Движение духа /диалог/.
Андрей: «Здравствуй, Боря. Давненько мы с тобой не виделись. Наверное, лет двадцать, если не больше. Как школу окончили, так, пожалуй, и не встречались. А ведь живем по соседству. И как это наши дорожки ни разу не пересеклись?»
Борис: «Потому и не сходились наши пути, что ты вон какой худенький да шустрый. А я... Кто ни увидит, все говорят, что, мол, справный стал или, попросту говоря, поправился. И никому не объяснить, каково мне живется-дышится с одышкой и жиром. Я уж и курить начал, чтобы похудеть немного.
Ну а ты-то как? Помню, что ты всегда за троих ел, но что-то веса не набрал и жиров не нагулял».
Андрей: «Да разве ж, гуляя, сало накопишь. Меж тем я прогуливаюсь и довольно интенсивно. По субботам, так даже на пустой желудок».
Борис: «Ну, ты всегда философом был. Что тебе ни скажешь, ты всегда наоборот вывернешь. Знаешь, недавно я томик Пушкина в руки взял, и попалось мне одно стихотворение. Есть в нем такие строчки: «движенья нет - сказал мудрец брадатый, другой смолчал и стал пред ним ходить».
Интересно, правда? Хотелось бы знать, что ты по этому поводу думаешь?»
Андрей: « Во- первых, что это талантливое изложение знаменитой легенды о древнегреческих философах Зеноне и Антисфене. А вопрос, поставленный в этой притче, весьма важен.
Действительно, что все-таки первично - движение или покой? Как должен поступить человек в трудной и даже опасной ситуации - уйти или остаться?
С одной стороны, нахождение на своем месте иногда равнозначно подвигу. Но в то же время сами слова подвиг, подвижничество, не означают ли стремление, преодоление?
Стоять на своем - значит совершать духовное действие, а действие фактически синоним движения.»
Борис: «Однако попытка ухода иногда красноречивее слов. Антисфен расхаживает в молчании, в то время как стоящему Зенону нужно доказывать свою правоту посредством речи. Не лучше ли молча двигаться или попросту делать свое дело?
Андрей: « Но свое дело чаще всего и находится в том самом месте, которое ты собираешься покинуть.
Например, во время тяжелого и даже чреватого смертью конфликта перемены к лучшему от бегства не происходит, а если и случается, то убегающий не видит результатов.»
Борис: «Зато это отлично видят и прекрасно пользуются другие».
Андрей: «Потому что другие всегда пользуются. Впрочем, не знаю, известна ли тебе французская поговорка, гласящая, что «господни мельницы мелют медленно». Хочется добавить «и страшно». Хотя разве ты не убеждался в этом, видя, как небесные жернова перетирают земную жизнь, причем иногда в самом прямом смысле. Есть еще русская поговорка: «Бог долго ждет, да больно бьет».
Борис: «Значит, остается только терпеть и ждать, ждать и терпеть. Но так ненароком и вся жизнь пройдет».
Андрей: « Может, и пройдет, так же, как проходит боль».
Борис: « Вероятно, оставивший попытки борьбы, не дождавшийся исхода духовной схватки не сможет насладиться видом кары Божьей.
Андрей: «Да, хотя наказание Господне поистине ужасно и чаще всего неприглядно, как и любое Возмездие. Поэтому быть удовлетворенным
зрелищем отмщения может только злой человек. Убегает же с поля жизненной битвы чаще всего жестокий человек. Покидая свои боевые позиции, он словно тянет вслед за собой зло и потому оставшиеся вздыхают с ощутимым облегчением и, встречая его впоследствии, говорят ему: «А знаешь, у нас теперь все по-другому. Того, что было, уже нет, но, впрочем, нет и того, что было».
Не зря сказано в Святом Писании: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки». Еккл. 10.4.
Борис: «Значит, все это ещё раз говорит о том, что сражение с тьмой кипит в самом человеке. Наверно, зло и находится в нашей собственной душе, равно как и добро».
Андрей: « Естественно, нет на этой земле абсолютно святого или грешного человека, просто иногда то или другое качество перевешивает в личностном составе, и тогда в борьбу вступают уже общие или основные, вселенские начала.
Человек же, превысивший, если так можно выразиться, лимит добра, обязательно сталкивается с другим, обладающим превышенной долей зла и тогда война становится явной и видимой всем остальным».
Сергей Жуков. 1995 - 2000...