На крыше Желтого дома

Ольга Сквирская Дудукина
– Все ничего, но из окна должно быть видно море, а не эта срань, – сетовал Шурик, глядя на раскисшую дорогу и алкоголиков-соседей. Мечты, мечты…
Дом в Сибири – все равно, что чемодан без ручки.
Несмотря на то, что возведен с любовью, своими руками. В свое время Шурик душу в него вложил, предварительно освоив целую кучу дополнительных ремесел. Он даже выкрасил домик в «неаполитанский желтый», позитивный и деликатный цвет. Двухэтажный особнячок в частным секторе выглядел по-европейски, с эркером и балконом.
Мечты имеют обыкновение сбываться: в нашей житейской перспективе и впрямь замаячило море. Южно-Китайское. Правда, перед этим Шурику пришлось выучиться еще одному небанальному ремеслу – дайвингу. После обучения ему предложили поработать инструктором на тайском острове. Пора валить.
Желтый дом в конце концов решили сдать в аренду.
Но как тут сдашь, когда крыша течет? Рубероид обветшал за восемь-то лет.

– Придется чинить крышу самому, – решил Шурик.
Так экономнее. Правда, для этого надо освоить еще одну экстремальную профессию. Но того, кто выучился играть на пианино и погружаться в океан, не страшат трудности.
На тот момент мы оба являлись профессиональными безработными, даже на ремонт Желтого дома пришлось занять денег, в счет будущей сдачи в аренду. Поэтому Шурик вычислил на калькуляторе самый бюджетный вариант ремонта крыши.
Крышу покрыть Шурик надумал металлическими шестиметровыми листами, а не каким-то там рубероидом, морально устаревшим. Наложить с нахлестом, прикрутить шурупами, покрасить краской, – и дело в шляпе.
– Сколько стоит квадратный метр металла? – спросил Шурик в магазине стройматериалов. – Крышу собираюсь крыть.
– Сто пятьдесят, а то и двести, – последовал странный ответ.
– Рублей?
– Тысяч! Двести тысяч за квадратный метр, парень, – такие щас расценки за ремонт крыши, – ухмыльнулся продавец.
– Как же вы меня обрадовали! – Шурик едва не пожал руку удивленному дядьке.

– …А я уложусь всего в пятьдесят тысяч, – радостно объявил он мне. – Придется заплатить только за металл и шурупы. Да, еще куплю себе альпинистскую снарягу.
– Зачем?
– Как зачем: чтобы с крыши не свалиться.
Магазин для верхолазов назывался весьма доходчиво: «Все для того, чтобы ты залез».
– Хочу залезть, – объявил Шурик, зайдя в магазин.
Ему предложили так называемые «трусы» - сложное сочленение ремней, веревок и узлов, надевающееся наподобие трусов и позволяющее самостоятельно регулировать перемещение вниз и вверх. В потолок был вбит специальный крюк, чтобы прикреплять к нему снаряжение и тренироваться.
Дома Шурик попытался было продемонстрировать «обнову», но запутался в «трусах». Пришлось снова тащиться в магазин, для повторного инструктажа.

***
Российские женщины, пережившие перестроечные экономические катаклизмы, могут приготовить обед буквально из топора.
Уложиться в ту скудную сумму, которой мы располагали, оказалось сложно, но можно.
Суп из куриных шеек обходится недорого, но неизменно вкусный и сытный.
А если купить за бесценок куриных лап, то выйдет отличный холодец.
– Что вы делаете с птичьими ногами? – с удивлением спросила меня продавщица овощной лавки, заметив когтистую лапу, выглянувшую из моего пакета.
Это была молодая таджичка, красивая и нарядная, в национальной одежде: тюбетейка, богато расшитое длинное платье и шальвары из того же материала.
– Холодец варю, – ответила я.
– А у нас дома их не брали в пищу, – пожала она плечами. – По пятьдесят кур за раз били, а ноги выбрасывали.
– Зато в Таиланде такие лапы стоят даже дороже мяса, – сказала я. – Тайцы из них шашлычки жарят.
Таджичка изумленно качала головой: бывает же!
А я привычным взглядом искала под весами ящик уцененных фруктов.
– Взвесьте, пожалуйста, эти персики.
– Я могу вам еще набрать переспелых. Возьмете?
– Конечно. Спасибо!
Сварю Шурику компот.

***

Во двор сгрузили кучу гигантских листов из металла.
Мы с Шуриком обалдело смотрели на них, слабо представляя, как затянуть хотя бы один из них на высоту двухэтажного дома. Попытка не пытка.
– Давай попробуем поднять один лист. Опутаем его тросом, я буду тянуть с крыши, а ты подтолкивать снизу, – предложил Шурик.
Лист оказался невероятно тяжелым. Таким тяжелым, что при первом же толчке оборвал трос.
Тогда Шурик обвязал его двойным тросом. Забравшись на крышу, напялив свои «трусы», он закрепился за центральный шпиль, затем попытался затянуть лист наверх.
Тот оказался неповоротливым и непослушным. Острым краем он в одно движение срезал половину плюща, там мило обвившим стену дома. Изо всех сил я толкала его кверху. Проплыв небольшое расстояние, лист дополз до крыши и уперся, не в силах преодолеть острый выступ. Минут сорок мы с ним сражались, истекая потом и извергая потоки непечатных выражений.
Наконец, каким-то чудом металл миновал препятствие, и Шурик вытянул неповоротливый громоздкий предмет на крышу. Скатившись вниз, еле живой, он полтора часа пролежал пластом.

