Великий Хосе Марти. Куба

Бахыт Рустемов
Литература Кубы

Самым универсальным из всех кубинцев был поэт Хосе Maрти человек исключительной чуткости в плане личном и социальном, и в то же время плодотворная литературная жизнь: критики всеx направлений определяют его прозу и поэзию как одно из самых выдающихся проявлений испанской литературы и считают его предвозвестником испаноамериканского модернизма, основным выразителем которого был никарагуанец Рубен Дарио. В его текстах мы находим все темы, всю человеческую любознательность, пропущенные через призму этики и тесно связанные со стремлением к совершенствованию человека, к углублению его лучших чувств. Все его творчество - пример универсальности и кубинской самобытности, а также умение выразить и подчеркнуть и свое, коренное, и чужое, исходя из освоения самых лучших черт обоих понятий.

Этот идеал присутствует также в произведениях Алехо Капентьера, который как никто другой нашел точные слова для определения Гаваны «города колонн»- с ее неповторимым барокко, прибегнув при этом к типично кубинской иронии; он зачаровал европейских читателей своими произведениями «Арфа и тень» повесть, отражающаяся своеобразную точку зрения на Христофора Колумба, и «Концерт барокко» - увлекательный рассказ о злоключениях разбогатевшего креола и его чернокожего раба на карнавале в Венеции, или «Век просвещения» роман, повествующий о проникновении просветительских тенденций в Карибский регион.
Сын валенсианца и уроженки Канарских островов, кубинец Хосе Марти считается одним из самых выдающихся мыслителей Американского континента. Его революционные социальные идеи, глубина антиколониалистских воззрений и его непрерывная борьба за достижение не только полной политической независимости, но, кроме того, также экономической и культурной независимости всех ибероамериканских стран придают его концепциям удивительную жизненную силу современости, применимым даже и в анализе и поисках решений для многих проблем, которые стоят перед человечеством еще и сегодня, на пороге XXІ века.
С другой стороны, его ценнейшее и обширное литературное творчество сделало его одним их крупнейших деятелей испанистики второй половины прошлого столетия и удостоило его характеристики как «самого важного явления культуры Латинской Америки XIX века».
Идеи Хосе Марти наследуют и продолжают мысли Симона Боливара и других великих латиноамериканских деятелей борьбы за независимость. Его политическая жизнь отмечена постоянным присутствием этичности и социальной справедливости. У Марти это полностью и неразрывно связано с защитой и утверждением прав самых бедных, обездоленных слоев в южных странах американского континента и, кроме того, служит очень крепкой основой для несгибаемой и постоянной защиты национальной и культурной независимости этих народов.
С ранней молодости Хосе Марти в кубинской колонии отправился в длительный поход за независимость, который немедленно привел его к тюремному политическому заключению, к каторжным работам и к изгнанию из страны более чем на два десятилетия в его 17 лет от роду, и это затянулось практически до самого конца его короткой и очень активной жизни.
Будучи депортированным сначала в Испанию (где он находился с 1871 до 1874 года), Марти сумел пройти курс обучения на факультете права Центрального мадридского университета, в Институте Сарагосы и в Университете этого города, где получил звания бакалавра и лицензиата гражданского и канонического права, философии и филологии.
Его жизненный опыт обогащался прямым знакомством с реальностью американского континента. В Мексике, где Хосе Марти жил в 1875-1876 годах, он ярко проявил себя в журналистике и в глубоком анализе мексиканского общества и специфичности той Америки, которая была раньше испанской. В 1877-1878 гг. он находился в Гватемале, занимаясь там преподаванием на университетском и предуниверситетском уровнях. Затем, и в единственный раз после своего изгнания он смог пробыть всего несколько месяцев в Гаване, до 1879 г., когда он снова был депортирован в Испанию за подпольную деятельность по организации нового этапа войны Кубы за ее национальное освобождение. В 1880 г. он прожил несколько месяцев в Нью- Йорке, а в первой половине 1881 г. обосновался в Каракасе. После этого он окончательно поселился в Соединенных Штатах Америки, где продолжил свою работу по организации кубинских сил независимости. За его интенсивную политическую, воспитательную и разъяснительную работу среди самых широких слоев кубинской и пуэрториканской эмиграции, особенно в среде кубинской негритянской революционной эмиграции, находившейся в Нью-Йорке, сами его современники при его жизни присвоили ему почетные наименования, какими впоследствии стал называть его и народ и какими его чествуют на Кубе, на Антильских островах и в Латинской Америке даже и в наше время - Апостол и Учитель.
