этот Орос совсем свихнулся, раз возомнил себя богом. Но ничего не поделаешь. Dum vivimus vivamus: “Пока живётся, будем жить”.
-  В таком случае, - сказала Инга. -  его заказчиком может быть кто угодно, даже  правительство какой-то страны. Как же всё просто! Штампуешь несколько тысяч Клодов, запихиваешь им в голову какую-нибудь чушь и посылаешь жить среди людей. Через десять лет эта чушь уже всеми воспринимается, как нечто более-менее обыденное. А следующее поколение без этого просто жить не может.
- Точно! – поддержал я. – Если правильно налажен процесс, то результат это всего лишь вопрос времени. И главное, революций никаких не надо. С виду все мирно и спокойно, а внутри полным ходом идет переформатирование всего человечества.

Мы разом замолчали. Теперь нас троих уже куда-то не туда унесло.

- Слушай, - прервал тишину Дейм. - Там, в машине, когда ты проснулся, у тебя был такой странный вид.
- Да. Не хотел при Захаре говорить. Ну, и обстановка не позволяла.
- Что случилось? – в голосе Инги послышались тревожные нотки.
- Клод побеждает меня, – я решил выложить всё начистоту. – И я не знаю, как быть дальше. Живу, как на пороховой бочке. В любую минуту может рвануть. Раньше легко с ним справлялся. Потом стало всё сложнее. А в последний раз выбрался из сна лишь благодаря  Дейму.

Все смотрели на меня, ожидая продолжения. Но я только развел руками. А что я еще мог сказать?


  (1) некоторые фразы взяты автором из интернета.
  (2) “темный интернет”.
  (3) энтропия определяет меру необратимого рассеивания энергии или бесполезности энергии.