Горсад

Татьяна Кырова
                Кто бы мог подумать, что во время обычной прогулки в городском саду можно сделать неожиданные открытия. Очередной приезд в родной город совпал с тем, что в Зауралье установилась прекрасная погода. Благоухающий август был в самом расцвете. Сентиментальность несвойственна моему характеру, но иногда тянет пройтись по старым местам. В один из солнечных и тихих вечеров я потащила мужа прогуляться в городской сад.
 
             Наш маршрут проходил мимо моей школы, которая располагалась в самом центре областной столицы. Полноценной спортивной площадки при ней не было, нет и сейчас. Неразумно тратить народные деньги, если рядом находится замечательное место с узкими пешеходными дорожками, очень подходящими для бега трусцой. Это место носило громкое название – Городской сад культуры и отдыха. Уроки физкультуры мы любили. Можно было срезать пару кругов, присесть на скамейки и поболтать с подружкой под клёнами. Главное не наглеть, а мелкие шалости прощались. Правда один раз нас подстерёг эксгибиционист. Девчонки дико смеялись, а мне почему-то было противно. В старших классах уроки физкультуры проводили раздельно. У мальчишек был учитель, у нас учительница. Что разумно. Меньше стеснений и неловких ситуаций. Не думаю, чтобы наши парни наваляли эксгибиционисту, скорее бы сделали вид, что ничего не заметили. Может и правда не заметили бы, затаившись в кустах, этот пакостник подкарауливал девочек. Простите, отвлекаюсь на какие-то совсем не нужные глупости. А история с Городским парком получилась грустная.

             Я никогда не приезжала на встречи выпускников. Впрочем, и на свой выпускной я тоже не ходила. Не хотелось смотреть и слушать фальшивые поздравления. Под жидкие аплодисменты, нашей лучшей ученице Шурочке вручили золотую медаль. По причине того, что её мама главный врач областной больницы, зубоскалили мои одноклассники. Шурочка никак не тянула на звание лучшей, но ничуть не смущаясь приняла награду. А в моём аттестате красовалась незаслуженная тройка по литературе. Всё потому, что я не так посмотрела на завуча школы. Надо же было такому случиться. Ираида Петровна вошла в класс и направилась к столу, где заботливые родители выпускников приготовили бутерброды и пирожные для учителей. Набрав полную тарелку вкусняшек, она села за последнюю парту и приступила к чаепитию. Из её рта, перепачканного белковым кремом, летели крошки.  Я выдержала паузу. Как же читать Пушкина в такой ситуации. Ираида перестала жевать и уставилась на меня. Я отвернулась и продолжила отвечать по билету. Когда настало время подвести итог, завуч перебила нашу учительницу литературы и вынесла вердикт:

              - Молодец! Слушала, с удовольствием. – бодро сказала она.

              Это потом я узнала, что перед тем, как больнее ударить человека, следует его похвалить. Такой вот изуверский приём. Ираида умело окатила меня ушатом холодной воды:

              - Очень твёрдая тройка! Молодец!

              Члены экзаменационной комиссии переглянулись между собой, но возражать завучу никто не решился. Окутанная коконом фальшивой похвалы, я выкатилась в коридор, сгорая от несправедливости и стыда за чужую подлость. Наша Полина вышла следом за мной и стала объяснять, что экзамен всегда стресс, а я совсем чуть-чуть ошиблась, надо было отвечать более уверенно. Она ожидала, что я получу пятёрку, или как минимум четыре. От этого стало только хуже. Теперь все смотрели на меня и сочувствовали. Я заторопилась к выходу, чтобы на свежем воздухе стряхнуть с себя удушливый кокон из липких слов и взглядов. Бежала домой, смахивая слёзы. Слушала с удовольствием. А мне слышалось - скушала с удовольствием!
 
              Что делать? Ну, не умела Ираида Петровна красиво есть. Могла же и выйти с тарелкой. Попить чай в своём кабинете. Значит так должно было быть. Справедливо говорят: спасибо, нашим врагам за то, кто я есть. Да и врагами с Ираидой мы никогда не были. Бывает и такое. Шёл человек мимо и вдруг что-то ему в тебе не понравилось. Это не единственный подобный случай. Позднее я нашла объяснение. Эти люди думали, что я думаю также и при случае поступила бы с ними именно так. Поэтому никаких угрызений совести они не испытывали.

              К чему эти воспоминания? А вот к чему.
 
              Вход в городской сад был переделан в соответствии с веяниями рыночного времени. Я покрутила головой не сразу сообразив, как можно пройти. Посетителей в обязательном порядке прогоняли сквозь строй цветочных павильонов. Это называется умный маркетинговый ход. Кто-нибудь нет-нет, да и купится. Вернее, купит своей девушке цветок. Цветами торговали и раньше, когда-то на этом месте стояли бабушки с оцинкованными вёдрами полными астр, георгинов и гладиолусов, выращенных на приусадебных участках или дачах. Через год после своего несостоявшегося выпускного бала, я купила здесь роскошный букет пионов и сходила к нашей Полине в гости. Она жила неподалёку. Зачем я потащилась к ней с этим букетом. Мне казалось, что Полина расстроилась за меня и переживает. Как вдохновенно она умела читать стихи Николая Рубцова. За это я была готова простить ей липовую пятёрку в аттестате у бестолковой Шурочки. Но разговора не получилось, учительница в домашней обстановке расслабилась и напропалую хвасталась своим материальным благополучием. Новая рижская стенка, забитая хрусталём, особенно радовала хозяйку. Узнав, что я поступила в геологоразведочный техникум, снисходительно покачала головой:

              - Очень грубая и грязная работа.