Уже через несколько недель, после возобновления в феврале 1895 года революционной войны за достижение независимости Кубы и для оказания поддержки Пуэрто-Рико Хосе Марти прибывает на крайний восток Кубы в составе маленькой экспедиционной группы, отправившись туда с берегов другого антильского острова, постоянно проявлявшего солидарность, из соседней Доминиканской республики. Несколькими неделями позже, 19 мая, он погибает в бою при Дос Риос, что стало кульминацией жизни, в которой сыграла решающую роль его четкая позиция быть вместе с обездоленными и неимущими на его карибской родине, а также и в других странах Латинской Америки.
Погибнув в 42-летнем возрасте, Хосе Марти сумел проникнуть своим удивительно проницательным взглядом, как истинный провидец, в понимание экономических и социальных реальностей Американского континента и опасностей, которые уже сгущались над его южной частью.
Он смог предупредить своих современников о следующем:
О необходимости того, чтобы латиноамериканские и карибские народы достигли своего собственного развития самостоятельно, на основе собственных общественных, политических и экономических pеальностей, без подражания и копирования чужих формул; без становления на пути, которые (как путь, исторически пройденный североамериканским обществом) убедили Хосe Марти в возможности утверждать даже во время его первой депортации в Испанию, еще в 1870 г., что: «Американские законы дали Северу высокую степень благополучия и подняли его также на самую высокую ступень коррупци. Они монетаризировали его, чтобы сделать благополучным. Будь проклято благополучие, приобретенное такой ценой!»
О необходимости срочно развертывать решительное сопротивление экономическому проникновению Соединенных Штатов в Латин-скую Америку. С этой целью он в свое время и по мере возникновения разоблачал различные формы экономического проникновения и порабощения, такие как различные соглашения и договоры о взаимности, которые заключались в ту эпоху, формы, использовавшиеся американскими экспансионистами, которые Марти систематически выявлял. Он подчеркивал, что в Латинской Америке, несмотря на ее так называемую политическую независимость и на то, что она достигла установления республиканского строя, колониализм продолжает жить в недрах республики и для того, чтобы поставить заслон этому проникновению, латиноамериканские республики должны ликвидировать производственные структуры, которые сохранялись со времени колониальной зависимости. Эти структуры не только составляют корневую основу самых тяжелых социальных проблем стран региона, но и постоянно генерируют зависимость. И отсюда: «Нужно срочно сказать, поскольку это правда, что для испанской Америки пришел час заявить о своей второй независимости».
О необходимости стратегического союза ибероамериканских и карибских народов: «необходимо сближать то, что должно стать объединенным». Это настояние превращается в срочный и драматичный призыв к единству и к совместным действиям, когда в 1889 г. мощное экспансионистское наступление американского империализма приобретает поистине открытый, ничем незамаскированный характер. Хосе Марти сумел назвать действия империализма настоящим именем и смог точно определить его главные черты и характеристики очень рано, в соответствии с международной обстановкой того времени.
Таким образом, Хосе Марти разработал (и предлагал это на протяжении своих обширных и пока еще мало известных публикаций) континентальную стратегию для самого настоящего, демократического и самобытного революционного преобразования Латинской Америки и взаимоотношений между противостоящими частями континента его Севером и Югом.
