Католики - тоже Церковь?

Иван Валерьев
Некоторые современные богословы пытаются сблизить Православную Христову Церковь с еретической - католической, таким образом, наверное, надеясь, что те с радостью к ним примкнут, если православные пойдут первые навстречу. Но, так ли это? Если посмотрим в учебники церковной истории, то увидим, что вот уже тысячу лет существует раскол и католики вовсе не надеются присоединиться к православным, а наоборот - пытаются обратить тех в свою веру. Это исторический факт и его невозможно оспорить. Если современные богословы стремятся как можно мягче говорить о католиках и даже называют их церковью, то святые отцы без всякой лести говорят о них правду. Посмотрим же на мнение святых, которые единодушны в своем взгляде на ересь католицизма.

Для начала, возьмем авторитетные Соборные определения Церкви о ереси католицизма.

Собор 879, в Константинополе осудил еретическое заблуждение – вставку филиокве в Символ веры .

Собор 1450 г. в Константинополе (последней собор в храме Святой Софии) осудил соединение, принятое на Ферраро-Флорентийском соборе и еретические учения латинян.

Собор 1722 г.в Константинополе: «избегайте лжи... удаляйтесь от нововведений и новшеств латинян, которые не оставили ни одного догмата и таинства Церкви, которое бы не разорили бы или не исказили».

Собор 1838 г. в Константинополе: «Чтобы сохранить истинных чад Восточной Церкви от богохульств папизма... от бездны ересей и душетленных падений папского заблуждения... да знайте насколько мы православные отличны от католиков, дан впасть в заблуждение из-за другого по причине софизмов и нововведений этих душерастленных еретиков... их напрасно измышленных и сатанинских ересей».

Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным христианам (1848 г.): «Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь... ныне вновь возвещает соборне, что сие нововводное мнение, будто Дух Святой исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь и последователи его, кто бы они ни были, еретики; составляющиеся из них общества суть общества еретические и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад Соборной Церкви – беззаконие».

«Из ересей, распространившихся, какими Бог, весть судьбами, в большей части вселенной, был некогда арианизм, а теперь – папизм. Но и сей последний (подобно первому, который уже совершенно исчез), хотя до ныне еще в силе, не превозможет до конца, а прейдет и низложится и велий глас небесный возгласит о нем: низложен (Апок.;12:10)!»

«Новоявившееся учение, будто «Дух Святый исходит от Отца и Сына», измышлено вопреки ясному и нарочитому о сем предмете изречению Господа нашего: иже от Отца исходит (Ин.;15:26), и вопреки исповеданию всей Соборной Церкви, засвидетельствованному седьмью вселенскими Соборами в словах иже от Отца исходящаго (Символ Веры).

Оно нарушает хотя единичное (enekin) от одного начала, но иновидное (eteroedi) происхождение Божеских Лиц блаженной Троицы, подтверждаемое свидетельством Евангелия;

Приписывает равносильным и споклоняемым Лицам (Божества) разнородные и неравные отношения, сливает их или смешивает...

С грубою и неслыханною дерзостию коснулось самого Символа и изменило сей всеобщий залог Христианства...

Едва только успело явитися в западных Церквах, как или само породило гнуснейшие исчадия, или ввело с собою мало по малу другие новизны – большею частию противоречащие ясно изображенным в Евангелии заповедям Спасителя нашего, тщательно соблюдавшимися, до его появления, и в тех Церквах, где оно введено, как то: кропление вместо погружения, отнятие у мирян Божественной Чаши и причащение только под одним видом хлеба, употребление облаток и опресноков вместо хлеба квасного, исключение из Литургии благословения, т. е. Божественного призывания Всесвятаго и Всесовершающего Духа, – также нарушающие древние Апостольские обряды соборной Церкви, как то: устранение крещаемых младенцев от Миропомазания и принятия пречистых Таин, брачных – от Священства, признание папы за лице непогрешимое и за местоблюстителя Христова и проч. Таким образом низвратило весь древний Апостольский чин совершения почти всех таинств и всех церковных учреждений, – чин, который содержала древняя, святая и православная Церковь римская, бывшая тогда честнейшим членом святой, соборной и Апостольской Церкви...

