Фрэггл, который слишком много мечтал

Владимир Швец 3
                ФРЭГГЛ, КОТОРЫЙ СЛИШКОМ МНОГО МЕЧТАЛ



                2014 г.


                ПОСВЯЩАЕТСЯ
                Джиму Хенсону, великому сказочнику
                и выдумщику, создателю Скалы Фрэгглов




   


               


  ГЛАВА ПЕРВАЯ

  В это обычное утро, которое ничем особенно не отличалось от любого другого утра, один фрэггл по имени Дори проснулся в своей пещерке с унылым настроением. Вокруг витали частички радостного пробуждения, такие частички каждое утро возникали в пещерке каждого фрэггла. А снаружи слышались всяческие утренние звуки – журчание воды в пруду, редкое одинокое эхо, звуки внезапно падающей капельки сверху, неразборчивый голос какого-нибудь фрэггла, вставшего спозаранку и спешащего куда-то по своим делам. Все эти утренние звуки были не раздражающими и тихими, они вовсе не мешали поваляться в кроватке ещё где-то с полчасика. Но Дори проснулся в очередной раз унылым и раздражительным. И в очередной раз он подумал, как же ему осточертела его родная уютная пещерка и вся Скала Фрэгглов впридачу.
  Дело в том, что фрэггл Дори был самым обычным фрэгглом, но это не доставляло ему особой радости. Родной дом всех фрэгглов – это их Скала. Но Дори жутко не нравилась Скала, он хотел жить в Большом Мире. Да, в том самом Большом Мире, который начинается с Дыры, соединяющей Скалу Фрэгглов и мастерскую Изобретателя. Если выйти из мастерской дальше, то начинался по-настоящему ужасно громадный и неизведанный Большой Мир. Путешественник Дядя Мэтт был самым первым фрэгглом, который отправился туда. Он ещё называл его Космосом. Это было очень давно, но это положило началу тому, что и остальные фрэгглы отправились в Большой Мир, чтобы там остаться навсегда. Таких фрэгглов было совсем немного. Но прошло достаточно много времени, и обязательно раз в год два-три фрэггла уходили в Большой Мир. Так что, в Большом Мире их скопилось порядочное количество. Фрэгглы в Скале не имели правдоподобного представления, каково это – жить в Большом Мире. Изредка фрэгглы из Большого Мира писали письма и отправляли открытки своим оставшимся друзьям и знакомым в Скале. Эти письма и открытки приходили на адрес Изобретателя, который, конечно, бросал их в мусорную корзину в своей мастерской. Теперь корзина была поставлена около Дыры, чтобы боязливым фрэгглам Скалы можно было доставать из неё эти весточки. Фрэгглы все вместе дружно называли её Почтовой Корзиной. В письмах и открытках Большой Мир расписывался всеми прекрасными красками. Фрэгглы в Скале читали всё это, и им представлялось, что там жить невероятно хорошо, чудесно и удивительно. Поэтому Дори считал, что он просто тухнет в этой Скале, где всё так привычно, обыденно и предсказуемо. Он мечтал отправиться в Большой Мир.