Первым в реализации этой стратегии должно было произойти установление на Кубе и в Пуэрто-Рико  последних испанских колониях в Америке - двух абсолютно независимых республик, создаваемых во имя мира и труда. Как одна, так и другая, согласно концепции Хосе Марти, должны были бы основываться на принципе нахождения своих собственных решений для проблем, возникающих в специфике их национальной действительности, и должны соответствовать характерным особенностям их общества. В то же время, обе республики, кроме того, что они послужат примером (но вовсе не моделью) для всех латиноамериканских стран, должны были бы по возможности достигнуть стратегической континентальной цели, которой Хосе Марти руководствовался в своей жизни и политической деятельности: «независимостью Кубы своевременно воспрепятствовать экспансии Соединенных Штатов на Антильских островах, что позволило бы и с еще большей силой обрушиться на наши американские земли. То, что я делал до этого, и буду делать, все ради этой цели. Я должен бын соблюдать негласность и лишь косвенно...» В соответствии с этой целью Марти добился в 1892 г. (после более чем десятилетних усилий) организации и основания в среде антильской революционной эмиграции, находившейся в Соединенных Штатах. Доминиканской республике, на Ямайке, в Коста-Рике, Мексике и других странах Америки и Европы Кубинской революционной партии - первой политической партии, рожденной не ради участия в выборах, а для организации и руководства войной за независимость, совершения народной революции и для попытки достижения как главной стратегической цели экономической, политической и культурной независимости народов Латинской Америки.
У Хосе Марти все его действия, направленные на социальное преобразование и национальное и континентальное освобождение, твердо и постоянно базировались на этических принципах (кроме экономических и социальных), что позволило ему призвать к войне за независимость Кубы и Пуэрто Рико, выступить за полное преобразование современного ему тяжелого положения на континенте и призвать к совершению этого без ненависти, а при великом уважении к народам крупных держав, угнетающему присутствию которых на латиноамериканских и карибских землях Марти стремился воспрепятствовать или, по крайней мере, серьезно затруднить его.
В конкретном случае народов Испании  и это ясно показывалось в программных документах революционной борьбы за независимость в антильской груди нет ненависти; и кубинец приветствует умирающего испанца, которого жестокость насильственной мобилизации оторвала от дома и его клочка земли, заставив прибыть сюда, чтобы убивать в груди людей свободу, к которой он сам стремится. И вместо того, чтобы приветствовать его умирающего, революция хотела бы принять его к себе живым; и революция (кубинская) даст спокойное пристанище стольким испанцам, людям труда и чести, которые смогут пользоваться свободой и благополучием, каких они еще долгое время не смогут найти среди инертности и политических пороков на широтах собственной родины. Таково сердце Кубы и такой будет война.
Для Марти пуэрториканцев, за свободу которых он боролся, - «не рождение испанца на его земле, в Испании, является тем, что ненавидит в нем угнетенный антильский житель, а наглую и агрессивную оккупацию страны, куда тот приносит несчастья и гибель его собственным детям. Война — против плохих отцов, а не против хороших отцов (...); против заносчивого и неблагодарного прохожего, а не против великодушного и благодарного трудящегося. Война не против испанца, а против алчности и неспособности Испании».
Идеи Хосе Марти выражены в его обширных сочинениях, которые, как считается на этот момент, составляют 27 томов. Политические статьи, такие как его выдающаяся программная работа с названием «Наша Америка», журналистские заметки для авторитетных изданий в Буэнос-Айресе, Монтевидео, Мехико, Каракасе, Нью-Йрке или Мадриде; аналитические работы по различным аспектам политической, экономической и культурной действительности латиноамериканских стран и Соединенных Штатов Америки (как в случае со знаменитыми «Американскими сценами»), биографические эссе и очерки, посвященные мыслителям, политическим деятелям, созидателям и героям обеих частей Американского континента, Европы и самых отдаленных краев, таких как Индия и старый Вьетнам; статьи литературной, художественной и научной критики и немногие речи, тексты которых дошли до наших дней, все это дает представление о богатой и плодотворной творческой деятельности, неотделимой от революционной работы, от политических и социальных размышлений. В его ценном литературном творчестве, которое сделало его крупнейшей фигурой в испанистике во второй половине XIX века, особое место занимают его поэтические сборники «Исмаэлильо» и «Простые стихи», а также ежемесячный журнал, выходивший полностью под его редакцией и адресованный латиноамериканским детям - «Золотой возраст» (или «Золотой век» оба варианта, составляющие, видимо, шутливый каламбур прим. переводчика).