Таковое учение носит в самом существе своем и свойствах все признаки учения неправославного; а всякое неправое учение, касающееся догмата соборной Церкви о блаженной Троице, о происхождении Божеских Лиц, равно как и об исхождении Святого Духа, есть и именуется ересью, а умствующее так – еретиками, по определению святейшего Дамаса, папы римского (который говорит так):"кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом неправо, тот еретик»...

Посему единая, святая, соборная и Апостольская Церковь следуя святым Отцам восточным и западным, как древле при Отцах наших возвещала, так и ныне вновь возвещает соборне, что сие нововведенное мнение, будто Дух Святый исходит от Отца и Сына, есть сущая ересь, и последователи его, кто бы они ни были, еретики, по упомянутому соборному определению святейшего папы Дамаса; составляющиеся из них общества, суть общества еретические, и всякое духовное богослужебное общение с ними православных чад соборной Церкви – беззаконно, по силе особенно седьмого правила третьего вселенского Собора».

Подписано четырьмя Восточными Патриархами – Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским и членами их Синодов.

(Догматические послания православных иерархов XVII–XIX веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1995. С 206–207)

Собор 1895 года в Константинополе: «...имеются существенные различия, которые относятся к богопреданным догматам нашей веры и к богоустановленному каноническому устройству управления Церквами... Папская Церковь... не только отвергает возвращение к канонам и определениям Вселенских Соборов, но в конце 19 столетия увеличивая существующую пропасть... она провозгласила официально и непогрешимость... Сегодня Римская Церковь является церковью нововведений, искажения творений Отцов, перетолковывания Священного Писания и определений Вселенских Соборов. Поэтому разумно и справедливо отлучена и отлучается, поскольку пребывает в своём заблуждении».

Профессор-богослов Пан. Симатис сообщает, что кроме Вселенских соборов было много других поместных соборов нашей Православной Церкви после Схизмы 1054 г., которые осудили еретические учения Папизма (1089, 1233, 1273, 1274, 1282, 1285, 1341, 1351, 1441, 1443, 1484, 1642, 1672, 1722, 1727, 1755, 1838, 1848, 1895).



Святые отцы о католицизме


Святитель Марк Ефесский (†1457): «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними». «Латиняне не только раскольники, но и еретики. Наша Церковь молчала об этом потому, что их племя гораздо больше и сильнее нашего».

«Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого — величайшая из всех опасностей, то ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».

«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу — Христа».

(Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М. 1994. С. 333, 355)

 

* * *

Святитель Григорий Палама († ок.1360): «Мы не примем вас в общение до тех пор, пока вы будете говорить, что Дух Святой исходит и от Сына».

(Творения святителя Григория Паламы. Т. 1. Фессалоники, 1962. С. 26)

 

* * *


Преподобный Феодосий Печерский (†1074): «Множеством ересей своих они (латиняне) всю землю обесчестили... Нет жизни вечной живущим в вере латинской».

 

* * *

Преподобный Максим Грек († 1556): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую...».

(Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993. С. 7)

 
* * *

Преподобный Паисий (Величковский, †1794) пишет о латинстве, что оно откололось от Церкви и «пало... в бездну ересей и заблуждений... и лежит в них без всякой надежды восстания» И ниже: латиняне – «не суть христиане».

 
(Сочинения о знамении Честнаго и Животворящаго Креста. Рк. БАН 13.1.24, гл. 11, л. 39; л. 88 об.)

 

* * *

Святитель Игнатий (Брянчанинов, †1867): «Папизм – так называется ересь, объявшая Запад, от которой произошли, как от древа ветви, различные протестантские учения. Папизм присваивает папе свойства Христа и тем отвергает Христа. Некоторые западные писатели почти явно произнесли это отречение, сказав, что гораздо менее грех – отречение от Христа, нежели грех отречения от папы. Папа есть идол папистов; он – божество их. По причине этого ужасного заблуждения благодать Божия отступила от папистов; они преданы самим себе и сатане – изобретателю и отцу всех ересей, в числе прочих и папизма. В этом состоянии омрачения они исказили некоторые догматы и таинства, а Божественную Литургию лишили ее существенного значения, выкинув из нее призывание Святаго Духа и благословение предложенных хлеба и вина, при котором они пресуществляются в Тело и Кровь Христовы... Никакая ересь не выражает так открыто и нагло непомерной гордости своей, жестокого презрения к человекам и ненависти к ним».