  Но самая главная причина была в том, что Дори хотел стать писателем. И не простым, а знаменитым. Дори казалось, что он – очень талантливый литератор. Ему это казалось, так как никто из фрэгглов ему об этом не говорил. Дори не показывал и никому не давал читать свои рассказы. Нет, он не стеснялся и не робел. Просто он считал всех фрэгглов Скалы бестолковыми и туповатыми, не способными оценить его творческие потуги. Ведь среди них не было писателей, издательств, литературных сообществ, и никто из них не читал книжек. Порой Дори просто с особенной яростью ненавидел всех фрэгглов и всю Скалу, он считал, что все вокруг виноваты в том, что он не в состоянии реализовать свои фантазии и мечтания. Он знал, что в Большом Мире много издательств и писателей, знал, что там печатают книжки, и поэтому думал, что только в Большом Мире его литературный талант оценят и вознесут.
  Вот так Дори предавался своим мечтам и очень уныло себя чувствовал в это утро. Он надел тапочки, почесал свой хвост, зевнул и подумал:
 - "Ведь стоит мне там появиться, показать свои сочинения и я буду признан…"
  И вслух сказал:
 - А вместо этого я торчу здесь!
  Дори закрыл глаза и вздохнул.
 - Торчишь? А как это? – неожиданно его кто-то спросил.
  Дори открыл глаза и повернулся. Перед ним стоял его знакомый Дидл и глуповато улыбался. Он всегда улыбался. Дори считал, что это очень глупо. Его охватила досада.
 - Привет, Дидл, - сказал Дори.
 - Привет! – ответил Дидл. – Ты о чём-то думал?
 - Это не важно.
 - Слушай, бросай думать. Бежим к пруду. Там сейчас такое!
 - Чего "такое"?
 - Представляешь, Фред встал ни свет ни заря, и спросонья свалился в пруд. Сначала встал рядышком, руки развёл в стороны, хотел потянуться и как следует зевнуть – бац! – и в пруд. Брызги во все стороны! Правда, смешно?
 - Очень, - хмыкнул Дори.
 - Инда шла мимо – её и окатило всю! Насквозь промокла! Сейчас она Фреда костерит на чём свет стоит. Фред сидит в пруду, не вылезает, боится Инды. Она в пруд за Фредом не прыгает, чтоб надавать ему – боится ещё раз намокнуть. Вот умора!
 - Уж точно, - усмехнулся Дори.
 - Идём, посмотрим на них.
 - Нет.
 - Почему? – искренне удивился Дидл.
 - Я занят, - сказал Дори. Он отошёл в угол своей пещерки и достал пишущую машинку.
 - Чем?
 - Делами, - кратко пояснил Дори.
  Дидл подошёл поближе и увидел машинку. Он догадался.
 - Печатать что-то собрался? – спросил он.
  Дори повернул к Дидлу своё лицо. Дидл по-прежнему глупо улыбался. Дори это начинало уже злить.
 - Слушай, - сказал он, - если ты у меня ещё на немного задержишься, то пропустишь всё самое интересное, что сейчас творится около пруда.
 - Да брось! Вся Скала знает, что ты книжки пишешь. И все…
 - Поверь мне, - перебил Дидла Дори. – Пропустишь самое интересное. Ты себе этого не простишь. Никогда.
 - И верно! – признал Дидл. Он задумался. Потом махнул хвостом и побежал, крикнув напоследок:
 - Ладно, увидимся ещё. Пока!
  Дори сидел около пишущей машинки и ничего не делал. Так прошло полчаса. Потом он встал и с раздражением провозгласил вслух:
 - Нет, мне этот дурак всё вдохновение испортил!