 Постоянно преследуя свою цель поиска в собственной национальной действительности решений социальным, политическим и экономическим проблемам, порождаемым в данной конкретной реальности Хосе Марти, по его словам, сказанным в 1889 г., с помощью такого журнала, предназначенного для детей Америки (ранее испанской Америки) и стремился продвигать в жизнь то, «чему я хочу помочь тому, чтобы наполнить наши земли людьми с собственной индивидуальностью, выращенными, чтобы быть счастливыми на земле, где они живут, и жить в согласии с ней, не отрываясь от нее, не жить на ней бесплодно, как напыщенные граждане или надменные иностранцы. родившиеся словно в наказание в этой другой части света. Удобрение можно принести из других мест, но культивирование должно соответствовать почве. Наших детей мы должны растить как людей своего испанской времени, как человека Америки».
Марти постиг специфичность американской действительности, и он знал, что Америка сложилась ни по Руссо, ни по Вашингтону, а сама по себе. А потому он и разоблачал неспособность и бессилие тех, кто хотят «управлять своеобразными людьми особого и взрывного характера с помощью законов, унаследованных от четырех столетий их свободного применения в Соединенных Штатах, от девятнадцати веков монархии во Франции. Никаким декретом Гамильтона не остановить степного жеребца. Никакой фразой Сайеса не разбавить сгустившуюся кровь индейской расы».
Для Марти в Америке хорош не тот правитель, который умеет управлять немцами или французами, а тот, кто знает, как сложилась страна и как можно направлять все составляющие вместе, чтобы с помощью методов и учреждений, рожденных в самой стране, привести ее к такому благоприятному состоянию, при котором каждый человек осознает, реализует себя и пользуется всем богатством, которое Природа предоставила всем в народе, кто множит добро своим трудом и своей жизнью защищает завоеванное. Правительство должно быть родом из этой страны. Дух правительства должен быть духом этой страны. Правительство это не более чем равновесие естественных составляющих страны. И не игнорируя, не пренебрегая, не недооценивая исторический опыт, накопленный Человечеством, кубинский революционер предлагал: «Пусть будут в наших республиках подвои, привитые от всего мира, но ствол древа должен быть нашим, наших республик. И умолчит повергнутый колос о том, что нет другой родины, где бы человек обладал большей гордостью, чем в наших американских республиках».
Это - тот же призыв к самобытности, который был характерен для его журналистики в годы пребывания в Мексике, когда после своей первой депортации в Мексику он требовал: «Своей истории - свои решения. Нашей жизни - наши законы. Пусть мексиканский экономист не связывает себя услужливо правилом, сомнительным даже в самой стране его происхождения. Здесь идет становление жизни; да создастся здесь и экономика. Пусть здесь разрешаются конфликты, которые порождаются в нашей очень своеобразной ситуации; пусть здесь обсуждаются законы, единородные и конкретные, которые будут изучаться и применяться и будут соответствовать нашим исключительным и особенным потребностям».
Такие идеи были заложены в основу революционной стратегии, которую выдвигал Хосе Марти для всего Американского континента, включая и войну национального освобождения, которую он организовывал и готовил для своей кубинской родины и ее антильской сестры Пуэрто-Рико. Он делает это в сознании того, что «мы умрем за истинную свободу, а не за свободу, которая служит предлогом для того, чтобы одним обеспечивать излишества наслаждений, а другим ненужную боль».
Он делает это в сознании того также, что «республики не создаются в один день; что одними просто боями за независимость Куба не достигнет победы, до которой в ходе ее постоянных преобразований и извечной борьбы между бескорыстием и алчностью, между свободой и высокомерием она еще не дошла перед лицом всего мира и всего рода человеческого». Мемориал Хосе Марти в Гаване. Такой была опора, на которой основывается и укореняется решимость тогдашних кубинцев взяться за борьбу за независимость и национальное освобождение своей родины с тем, чтобы «использовать свободу на благо обездоленных, которые и стали теми, кто сумел защитить ее».
Тем самым Куба брала на себя также самых глубоких и заветных решений того антильца, который был истинным воспитателем народа: и уже навсегда
 
