Дополнение к статье Берендеи

Александр Смирнов Мир Снов

В книге Мельникова (Печерского) «В лесах» я нашел подтверждение тому, что нынешний Городец ранее назывался Китежем. При описании старых Ярилиных праздников, проводимых на озере Светлый Яр,  в святом граде Китеже, и преобразованных служителями православной церкви в праздники под другими названиями, приводит автор такой источник, заслуживающий доверия, как Китежский «Летописец», составленный служителями церкви для прочтения и просвещения простого народа.

В нем, в частности, говорится: «Благоверный же князь Георгий, слышав сия, плакаше горьким плачем и, помоляся Господу и пречистой Богородице, собра вои своя, поиде противу нечестивого царя Батыя… И бысть сеча велия и кровопролитие многое. Тогда у благоверного князя Георгия бысть воев мало и побеже от нечестивого царя вниз по Волге в Малый Китеж…

Малый Китеж теперь Городцом именуется, вот что на Волге, повыше Балахны, пониже Катунок стоит… А здесь на озере Светлом Яре Большой Китеж – оба строенья благоверного князя Георгия.

И много брася, благоверный князь Георгий с нечестивым царем Батыем, не пущая его во град… Егда же бысть нощь, изыде тайно из Малого Китежа на озеро Светлый Яр в Большой Китеж. На утрие же восста нечестивый царь и взя Малый Китеж и всех во граде том поруби и нача мучити некоего человека града того Гришку Кутерьму и той, не могий мук терпети, поведа ему путь ко озеру Светлому Яру, иде же благоверный князь Георгий скрыся. И прииде нечестивый царь Батый ко озеру и взя град Большой Китеж и уби благоверного князя Георгия…

И после того разорения запустеша грады те и лесом порасте вся земля Заузольская (за рекой Узола – А. См.), и с того времени невидим бысть град Большой Китеж, и пребудет он невидим до последних времен. Сию убо книгу «Летописец» написали мы по сте летех после нечестивого и безбожного царя Батыя, уложили собором и предали святей Божией церкви на уверение всем православным христианам, хотящим прочитати или послушати, а не поругатися сему Божественному писанию…»  (Мельников П.И. (Андрей Печерский) В лесах: Роман. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 944 с., с. 715-716.)

Таким образом, предыдущее наше исследование относительно Китежа-на-Волге, как современного города Городца, подтвердилось.

Эта же книга «В лесах» подтвердила и второе наше предположение, а именно то, что оба Китежа – на Волге и на озере Светлый Яр значительно древнее, чем принято считать ныне. К примеру, относительно людских поселений в районе Светлого Яра сказано следующее: «Когда на той равнине и по ближним от нее местам зачиналось людское поселение, не знает никто. Но там зачастую находят каменные молоты, каменные топоры и кремневые наконечники стрел, - стало быть, живали тут люди еще тогда, когда не знали ни меди, ни железа»  (Мельников П.И. (Андрей Печерский) В лесах: Роман. – М.: Изд-во Эксмо, 2002. – 944 с., с. 712)И далее внизу страницы сноска: «Г. Поливанов лет в пять собрал здесь значительное число орудий каменного периода».

Это свидетельство древности поселений – как Китежа-на- Волге (Городца), так и разоренного Китежа на озере Светлояр.

Если вы посетите краеведческий музей в Городце, то вам покажут результаты археологических раскопок, свидетельствующие о наличии поселений на указанных территориях свыше 2000 лет.

Таким образом, подтвердились два наших предположения, высказанных ранее в статье «Берендеи»:
1. Современный Городец ранее назывался Малый Китеж, а еще ранее Китеж-на-Волге;
2. Современный Городец существовал как Малый Китеж и Китеж-на-Волге уже в III - XIII веках нашей эры.

То же относится к Китеж-граду (Владимиру), Китеж-Суздальскому (Кидежде рядом с Переяславлем-Залесским, или Переяславлю-Залесскому), а также Мурому.