Сущность коммунизма

Михаил Шамин 2
        Столько лет строили коммунизм и в одночасье всё рухнуло. Достижений было не мало, но и издержки при строительстве были, и по разным причинам: примитивное понимание коммунизма не шибко образованными вожаками и полуграмотными активистами, а так же активное противодействие забугорья и внутренней контры. Очень многим не нравилось построение общества, исключающего частнособственичество. И ещё очень торопились с коммунизмом (а это дело не одного поколения), до абсурда порой доходило. В общем, наломали дров, до сих пор потомки обиженных мстят и клеймят большевиков-коммунистов, заодно и передёргивают многое и злонамеренно извращают, пытаясь объяснить издержки советского периода якобы иллюзорностью и даже преступностью коммунистической  идеи.  В общем, строили свтлое будущее, а получился в результате военно-крепостнический социализм с мобилизационной экономикой. А что ещё могло получиться в подобной обстановке и в изначально аграрно-патриархальной стране?
   Жалкие попытки при Горбачёве наконец что-то в корне изменить окончились ничем. Так как не было у руководства ясного понимания текущего момента  и куда грести, одни благие намерения. А главное, элита приросшая к власти, ничего всерьёз менять не собиралась.
 
   Итак, что есть коммунизм теоретически?  Программа КПСС 86-го года отвечает на этот вопрос так.
                «   Коммунизм — бесклассовый общественный строй, в котором утвердится общественное самоуправление, строй с единой общенародной собственностью на средства производства, с полным социальным равенством всесторонне развитых членов общества. Материально-техническая база коммунизма предполагает создание таких производительных сил, которые открывают возможности полного удовлетворения разумных потребностей общества и личности, от чего все источники общественного богатства польются полным потоком, и осуществится великий принцип «От каждого — по способностям, каждому - по потребностям»».