  ГЛАВА ВТОРАЯ

  Дори понял, что утро испортилось вконец. Писать совсем не хотелось. Правда, он совсем не знал, о чём ему писать. Хотелось просто мечтать о том, как он очень скоро прибудет в Большой Мир и начнёт публиковать свои книжки и выступать перед читателями.
 - "Автографы раздавать не буду. Обойдутся…" – мысленно самому себе говорил Дори.
  Но вскоре мечтать надоело, а заняться больше нечем было. Дори решил навестить какого-нибудь из своих друзей или знакомых. Он вспомнил о Двиде, он считал, что этот фрэггл более-менее выделяется из общей серой массы обитателей Скалы.
 - Пойду к нему, - решил Дори.
  Он вышел из пещерки и пошел себе не спеша. Около пруда творилась кутерьма. Множество фрэгглов, окружив пруд, вовсю дурачились себе на здоровье. Фред всё так же боялся вылезти из воды, ибо Инда и не думала уходить, а по прежнему грозила Фреду, что всыплет ему по первое число, едва он покинет пруд.
 - Дори! – отчаянно крикнул Фред нашему фрэгглу-мечтателю. – Сделай что-нибудь с этой дурой! Спаси меня!
 - Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, - сыронизировал Дори. Отчаянное положение Фреда его забавляло.
 - Дори, не вмешивайся. Иначе тоже получишь, - грозно заявила Инда.
 - Не беспокойся, Инда, - ответил ей Дори. – Как он только вылезет – надавай ему по шее. Будет очень смешно.
  Фред ушам своим не верил.
 - Предатель! Я тебе это припомню ещё! – крикнул он Дори.
  Фрэгглы засмеялись ещё сильнее.
 - Пока, Фред! Успехов тебе и всяческих благ! – сказал Дори и пошёл себе дальше.
 - Предатель!! – орал Фред и барахтался в воде.
  Дори нашел Двида около построек дузеров. Постройки были довольно внушительного размера. Двид поедал эти постройки, дузеры не обращали на это никакого внимания, всё так же сосредоточенно трудились и возводили новые.
 - О, Дори, привет! – сказал Двид. – Присоединяйся.
  Дори вспомнил, что не завтракал. И присоединился.
 - Слушай, - заговорил Дори. – С Фредом такая хохма вышла.
 - В смысле?
 - Ну, он свалился в пруд.
 - И?
 - Мимо шла Инда. Её всю забрызгало.
 - Представляю себе.
 - Как Фред вылезет только, она ему накостыляет.
 - Да, попал наш Фред, бедняга, - засмеялся Двид.
  Дори перестал есть и посмотрел на друга. Потом прокашлялся.
 - Знаешь, Двид, я на самом деле совсем о другом хотел поговорить.
  Двид немного удивился и тоже перестал есть.
 - О чём? – спросил он.
 - Ты бы… Ты бы… - Дори немного не знал, как сформулировать свой вопрос. – Ты бы свалил отсюда?
 - Откуда?
 - Отсюда.
 - Постой, я тебя не понимаю. Что ты имеешь ввиду?
 - Ну… Ты разве согласен прожить всю жизнь в Скале Фрэгглов?
 - А где мне, фрэгглу, по-твоему, жить?
  Дори немного замялся с ответом. Но потом выдал:
 - Ну, есть на свете и другие места.
 - Например?
 - Не прикидывайся, Двид. Например, можно перебраться в Большой Мир.
 - А-а! – понял Двид и возобновил свой завтрак. – Ясно, к чему ты клонишь.