(О ереси и расколе. «Православное чтение». 1992. № 5–6. С. 5)

 
«Не играйте вашим спасением, не играйте! Иначе будете вечно плакать. Займитесь чтением Нового Завета и Святых Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая церковь выдает за святых!); изучите в Святых Отцах Православной Церкви, как правильно понимать Писание, какое жительство, какие мысли и чувствования приличествуют христианину».

(Сочинения... Т. 4. СПб. 1886. С. 476)

 
* * *

Святитель Феофан Затворник (†1894): «Была одна Церковь на земле с единою верою. Но пришло искушение,– папа с своими увлекся своемудрием и отпал от единой Церкви и веры».

(Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. М. 1892. С. 45)


«Церквами христианскими, как тебе, конечно, известно, именуются, кроме Православной нашей Церкви, церковь латинская и многие христианские общества протестантские. Но ни латинской церкви, ни тем паче протестантских общин не следует признавать истинными Христовыми Церквами – потому что они несообразны с Апостольским Церкви Божией устроением.

Латинская церковь есть апостольского происхождения, но отступила от апостольских преданий и повредилась. Главный ее грех – страсть ковать новые догматы... Латиняне повредили и испортили Святую Веру, Святыми Апостолами преданную...»

 
(Письма... С. 230–232)

 
«Верить, что Дух Святый исходит от Бога Отца, есть догмат обязательный, а верить по-латински, что Он исходит и от Сына, есть уклонение от Церкви, ересь».

(Письма о христианской жизни. М., 1908. С. 37).

* * *

Преподобный Амвросий Оптинский (†1891): «Православная Восточная Церковь от времен Апостольских и доселе соблюдает неизменными и неповрежденными от нововведений как учение Евангельское и Апостольское, так и предание Святых Отцов и постановления Вселенских соборов... Римская же церковь давно уклонилась в ересь и нововведение...» И далее: «Римская церковь... так как не хранит свято Соборных и Апостольских постановлений, а уклонилась в нововведения и неправые мудрования, то совсем не принадлежит к Единой, Святой и Апостольской Церкви».
 

(Собрание писем блаженныя памяти Оптинскаго старца иеросхимонаха Амвросия к мирским особам. Ч. 1. Сергиев Посад, 1913. С. 231, 232, 235)

«Истина свидетельствует, что Римская церковь отпала от Православия».

(Собрание писем... С. 234)

* * *

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (†1908): «Кто бы не желал соединиться из православных с католиками или лютеранами и быть с ними одно – во Христе, одною Церковию, одним обществом верующих! Но кто из членов этих глаголемых церквей, особенно предстоятелей, именующихся папами, патриархами, митрополитами, архиепископами и епископами или же ксендзами, патерами, – согласится отречься от своих заблуждений? Никто. А мы согласиться с их еретическим учением не можем без вреда своему душевному спасению... Разве можно соединить несоединимое – ложь с истиною?»

(Живой колос с духовной нивы. Из дневника за 1907–1908 гг. М. 1992. С. 31)


«Верны слова Спасителя нашего Иисуса Христа: кто не со Мною, тот против Меня (Мф. 12, 30). Католики, лютеране и реформаты отпали от Церкви Христовой... они явно идут против Христа и Его Церкви... не уважают постов, превращают догматы веры спасительные. Они не с нами, против нас и против Христа».

(Живой колос с духовной нивы. С. 32–33)


«Натворили папы в своей папской церкви разных фокусов, разных ложных догматов, ведущих к фальши и в вере, и в жизни. Это вполне еретическая церковь».

(Живой колос с духовной нивы. С. 35)
 

«Если бы римский папа был совершенно единомыслен и единодушен, единоучителен с Господом, он мог бы, хотя не в собственном смысле, называться главою Церкви, но как разномыслен и противоучителен Христу, то он еретик и не может называться главою Церкви и учить Церковь: ибо она есть столп и утверждение истины (1 Тим. 3, 15), а папа и паписты – трость, ветром колеблемая, и совершенно извратили истину Христову и в учении, и в богослужении (опресноки и без проскомидии), и в управлении, поработив своей ереси все католичество и сделавши его неисправимым, ибо папа, при всех своих ересях, признан непогрешимым от католической церкви и, значит, неисправимым, противомыслящим».

