Летний день. Метаморфоза

Маргарита Лосевская
               
                «Некоторые рассказы, хотя ничему и
                не учат читателей, могут просто
                порадовать их, показав, к примеру,
                красоту какой-нибудь крошечной
                песчинки, которая умеет преломлять
                солнечный свет, извлекать из него
                множество разноцветных сияний и
                радуг». К. Паустовский. Рассказ
                «Песчинка».


                (Страницы дневника.)

       Благодатное августовское утро. Я в лесу. «Здравствуй, милый лес!» - прозвучало моё приветствие среди берёз, и я поклонилась им.

       Охочусь за грибами. Но они не встречаются. После пустой ходьбы нашла большой крепкий подберёзовик. Трижды поцеловала его в головку и сказала: «Милый лес, пришли мне побольше твоих грибочков!» Вдруг передо мной возникла девушка, видимо, наблюдавшая мою церемонию. Улыбаясь, она протянула мне ещё один взрослый подберёзовик и сказала:
      - Возьмите, я собираю только маленькие.
      - Спасибо, - сказала я и взяла гриб. Теперь в моей корзине болтались два челыша, но больше грибы не встречались.

      Направляясь вглубь леса, я надеялась собрать там щедрые дары. Но, увы! Добычи не было. Оглядевшись вокруг, заметила, что окружена мрачноватым буреломным лесом. Идти стало трудно. Приходилось перелезать через стволы поваленных деревьев. Кое-где  на четвереньках переползала под ними, если не удавалось  перешагнуть  их или обойти.

      После завалов начались буйные, густые заросли малинника с ямами и хворостом под ногами. С трудом преодолев заросли, снова наткнулась на поваленные древесные стволы. Перелезая через них, заметила впереди жирное лоснящееся тело крупной змеи, которая медленно уползала от меня по сухим древесным веткам, переливаясь чёрной глянцевой кожей. Да, змеи гнездятся в зарослях малины. Я вспугнула её. Надо быть осторожной! Безмятежность покинула меня. Я остановилась, осмотрелась. Местность была незнакомой. Надо выбираться отсюда. Определила направление по солнцу. Чащоба миновала.

      Идти стало легче. Долго шла, ожидая увидеть знакомую берёзовую опушку и дорогу, окаймляющую лес. Но впереди – гряда сумрачного елового леса.

 
      Почувствовав усталость, присела на зелёный замшелый пень. Трухлявое сиденье осело, опустилось подо мной. Из-под пня выскочил таинственный зверёк, похожий на детёныша крота, но не чёрный, а коричневый. Я пересела на другой пенёк под засохшей елью.

      Вспомнила историю о бесследно исчезнувшем мужчине, которого разыскивают уже два месяца. Уехал в лес на велосипеде в районе деревни Гридино и пропал. Стало жутковато. Нервы напряглись.

      Тишину нарушил лёгкий шорох. По стволу сухой ели взметнулось наверх и, застыв, смотрело на меня неведомое существо: вытянутая телесного цвета мордочка-лицо,  две чёрточки глаз, вертикальной чертой – нос, горизонтальной щелью – рот. На голове – острые треугольники ушей. Внизу распластавшегося по стволу тельца – хвост, серая верёвка с кисточкой. Выражение «лица» - обострённо-суровое, застывшее, не доброе. Существо кажется мне демоническим: ушки, как рожки, хвост с кисточкой, недоброе выражение… Несколько секунд мы смотрим друг на друга. Чувствую холодок на спине. Вдруг маленький демон взметнулся по стволу выше и приобрёл форму обычной  белки. Мордочка, спинка, рыжий пушистый хвост – всё, как у белки.

       Что за метаморфоза?! Может быть, первый пугающий облик – это плод моего воображения, натянутые нервы, сумрачный лес, тревожные мысли? Надо побыстрее уйти из этого мрачного уголка. Я продолжила путь.

       Вот, наконец, и дорога! Мелькнула мысль: «куда-нибудь приведёт».


       Продвигаясь по незнакомой дороге, на этот раз с радостью увидела ненавистные свалки. Это признак близости человеческого жилья. Справа – поле, заросшее молодыми сосенками и берёзками, а среди них – сваленные в кучу конструкции старого деревенского дома. А там, ещё дальше, – строение, похожее на ферму. Ободренная увиденным, идя по опушке леса, я уже внимательно смотрела под ноги, заглядывала под деревья и кустики в надежде встретить грибы и хоть немного наполнить корзину, в которой по-прежнему перекатывались два постаревших  челыша.

