Криминальная честь - фильм Александра Гентелева

Шели Шрайман
ПАМЯТИ РЕЖИССЕРА АЛЕКСАНДРА ГЕНТЕЛЕВА

"Существует свой мир, неподконтрольный ни администрации, ни кому бы то ни было. Это свой мир. Своя жизнь. Свое унижение. Свое достоинство. Свои страхи. Я научился видеть людей, очень хорошо разбираться в людях... Порой в тюрьме отношения намного чище, чем на свободе. У человека, который изнасиловал, или убил ребенка, шансов выжить там нет" – это слова "авторитета" из нового фильма "Криминальная честь".

Мир, о котором говорит Леонид Билунов по кличке "Макинтош" – закрытый, но мы получаем уникальную возможность в него проникнуть благодаря документальному фильму "Криминальная честь", снятому режиссером Александром Гентелевым. В 2004-м Гентелев уже открыл нам мир российских олигархов: его трехсерийный фильм "Олигархи" имел большой успех, демонстрировался в 28 странах, получил призы международных фестивалей. "Криминальная честь" – своеобразное продолжение предыдущей трилогии. На сей раз герои его картины – криминальные авторитеты.

Кровавые разборки, жестокие убийства, воровские сходки 1990-х – все это уже позади. Ныне криминальные авторитеты – преуспевающие бизнесмены. Причем, бизнес их вполне легальный. Обзаведясь в свое время израильскими паспортами, герои фильма Гентелева предпочитают жить в Европе. Только для одного из них путь туда путь теперь закрыт - благодаря усилиям Интерпола,  а второй вынужден "уйти на дно" и в России, поскольку объявлен в розыск.
.
.В 2004-м Александр Гентелев открыл нам мир олигархов. Фильм демонстрировался в 28 странах, получил призы международных фестивалей. "Криминальная честь" – своеобразное продолжение предыдущей трилогии. На сей раз герои его картины – криминальные авторитеты, "воры в законе".

Кровавые разборки, жестокие убийства, воровские сходки – все это уже позади. Ныне "воры в законе" – преуспевающие бизнесмены. Причем, бизнес их вполне легальный. Обзаведясь в свое время израильскими паспортами, герои фильма Гентелева предпочитают жить в Европе. Только для одного из них путь туда, благодаря усилиям Интерпола,  в последние годы закрыт, а второй недавно был объявлен в розыск и в России.

- Идею этого фильма я вынашивал давно, еще в 2004. Постоянно выезжая в Россиию на съемки для фильма "Олигархи", я видел, что там происходит и как меняется криминальный мир, - говорит Александр. – Но поднять такой проект за счет Израиля нереально, требуется поддержка извне. В конце концов мы получили ее от франко-германского телеканала "Арте". На сегодняшний день фильм куплен в пятнадцати странах.

- Как вы на них вышли? Почему выбрали в качестве главных героев именно эту троицу? Были ли другие кандидаты? Где вы их искали – в бывшем Союзе, Европе, Америке, Израиле?

- Искал я их повсюду, и в том числе, в Израиле. В списке предполагаемых героев было 12 человек. Кто-то отказался изначально. В том числе – убитый в прошлом году Вячеслав Иваньков ("Япончик"), с которым мне удалось побеседовать – без записи – в течение двух часов. В результате осталось трое: Леонид Билунов по кличке "Макинтош" (в общей сложности отсидел 18 лет, позднее возглавлял первый в России частный банк, ныне живет во Франции); Алимжан Тактахунов по кличке "Тайванчик" (один из лидеров измайловской преступной группировки, обвинялся в попытке подкупа судьи на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, живет в России, входит в список преступников, разыскиваемых Интерполом); Виталий Демочка по кличке "Бондарь" (глава преступной группировки Уссурийска, занимавшейся "рэкетом" и "крышеванием", отбывал срок за грабеж и убийства, живет в России). Все эти люди давно в легальном бизнесе. Они одними из первых поняли, что пришло время туда уходить.;

- И все же непонятно, как они согласились участвовать в вашем фильме и откровенничать перед камерой, отдавая себе отчет, что этот фильм выйдет на широкий экран, и в числе зрителей окажутся и те, с кем у них есть незакрытые счета. Они выдвигали вам какие-нибудь условия? Просили выбросить какие-то куски из отснятого материала?