   Формулировка ёмкая, и требует вдумываться в каждую  фразу. Однако заурядное сознание обычно схватывает что по привлекательней: «источники общественного богатства польются полным потоком... и каждому - по потребности», и этот соблазн стал главным в представлениях о коммунизме для большинства о коммунизме судящих.
                Теоретики не могли не понимать, что, чем больше человек имеет, тем больше хочет, хотя бы для того, чтобы соседа переплюнуть. А уж тут никаких «потоков» не хватит всех ублажить в их хотениях.  Поэтому чуть выше было сказано «удовлетворение разумных потребностей общества и личности», но это очень важное замечание обычно не замечают и не вспоминают.
                Опасное это дело «полные потоки» и необузданные потребности при отсутствии сознательности.  Потребности действительно должны быть разумными, и потому регулируемые, ограничиваемые, особенно материальные. Поэтому теория трактует следующее.                «Коммунизм это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников; труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью; способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа».
                И вот тут кроется самое слабое место в теории: труд первейшая потребность. С какой стати все будут  бесконечно сознательными тружениками, коли им «потоки» позволят иметь по потребности, особо не прилагая своих «возможностей»? Ведь когда основательно выросшие производительные силы накормят всех хлебом и позволят намазывать на него сколько хочешь масла, то не надо будет особо и напрягаться.  На что мы и напоролись на уровне партийной верхушки, на честном слове которой всё и держалось.    
    Как только в Союзе сошла со сцены старая партийная гвардия, закалённая революционными делами, так всё быстро и пошло на нет, т. к. партийная верхушка нового поколения сгнила на корню от своей несменяемости и восхваляемости, а, главное, от уверенного материального достатка по потребности.                А теперь разберёмся, насколько велик и реален сам принцип «От каждого — по способностям, каждому - по потребностям».
   Реален. Это принцип жития  дружной семьи с общей собственностью на средства, обеспечивающие существование семьи (ныне у большинства это жильё, зарплата, пенсия).
     Ячейка (большая ли малая), где подобные принципы действует (один для всех и все для одного, один за всех и все за одного), есть самая надёжная, самая животворная и непобедимая.  Для функционирования такой ячейки не обязательно изобилие благ, она выживает, даже надёжней, при «потоке» лишь достаточном для воспроизводства. Это и есть коммунистическая ячейка, это и есть самая естественная и необходимая форма бытия, не только семьи, но и любых коллективов, особенно когда нужда прижмёт. Естественная потому, что ещё первобытные так жили.               
     Семья, как устойчивая ячейка, возникла с появлением частной собственности на орудия труда, скотину, землю, жилище и необходимости передавать это по наследству. Эта  совместная собственность и совместный труд были для семьи условием  существования. Чем дружней семья, тем надёжней выживание.
   Но обычно, при малейшей возможности если достаток позволяет и нет угроз, кому-то из членов семьи (чаще взрослеющим детям) хочется быть относительно независимым, и в семьях начинают разбухать межличностные противоречия. Семьи они же как и клетки растут, делятся, и это естественно. Но к коммунистическим отношениям в семье всё же надо стремиться. Это идеал.                Древняя китайская мудрость гласит: государство это большая семья (семья семей), семья же это маленькое государство.  Ещё древние понимали принцип построения устойчивой общественной системы.   
 Но в условиях господства частной собственности на крупные производства,
 земли, недра, банки порождается эксплуатация и неудержимое стремление собственников  к наживе любой ценой. В таких условиях "семья семей" плохо реализуема, особенно если ещё  некоторые структуры в состоянии существовать более-менее экономически независимо и при этом быть защищёнными собственной охраной. Тут уже каждый за себя и по себе.   
      Страх и голод сплачивает, изобилие и отсутствие угроз порождают эгоизм, обособленность. Это и присуще нынешнему обществу потребления.                Коммунизм не иллюзия, он практически имеет место в той семье, том коллективе, где действует правило, от каждого по способности, каждому по потребности, и когда, что важно, члены семьи при этом не претендуют на потребности сверх средств, которыми обладает ячейка, то есть, приучены жить по средствам. Здесь каждый дееспособный вносит посильный вклад в общий котёл, и всё это делится пропорционально потребностям, как добытчиков, так и недееспособных (дети, больные, старики).  На полное удовлетворение потребностей, или даже достойное по существующим в обществе на то время меркам, средств у ячейки может и не хватать, поэтому имеющиеся средства распределяются по принципу кому нужней. Посему ячейка может быть коммунистической, даже если нищая. А то вбили себе в голову, что коммунизм возможен лишь в условиях изобилия.
    Пора бы понимать, что изобилие понятие относительное. У нас сейчас спичек, соли, карандашей, бумаги изобилие, а когда-то это был страшный дефицит. Но жили, и дружно. А в Европах сейчас есть изобилие того, чего у нас не густо, они даже миллионы дармоедов, т. н. беженцев, содержат не очень напрягаясь. И что, у них коммунизм? Кто-то считает да. А много ли там, где каждый за себя и для себя, счастливых, уверенных в завтрашнем дне, чувствующих плечо ближнего, необходимость кому-то?  Не очень. Семьи у них, конечно есть, но не дружные. Что же это тогда за коммунизм, где сыты, а счастья всё равно нет?
   Счастье оно не в деньгах, не в сытости. А вот в коммунистической ячейке, хоть и небогатой, счастье  есть, потому что нужны друг другу, друг за друга горой,  и от того уверены в завтрашнем дне – всегда есть кому помочь тебе и выручить.

    Как выяснили, изобилие для реализации принципа коммунистического сосуществования не обязательно. Важнее иметь  благородную цель, которая сплачивает, и  для реализации которой члены ячейки (или всего общества) готовы отдать всего себя.   Изобилие цель не благородная. Его достаточно столько, чтобы удовлетворить т. н.  разумные потребности.  (Какой-то общественный орган  для регулирования этого вопроса обязательно нужен).
    Благородной целью может быть, например,  поддержание и укрепление жизни на Земле, сохранение природы, обеспечение здоровья, образованности, творческой активности населения - качества жизни в общем. С такой работой способно справиться коммунистическое общество (семья семей), но не современное эгоистическое и разобщённое, постоянно враждующее.                Откуда столько неиссякаемой сознательности набраться, чтобы жить по коммунистически?  С фундаментального решения этого вопроса и надо было бы начинать монтировать коммунистические отношения, а не с погони за изобилием, ростом ВВП, обеспечением некого достойного уровня жизни населения.
А каким образом и кто этот "достойный" уровень должен измерять и регулировать? Вопрос конечно  интересный. Подумайте. А пока вспомним следующее.

