Движение духа

Сергей Владимирович Жуков
                Движение  духа /диалог/.

    Андрей: «Здравствуй, Боря.  Давненько  мы с тобой не виделись. Наверное,   лет двадцать, если не больше.  Как школу окончили, так, пожалуй, и не   встречались.  А ведь живем по соседству.   И как это наши дорожки ни разу не   пересеклись?»
 
   Борис: «Потому и не сходились наши пути, что ты вон какой худенький да   шустрый.   А  я... Кто ни увидит, все говорят, что, мол, справный стал или,   попросту говоря, поправился. И никому не объяснить, каково мне живется-дышится   с одышкой и жиром.   Я уж и курить начал, чтобы похудеть немного.
Ну а ты-то как?  Помню, что ты всегда за троих ел, но что-то веса не набрал и   жиров не нагулял».

Андрей: «Да разве ж, гуляя, сало накопишь. Меж тем я прогуливаюсь и довольно   интенсивно.  По субботам, так даже на пустой желудок».

 Борис: «Ну, ты всегда философом был. Что тебе ни скажешь, ты всегда наоборот   вывернешь. Знаешь, недавно я томик Пушкина в руки взял, и попалось мне одно  стихотворение. Есть в нем такие строчки: «движенья нет - сказал мудрец   брадатый, другой смолчал и стал пред ним ходить».
Интересно, правда? Хотелось бы знать, что ты по этому поводу думаешь?»

Андрей: « Во- первых, что это талантливое изложение знаменитой легенды о   древнегреческих философах Зеноне и Антисфене. А вопрос, поставленный в этой   притче, весьма важен.
Действительно, что все-таки первично - движение или покой? Как должен поступить   человек в трудной и даже опасной ситуации - уйти или остаться?
С одной стороны, нахождение на своем месте иногда равнозначно подвигу. Но в то  же время сами слова подвиг, подвижничество, не означают ли стремление,  преодоление?
Стоять на своем - значит совершать духовное действие, а действие фактически   синоним движения.»

Борис: «Однако попытка ухода иногда красноречивее слов. Антисфен расхаживает в   молчании, в то время как стоящему Зенону нужно доказывать свою правоту   посредством речи. Не лучше ли молча двигаться или попросту делать свое дело?

Андрей: « Но свое дело чаще всего и находится в том самом месте, которое ты  собираешься покинуть.
Например, во время тяжелого и даже чреватого смертью конфликта перемены к   лучшему от бегства не происходит, а если и случается, то убегающий не видит   результатов.»

Борис: «Зато это отлично видят и прекрасно пользуются другие».

Андрей: «Потому что другие всегда пользуются. Впрочем, не знаю, известна ли   тебе французская поговорка, гласящая, что «господни мельницы мелют медленно».   Хочется добавить «и страшно». Хотя разве ты не убеждался в этом, видя, как   небесные жернова перетирают земную жизнь, причем иногда в самом прямом смысле.   Есть еще русская поговорка: «Бог долго ждет, да больно бьет».

Борис: «Значит, остается только терпеть и ждать, ждать и терпеть. Но так   ненароком и вся жизнь пройдет».

Андрей: « Может, и пройдет, так же, как проходит боль».

Борис: « Вероятно, оставивший попытки борьбы, не дождавшийся исхода духовной   схватки не сможет насладиться видом кары Божьей.

Андрей:  «Да, хотя наказание Господне поистине ужасно и чаще всего      неприглядно, как и любое Возмездие. Поэтому быть удовлетворенным
зрелищем отмщения может только злой человек. Убегает же с поля жизненной битвы  чаще всего жестокий человек. Покидая свои боевые позиции, он словно тянет вслед   за собой зло и потому оставшиеся вздыхают с ощутимым облегчением и, встречая   его впоследствии, говорят ему: «А знаешь, у нас теперь все по-другому.  Того,   что было, уже нет, но, впрочем, нет и того, что было».
Не зря сказано в Святом Писании: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не  оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки». Еккл. 10.4.

Борис: «Значит, все это ещё раз говорит о том, что сражение с тьмой кипит в   самом человеке. Наверно, зло и находится в нашей собственной душе, равно как и   добро».

Андрей: « Естественно, нет на этой земле абсолютно святого или грешного  человека, просто иногда то или другое качество перевешивает в личностном   составе, и тогда в борьбу вступают уже общие или основные, вселенские начала.
Человек же, превысивший, если так можно выразиться, лимит добра, обязательно  сталкивается с другим, обладающим превышенной долей зла и тогда война становится   явной и видимой всем остальным».

                Сергей   Жуков.   1995  - 2000...