- Никаких условий не было. И фильм до выхода на экран никто из них не видел. Была, впрочем, просьба одного из героев: не снимать его семью и убрать из кадра номер его машины и дома, если они туда случайно попадут. Это условие я выполнил: номер машины в кадре "замазал".

- Почему вы захотели снять свой фильм, я понимаю. Тема очень интересная. Но зачем это было нужно им?

- В конце фильма я задаю им этот вопрос, и они на него отвечают. Но уговаривать их пришлось довольно долго. Мы начали снимать их на свой страх и риск еще до того, как появились деньги на картину. Не хотелось  упускать момент. Параллельно я снимал другие фильмы, и за счет этого удавалось как-то лавировать.

- По какому принципу вы выбирали героев?

- Чтобы они, выражаясь профессиональным языком, "проходили экран" - были харизматичными. Чтобы мне было интересно с ними, а им – со мной.

- Отличался ли результат от того, что вы задумали первоначально?

- Да, при том, что мы, как и в "Олигархах" преследовали цель – показать через них историю России со времен распада СССР и до сегодняшнего дня. Но то, что они рассказывали, было гораздо более интересным и неожиданным. К сожалению, в фильм вошло всего десять процентов отснятого материала. Мы чуть не плакали, когда резали по-живому, чтобы вписаться в 90 минут экранного времени.

- Кто вызывал у вас большую симпатию – олигархи, или они?

- Я не снимаю людей, которые мне отвратительны. Не могу. Я человек искренний,  у меня все на лице написано. Снимаю только тех, кто мне интересны. Я не судья ни олигархам, ни "ворам в законе", ни власти. У меня другие цели: рассказать историю  поколения, которое  за десяток лет прошло огромнейший путь.

- А не было такой опасности, что вы попадете под влияние этих харизматичных личностей и акценты в фильме будут смещены?

- Не думаю. Все-таки я из другого мира. Уехал из России в 1992-м году. Так что, хочу я этого или нет, но я на все, происходящее "там", смотрю уже со стороны. Конечно, опасность, о которой вы говорите, существует: ты ставишь камеру с определенного угла и – уже субъективен. Но для этого существует монтаж, который скрывает твои симпатии и антипатии, чтобы история была максимально объективной, без искажений.

- Как сложилась судьба предыдущего фильма – о российских олигархах – и картины о "ворах в законе"?

- Трилогия "Олигархи" демонстрировалась в 28 странах. Фильм "Криминальная честь" на сегодняшний день купили уже 15 стран. Мы показали его на фестивалях – в Канаде и США – при полных залах. Люди стояли под дождем больше часа, чтобы достать лишний билет. Он получил в этих странах очень хорошую прессу. Позже мы показали его в Израиле – на фестивале документального кино.

- Вы снимаете свои фильмы, чтобы удовлетворить собственное любопытство, или надеетесь изменить мир?

- Я не верю, что кино способно изменить мир. Просто я люблю рассказывать интересные истории. К своей профессии я шел очень долго. Потом была вынужденная остановка из-за репатриации...В этот замкнутый мир было войти довольно непросто. В Израиле очень сильное документальное кино, масса талантливых ребят, их фильмы получают много призов на международных фестивалях. У меня нет мании величия, я реально понимаю, что здесь есть люди намного сильнее и талантливее меня. Нужно быть одержимым, чтобы снимать документальное кино: нормальный человек этим заниматься не станет. С документальных фильмов не разбогатеешь, во всяком случае, в Израиле – точно нет.

- А мне кажется, что интерес к документальному кино в мире только усиливается.

- Да, у него есть свой зритель. На фестивалях я видел, как люди стоят по часу-полтора в очереди, чтобы попасть на документальный фильм.

- Было что-то особенно интересное, что пришлось оставить за кадром?

- Да, например, потрясающая история о том, как один из героев отбивался от ОМОНа, там была погоня с перестрелками, как в хорошем вестерне. Не вошел рассказ и о том, как ему пришлось убить тюремного надзирателя. Выпал из фильма и один из интересных второстепенных героев, которому приходилось ездить на "стрелки", выслеживать конкурентов, заниматься прослушиванием. Но у меня не было другого выхода. Главные герои настолько доминантные, что в монтаже просто выталкивают всех остальных.

