Возвращение из небытия

Андрей Емельянов 4
      Нередко судьба солдата Великой Отечественной войны скрывалась за зловещей формулировкой «пропал без вести», а каждый возвращенный из небытия советский воин, найденный на полях сражений, обретал свое доброе имя и становился частью истории. Они все одинаковы достойны, чтобы об их ратном подвиге помнили потомки.
Один из них, Григорий Николаевич Митюхин – уроженец деревни Ерма Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Пителинского района  Рязанской области) – появился на свет в далеком 1898 году. С ранних лет Гриша познал все тяготы крестьянской жизни, был незаменимым помощником в семье.
      В 1916 году, будучи мобилизованным на военную службу,  он был зачислен в 1-й Запасной мортирный артиллерийский дивизион, который дислоцировался в г.Серпухове. Здесь Григорий Николаевич прошел военную подготовку и получил специальность наводчика артиллерийского орудия. После этого его отправили на фронт, где Г.Митюхин  в Первую мировую понюхал пороху.
      В Гражданскую войну Григорий воевал 4 года в рядах Красной Армии и также служил наводчиком артиллерийского орудия, имел ранение.
      После войны он женился, заимел семью, Митюхины обзавелись большим хозяйством и по тем временам зажили крепкой жизнью. Вскоре, в 1932 году, пришла нежданная  беда – в Рязанской области началось раскулачивание. Но нашлись добрые  люди, которые сообщили Григорию о грядущих массовых преследованиях по признаку имущественного положения крестьян в деревне, где проживала его семья. В то время  раскулаченные семьи признавали врагами народа и зачастую высылали в Сибирь, а в некоторых случаях расстреливали. Опасаясь за жизнь близких, Григорий Николаевич вынужден был покинуть отчий дом и искать более безопасное место для проживания. Уже на следующий день Григорий с окской пристани "Починки" сел на теплоход, который отплыл в нижегородском направлении.
      Прибыв в поселок Копосово, он устроился кузнецом на Сормовский завод. Чуть позднее Григорий воссоединился со своими родными, и они окончательно обосновались в поселке Лукино в 1936 году. Здесь им выделили землю для постройки жилья, фактически Митюхиным пришлось начать новую жизнь с нуля. Работая до изнеможения, Григорий со своей женой Степанидой вновь обзавелись своим хозяйством, скотиной и т.д. Глава семьи со старшими сыновьями построил временный дом, потихоньку жизнь в семье стала налаживаться. Позднее Григорий собирался возвести более добротное жилье, но его планам помешала начавшаяся в июне 1941 года Великая Отечественная война. Вот так спусти четверть века, ему пришлось вновь столкнуться с немцем. В сентябре 1941 года Григорию Митюхину пришла повестка из военкомата с призывом защищать Родину.
      Его путь лежал в г.Тулу, где была сформирована 330-я стрелковая дивизия. Местом службы Митюхина стал 1109-й стрелковый полк, входивший в это воинское соединение. Его костяк составили туляки, многие из них в прошлом были участниками Гражданской войны. Его знания и умения в артиллерийском деле не были востребованы в полку, и Григория Митюхина определили рядовым пехотинцем.
      Фашисты, пытаясь захватить Москву с юга, были остановлены нашими войсками в ходе тульской оборонительной операции, в итоге была ликвидирована угроза окружения столицы. Созданные необходимые условия благоприятствовали началу общего контрнаступлению под Москвой на этом направлении войск Западного фронта. Туда была включена 10 резервная армия, созданная для защиты столицы, в составе которой Г.Митюхину довелось участвовать в сражениях.
      Свое боевое крещение на этой войне Григорий Николаевич принял на родной рязанской земле под г.Михайловым 6 декабря, здесь его полк преследовал отходящие немецкие войска. Так в результате московской   победоносной   наступательной операции его стрелковый полк совместно с другими частями 330 дивизии освободил многие тульские города и селения, но самые ожесточенные и кровопролитные бои развернулись за г.Белев.
      Этот древний город – ровесник Москвы, расположенный на возвышенном берегу реки Оки, славился своими старинными монастырями. Один из них – Спасо-Преображенский – был особо почитаем русскими царями, которые жертвовали для него немалые суммы, что говорило о значимости этого святого места. Фашисты превратили    монастыри, площади, улицы города и ближние деревни в неприступную цитадель. Все это было напичкано орудиями, минометами и простреливалось со всех сторон. Ценой больших потерь нашим воинам 10 армии удалось взломать крепкую оборону противника и освободить Белев и его окрестные деревни от фашистских оккупантов. Закончив свою освободительную миссию в Тульской области, Григорий со своим полком ступил на калужскую землю.