       А что это там, под ёлкой желтеет? Да это стайка молодых маслят! Грибки оказались крепкими, безупречно чистыми. Собрав их, решила посмотреть в поле, под молодыми сосенками, и ахнула! Здесь россыпь красновато-жёлтых, маслянистых головок, нетронутый Клондайк! Набрала полную корзину и сумку. Ноша была очень тяжёлой. Но я уже видела впереди знакомую деревеньку и была спокойна. Лесная  стихиаль заставила меня поблуждать, чтобы одарить грибами, воткнуть носом в их россыпи.

      Приближаясь к деревне, на краю весёлой берёзовой опушки, нашла четыре крепких белых гриба. Красавцы в шляпах, как испанские гранды! Они украсили корзину с маслятами.


       Лето уходит. Побурели поля. Но в межах опаханного леса ещё цветёт уютный, тёплый, розовый иван-чай и крупные белые ромашки. Лес щедро дарит озон, ароматы берёзовых  листьев, сосновой коры, мяты. Порхают милые тихие пташки, охраняют свои гнёзда, добывают корм для птенцов. Они уже не поют. Все в заботе о потомстве.


         Несмотря на свою  навьюченность, я собрала букетик глазастых ромашек. Успела на очередной рейс отходящего в город автобуса.


         И вот я дома! Поставила ромашки в вазочку вместе с ветками можжевельника. Очень красиво!


                Ромашки мне смотрят в глаза, открыв своё жёлтое сердце.
                Беседуем мы, вместо слов, языка, -  звучание нежного скерцо.
                Изящество их, чистота души моей тихо коснутся,
                Незримый их дух и астральный мой стан в объятиях дружных сомкнутся.
                Ромашек букет на окне, как в счастье заветная дверца,
                Светлей, веселей и нежней звучит гармоничное скерцо.
                (авт. – я.)

       Разбираю и чищу грибы. Из корзины вылезают паучки, букашки, муравьишки. Отлавливаю их и бросаю в окно, выпускаю на волю.  Представляю,  как они долго будут идти к своему родному лесному дому, где расскажут близким о путешествии, чудесном спасении. Некоторые вырываются из моих спасительных рук и остаются в квартире. Они будут зимовать со мной.


         Пью чай, смесь байхового  с  капорским  и  листьями черники. Букет ароматов!

Сушатся белые грибы и подберёзовики, наполняя кухню дивным духом.


           В открытое окно впорхнула бабочка "Павлиний глаз". Попорхала около моего лица, над чашкой чая, привлечённая  его благоуханием, как бы здороваясь, приветствуя меня. Потом присела на подоконник, под букетом ромашек, и стала танцевать, неспешно, спокойно.

           Распахивая крылья, она показывала их красоту: бархатно-бордовые, они были обрамлены сверху и понизу голубыми кружочками-глазками в оправе белых и чёрных штрихов.  Я приблизилась к ней, чтобы полюбоваться. Но она, почуяв опасность, захлопнула прекрасные крылья, превратилась в невзрачный тёмный треугольник и замерла.  Я отошла от подоконника, присела к столу.

           Успокоившись,  моя гостья, не раскрывая крыльев, стала переступать высокими тонкими ножками, как балерина.  Это было вступление. Распахнув крылья, она протанцевала  под ромашками ещё раз и выпорхнула в окно.


           Это был мой день, мой мир красок, ароматов, звуков, метаморфозы ощущений и настроений, тихих радостей и маленьких приключений.

           Это  - главное в моей настоящей жизни. Поэтому мне дорого и близко, до слёз, стихотворение И.А. Бунина:
                «И цветы, и шмели,
                И трава, и колосья,
                И лазурь, и полуденный зной…

                Срок настанет –
                Господь сына блудного спросит:
                «Был ли счастлив
                Ты в жизни земной?»

                И забуду я всё –
                Вспомню только вот эти
                Полевые пути
                Меж колосьев и трав –
                И от сладостных слёз
                Не успею ответить,
                К милосердным коленам припав».