- Па вашим ощущениям, они были достаточно откровенны с вами?

- Конечно, они рассказали мне далеко не все. Это было бы и невозможно: пришлось бы снимать десять серий. И все же их откровенность в иные моменты меня просто поражала.

- В вашем фильме герои занимаются благотворительностью. Например, Белунов – президент попечительского совета православной церкви в Каннах, жертвует ей большие суммы, дарит ценные иконы. Это дань моде?

- Думаю, что в данном случае они занимаются благотворительность искренне. У этих людей есть положение в обществе, им не надо его завоевывать таким образом.

- Интересно, как они примирились со своим прошлым? Не снятся ли им убиенные?

- Они не беспредельщики. Если убивали сами, то потому что не было другого выхода: в качестве самообороны. 

- Со стороны европейских заказчиков фильма было какое-то давление?

- В рабочем порядке - да. Иногда приходилось отстаивать свои позиции. Тут такие крики стояли... Я – продукт российского разлива и немного израильского, и есть вещи, которые понятны мне изначально, но непонятны европейскому зрителю. 

- Хотелось бы вам снять серьезное документальное расследование? Тем более, что вы в свое время занимались этим и на первом канале и на "девятке". Например, расследование убийства семьи Ушеренко?

- Снимать расследования мне больше не хочется. Старею или устал. Те расследования, которые снимаются на израильском телевидении, меня не привлекают. Это фабрика, сжатые сроки, все нужно делать быстро, нет времени остановиться и подумать. Что же касается истории убийства Ушеренко...Вот кого бы я не хотел снимать, так это Карлика.  При том, что он мне очень интересен: впрочем, больший интерес он представляет,  наверное, для психиатров. Я бы не смог с ним разговаривать. Если предположить, что он действительно убил детей (до приговора суда не хочу это обсуждать), то это ужасная личность.

- В своих фильмах вы предпочитаете оставаться за кадром. Почему?

- Я не умею говорить в кадре. Когда я за кадром, мне легче "разговорить" человека. Я искренне пытаюсь его понять, не скрываю своего интереса к нему: иногда это дает результат, иногда нет.  Я с уважением отношусь к тем, кого снимаю, без этого не будет доверия. И потом – если ты не уважаешь человека, как личность, зачем ты к нему тогда вообще пришел? Герои моего фильма живут по своим понятиям, при том, что криминальный мир очень жесткий, там есть свои принципы, соответствующее отношение к насильникам и детоубийцам. У них – свои войны, надеюсь, что того, что творилось в России в 1990-х, уже не будет.

- Вы готовитесь к интервью, или предпочитаете импровизировать, "идти от героя"?

- Я очень долго и тщательно готовлюсь: все вопросы у меня прописаны, но я не беру их с собой, просто запоминаю. На некоторые вопросы у меня есть ответ, но я хочу получить его от героя. Например, мне рассказали одну историю про Белунова, но я хотел услышать ее от него, а он никак не соглашался про это говорить, несмотря на все уговоры. И вдруг, совершенно неожиданно звонок: "Приезжайте". И рассказал про то, как целую ночь лежал на крыше со снайперской винтовкой. Это есть в фильме. Он мне так и сказал: "Ты из меня вытягиваешь все".  Но до этого мы очень долго с ним говорили. Человек должен привыкнуть к тебе, должна быть "химия",  доверие, желание рассказать. Я никогда не перебиваю. Только слушаю. И во время монтажа крайне редко оставляю в фильме свои вопросы, только когда иначе непонятно, о чем идет речь.

- Как складываются ваши отношения с героями после того, как съемки закончились.

- Мы из разных миров, которые нигде не пересекаются – кроме съемочной площадки. Они занимаются своими делами, я своим. Мне неинтересен их бизнес, им – мое кино. Общих тем для разговора нет, нет и отношений.

- Вы не привыкли работать в паре с кем-то? Волк-одиночка?

- Я псих-одиночка, - смеется. – А если серьезно: два режиссера на одной плошадке – это очень плохо, губительно для фильма. Однажды у меня был такой опыт. Вот хорошего сценариста я бы очень хотел иметь, но пока, к сожалению, не нашел.

- Что вас больше всего поразило во время съемок?