      Перед воинами 1109-го стрелкового полка была поставлена новая задача – овладеть районным центром г.Кировом, после чего перейти к обороне. У этого воинского соединения, измотанного после тяжелых боев, не хватало людских ресурсов для дальнейшего наступления. Но несмотря на это, в январе 1942 года город с прилегающими населенными пунктами был освобожден.
      О чем думал в редкие минуты отдыха перед боями повоевавший солдат Митюхин? О своей жене, сыновьях, маленьких дочерях, которых он нежно любил. Ему так хотелось их увидеть и крепко обнять, но этому не суждено было сбыться.
      В феврале 1942 года немцы пытаясь вернуть свои утраченные позиции, прорвали нашу оборону и вышли на южную окраину Кирова, где находилась деревня Погост. Фашистам в ходе прорыва удалось захватить часть деревни. Подтянув резервы, немцы бросили в бой танки и при поддержке шквального артиллерийского и минометного огня вытеснили советских воинов. Наши бойцы не смогли противостоять численно превосходящим силам противника и к утру следующего дня вынуждены были оставить деревню. Здесь Григорий Николаевич Митюхин принял свой последний неравный бой с врагом и вместе с другими пропавшими без вести однополчанами шагнул в вечность.
      Впереди семью Митюхиных ждали тяжелые испытания. До 1944 года они никакого пособия от государства по потере кормильца не получали, а после этого стали получать в разы меньше, чем за погибшего на войне.  В 1942 году призвали на фронт старшего сына Ивана, в том же году он стал участником судьбоносной Сталинградской битвы, изменившей ход войны. В 1946 году умерла жена Григория Николаевича – Степанида Ивановна, оставив шестерых детей круглыми сиротами. Но судьба словно оберегала их в тяжелое послевоенное время, никто из детей Г.Митюхина не сломался, не опустился, все они выросли и стали хорошими и уважаемыми людьми. Ныне в поселке Лукино Балахнинского района Нижегородской области здравствуют его младшая дочь Галина, а также его внуки и правнуки. А в соседнем городе Заволжье проживает другая дочь Григория Николаевича – Нина.
       Спустя 46 лет бойцы поискового отряда «Память» обнаружили    в районе деревни Погост захоронения 198 советских воинов (весной 1942 года фашисты, опасаясь эпидемии, собрали тела наших бойцов в авиационную воронку и засыпали землей). Среди них были останки рядового Митюхина, по сохранившемуся медальону удалось восстановить его личность. Они были перенесены и торжественно перезахоронены на возвышенном месте   в этом же населенном пункте. На место последнего упокоения Г.Н.Митюхина прибыл его младший сын Петр, чтобы через много  лет поклониться праху отца от всех родных, исполнив сыновний долг. Благодаря этим людям, делающим великое дело для сохранения памяти о войне, с Григория Николаевича было снято многолетнее клеймо «пропал без вести», так ему было возвращено доброе имя. Теперь его дети и потомки знают, что он не стал предателем Родины, не попал в плен, а пал смертью храбрых на поле боя.
      Прошло еще 26 лет. Впервые в колонне «Бессмертного полка» по улице поселка Лукино Балахнинского района Нижегородской области  прошли внучки Григория Николаевича Митюхина с портретом своего деда – солдата Победы. Через два года, 9 мая 2017 года  в  колонне "Бессмертного полка" в этом поселке прошла одна из старейших участниц шествия – дочь Галина Григорьевна. Только что  отпраздновав свое 80-летие, несмотря на пожилой возраст, она вышла на это торжественное мероприятие, чтобы отдать дань памяти своему отцу Григорию Митюхину. Под моросящим дождем она прошла пешком километровую дистанцию от школы до памятника погибшим  воинам-землякам, крепко держа портрет отца. Позже Галина Григорьевна нам   призналась, как тяжело ей дался этот маршрут, но на протяжении всего дня она ощущала незримую защиту и поддержку своих родителей. "Внезапно по пути следования на меня нахлынули добрые воспоминания из детства. Особенно было  много восторга, когда смеющийся   отец высоко подбрасывал  меня, маленькую девочку, ловил и вновь подбрасывал своими сильными руками под неописуемые визги, а мама, недоумевая, напряженно улыбалась. Я плохо помнила отца, но его доброе лицо и глаза особенно врезались в мою память."