Позитивные книги. Доброта с улыбкой

Александр Сергеевич Трофимов
 
 
 Есть книги развлекательные разного рода в разных жанрах: иронические, сатирические, смешные, фантазийные, любовные, в которых всё есть - и весёлое, и печальное.  Есть с сугубо  драматическими сюжетами.   
Существует и не очень большое количество жизнеутверждающих высокохудожественных серьёзных книг с великолепным слогом, красочными описаниями, афоризмами, с сочными яркими колоритными оборотами речи, языковыми сокровищами.   И вдобавок настраивающих на жизнь  без агрессии.
А книг с весёлым позитивом ещё меньше.

Всё, конечно, зависит от внутреннего мира и характера читателя, от его восприимчивости, вкусов,  его чувствительности к сопереживанию. Некоторых даже чеховские рассказы пронизывают такой  печалью, что  читать их отказываются.   
 
Ведь значительные книги сильны своей энергетикой. И у каждой  есть свои Духи, и злые, и добрые.  И передаётся это от автора.
Очевидно, что создавать позитивные произведения может писатель только с определёнными качествами души и мышления. Это не значит, что у него нет отрицательных черт, но что есть  доброта, великодушие, оптимизм, любовь, чувство юмора – это точно.
Даже в книге о жутких событиях войны в Сталинграде у В.Некрасова есть большая жизненная сила и позитив человеческих отношений.
А сколько позитива в непростых невеселых жизненных историях   Марины Клименченко,  автора    с трудной судьбой. 

Вообще, позитив в литературе, в моём понимании, связан, прежде всего, с ненарушением норм морали и нравственности и с получением удовольствия во время чтения и ощущений оптимизма, радости, уверенности, силы духа, здоровья после.
В позитивных книгах всегда главенствует  троица   - Вера, Надежда, Любовь. Но про любовь впрочем - вопрос отдельный. С ней всё не очень просто.      
Конкретный признак позитивных книг  - это непобуждение у читателя чувств, связанных с шестью «бытовыми» грехами, определёнными христианской церковью (см. приложение).
Но тут главное не религиозный текст, а накопленная людьми за тысячелетия мудрость совместного проживания.
Из этих шести бытовых узловых пунктов осуждения, кроме омерзения, страха, сожалений, неуютности,  жалости, одинокости, безнадёжности, беспокойства, уныния, апатии  и пессимизма,  я бы хотел выделить чувства гнева – раздражения, обиды, агрессивность и ненависть. Минимум агрессии при тестировании кино и книг определил в своё время известный в девяностых экстрасенс Сергей Николаевич Лазарев – у Пушкина. Между прочим, по моему мнению, наиболее позитивна его сказка о царе Салтане.

А про ненависть  интересно высказывание Михаила Булгакова  (приведено в книге  писателя А.В.Воронцова), что неплохо бы написать такую книгу, где нет ненависти, как например, "Три мушкетёра".
Кстати, ненависть  Гёте определил  как активное чувство недовольства, а очень мрачное и пагубное свойство человека - зависть, часто переходящую в ненависть, – как пассивное.

Десять лет назад я решил составить  для собственного прочтения список позитивных книг и их авторов. И стал искать их в интернете.  Сейчас интереса ради заглянул опять.
По запросу «позитивные книги» - масса сообщений с довольно широким диапазоном времени, мнений, как и перечней книг.  К позитивным, а их можно назвать и оптимистическими,  относят даже весьма грустные, как «Попрыгунья», «Похороните меня за плинтусом»; и классику, как  «Жизнь Арсеньева», Бунина, которая невесёлая.

Из сравнения  интернетных публикаций  за десятилетие  виден устойчивый интерес к следующим книгам:
"Понедельник начинается в субботу";
«Трое в лодке, не считая собаки»;
рассказам О'Генри; 
«Швейку»;
произведениям Рэя Брэдбери, Пратчетта.
 
Заметно обилие публикаций и видеоматериалов, безусловно,   коммерческого характера, для продвижения на российском рынке зарубежной литературы.
Из новых предпочтений   – тоже в подавляющей массе - зарубежная литература. Из отечественных, из того, что заметил,  добавились "Про Федота-стрельца, удалого молодца" Леонида Филатова и «Манюня» Наринэ Абгарян. Но интерес к обсуждению иссяк.
Сейчас литераторы и вдумчивые критики вообще отмечают упадок в художественной литературе.
Светлый оптимизм практически не проглядывается.