- Уссурийск. Мы прилетели туда и словно попали в конец 1980-х. Казалось бы, прошло так много времени и настолько все в России поменялось, а этот город продолжает жить по прежним законам. Я был в шоке. В последние годы мне приходилось бывать в Саяногорске, Братске, Пышме, но такого я не видел нигде.

- Вы сняли фильм о мире олигархов и криминальном мире, какой из проектов был для вас более интересен?

- Тему олигархов я для себя уже исчерпал. Это был интересный период в жизни России, при  всех его плюсах и минусах, когда было ощущение, что некоторые люди сошли с ума и думали, что "держат бога за бороду". Я не согласен с заявлениями о том, что "олигархи ограбили Россиию" Все равно это кому-то бы досталось – не им, так другим. Надо было рисковать, и они рисковали. Небывалый взлет и падение. Из старых олигархов уже никого в России не осталось. Мне была интересна история людей, которые, не имея за душой ни гроша, фантастически разбогатели и поднялись к вершинам власти: к ним приезжали министры, они принимали важные решения.
Думаю, что два этих мира – олигархов и "воров в законе" где-то пересекались, не могли не пересечься.  В России тогда было понятие "крыши", думаю, что и сейчас есть, только она "поменяла цвет", видоизменилась. Когда распался Союз, власть была слабая, теперь многое в России определяется силовыми структурами.

- Ваш самый любимый фильм?

- "Елки-палки". Я снял его себе в подарок – к пятнадцатилетию пребывания в Израиле. Прошелся по тем людям, с которыми сюда прилетел в начале 1990-х и начинал новую жизнь. В кадре, меня, как всегда, нет: я пристуствую за кадром. Получился теплый и смешной фильм. Меня поразило, как его принимали на зарубежных фестивалях. Казалось бы, какое дело немцам до большой алии и ее проблем, а они  сидели в зале и так смеялись происходящему на экране...


ФРАГМЕНТЫ ИЗ ФИЛЬМА:

"Макинтош":
- Если бы господь Бог дал мне возможность начать заново жизнь, я бы ее не изменил. Я бы попросил, чтобы в те моменты, когда мне приходилось принимать кардинальное решение, - господь отвел бы меня от этого...
Режиссер: - Что вы имеете в виду?
- Когда мне угрожает опасность, я беру оружие и защищаюсь...

Режиссер, глядя на тапочки "тайванчика" с вышивкой "Жизнь удалась":
- Жизнь удалась?
"Тайванчик":
- Если бы не удалась, вы бы не брали у меня интервью, правильно?

"Макинтош" (о воровском мире):
 - Существует свой мир, неподконтрольный ни администрации, ни кому бы то ни было. Это свой мир. Своя жизнь. Свое унижение. Свое достоинство. Свои страхи. Я научился видеть людей, очень хорошо разбираться в людях... Порой там (в тюрьме – Ш.Ш.) отношения намного чище, чем на свободе. У человека, который изнасиловал, или убил ребенка, шансов выжить там нет.

"Макинтош" (о своем первом убийстве):
- Первый раз это было в детской исправительной колонии. Человек администрации поддерживал там порядок, он много изнасиловал детей, и вот когда мы ходили там по сто человек - "левой! левой! раз! два! три!" - и кто-то сбивался с шага... Он меня переломал всего и после этого взял меня, как вареный овощ, и выбросил меня в окно. Все понимали, что надо что-то делать. Я работал в кузне... И я чувствую, какая рука легла мне на плечи. И тогда вот этими клещами, которые... 1000 с чем-то градусов, я обхватил его этими клещами, а рядом лежал лом, и я этим ломом его смог уже в этом положении добить. Но я убил не его, я убил страх.

"Макинтош" (об отношениях "воров в законе" с тюремной администрацией):
- Он же хочет бить безнаказанно. И тут вдруг появляется персонаж, который может ему выбить глаз, разорвать горло, ударить в печень так, что он умрет через полгода. Ну зачем ему это надо?

"Бондарь" (о воровском мире):
- Если тебя послал на х... человек в зоне и это слышали многие, приходится доставать нож, иначе тебя перестанут уважать. Я имею в виду: уважающие себя люди на такие слова отвечают действием...
В обычном мире самый авторитетный кто? Президент! Правильно? В криминальном мире самый авторитетный - вор. Вот такие понятия были.

