Теологическая проблема наблюдателя

Аркадий Костерин
   Для читателей, не знакомых с Квантовой Механикой, поясню, что наблюдатель в этой теории фиксирует факт появления классической физической реальности, то есть, факт перехода от реальности Квантового Мира в привычную нам каузальную реальность. Эта теория проверена опытом – классическая реальность микромира появляется только в присутствии наблюдателя. В отсутствие наблюдателя квантовая реальность описывается волновым уравнением, которое учитывает все возможные варианты классической реальности, существующие в неразделённом состоянии – в т.н. «квантовой суперпозиции». С позиции Многомировой Концепции Квантовой Механики, наблюдатель производит ВЫБОР конкретного варианта реальности.

    Понятие «наблюдатель» существует на всех масштабах квантования суперпозиции. Это понятие применимо и к Богу, бытие которого рассматривает теология. Эта проблема, сформулирована замечательным писателем и космологом П. Амнуэлем в его книге «Вселенная. Ступени бесконечности». Вот как она звучит в изложении одного из его героев: «Но всякий раз, когда Творец бросает взор свой – фигурально выражаясь – вы понимаете – на результат трудов своих, что-нибудь невозвратно меняется в мире, что-то происходит с людьми, с каждым из нас. Что-то непредсказуемое, часто нелепое, ещё чаще – дурное. То, что мы называем злом – не проделки несуществующего дьявола. Это результат того, что Творец наблюдает за нами.»
 
    Описанная выше коллизия совершенно не соответствует моим представлениям, которые сформировались на почве Священного Писания и Святоотеческого Предания. – Квантовый Мир, созданный Богом – это единый Квант Божественного Творения, содержащий всеобъемлющую Суперпозицию всех возможных состояний и отношений деятелей. Но, в этом мире возможна относительная динамика, обусловленная временнЫм бытием и свободной волей деятелей. Воля эта реализуется в том, что деятели выбирают из всеобщей Суперпозиции множество разнокачественных относительных реальностей, существующих параллельно на разных масштабах их взаимодействий. Из этих частных реальностей (единичных и коллективных) формируется воспринимаемый нами мир.

   Бог является Абсолютным Наблюдателем, неизменным, но включённым во временное бытие. Он знает всё, что было есть и будет во всех реальностях, выбираемых деятелями. – С одной оговоркой. – Поскольку Бог дал деятелям свободу, то Он знает все возможные варианты выбора и их вероятности, но Он отказывается знать (в осуществление Своего смирения перед свободой деятелей) в какую из альтернативных реальностей направится сознание* деятеля. Однако, Бог не безучастен к выбору деятелей, поскольку Целью Его является созидание бесконечно многообразного и прекрасного благого Мира. Поскольку в Его «руках» коммуникация деятелей, то Он создаёт тенденцию выбора деятелей на всех масштабах.

   Бог не является Наблюдателем в смысле отстранённости от действия, Он просто является Участником всех взаимодействий деятелей – от самых грандиозных до самых мельчайших (элементарных). Не забудем, что деятели – это изолированные Монады, которые могут связываться между собой и взаимодействовать только через ресурс коммуникаций, предоставляемый им извне – а именно – от Координирующего и Направляющего Центра Вселенной. Таким Центром, в рациональном смысле, является Бог в этом тварном мире. Действие предоставляемого Им ресурса я представляю как объединение сходных измерений (параметров взаимодействия) деятелей. Вот как это описано в одной из моих статей:

   «Координирующий Центр воспринимает запросы всех деятелей и связывает их друг с другом по сходным (совпадающим) измерениям. Тогда происходит сравнение таких совместимых деятелей по одинаковым параметрам (качествам), которые соответствуют общим для них измерениям. После этого начинается собственно взаимодействие, которое можно описать как последовательное выравнивание «потенциалов» или «амплитуд» одноименных качеств. Можно также описать взаимодействие, как обмен информацией, сходным образом организованной. Эта модель взаимодействий представляется мне универсальной, т.е. она пригодна для любых реализаций деятелей, например: физических, биологических и ментальных.» **

   Реализацию взаимодействий я понимаю, как последовательный опрос всех деятелей одного масштаба, т.е. существующих на базе одной коллективной Суперпозиции (одной базовой реальности). Каждый такт такого опроса выявляет полностью детерминированный мир, или срез реальности – «соотнесённое состояние» Эверетта, или своеобразную «карточку Барбура». А вот переход от одной «карточки» к другой во многом определяется свободной волей деятелей. Деятели могут пойти на взаимодействие, т.е. «последовательное выравнивание потенциалов или амплитуд одноименных качеств», а могут и отказаться. А также могут проявить различную активность в этом выравнивании.

   В процессе строительства Совершенного Мира Творец попускает страдание от несовершенных отношений деятелей, которое является необходимым элементом научения и созидания. Бог не творит Зла. Однако осуществляя свободу Своих созданий Он допускает до поры присваивание и узурпирование функций Координирующего Центра некоторыми продвинутыми деятелями, которые противопоставляют Ему свою волю. Так образовывается Центр Зла, который коммуницирует и направляет взаимодействия, не совпадающие с Божьим Промыслом. Однако Зло не поддерживается Богом и потому не укоренено в Вечности. Оно обречено на исчезновение по мере научения деятелей.

   Исходным основанием кратко изложенных здесь представлений является, в метафизическом аспекте – «Монадология» Лейбница, а в физическом и математическом аспекте – Многомировая Концепция Квантовой Механики Эверетта. Подробно мои взгляды изложены в статьях на сайте МЦЭИ (Международный Центр Эвереттических Исследований) (http://www.everettica.org/member.php3?mode=1&m=kost) а также в других статьях на ПрозаРу (https://proza.ru/avtor/amkosterin).

   Но, даже если принять постулат из книги Амнуэля, что Бог является обычным наблюдателем ментального уровня, только более крупного масштаба, то почему мы должны считать выбираемую Им реальность деструктивной или случайной? Разве ментальные наблюдатели не выявляют картину мира, соответствующую развёрнутым ими духовным измерениям? Выбор, редуцированный к физическому микромиру может, конечно, иметь случайный характер. Но разумные наблюдатели существуют в своём ментальном пространстве и в своей духовной атмосфере. А духовное пространство Бога совершенно особенное – Он Всеблаг «и нет неправды в Нём». По крайней мере, такого Бога исповедуют христиане.

   Так что «Проблема теологического наблюдателя» не имеет никакого отношения к Богу Христианства.

*Под сознанием здесь понимается механизм выбора единственной реальности, реализующий волю Деятеля, что соответствует гипотезе М.Б. Менского.

**Метафизическая основа моего мира. А. Костерин. http://proza.ru/2019/08/21/818


Июль 2020