              У неё дочка закончила школу посредственно, но подняв все связи, Аллочку удалось пристроить в филиал пединститута. Главное же аттестат о высшем образовании. В деревню она, конечно, не поедет, а выйдет замуж и останется в городе. Полина Ильинична советовала мне быть более осмотрительной и не лезть на рожон.  Выслушав ещё пару поучительных историй, я вырвалась на свободу.
            
              Прошёл не один десяток лет, старые обиды забылись. А некоторые жизненные трагедии стали казаться полезным опытом. Может и не таким полезным, как у Полины Ильиничны, но какой уж есть.

              Я взяла мужа под руку и повела по знакомым дорожкам:

              - На этом месте был летний театр, - сказала я, указав на двухметровый металлический забор.

              Прочная ограда намекала на то, что теперь это частная территория. Говорят, самое популярное место для молодёжной тусовки.

              Немного постояли возле фонтана, выполненного в стиле тридцатых годов прошлого века. Муж сказал:

              - Давай бросим монетку.
 
              Я улыбнулась, оценив шутку. Это не Рим и сюда мы приедем ещё не раз. Несмотря ни на что, в этот город хочется возвращаться как можно чаще, здесь живёт мама.

              Романтический вечер закончился неожиданными открытиями. На месте краеведческого музея стоял восстановленный храм святого благоверного князя Александра Невского. Мимо пройти было невозможно, и я уговорила мужа зайти. Мы попали на вечернюю литургию. Служил сам митрополит. Ничем не примечательный старичок, невысокого роста. Сосредоточиться на молитве мешали воспоминания из детства, я невольно пыталась вспомнить, какие экспонаты стояли на месте алтаря, когда здесь располагался музей. И гадала, кем в советские времена мог служить митрополит. Но тут грянул хор мужского монастыря и все посторонние мысли разом вылетели из головы. Качнулись не только огоньки свечей, но дрогнули вековые стены. Лицо митрополита осветила едва заметная улыбка какой-то неземной радости. У меня мурашки побежали по всему телу, и склонив голову, я с особой благодарностью приняла его благословение. Вспомнилась фраза из Евангелие от Матфея: «Многие же будут первые последними, и последние первыми». И про то, что «не судите, да не судимы будете».
 
             После Литургии купили маленькие серебряные кулоны в подарок родным. Это были именные иконки. В благостном расположении продолжили прогулку. Повернули в сторону центральной площади и жизнь тут же вернула нас с небес на землю. Посадка была жёсткой. Напротив памятника Ленину на пьедестале пониже стоял бронзовый юноша, крепко сжимающий в тонких ладонях автомат. По армейской форме, специально разработанной для жаркого климата, наше поколение без труда поймёт какому событию установлен монумент. Муж проходил службу на границе с Афганистаном, но видел сопредельную территорию только в бинокль. От войны его уберегла воинская специальность. Мы постояли минуту, и похвалив скульптора за работу, завернули обратно в сад. Не успели углубиться в покрытую лёгким пурпуром кленовую аллею, как наткнулись на мраморную плиту, надпись на которой гласила о том, что перед нами могила декабриста. Муж прочитал фамилию и пошёл дальше. Я опешила и остановилась. Он купил в киоске мороженное и повернулся ко мне:

              - Ты чего!?

              - Представляешь, это же кладбище! Православное кладбище. Мы на физкультуре бегали по могилам. И это называется Городской сад культуры и отдыха!? Вот это да!

              - Да ты что!?

              Эхом отозвался муж. Мы смотрели друг на друга. Прекрасный августовский вечер обрушился и восстановить настроение было невозможно. Я отвела взгляд в сторону и начала сокрушаться:

              - Как же такое в голову могло прийти!?

              - А я почему-то не удивлён. Вспомни, что они сделали с царской семьёй? ГТО на могилах для них просто семечки.

              - Но декабристов большевики считали своими. У нас и музей имеется. И по его могиле мы бегали кросс. Здесь всегда городская спартакиада проходила. Всё переделали, но я помню, что с этого места давали старт на тысячу метров. Ужас.

              - Успокойся. Вы же не знали, что это кладбище. Среди первых комиссаров столько отморозков было. Это потом, постепенно всё менялось. Храм взорвать не удалось, сделали краеведческий музей. Про могилу декабриста забыли и сравняли заодно. А потом, кто признается. Коммунисты же никогда не ошибались.

              - Всё правильно. При старых храмах всегда кладбища были. Тогда же всех отпевали. Поминальные свечи ставили и молились.

              - Не расстраивайся. По-моему, кроме тебя, никому в голову не приходит, что веселятся на могилах предков.
 
              Бабушки с неугомонными внуками потянулись к выходу, их места на лавочках заняли парочки влюблённых. Фонтан заиграл вечерней подсветкой. Стало ещё более оживлённо и шумно вокруг. Мимо нас проехал велосипедист. Муж приобнял меня одной рукой за талию и слегка подтолкнул к выходу из городского сада. К воспоминаниям о школе добавилось ещё одно. Какой сделать вывод и к чему отнести такой жизненный опыт? Если перефразировать всем известные слова, получится как раз про меня: «Я понимаю, что ничего не понимаю».