"Бондарь" (о периоде перестройки):
- В конце 1980-х появилось очень много обеспеченных людей. Соответственно, увеличилось и число людей, которые хотели поживиться за их счет - то есть нас, бандитов. В 1980-е годы мы не играли в защитников и заступников (не "крышевали" – Ш.Ш.). Мы просто приходили к кооператорам и угрозами, или физическим воздействием заставляли их платить. То есть говорили: "Ты будешь платить, и все!" Отказывались только те, кто еще не знал, что нужно платить, что так принято. Ну с ними, естественно, поступали...иногда даже сжигали... Люди стали зарабатывать такие деньги, ради которых уже можно было убивать. И убивали. "Вор в законе", он действует по понятиям воровским, а второй - без понятий, ему все равно, кого грабить, кого бить и кого убивать. Это назыатеся беспредельщина. Оказалось, что конкуренция очень большая, ну, пришлось устранять...Здесь, в Москве, в основном, закапывали в близлежащих лесах тех, кого убивали. Там (в Уссурийске) море, там необязательно копать землю. В Чикаго, в 1930-х годах топили живьем, а наши топили уже трупы. Поэтому мы гуманнее (смеется).

Сергей, дружок "Бондаря" (о рэкете):
- Мы брали бомжа, откармливали его, стригли, мыли, одевали в костюм. Везли к должникам и говорили: "Ты все время мотай головой" – делает отрицательный жест, он говорит: "Да, хорошо". "Будешь платить?" – "Нет". – "Будешь платить?" – "Нет". Ну что, голова покатилась. Все стоят. "Кто не будет платить, с теми так же будет". Люди соглашались платить.

Человек, которого в России называют "адвокатом мафии"(о рэкете):
- У меня был клиент, который носил с собой садовые ножницы и отрезанный палец. Показывал (кооператорам) и говорил: "Вот так и с тобой будет, если нам не заплатишь".

"Макинтош", основавший в России один из первых банков (о разборках группировок):
- У нас были эпизоды, когда к банку подвозили трупы и оставляли возле банка - предупреждали нас таким образом.

Этот "персонаж" скупал акции за бесценок, а отказать не могли, это  было равосильно - заказывать себе место на кладбище. Он лично сам убил человек 200... Это касалось конкретно моей жены, моего ребенка... Он заминировал машину, в коорой они ехали. Он  понимал, что если он ЭТО сможет, то он меня полностью деморализует. Я никогда не пользовался никакими киллерами в своей жизни. Была зима, я лежал на крыше и через оптику смотрел, как он выходит - знал, что он бывает в ресторане, это была его вотчина...И  оперативники тоже это знали, и когда он выходил, они надели на него наручники и увели через черный ход, куда я не мог подойти. И вот это было впервые, когда я плакал... когда я не смог выстрелить...

Артем Тарасов, первый советский миллионер:

- Я в то время начал русское лото. Наличные деньги – каждую неделю 15 миллионов долларов. Себе в партнеры взял чеченцев, потому что с чеченцами бандиты боялись связываться. Чеченцы вели себя неправилно с точки зрения "воров в законе". Воры, они все-таки устраивали встречи, сходки, на которых обсуждали, кто прав, кто виноват, кто на что претендует, кто кому чего обещал. А чеченцы на эти сходки приезжали и сразу стреляли.

"Бондарь": - Я за нее сидел, за такую "стрелку", такую сходку. Человек назвал меня непримлемым в наших кругах словом и пришлось сразу в него стрелять. Иначе потерял бы свой авторитет и уже не был бы тем, кто я есть. Сегодня? Убил бы я его сегодня? Такой сложный вопрос...,– задумывается.

"Бондарь" (об отношениях с милицией):
- Некоторые коммерсанты в то время были под крышей милиции, мы их, естественно, старались не трогать, чтобы не настраивать против себя милицию. Потому что они (сотрудники милиции – Ш.Ш.) открыто говорили: "Это люди наши, их не трогайте. И мы вас в каких-то конкретных случаях, если особых косяков не напорете, тоже трогать не будем".

"Макинтош" (об отношениях с милицией):
- После того, как вы не получали по полгода заработную плату - а вы полковник - должны были зарабатывать. А мы не всегда им давали. Ко мне подъехала милиция, взяли меня. Сразу конвой, наручники и в машину. Они везли меня в лесной массив убить. Он (сотрудник милиции – Ш.Ш.) все мне рассказал уже в машине. Патрон в патроннике, ствол в затылке, я в наручниках... Я выбил руль и мы столкнулись с другой машиной. Они погибли. Вы видели другой шанс мне выжить? Я его не видел.