Основная проблема заключалась в том, что перед тем, как прикручивать лист к стропилам, надо содрать старый рубероид и очистить участок крыши. Ведь если в это время с неба хлынет, то моментально зальет весь дом.
Мы с ужасом заметили, что край неба вдруг потемнел, окрасился в подозрительно сизый цвет. Мы умоляюще смотрели на небо…
Уф, пронесло. Всего несколько капель прилетело на крышу, и дождь раздумал.
В общем, за день Шурик кое-как справился с одним листом. А их еще целая куча во дворе… Но лиха беда начало.
Второй лист затянуть показалось нам гораздо легче.

***

– Послушайте, вы все время берете уценку. Вы что, варенье варите на зиму? – полюбопытствовала мусульманская женщина.
– Не варенье, а компоты. У меня муж крышу чинит под солнцем. Как спустится, так трехлитровую банку выпивает. Мне надо много.
– Да? Тогда я вам отложу. И в соседний ларек зайдите, – там моя сестра работает.

***

Крепеж шурупов – дело непростое: для этого надо вытянуть на крышу электрическую переноску для дрели.
Шурик кое-как ползал по крыше на своей альпинистской страховке, стараясь не смотреть вниз.
– Представляешь, это гораздо страшнее, чем я думал, – поделился Шурик.
Но делать нечего. Я работала на подхвате, попутно осуществляя молитвенную поддержку. Высунувшись по пояс из чердачного окошка, я подавала шурупы и гайки, придерживала переноску, а муж наживлял лист, затем капитально прикручивал металл к деревянным балкам.
Чем ниже, тем труднее и опаснее Шурику было работать. С крыши раздавалось много плохих слов, одновременно на чердаке я непрестанно молилась. Такой у нас сложился дуэт.
Время от времени шурупчики вываливались из трясущихся рук мужа и со звоном катились по крыше.
Каждое утро я совершала обход вокруг Желтого дома, в поисках потерянных шурупов.

***

Сегодня у таджиков новые груши. Много мятых. Ура!
– Послушайте, может, вы весь ящик заберете?
– Заберу. С удовольствием.
– Давайте я взвешу вместе с ящиком, а потом вычту вес пустого ящика. А то если мы будем перекладывать, вы принесете домой кашу. А ящик потом вернете. Вы ведь в том Желтом доме живете?
– Да, там. Отлично!
Отныне я ходила в магазин со своим ящиком. Один возвращала, другой забирала. К моему приходу меня ожидал наполненный ящик со всякой всячиной, а в нем лежала бумажка с ценой.
Как удачно все сложилось! Даже в лучшие времена мы не могли себе позволить столько фруктов.

***

Прохожие останавливались под Желтым домом, с любопытством наблюдая за самодеятельным верхолазом.
– Мужик, а мужик! – громко звала его толстая бабенка. – Почем за крышу берешь?
Шурик ползал по краю, ни жив, ни мертв.
– Мужик! – не унималась тетка. – Почем крыша?
– Женщина, не разговаривайте со мной! Пожалуйста! – взмолился Шурик. – Я же могу свалиться…
– Мужик! Сколько?!
– Нет таких денег!! – тоненьким голосом ответил муж.

– …Шурик, давай скорее заканчивай свою крышу, – позвонила подруга. – Я тебе держу хорошую погоду, а у людей огороды, им бы дождичка!
– Еще чуть-чуть помолись, – просили мы.

***
 
В моей любимой овощной лавке сегодня обалденная некондиция: мятые абрикосы. Сварю варенье с косточками. Это деликатес.
Варить варенье из подпорченных абрикосов научила меня родная тетка, которая много лет прожила в Чимкенте. Она говорила, что для варенья такие даже лучше.
Приехала наша дочь из Америки. Вот чем мы ее угостим! Она любит варенье больше, чем свежие фрукты.
Правда, придется переколоть косточки.
Устраиваюсь на крыльце и луплю молотком по каждой косточке, положив на бетонную ступеньку.

***

На матерках и на молитве, а также на честном слове и на одном крыле, медленно, но верно продвигались мы к победному концу.
Дело дошло до покраски готовой крыши. Шурику предстояло покрасить металлические листы, чтобы крыша не ржавела. Шурик выбрал темно-зеленую краску. Она хорошо подходила к разбеленному желтому цвету стен.
Желтый дом явно похорошел.

***

– Если дадите свой телефон, я сообщу, когда у нас будет распродажа, – предложила моя замечательная таджичка. – Кстати, можете дать номер еще кому-нибудь.
Почему бы и нет!
– …Леля, ты не знаешь, что делать с красными сливами? – позвонила мне Соня, с которой я поделилась своими «рыбными местами».
– Знаю: лучше всего их заморозить. Мороженные сливы почему-то вкуснее, чем натуральные. С детства их обожаю.

В Желтом доме осталось произвести косметический ремонт.
После полномасштабной операции на крыше все это показалось нам детским лепетом. Шурик работал с удовольствием.
К нам уже начали ходить на смотрины потенциальные арендаторы и риелторы. Один реально заинтересовался. Правда, попросил специально для него укрепить перила лестницы, ведущей на второй этаж, ради безопасности детей.
Сделаем.

Сегодня в лавочке мне продали неплохой киш-миш россыпью.
Там идет постоянное обновление ассортимента. Виноград сменил нектарины и персики, вместо красных слив появились синие, а там и дыни привезли.
Осень на дворе.
А у нас важная новость: мы заключили договор на сдачу дома и даже получили задаток. Срочно раздали наших животных в хорошие руки.
Все, можно ехать.

Соня везет нас в аэропорт. Сыплет мелкий дождик, словно Сибирь провожает нас со слезами.
Вдруг зазвонил мобильник:
– Леля, у нас сегодня замечательная слива…
– Спасибо вам за все, но больше не нужно. Я уезжаю. Насовсем. Как вы меня выручили! Всего вам доброго!