 - Ну да, - сказал Дори. – Ты бы перебрался в Большой Мир, Двид?
 - А зачем?
 - Как зачем? Многие фрэгглы переехали туда жить. Ты разве не читал их писем и не смотрел на открытки, которые они нам присылают? Там шикарно!
  Вместо ответа Двид отломил от постройки кусок и за раз схрупал его. Потом осведомился:
 - Кстати, раз ты заговорил о письмах. Ир пишет тебе?
  Дори немного смутился.
 - Пишет.
 - И как часто?
 - Нормально.
 - Как он там? Чем занимается?
 - Учится на кинорежиссёра.
  Дори соврал. Письма приходили редко. Когда-то Ир и Дори были закадычными друзьями. Потом Ир покинул Скалу Фрэгглов и ушёл жить в Большой Мир. С тех пор прошло много времени. В письмах Ир толком-то и не писал, как живёт и чем занимается. Дори знал только, что он вознамерился стать кинорежиссёром и ещё встречается с какой-то тамошней фрэгглисой. В общем, Большой Мир полностью захлестнул Ира, затащил его в свои силки существования. Дори понимал, что Ир там сильно изменился, стал совсем другим, что теперь ему нет никакого дела до Скалы Фрэгглов, и о своей прошлой жизни он и не вспоминает. Это одновременно печалило Дори и вместе с тем же сильнее побуждало его тоже покинуть Скалу.
 - Ну как, Двид? Ты бы свалил отсюда? – возобновил прежнюю тему Дори.
  Двид опять перестал завтракать. Он немного помолчал, потом сказал:
 - Ты думаешь, что там станут печатать твои книжки?
 - Двид…
 - Послушай, Дори, не перебивай, мы – друзья, и я знаю, зачем ты хочешь уйти в Большой Мир. Я не читал твои рассказы, да и читать я не люблю. И в литературе не разбираюсь. Но, послушай, дружище, ты уверен, что там тебя начнут печатать, что там ты станешь писателем?
 - Но можно же попытаться.
 - А если не получится? Вдруг случится так, что ты вместо литературы будешь вынужден заниматься совсем другими делами?
 - Какими ещё делами?
 - Совсем другими. Такими, которые будут отнимать у тебя всё твоё время, которые не дадут тебе возможности проявить себя в сфере… э-э… в сфере искусства, а?
 - Но можно же совмещать всё это как-то.
 - А вдруг с тобой случится беда? Вдруг ты там пропадёшь? Ты же не знаешь Большого Мира! Где ты там будешь жить?
 - Если всего бояться, то…
 - Дружище, не обижайся, я не про то, что надо чего-то там опасаться. Я про другое. У каждого есть своё место на свете, фрэгглы живут в Скале Фрэгглов, а люди – Большом Мире. Я, например, никогда не покину нашу Скалу. Я тут всех знаю. И все знают меня. К тому же, - тут Двид подмигнул Дори, - в Большем Мире нет дузеров, которое возводят такие вкусняшные и аппетитные сооружения и совсем не против того, чтобы мы, фрэгглы, эти сооружения лопали, сколько нам вздумается.
  После этих слов Двид накинулся на постройки и принялся их с хрустом поедать.
 - "Он ничего не понимает…" – подумал Дори.
 Но вслух он, конечно, этого не сказал. Только вздохнул.


  ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

  Дядюшка Дэд был самым старым фрэгглом во всей Скале Фрэгглов. Он очень многое знал и много повидал на своём веку. По крайней мере, так полагали все остальные фрэгглы. Кроме, разумеется, самого Дядюшки Дэда. Он всегда говорил:
 - Дорогие мои, ну откуда мне всё знать? Я каждое утро рождаюсь, как в первый раз.
  Фрэгглы частенько спрашивали у него, как поступить в той или иной ситуации. Просили вразумить и дать дельный совет. Или на худой конец рассказать что-нибудь интересное. В этом Дядюшка Дэд никогда никому не отказывал. Он знал множество всяких историй и умел рассказывать эти истории так, что в конце рассказа обнаруживалось, что каждая история имеет свой сокрытый смысл. Просто надо было немного подумать своей головой прежде, чем станет понятно, в чём же соль истории.
  Дядюшка Дэд жил отдельно от всех фрэгглов. Чтобы к нему попасть, фрэгглу стоило пройти несколько тоннелей и выйти в огромную пещеру, которую точно посередине рассекал подземный ручей. Когда спрашивали Дядюшку Дэда, почему он поселился отдельно, то он отвечал неизменно одной и той же фразой:
 - Чтобы вам не надоедать.
 Фрэгглам было непонятно, как Дялюшка Дэд может кому-либо надоесть. Ведь если бы он жил со всеми, можно было бы ходить к нему с утра до вечера сколько вздумается. И засиживаться у него допоздна и слушать его истории сутками напролёт.
 - В том-то и дело. Поэтому я и живу один, - отвечал на это Дядюшка Дэд.
  На берегу ручья Дядюшка Дэд построил себе хижину. Ещё у него была лодка, на которой он частенько катался по подземному ручью. И хижину и лодку периодически приходилось немного ремонтировать и чинить. В такие моменты фрэгглы приходили Дядюшке Дэду на помощь. Вот и сейчас Дори трудился у Дядюшке Дэда. Вдвоём они латали его лодку.
 - Лодчонка-то старенькая, - говорил Дядюшка Дэд. – Но мне она дороже любой другой новой лодки.
 - Почему? – удивился Дори.
 - Да как тебе сказать… Бывает так, что привязываешься к какой-либо вещи. Одни вещи способны вызвать в памяти приятные воспоминания, другие вещи дороги тем, что много лет просто принадлежат тебе. У меня с этой лодкой всё вместе – она и приятные воспоминания навевает, и уже много лет со мной.
 - Но можно смастерить новую лодку, а эту старую не выбрасывать.
 - Можно. Но моя лодчонка на меня обидится, если я променяю её на новую.
 - Ну, вы скажете, Дядюшка Дэд! Лодки не обижаются, они не живые.
 - А вот и нет. Моя лодка живая. Когда я катаюсь на ней по речке, то она начинает разговаривать со мной. Никто этого не слышит, но я слышу. Она начинает мне подсказывать, где повернуть, где сильное течение, как обогнуть встречные валуны. Иногда она просто шепчет мне разные истории, которые запоминаются сами собой, а потом я иногда их рассказываю кому-либо.
 - Я, кажется, понимаю, что вы имеете ввиду.
 - Я рад за тебя, Дори. Я рад, что ты понимаешь меня, понимаешь, что я хочу сказать. Вот как ты думаешь, твои книжки обиделись бы на тебя, если бы ты променял их на книжки другого писателя? Уж точно обиделись бы. Потому что они живые. Как моя старая лодчонка.
  Дори крепко задумался. Он уже долгое время ничего не писал, но сейчас слова Дядюшки Дэда о том, что книги живые, что-то открыли в его голове. Возможно, эти слова открыли некую дверь в голове и впустили вдохновение.
  Дори вздохнул. Вот оно, начинается. Он понял, о чём будет его новая книга.
 - Дядюшка Дэд, можно я немного попечатаю? – попросил Дори.
  Дядюшка Дэд улыбнулся и кивнул ему.
 - Конечно, Дори. Лодка почти готова. Дальше я справлюсь сам.
  Дори всегда брал с собой свою пишущую машинку, когда направлялся в гости к Дядюшке Дэду. Дори считал, что в таком месте, где обитал Дядюшка Дэд, обязательно его посетит вдохновение. Кроме того, здесь нет шумных фрэгглов, которые своими глупостями способны испугать это самое вдохновение.
  Итак, Дори заправил в машинку лист и начал:
"… Вот линия. От одного края альбомного листа к другому. Это будет земля.
 - Раз, два, три, появилось солнце… - запел Мальчик считалочку…"


  ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ

"…  Поезд остановился и безжизненно замер. Встал на месте.
 - “Я уже приехал?” – спросил сам себя Мальчик.
 Кроме него больше никого в вагоне не было. Даже того странного Клоуна-проводника. Но это уже Мальчика не удивляло. Он подумал, что так должно быть. Ведь в мире и так происходит столько всего непонятного.
  Прошло минут десять, и Мальчик решил выйти из вагона. Не мог же он в самом деле сидеть в этом поезде всю вечность. Да и зачем? К тому же, ему показалось, что он просто ДОЛЖЕН выйти из поезда.
  И Мальчик вышел. Но не решительно, а не спеша. Осторожно. Смотря по сторонам.
  Полустанок, на котором очутился Мальчик, был какой-то дряхлый и простоват. Небольшой по своим размерам, с перекосившимся шиферным навесом. Всего одна скамейка была здесь. И такая же, как полустанок этот. Тронь пальцем – развалится. Но на этой скамейке сидел старик в старом потёртом пальто. Лицо его состояло из одних морщин. Глядя на старика, можно было подумать, что он мрачный, злой и нелюдимый. Но Мальчик почувствовал, что это совсем не так. Просто этот старик очень стар. И молчалив. Поэтому и создавалось такое неправильное впечетление о нём. Ещё виной тому и эти глубокие старческие морщины, которые подобно бороздам прорезали лицо старика.
  Старик сидел на скамейке неподвижно, засунув руки в карманы пальто. Его глаза уставились на Мальчика в упор.
 - Куда я приехал? – спросил его Мальчик.
 - Можно сказать, что НИКУДА, - ответил старик.
  Мальчик увидел тропинку и сошёл с полустанка.
 - Когда увидешь самого себя, скажи самому себе, чтобы он не забыл вернуться, - донёсся до Мальчика голос старика.
  Мальчик обернулся. Но старик по прежнему сидел к нему спиной. Мальчик пожал плечами, вступил на тропинку и двинулся по ней.
  Он шёл средь полей и лугов, не сворачивая с тропинки. Иногда попадались одинокие деревья и кустарники. Небо над головой было такое чистое и ясное – ни одного облачка. Мальчик чувствовал, что звучит вокруг неведомая и незнакомая ему беззвучная мелодия.
  Потом настала беззвучная тишина. В один миг. Сразу.
  Мальчик очутился на городской улице. У него глаза полезли на лоб, а рот открылся от изумления. Такого он ещё не видел.
  Улица была пустынной и безлюдной? Нет. На ней были люди. Но они не двигались, не ходили, не разговаривали, не жили. Люди на улице были застывшими и неподвижными. Причём, в разных положениях и позах, выражениях и состояниях. И не только люди были такими. Застывшими и неподвижными были птицы, животные, насекомые. Ещё Мальчик увидел неподвижный табачный дым, выходивший из рта неподвижного мужчины, неподвижный дым из выхлопных труб неподвижных автомобилей, неподвижные солнечные блики на витринах магазинов и на стёклах окон домов, неподвижную застывшую в воздухе пыль. Короче говоря, здесь ничего не двигалось.
  А вот и старый знакомый Мальчики. Клоун. Но одетый уже в солидный деловой кастюм. Бриллиантовая запонка на его галстуке очень ярко сверкала. Сам Клоун сидел в кафе под открытым небом, за уютным стольчиком и не спеша, всё так же улыбаясь, попивал кофе. Помимо Клоуна в этом кафе тоже были посетители, но они представляли собой жалкое застышее неподвижное состояние, посему на их фоне Клоун очень выделялся и был заметен.
 - Двигай сюда, - позвал Клоун Мальчика, а потом сделал рукой в белой перчатке приглашающий жест. Мальчик направился к его столику. Там уже был приготовлен для него стул, на который мальчик и уселся.
 - Странное место, - заметил вслух Мальчик.
  Клоун, не глядя на Мальчика, ответил:
 - Ничего странного здесь нет. Всё, как обычно.
 - Я ещё не видел ТАКИХ людей. Никогда.
 - Каких таких?
 - Которые не двигаются. Что это за место?
 - ГОРОД ВОСКОВЫХ ФИГУР.
 - Никогда не слышал о таком.
 - Здесь живут люди-манекены. Здесь ничего не двигается.
 - Но почему? – поинтересовался Мальчик.
 - Почему? Иногда так случается. Люди сами виноваты в этом. Когда люди становятся безразличными, бездушными, равнодушными и жестокосердными – они сразу перестают двигаться. Они превращаются в манекены.
  Мальчик не нашёл, что сказать в ответ.
  Клоун повернул к нему своё улыбающееся раскрашенное лицо.
 - Если ты не против, я тебе могу показать людей-марионеток, - сказал он.
 - Я не против, - ответил Мальчик.
  И они встали со стульев и вышли из кафе..."