(Живой колос с духовной нивы. С. 36–37)


«Папство в своем развитии есть поругание над истиною и правдою Божиею, истиною Священного Писания, вдохновенного Духом Святым, над истиною словес Спасителя. Он ясно учил, что Дух Святый исходит от Отца, и нигде не говорил, что Он исходит и от Сына: а папы, вопреки этому учению, этой истине, приняли ложь, что Дух Святый исходит и от Сына и возвели это учение в догмат общего верования и исповедования римских католиков, и как в этом учении, так и во многих других учениях, противных Евангелию, назвали себя непогрешимыми; а мы называем их до невероятности гордыми и нераскаянными грешниками, не желающими осознавать своих явных и нелепых погрешностей, например: что Римский епископ есть глава Церкви, между тем как в Писании везде Главой Церкви как Тела Своего называется Сам Господь Иисус Христос и т. д. Таким образом папство впало в хулу на Духа Святаго, допустив и утвердив явную ложь, изрыгая хулу на Христово учение, как на вещание непреложное Духа Святаго, принимая нелепые учения за истину Божию и понося через то Духа Истины».

(Правда о Боге, мире и человеке. Гл. 18)


Позиция священномученика Иллариона Троицкого:

"Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия".


Преподобный Иустин Попович о католичестве (XX век)

"Совершенно несомненно, что с помощью догмата о непогрешимости папы римо-католичество стало панересью. И хваленый 2 ватиканский собор не изменил этой чудовищной ереси, а скорее её укрепил. По этой причине, если мы православные и желаем остаться таковыми, то нам приличествует придерживаться позиции святых Саввы, Марка Эфесского, Космы Италийского, Иоанна Кронштадтского и других святых иповедников и мучеников и новомучеников Православной Церкви в отношении римо-католоков и протестантов, из коих никто не является православным в двух основных христианских догматах – о Святой Троице и Церкви".


Святитель Серафим Соболев о католичестве (XX век):

"Наша Церковь никогда не считала еретиков входящими в ее состав, в состав самого Тела Христова. Да и как возможно данную экуменическую точку зрения считать православною, когда Вселенские соборы всегда предавали еретиков анафеме, т. е. отлучению от Церкви?"

В заключение, мне бы хотелось привести проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина) касательно католиков (есть в интернете).


"Лжеучители и льстецы, яко волки хищные, уловляют лестью и обманом, являясь в овечьей шкуре, и принося учения, льстящие слуху, но противные духу истины. Лжеучителям теперь предоставляются всяческие привилегии и пособия в деле распространения их ересей. На Руси, не знающей иной веры, кроме Православия, явились теперь новоявленные просветители-католики, и им предоставляются высокие трибуны, они вещают по телевизору, и радио, они не знают стеснения материального. И они стараются в замученной атеизмом русской земле показать себя истинными проповедниками Христова учения и истинными ревнителями славы Божией.

Зададим каждый сам себе вопрос: «Но так ли это?». «По плодам их узнаете их» - говорит Писание (Мф. 7, 16). А плоды - это есть дела жизни. Ложные учения не могут привести человека к истинно добродетельной жизни. И вот мы видим, как именующие себя христианами поднимаются на святыни православных, как они вооруженной рукой отбирают православные храмы и ценой мзды неверной покупают себе сообщников, тех, для коих нет ничего святого, и кто вообще не верит ни во что, кроме денег.

И если мы с вами заглянем вглубь истории, посмотрим на деяния новоявленных спасителей России - Римскую католическую церковь, то увидим, что она появлялась на горизонте у нас всякий раз, когда начинались смутные времена. Будьте рассудительны и обращайте свое внимание в корень вещей. Когда она появлялась? Цель же их была всегда одна - подчинить Русь господству Рима.

Еще свежа память об унии в XVII веке на Руси, а вот уже опять времена новой унии в XX веке. Опять Русь Православная на западе захлебывается горем, а римские миссионеры ласково проповедуют в Сибири, и на землю, искони Православную, готовится вступить римский папа с визитом. Чего да не будет.