"Макинтош" (о периоде приватизации и отношениях "воров в законе" с олигархами и бизнесменами):

- А покажи мне в России человека, у кого нет криминального прошлого. Назови одного. Люди, котоыре ведут серьезный бизнес в России, это всегда на грани фола. Вы увидите, на вашей териитории есть такой банкир, или нефтяник и, конечно, вы хотели бы "поучаствовать". Тогда же раздолье было. Воюй, собирай... Лежит даром - только убей, - повторяет, - Лежит даром – только убей! Сначала убей директора, потом все испугаются и будут продавать тебе свои акции за бесценок.
...Олигарх должен платить. Без крыши он "ноль". Чтобы он был тем, кто он есть, надо, чтобы крыша у него была... Я, конечно не самый большой лев в пустыне жизни, но я лев. Львы никому не платят. Я сам сделал бизнес. Сам его построил, никому его не отдал и никому не советую его у меня забирать.

"Бондарь" (о том же периоде): - В 1990е годы бандиты больше убивали друг друга, в 2000-е стали убивать больше бизнесменов, просто потому, что бандиты начали становиться бизнесменами и занимать те ниши, которые давно уже были заняты бизнесменами...То, что нужно все вопросы решать миром, а потом и вобще уходить из криминала – это мы начали понимать уже к концу 1990-х годов. С возрастом люди уже стремяьтяс к более спокойной жизни, потому что всю жизнь ходить под пулями никто не хочет. Легальный бизнес приносит больше денег, и он безопаснее. Когда мы стали делать первые шаги, у нас появилась автомобильная платная стоянка. Мало народу ставило на нее машины. Мы разбивали им стекла и все остальное, что бы они ставили машину на стоянку. Вот вам простой пример совмещения криминального бизнеса с легальным, - умехается.

"Макинтош" (по поводу легилизации в Израиле):

- Я получил буквально быстро этот паспорт. Как это удавалось? Много ума надо было? Бери еврейку, женись, получай "лессе-пассе", потом через год получи паспорт...

"Тайванчик" (по поводу легализации в Израиле, Италии и Франции):

- Я понял, что мне с российским паспортом сложно жить, надо все время визу продлевать. У меня была любовница, я с ней поехал в Израиль, поженились  мы с ней и уехали в Израиль и получи я там документы. Я полгода там жил, потом понял, что это не мое. Супруга моя умерла, мы ее похоронили, и я уехал жить в Париж.

Я им предлождил создать хоккейную команду во Франции. Говорю: "Я и денежку дам. Я на свои деньги создам хоккейную команду, с которой - я обещаю, - что в течение двух лет я выиграю кубок европейских чемпионов по хоккею". А они мне:"Что это тебе дает?"  Я им: "А вид на жительство буду иметь в этой стране". Они с кем-то посоветовались, сказали: "Нет, не надо". Меня выгоняли оттуда один раз на год, я возвращался. В борьбе у меня было 10-15 адвокатов, которые ходили за меня.

Я переехал в Италию, женился на девушке, получил вид на жительство, а потом меня обвинили, что я подкупил олимпийские игры...

"Макинтош" (об отношениях с властью):

- Такие книги есть не у всех премьер-министров, - показывает титульнй лист, читает, - "принадлежит Белунову Лениоду Федоровичу. Номер книги 245. И лично подпись Ельцина".

Он же:
- Я находился во Франции под подпиской о невыезде в связи с делом о покушении на Ельцина. В один из дней, когда я должен был отмечаться, меня встретили приятные молодые люди и спросили: "Мы знаем, какое вы имеете влияние, не могли бы вы оказать нам помощь? У нас четыре человека, французы, находится в плену у чеченцев". Лично Ширак просил Ельцина, чтобы помог, но тот ничего не мог решить. У меня был парень один, чечен, он очень уважаемый там. Вот он когда-то сидел со мной в лагере. И была ситуация, когда я спас ему жизнь. И за две недели он мне их нашел, живыми, и их тут  встречали во Франции...

