Возвращение

Алексей Решетняк
   Михаил, - мужчина пожилого возраста, седой цвет волос,  склонен к полноте, - шел по площади небольшого города на Псковщине. Здесь он родился. Навстречу шли люди, стояли дома,  как ему показалось все знакомое и в то же время незнакомое. Почему? Все просто. Знакомые лица не встречались, дома старой постройки прятались за высокими блочными домами. Впереди показалась центральная площадь, заполненная людьми. Значит, базар по субботам работает, это из старых традиций. Эта мысль его порадовала. Смешавшись с толпой, Михаил рассматривал на прилавках товар. Он заметил, что раньше на базаре можно было купить - живых кур, цыплят, поросят, живность для личного хозяйства. В павильоне на прилавках -  молоко, сразу после утренней дойки, творог, сметану, мясо. Сейчас картина поменялась - на прилавках различные тряпки, в павильоне готовая продукция – колбасы, мед? Все неизвестного происхождения. Торгуют привозными овощами, лица других национальностей.  А где наше? Неожиданно Михаил увидел мужчину, он медленно шел ему на встречу и улыбался. Михаил даже посмотрел по сторонам, кому? Выпил что ли? Подумал Михаил. И хотел обойти человека стороной.
- Михаил друг! Ты ли это? – Михаил встал как вкопанный. Поправил очки на переносице. На лице медленно начала расплываться улыбка. Глаза, улыбка, походка. Знакомы! Он поднял руки.
- Андрей! Друг детства!  - Они сошлись, обнялись.               
- Каким ветром тебя занесло в наш сонный городок?
- Тихим!  Видишь, голова поседела - «Старость». На родину потянуло, душу порадовать.
- Коли так, пойдем ко мне в гости. Сейчас я на Первомайской улице живу. Свой дом из деревни перевез и поставил. Как говорят - хоть сзади, но в том же стаде.
- Улицу знаю. Она, за мостом. Пошли. Они были счастливы этой встречи.
- Раньше, - как-то грустно сказал Андрей, -  родственники с деревни приезжали, на базар торговать яблоками, сливой, это когда колхозы были и власть советская. Оставались на ночлег. Время шло. Колхозы постепенно распадались. Родственники старели, изредка заходили в гости. Вроде и слушали меня, что я им говорил, о себе больше молчали. Видимо головы их были забиты другим. Они грустно смотрели на меня, вздыхали, на следующий день торопливо собирались и уходили. Я не слепой, видел, что я для них стал чужим. Все дальше уходила жизнь колхозника. Деревни как льдины откалывались от городов. Бурным потоком жизни их выбрасывало  на отмели новой жизни. Они исчезали на моих глазах.
- Это более сложный процесс, чем мы думали, - сказал Михаил, - мы видим, как сам человек меняется через 10 лет жизни, 20 лет – вот и пословица появилась «в 20 лет ума нет, и не будет, в 30 лет – жены нет, и не будет». Так и государство, только сроки другие. Все от нас зависит, какими дети вырастут? Какое государство мы строить будем?
   Свернув в проулок, Андрей громко, радостно сказал:
- Ну, вот и пришли! – Открыл калитку, вошли.  У сарая радостно залаяла собака.  Она виляла хвостом, прыгала, пытаясь сорваться с цепи. Вошли в дом. Хозяйка гостей встречала у порога. Женщина уже не молодая, с седой проседью на висках. Платье закрывал большой передник.  Громко сказала:
- Заходите люди добрые!
- Ты! Там собери на стол, - сказал Андрей, - что бы ни стыдно было.
На кухне пахло наваристыми щами. Прошли в комнату. У стола за книгой сидел парень. Он встал, поздоровался. Михаил протянул руку.
- Михаил! Друг детства твоего отца.
- Никита.
- Ты очень похож на твоего отца в молодости.
- Мне так и соседи говорят.
На кухне слышался шум, звон посуды. Андрей пригласил гостя за стол.
- Сынок достань альбом, мы пока фотографии посмотрим, молодость вспомним. - Они расселись у круглого, старинного  стола. Никита достал родительский альбом, положил на стол. Сел рядом с отцом. Андрей раскрыл его.
- Посмотрим, вспомним, как мы жили.
- Андрей ты рассказывай, - спокойно сказал Михаил,- пусть сын знает, как жили и трудились его предки на нашей земле.
- Давно не доставал альбом,- смущенно сказал Андрей,- так давно, что и сам забыл, по какому случаю нас снимали. - Его самого охватила радость при осмотре фотографий.
- Это как свидание с молодостью. – Сказала жена и села рядом с сыном, даже разрумянилась.
- Вот смотрите! Здесь мы стоим вместе у клуба, школу окончили. Выпускной! Я, Михаил, Наташа, - он посмотрел на жену,- мы еще не были женаты. Но! Встречались на танцах. – Сказал и засмеялся.   
- Вот я около комбайна. Я тогда работал в колхозе «Колос» трактористом, - Андрей задумался, - наша бригада, - он глубоко вздохнул, - мы завоевали третье место в районе, на уборке хлеба комбайнами. Двадцать шесть центнеров на круг. Жаль, нет фотографии, где нам поднесли каравай хлеба, на расшитом полотенце, с солонкой наверху.  Все честь по чести! Я отломил кусочек, положил в рот. Каравай отдал по кругу.  Ем! Смотрю на товарищей. У них лица счастливые, улыбаются!