По информации из библиотек среди позитивных писателей самая популярная, вне конкуренции,  Дина Рубина. (Хотя у ней не всё в шоколаде, много и печального.)  Пользуются спросом: рассказы Юдовского; как «лекарство от депрессии» - «Манюня»; рассказы О'Генри; «Сантехник, его кот, жена и другие подробности»  Славы Сэ, «Народный фронт» Слаповского, «Безбилетный пассажир» Данелии.
Но отзывы после прочтения по рекомендованным и выданным книгам  не однозначны, кому-то понравилось, а кому-то нет. Да и нет нужды их рейтинговать.

Читатели-писатели порталов Стихи.ру и Проза.ру  советуют по принципу «хорошая книга — подчас лучше любого доктора», читать:  Евгения Гришковца (все его произведения),   Ильфа и Петрова, Джека Лондона, Чехова, Стругацких, Бредбери, Лема, Экзюпери,  "Действующие лица и исполнители" Алексина, "Два капитана" Каверина и "Четвертую высоту" Ильиной для молодого поколения, поэтов Анатолия Жигулина и Андрея Рубцова.

А мне наиболее интересны книги, в которых положительные эмоции, возникающие при чтении, в значительной степени преобладают  над отрицательными. 
Такие книги я назвал книгами с высокой степенью позитива. Это же редкость – это же литературный десерт!

Вот по каким показателям  я  их оцениваю.
Социальная, культурная ценность.
Жизнестойкость и оптимизм.
Художественные украшения и ценности.
Мягкий юмор.
И главное – чтобы от их прочтения остались светлые, добрые чувства,   улыбки, восторг, вдохновение и тепло на душе, чтоб светились глаза.
Такие книги  и просто смешные, как и весёлые детские, очень полезны и лежачим старикам, и больным, и выздоравливающим. Они дают силы и продлевают жизнь.

Смею утверждать, что  на первых местах по позитиву,  - детская литература, книги о животных, о природе.
Несколько слов о народных сказках. По моей детской оценке самыми позитивными и интересными и потому привлекательными были чешские сказки. Эта книжка с бумажной зеленоватой обложкой не переиздавалась и её запросто сейчас не купишь и у антикваров. Очень лёгкие, но менее интересные, итальянские сказки.  А насколько же хороши «Солдатские сказки» Саши Чёрного!   
А вот в сказке А.Толстого про Буратино масса негатива, наверное, сказалось влияние классовой борьбы на приспособленческую натуру графа.
И русские народные волшебные сказки всё-таки жестоки и трагичны. И в прекрасной сказке Пушкина про Попа и Балду – проглядывается их суть.

Сам бы я из недавно изданных  в верхние позиции рейтинга книг  с высокой степенью позитива  поместил книгу Юрия Коваля "Суер Выер и много ещё чего". Хоть и имеющие невысокую художественную ценность, но с богатой выдумкой и отличным языком некоторые иронические детективы Натальи Александровой.
Добавил  бы из ставших классикой: прозу Саши Чёрного про фокса Микки, «Солдатские сказки» и его стихи.  «Трёх мушкетёров», "Рассказы о Петре Ниточкине", Конецкого.  Книги Марк Твена. Про Гаргантюа и Пантагрюэля Рабле.   Рассказы  Делерма «Первый глоток пива и прочие мелкие радости жизни».

Да и вообще к позитиву - ведь мы живы только благодаря ему! - надо относиться трепетно и искать его в жизни во всём,  и в наших друзьях-книгах, конечно, ведь с ними легче общаться и «дружить», чем с людьми, собирая с годами соответствующую каждому компанию.


 
Приложение

Пояснения к негативным проявлениям (грехам), из православных источников
Алчность. Сюда относят поступки, которые направлены на приумножение материального достатка, в ущерб духовному.
Зависть. Жажда чужого статуса, прямое нарушение предначертаний Господних.
Гнев. В этой группе находятся поступки, которые вместо любви, несут в себе разрушение.
Похоть. В эту категорию относят в себя действия, которые приводят к желанию излишнего удовольствия.
Чревоугодие. Нужда потреблять больше чем необходимо, так же относиться к прегрешению.
Уныние. Здесь находится избегание физической и духовной работы над собой.