Что привезут они с собой, с чем придут на нашу землю? В XVII веке меч, вложенный Римом в руку лжецаревича Димитрия, прошел по Руси, низложил царя, требуя предать Россию на волю польского короля, а тайные инструкции Рима повелевали, чтобы осторожно, но неуклонно вести дело к подчинению Русской Церкви римскому папе, то есть к унии, сохранились они и доныне.

В тот страшный момент Россию спас ее Патриарх. Он не только не подписал грамоты о капитуляции, но по всей Руси разослал грамоты свои, открывавшие россиянам суть происходящих событий и поднимая, и вдохновляя на борьбу русское оружие. Патриарх же Ермоген принял мученическую смерть и был причислен к лику святых.

И как бы делал вывод из истории России того периода, следующий Патриарх русский Филарет, который говорил, я все вам привожу подлинные слова этих лиц: «Латиняне-папежники - суть сквернейшие и злейшие из всех еретиков, ибо они приняли в свой закон проклятые ереси всех древних эллинских, агарянских, еретических вер, и подпадают под ту часть 95-го правила, в которой говорится о еретиках». Это, обратите внимание, это слова не простого человека, из первого, это священномученика Патриарха Ермогена, а второго Патриарха Филарета.

XVII век и XX - времена другие, а деяния одни. И деяния открывают и приводят в свидетели всякую католическую неправду, совершаемую ими с фанатической ненавистью, в которой католики-униаты истребляют православные храмы, православных людей, подвергая их поношениям и ужасным ругательствам - вплоть до насильственной смерти. Это ведь неоспоримые факты нашего времени.

Други наши, а ведь до 1054 года не было разделения в Церкви Христовой, но была Единая Вселенская Православная Соборная и Апостольская Церковь, состоящая из пяти поместных Церквей, в числе которых была и Римская Церковь. И было «Одно тело и один дух... один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех...» (Еф. 4, 4-6). Так пишет апостол Павел христианам Ефесской Церкви. Но что случилось? Кто вышел и кто остался? Кто прав и кто виноват?

Уклонение от истины в Западной церкви появилось еще в VII столетии, когда появилось неправое мудрование о том, что Дух Святой исходит не от Отца, а от Сына. И это мудрование - вопреки слову Самого Христа, когда Он сказал Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины...» (Ин. 14, 16) - породив грех, возросло в ересь. И в назидание себе давайте проследим, как разрушительно действует грех, родившийся однажды.

Вначале против нового умствования восстали некоторые епископы Римской Церкви, называя оное еретическим. «Кто об Отце и Сыне мыслит право, а о Духе Святом не право, тот еретик» - так определил это мудрование папа римский Дамас в своем окружном послании.

Но страсти человеческие разъедали души последующих преемников, и мирские выгоды, а наипаче гордость, явились источником упорства, приведшие к восстанию на решения Собора святых отцов. Никакие убеждения Вселенской Соборной Православной Апостольской Церкви, частной Римской Церкови, не действовали, постановления Вселенских Соборов, на которых богоносные мужи составили Божественный Символ Православной веры, были попраны. Дух злобы и лжи возобладал.

Святитель Василий Великий, обличая епископов Римской церкви, писал: «Истины они не знают и знать не желают, с теми, кто возвещает им истину, они спорят, а сами утверждают ересь». По заповеди апостола Павла: «Еретика по первом и втором наказании отрицайся, ведый, яко развратися таковый, и согрешает, и есть самоосужден»(Тит. 3, 10-11).

И ересью своею отпала Римская церковь от единой Вселенской Церкви. Отвергнув православный догмат об исхождении Святого Духа от Отца, отвергли они тем и деяния семи Вселенских Соборов, отвергли слова Самого Господа. И, закоснев в ереси, они порождали за злом еще большее зло. Они отняли у мирян Божественную Чашу, причащая их только под видом хлеба, вместо квасного хлеба употребляя на литургии опресноки, ни во что вменяя слова апостола Павла: «Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1 Кор. 11, 26), пишет он христианам Коринфской Церкви.