- А вот фотография, - Наталия взяла ее в руки, - где мы поженились, стоим у своего нового дома, в него мы только заселились.
- Да! - Сказал Андрей, - вот яблоньки, посаженные мною. 
- А вот колодец! На дне там постоянно бьёт родничок. Вода! Пьешь, и пить хочется. – Наташа сказала и с грустью посмотрела на Андрея.
Сын равнодушно смотрел на фотографии. Молчал. Он тогда был еще очень маленький. Ничего не помнил. Андрей смотрел на  сына, ему было обидно, на фотографии была их Родина! Он в этом доме родился. Колхоз развалился, пришлось переехать жить в город, - сердце у Андрея забилось, -  как же так можно? – Тихо сказал Андрей. - Мы все там родились.
Он встал, вышел на кухню, покурил. Вернулся, подошел к жене, положил руку на плечо:               
- Ну что ты слезы пускаешь! – Тихо сказал он, - уехали, думали, так будет лучше. Здесь есть работа, я сейчас на грейдере дороги чищу. Огород, твои любимые куры. Свое хозяйство.
Михаил заметил, в конце альбома торчал белый листок толстой бумаги. Он вытащил его.
- Вот это находка! Ему же цены нет, - и стал читать.
- Грамота! Передовику производства колхоза «Колос». Фамилия имя! ...
- Ее надо в рамку и на стенку повесить, на видное место. Что бы гости знали – здесь живет человек, он прославился своим трудом!
Андрей внимательно посмотрел на фотографию отца. Вздохнул. Он ушел в себя, всматриваясь в свое прошлое,  заговорил:
- Когда мне очень грустно, я думаю об отце. Ведь воспоминания – это документ прошлого времени. Чувствую его. Разговариваю с ним. Он будто рядом стоит, я не оборачиваюсь. Слышу его приглушенный голос, он мне мало чего рассказывал. - Андрей взял в руки фотографию отца и заговорил  громче:
- Во время штурма города Великие Луки, в январе 1943 году меня ранило, - рассказывал отец, - когда я очнулся, бой уже ушел далеко вперед. Я был ранен в ноги. Тело сковал холод. Когда я перестал чувствовать холод, боль отступила, -  Андрей рассказывал, у него даже голос поменялся, -  вижу я иду с покоса, усталый, проголодался. И вот уже виден наш дом. Подхожу ближе, мать с отцом из окна выглядывают. И тут я очнулся, открыл глаза. О! Ужас,  это же я замерзаю! Усилием воли я вернул ускользающее сознание, пошевелился, пытался ползти. Меня заметили трафейщики и отвезли в госпиталь. Там операция. Ампутировали ниже колена левую ногу. Долго  лежал в госпитале. Учился ходить на костылях. Потом домой поехал. -       Андрей положил на стол фотографию. На лице промелькнула грустная улыбка. Добавил от себя:
 - Раньше инвалидности не было, есть семья, значит надо работать. Отец сам себе сделал  деревянный протез, привяжет его к ноге и пошел на работу в колхоз, он от  фермы на молокозавод в бидонах молоко возил. Грузить на телегу доярки помогали. Я отца помню с тех пор, когда он стал брать меня с собой косить сено, для нашей коровы. Нагрузят они с мамой стожок на телегу, папа посадит, меня наверх и поехали. Сам с боку прихрамывая, идет. Однажды, стою рядом с телегой жду, отец сено увязывает, чтобы не рассыпалось. Подходит ко мне и не сажает меня на воз, а подает мне в руки вожжи.  Звонко чмокнул – но! Воз трогается с места. Мы вместе идем, молчим. Встречные мужики, посмотрев на меня, улыбались, да козыряли фуражками, громко кричали: - «привет работникам!» Я готов эти слова слушать всю жизнь, они нам были в радость. Трудишься с людьми – это как опираешься на скалу справедливости! -  Андрей замолчал.
 Михаил, взял в руку ту фотографию и продолжил рассказ:
- Я всю жизнь служил в армии. Демобилизовался и на завод работать.
- Ты знаешь моего отца, – пауза, он думал с чего начать,- мой отец Яков Иванович, вернулся с войны без обеих ног. Выше колен ампутировали. – Михаил развел руками, - а жить надо. Семья. Мужики в колхозной мастерской сделали тележку на подшипниках. Наденет на руки рукавицы из брезента. Палки в руки. И как будто на лыжах, поехал.   Механик, бригада его потом на работу взяли, завскладом.   Так и жили.
Рассмотрев все фотографии, Наталия, с покрасневшими глазами, накрыла на стол. Улыбнулась и сказала: - Угощайтесь гости дорогие!
    Михаил возвращался домой. В летней ночи стремительно летела машина,  с каждой минутой удаляя Михаила от его малой Родины. Проведенное время с другом давала надежду на новые встречи.
Дорога длинная. А жизнь еще длинней. Думал Михаил, а ведь не зря говорил старец Иоанн «Не нужно нам ни трудов, ни подвигов, если мы любим друг друга, это – путь, который сам собою ведет к добродетели».