    Коммунистическая идеология, в отличие от христианской, не приемлет частную собственность на крупные производства, земли и недра.  И первохристиане исповедовали общественную собственность. Но с тех пор, как христианство в Риме сделали государственной религией, частная собственность в христианстве стала священной. Кто из верующих это знает?  Кто из них понимает, что вопрос собственности на средства производства и землю краеугольный при организации общества на справедливых началах? Одними призывами поделись и возлюби ближнего справедливости не достичь, история свидетель. При частной собственности на средства существования, способных прокормить многих, а находящихся в распоряжении одного или немногих, справедливости в обществе не было и не будет, опять же история свидетель.
   Крещёный до революции народ, привыкший веровать, в основном принял безболезненно новую, коммунистическую, веру.   
   В 92-ом, когда нас в одночасье лишили всяких высоких целей призывом "богатейте", многие потянулись к "первоисточникам", к религиям, то есть – не могут люди жить без высокой идеи, идеала, маяка, вожака, веры во что-то.  Религии, они ж как-то поддерживают в беспросветности сирых. А тем временем беспринципные и нахрапистые, ни во что не верящие кроме денег, забогатели. И вот теперь имеем то, что одни имеют в три горла, другие с хлеба на квас, иконы в красном углу, а экономика страны на кривых ножках еле держится. Но, чтобы гасить сомнения и недовольство, постоянно оплёвывается советское прошлое с его коммунистическими надеждами.

   Осталось подвести черту. Коммунизм в теории кроме "от каждого по возможности и каждому по потребности", полагает обязательное наличие у человека неиссякаемой сознательности и прямо инстинктивной потребности в труде. Этого, к сожалению, в природе человеческой нет, это надо воспитывать в каждом новорождённом.
   Теория коммунизма считает также обязательным общественную собственность на средства производства и при этом очень эффективную экономику. Эффективная экономика вполне реальны при наличии сознательности и трудолюбия, но чем больше эти достижения, то сознательность и трудолюбие иссякают. Это особенно касается подрастающего поколения. Теория не учла природу человека, её противоречивость - коллективист и эгоист одновременно. Теория так же не предполагает, что могут возникнуть проблемы при достижении изобилия, утрата братства, например. А возможно ли вообще братство при изобилии и отсутствии угроз потери благополучия? Сомнительно.
   В общем, теоретический коммунизм он только на бумаге, а коммунистические отношения всё же бывают реально. Но коммунистические отношения могут быть только локально и ограниченно по времени,  они возникают, когда обстоятельства требуют - надо выжить. То есть, в больших масштабах, как основа общественно-экономического устройства государства, коммунистическая стопроцентность не достижима. Хотя бы потому, что приходят новые поколения - и всё сначала.    Но ничего страшного.
   Главное к этому стремиться. Это полезней, чем гоняться за богатством.
 

Рецензия на «Сущность коммунизма» (Михаил Шамин 2)

Восхищен, какой Вы умница, так просто и доходчиво, разъяснить суть коммунизма, не каждому дано.

Спасибо, что Вы есть! Здоровья Вам и благополучия на долгие годы!

Идеалы не достижимы, но к ним надо стремиться.Этому пример сама жизнь.

Владимир Галин   18.02.2020 11:12   •   Заявить о нарушении / Удалить

+ добавить замечания

 Владимир, ваши слова бальзам для меня.

Михаил Шамин 2   18.02.2020 14:38   Заявить о нарушении / Удалить

У вас светлая душа и чистая совесть. Как хорошо, что есть такие люди, как Вы!

Бог тебя храни!

Владимир Галин   18.02.2020 16:06   Заявить о нарушении / Удалить