Беднякам земли моей.
Я свою судьбу отдам:
Ручеек в горах родней мне,
Чем плавать по морям.

Кубинская литература часто обращалась к теме национального самосознания, и в ней сформировался жанр, характерный заметным интересом к социальным проблемам. Произведения крупных кубинских писателей XX в. признаны классикой, и писатели молодого поколения привлекают к себе всемирное внимание. Революция оказалась золотым временем для издательств, поскольку выпуск книг обходился очень дешево. Однако в начале 1990-х гг. книготорговлю постиг неожиданный кризис, и многие издательства только сейчас постепенно выходит на прежние позиции. В Гаване каждый год проходит Международная книжная ярмарка значительное литературное событие с участием писателей и издателей со всего мира.
Рождение кубинской литературы обычно связывается с эпической поэмой «Зеркало терпения», написанной в начале 1600-х гг. Силь- вестре де Бальбоа, уроженцем Канарских остравов. Однако истинно национальная литература начала складываться только в ХX в., призывая покончить с рабством и добиться независимости от Испании. Среди литературных деятелей того времени много выдающихся имен. Отец Феликс Варела (1787-1853), патриот и философ-эклектик, опубликовал памфлет с призывом «искоренить рабовладение неграми на острове Куба, что к тому же отвечало бы интересам их хозяев». Поэт-романтик Хосе Мария Эредиа (1803-1839) ввел в литературу Нового Света американский пейзаж, но из-за своей патриотической позиции был вынужден жить в США и в Мексике. Хертрудис Гомес де Авельнеда (1814-1873), тоже представительница романтизма, долго жила в Испании, выступив в защиту негров в романе «Саб». Сторонник независимости Кубы Сирило Вильяверде (1812-1894) — автор знаминитого аболицинонистского романа «Сесилия Вальдес, или Холм Ангела», на основе которого в XXв. кубинский композитор Эрнесто Лекуона сочинил сарсуэлу (оперетту). Но крупнейшей фигурой XIX в. остается Хосе Марти (1853-1895), интеллектуал, журналист, поэт, патриот (наибольшей известностью пользуется «Исмаэлиты» и «Простые стихи»). Он был ведущим представителем латиноамериканского модернизма. В той же манере работал Хулиан дель Касаль, декант, символист. Преждевременная кончина обоих деятелей прервала развитие новаторской литературы.
Ведущими представителями кубинской литературы XX в. были поэт Николас Гильен (1904-1989) и прозаик Алехо Карпентьер (1904-1980), оба высланные из страны за оппозицию режиму Херардо Мачадо и жестокую критику диктатуры Батисты. Гильен, человек смешанного происхождения, говорил от имени чернокожего населения, описывая среди труда мачетеро рубщиков сахарного тростника плантациях. После победы Кастро Гильен был провозглашен «народным поэтом» и возглавил Национальный союз писателей и художников Кубы. Отталкиваясь от танцевальных ритмов и традиционных музыкальных жанров вроде сона, придерживаясь клaссической формы восмитишия, Гильен еще в 1937 г. пускался на смелые стилистические эксперименты в таких произведениях, как «Звонкие песни, мулатские стихи».
Алехо Карпентъер - архитектор, музыковед, писатель, осознававший реальное положение дел на Кубе, один из самых оригинальных писателей-новаторов в мировой литературе XX в. Сочетая иронию с уважительностью, он заставил зазвучать мифы своей страны, предвещая рождение бунтарского постмодернистского романа. Среди его лучших произведений «арство земное», «Потерянные следы», «Концерт барокко», «Век просвещения». Две другие знаменитости - драматург Виргилио Пиньера (1912-1979), реформатор, сторонник экспериментального театра и Хосе Лесама Лима (1910-1976), изящный поэт и прозаик, редактор журнала «Оригенес». С 1944 по 1956 г. в этом престижном издании были опубликованы произведения лучших кубинских писателей и художников, он стал одним из ключевых в Латинской Америке. Диме принес мировую известность роман «Рай» (1966).
В целом литературная сцена революционной Кубы отличается жарким творческим пылом в поэзии и прозе. Среди «ветеранов», переживших революционные события с самого начала, следует упомянуть поэтов Элисео Диего (автора «Биографии беглого раба»), Синтио Витьера, Пабло Армандо Фернандеса, Фину Гарсия Маррус, прозаиков Феликса Пита Родригеса, Мирту Агуирре, Дульче Марию Лойнас. Произведения Лойнас впервые вышли на Кубе только в конце XX в., незадолго до ее смерти.
Среди писателей следующего поколения, преданных идеалам революции: Мигель Барнет, Антон Арруфат, Лонес Сача, Сезар Лопес.
Из тех, кто не признал кубинскую революцию и вынужден был эмигировать, на первом месте стоит Гильермо Кабрера Инфанте, автор книги «Гавана на погребении Инфанте».
В современной кубинской литературе заслуживает упоминания Абель Прието, министр культуры, остроумный и проницательный автор нескольких романов, в том числе «Полет кошки». Произведения Абилио Эстевесы, драматурга и прозаика, отличает напряженность, выразительность, лиричность и мечтательность. Мэрилин Бобс Мирта Ханьес пишут с позицией феминизма. Сенель Пас известен сценарием фильма «Клубника и шоколад», а автор детективов Леонардо Падура приобрел популярность таинственной трилогией, действие которой происходит в Гаване.
Вот некоторые стихи из патриотической поэзии Хосе Марти, поднимавшие народы Латинской Америки на борьбу за свою независимость.