  ГЛАВА ПЯТАЯ

  Дори закончил печатать и посмотрел в сторону Дядюшки Дэда. Тот сидел на берегу около своей лодки и не двигался. Дори подошёл к нему. Глаза Дядюшки были закрыты.
 - Дядюшка Дэд, вы заснули? – спросил Дори.
  Дядюшка открыл глаза.
 - Нет, - ответил он.
 - А я подумал, что заснули.
 - Я слушал, о чём говорит река.
 - И что она вам сказала?
 - Что сегодня погода благоприятная для того, чтобы спустить лодку на воду.
 - Отлично! Я вам помогу.
 - Ты не только мне поможешь, но и прокатишься со мной.
  У Дори округлились глаза. Он почувствовал, как его напугали слова Дядюшки.
 - Я… На лодке… - пролепетал Дори. – Но я никогда не катался на лодке!
 - Вот именно! – сказал Дядюшка Дэд. Он встал на ноги. – Пора восполнить этот твой пробел…

(…продолжение следует…)




    ПРИМЕЧАНИЕ:
  «Скала Фрэгглов» - детский телевизионный сериал, транслировавшийся в США, Канаде, Новой Зеландии и Великобритании с 1983 по 1987 год.
  Основные действующие лица — фрэгглы, куклы-маппеты Джима Хенсона.  Фрэгглы — гуманоидные существа высотой около 50-55 сантиметров, разнообразной окраски и с кисточками на хвостах. Фрэглы населяют систему пещер, называемую Скалой Фрэгглов, наполненную всевозможными существами и предметами. Скала Фрэгглов граничит, по меньшей мере, с двумя другими мирами — людей и горгов. Фрэгглы живут беззаботной жизнью, проводя большую часть времени в играх, исследованиях и развлечении себя вообще. Питаются в основном редисом и «соломкой дузеров».
  Внутри Скалы Фрэгглов живёт другой вид маленьких гуманоидных существ, зелёных, муравьиноподобных существ - дузеры. Высотой около 15 сантиметров, и достигая обычному фрэгглу до колена, дузеры являются в каком-то смысле анти-фрэгглами. Их жизнь посвящена работе и производству. Дузеры в основном проводят время за строительством разнообразных лесов по всей площади Скалы Фрэгглов, используя миниатюрные инструменты, в касках и рабочих ботинках. Никто, и кажется, даже сами дузеры, не понимает действительного назначения их замысловатых и красивых конструкций. Прототипы трудоголиков озабоченных работой ради работы. Зачастую строительство сопровождается маршевыми песнями и всевозможными дузерскими напевами. Для того, чтобы работа никогда не переводилась, дузеры строят свои конструкции из съедобного карамелеподобного материала (производящегося из редиса), который очень любят фрэгглы. Они хотят, чтобы фрэгглы поедали их постройки, потому как считают, что «архитектурой нужно наслаждаться», и для того, чтобы процесс стройки не прекращался. В принципе, это практически единственный вид взаимодействия между фрэгглами и дузерами. Дузеры проводят своё время в строительстве, а фрэгглы — в поедании дузерских построек. Таким образом, они формируют необычный вид симбиоза.
  Люди известны фрэгглам как «Глупые Существа». Связь между Скалой Фрэгглов и человеческим миром осуществляется через небольшую дыру в стене мастерской эксцентричного изобретателя, именуемого «Док», который не подозревает о существовании фрэгглов, но его собака Спрокет видит их и безуспешно пытается доказать их существование хозяину.
  Со стороны другого выхода из Скалы Фрэгглов живёт маленькая семья горгов, гигантских лохматых гуманоидов высотою 6 метров. Горги воспринимают фрэгглов как паразитов, так как те воруют у них редис.
  Таким образом, три основные расы Скалы Фрэгглов — фрэгглы, дузеры и горги, — оказываются каждая в своём роде зависимыми от редиса. Мир «Скалы Фрэгглов» представляет собой довольно сложную систему симбиотических отношений между различными «расами» существ, аллегорию на человеческий мир, в котором каждая община не имеет чёткого представления о том, насколько важной является её связь с остальными общинами. Создание этого аллегорического мира позволило одновременно как развлекать зрителя, так и раскрывать перед ним серьёзные проблемы: предубеждения, духовности, самоопределения, окружающей среды и социального конфликта.