"Бондарь" (об отношениях с властью):
- Государство не может прокормит зоны, и администрации тюрем постоянно обращается к нам, и мы привозим продукты и помогаем.
Сергей вот у меня депутат государственной думы, я могу ездить на его машине, с его номерами, меня нигде не останавливают, нигде не шмонают, потому что он - личность неприкосновенная. Это просто маленький пример. А пользы он (Сергей – Ш.Ш.) может принести гораздо больше на самом деле.
Режиссер: - А "вор в законе" может стать мэром?
"Бондарь":- Если народ выберет – может! А у вас может стать депутатом парламента человек с тремя судимостями?... Нет?... А политиком?... Ну хотя бы мэром?... Что, даже мэром не может? Где вы, блин, живете!

"Тайванчик" (об отношениях с православной церковью):
- Наш Алексей (патриарх – Ш.Ш.) дал мне орден, за то, что я... , - обращаясь к приятелю, - за что он дал мне его, Марк?

"Макинтош" (об отношениях с православной церковью):
- Вот по каннскому храму... Об этом узнал Путин, он дал команду, и мне дают индульгенцию – "что вам надо, мы дадим любые бумаги из России". Потому что они понимают, что я делаю это искренне. (Показывает свои сокровища): Вот икона, написана по повелению царя Николая. Вот Рублев, 1405 год. Одна только еще такая икона – в Кремле. Вот весь "Спас на крови" - только у нас. Вот эти все иконы я отдам в храм, но чтобы они были записаны за моей семьей. Я являюсь президентом ассоциации Каннского храма, на это было благословиение Кирилла...Иллариона... Мы создали новую ассоциацию, новый устав. Если не мы, то кто?

"Тайванчик" (обнимая внука):
- Будущий президент России. Видите, взгляд какой? Голубые глаза, блондин такой... Видели такого узбека?...

Он же (в настоящий момент не может покидать пределы России, поскольку разыскивается Интерполом):
- Мы не должны смотреть на Запад, на Америку и делать, как они хотят. Мы делаем, как нам удобно, и как для нашего менталитета в России подходит. Какой-то стране демократия подходит, а нашей стране не подходит. Нашей стране нужен человек авторитетный. Вот раньше был царь...

"Бондарь" (в настоящий момент находится в розыске и вынужден скрываться) отвечая на реплику режиссера "Не будете же вы скрываться всю жизнь!":
- Почему? У меня друг есть, который скрывался семь лет. У нас друзья есть, адвокаты, которые делают это для меня. Я могу пока посидеть дома.

"Бондарь" (на съемочной площадке, где он сам снимает игровой фильм о событиях из своей жизни):
- Я никогда ни о чем не мечтал, у меня были какие-то цели, и я добивался этих целей. Например, была цель – снять этот фильм. Драки тут настоящие: у нас должники были такие, они не смогли расплатиться с долгами, и я предложил отработать съемками фильма, ну получат немножко по "седлу" – ничего страшного... Вот это "стрелка" 1990-х годов: вот такое оружие мы использовали и в реальной жизни... и в кино. Эти события на самом делен происходили: самые громкие убийства 1990-х. Концовка фильма – вот они, нету никого... Друг друга пожрали... Я хотел получить деньги на новый фильм от криминальных авторитетов, но они люди далекие от  искусства, отказались. Наверное, я один такой...

"Макинтош" (по поводу своего согласия сняться в фильме "Криминальная честь"):
- Я всегда делаю то, что я считаю нужным. Если я тебе не расскажу, потеряется тот пласт, который вы никогда уже не вскроете. Вы нигде не найдете это. Нигде. Никогда. Ни с кем.

Создатель фильма "Криминальная честь" Александр Гентелев живет в Израиле с 1992-го года. Его документальные фильмы "Олигархи", "Операция "Наследник", "Елки-палки", "Поколение одиночества", "Лицо террора", "Шабтай", "Русский медведь", "Нефть", "Восемь минут любви",  "Сколько лет", "Выгодный товар", "Заброшенная деревня", "История болезни", "Номенклатура", "Просто женщина", "Дом" и другие демонстрировались не только в нашей стране, но и за рубежом. Часть из них отмечена призами международных фестивалей. В качестве продюссера и режиссера снимал программы журналистских расследований на втором и девятом канале израильского телевидения.