Они исключили из Божественной литургии призывание Всесвятого, Животворящего, Всесовершающего Духа, Того Духа, Которого Господь послал Своим ученикам и Который есть Дух Жизни. «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину...» (Ин. 16, 13). И Римская церковь, отвергнув Духа Божия, приняла духа лестча. Многое и другое изобрело человеческое мудрование, водимое духом тьмы.

Восстав однажды на Святого Духа, они последовательно восстали и на Главу Церкви - Христа, обещавшего всем верным чадам Своей Церкви:«...Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века...» (Мф. 28, 20). Католики ставят, ради мирского преобладания над братьями, своего папу наместником Бога на земле, объявив его непогрешимым, забыв, что нет человека, «иже жив будет и не согрешит».

И упразднился из католической церкви Христос, Тот, Кто воинствует с началами, властями, миродержателями тьмы века сего, с духами злобы поднебесными. И обнажились, отпавшие от силы Божией, и остались без Главы - Христа. А велиар воюет с ними всею силою своего коварства и всех держит в своей прелести, и погибели. Католики выдумали нового главу церкви, унизив единого истинного Главу Церкви - Христа. И Церкви нет у них, ибо союз с Главою прерван. Римские епископы как начали гордостью - гордостью и оканчивают.

Вот куда поведут католики своих последователей - надо забыть Христа и истину Его учения, забыть святых отцов, подвизавшихся за веру: отцов древних - святителя Николая, святителя Спиридона, святителя Патриарха Ермогена священномученика, и сонмы других отцов святых нашего времени - святого праведного Иоанна Кронштадтского, Святейшего Патриарха, и исповедника Тихона, забыть Святую Православную Церковь, от времен Христа живущую Им, выживающую Им, и по обетованию Его имеющую быть до скончания века. Да не будет этого с нами!

Будем же помнить и приводить всегда на память потрясающие слова святого праведного Иоанна Кронштадтского чудотворца, обращенные к нам, внимательно прослушайте, и запомните их внутренний глубокий смысл: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учениям святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению в вере, к нерадению об исполнении правил и установок веры, к охлаждению христиан друг ко другу». Это подлинные слова праведного Иоанна Кронштадтского.

«...Симоне, Симоне, се сатана просит вас, да бы сеял яко пшеницу»(Лк. 22, 31). Это он, сатана и сделал, и делает, то есть, породил расколы, и ереси.

Строго держись единой, истинной веры и Церкви: «...едина вера, едино крещение: един Бог и Отец всех» (Еф. 4, 5-6). А для этого борись со всяким злом, немедленно гаси его, воюй с ним данным тебе от Бога оружием святой веры, Божественной мудрости и правды, молитвою, благочестием, крестом, мужеством, преданностью, и верностью. Будем все всегда помнить и сознательно исповедовать Символ святой Православной веры, будем в Боге, и с Богом.

Мы с вами, дорогие мои - чада Святой Православной Церкви не по праву нашему, но по любви Божией к нам. И любовь эта безгранична, она не зависит от времени, но всегда имеет силу. И любовь эта сохранит нас во все дни до скончания века.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас! Аминь".

Стенограмма фрагмента проповеди на праздник святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца 22 мая 1991 года.

Старец архимандрит Иоанн Крестьянкин о ереси католицизма.

Аудиодиск: «Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Воспоминания, 37 проповедей». Издательство «Русский паломник», 2007 год.




Список литературы


Прп. Паисий Величковский. "Ко всечестному иерею отцу Иоанну, о унии краткое послание".

Прп. Паисий Величковский.  Премалое сочинение о Знамении Честного и Животворящего Креста.

Прп. Амвросий Оптинский. "Ответ благосклонным к латинской церкви".

Свт. Игнатий Брянчанинов. "Понятие о ереси  и расколе".

Свт. Феофан  Затворник. "Письма о христианской жизни".

Священномученик Илларион Троицкий. "Христианства нет без церкви".

Прп. Иустин Попович. "О православии и экуменизме".

Полемика с католицизмом – священномученик Горазд (Павлик)

Спасение и вера по учению католическому и протестантскому – I. Правовое жизнепонимание в католичестве и протестантстве – мученик Михаил Александрович Новоселов

Ереcь Filioque – митрополит Иерофей (Влахос)

Без Христа спасенья нет – священник Георгий Максимов