Тираны! Обрекая на изгнанье,
Вы заживо хороните людей,
Но окажите милость человеку.
Пускай палач ваш, злой и низколобный,
Возьмет кинжал из самой твердой стали
И в грудь вонзит тому, кто обречен
В изгнании влачить пустые дни.
Не смерть страшна.
Ужасно мертвым жить...

***

В час же, когда звездоносец из чаши
Выльет живое вино целиком;
В час тот, когда целиком свое сердце
Он извлечет из груди и раздаст
Людям на пиршество и на праздник,
Звезда в этот час, как в покрывало,
В свет человека того завернет...
И человек, что жить не боялся,
Поднимется в жизни еще на ступень...

***

В стране чужой мы позабыть не в силах
Родных лугов душистые цветы,
Родных лесов тенистые деревья.
Мы, как в тумане, бродим на чужбине...
О, я знаю, наступят рассветы свободы
В алых отблесках пролитой крови...

***

Там, где зори вечерние алы,
Эта сказка-цветок расЦвела:
Про девочку из Гватемалы,
Она от любви умерла...

* * *

...В груди усталой
Мечта больная
Раскрыла крылья
И страстно ищет,
Кому помочь бы,
Кого спасти бы,
Кого утешить?
Вы мне скажите:
Где те, что страждут
От рабской доли?
За них пролью я
Кровь огневую!

* *

 ...Слуга твой верный,
Мой королевич,
Тебе я крепким
Щитом останусь.
Умру, но выйдешь
Но если станет
Владыка желтый
Твоим владыкой -
Умри со мною!!
Служить пороку?
 Так жить не стоит!

* * *

Добрый Педро, мной ты недоволен,
Оттого, что вопреки приличью
Отрастил я волосы по плечи...
Одинок я, молчалив и бледен,

Ужин мой кусок сухого хлеба,
И гнетет меня все таже дума:
Как людей освободить от рабства,
А тебя от праздности позорной...

***

На хлеб я заработал. Час настал
И для поэзии моей любимой.
Рука моя, ты целый день трудилась,
С листа на лист переносила цифры,
Как грузчики тяжелые тюки...

***

Смирись, покайся, преклони колени,
Как червь во прахе, ползай, извиваясь,
И робко руки богачей целуй...
Прославь порок, превозноси тщеславье,
И превратится в золотое блюдо
Пустая миска на твоем столе...

Я потому лишь и живу, что жду,
Когда смогу отчизне послужить.
Я, умирая, лучше ей служу,
Чем те, которые вынюхивают способ,
Как положить ее к ногам врага...

* * *

Есть горы, и подняться надо
На высоту их; лишь потом
С тобою мы, душа, поймем,
Кто положил нам смерть наградой!

* * *

 Королевский портрет - был декрет! -
И на смертных есть приговорах. Расстрелян юноша - порох
Был завернут в такой же портрет.
В честь святых королевский декрет!
Веселиться народу велено.
И поет сестра расстрелянного,
Королевский славя портрет!..

* * *

Страданье? Кто посмел сказать,
Что я страдаю? Только следом
За светом, пламенем, победой
Придет моя пора страдать.
Я знаю, горе глубже моря,
Оно гнетет нас век от века.
И это - рабство человека.
На свете нет страшнее горя!

* * *

Я хочу, когда лягу под камень
На чужбине, зато не рабом,
Чтоб лежали на склепе моем
Цветущая ветка и знамя...

* * *

Пусть предателей прячут от света
Под холодный и каменный свод.
Жил я честно, в награду за это
я умру лицом на восход...