Актриса и режиссер Цыплакова

Александр Щербаков 5
Хрупкую большеглазую девочку Елену Цыплакову зрители увидели на экране в 70-х годах и сразу же полюбили. Причём очаровательной актриса была и в роли Кэтти в «Д’Артаньяне и трёх мушкетерах», где её голову украшали прелестные кудряшки, и в образе бритой наголо Агнии во «Взрослом сыне».

Однако Цыплакова в молодости и сейчас – две разные женщины. Когда нелепая случайность подвела, казалось бы, черту под такой успешной актерской карьерой, Елена не сломалась, а просто переключила в голове некий тумблер и села за режиссерский пульт. Женщина пережила проблемы с алкоголем, однако поняла, что творит не угодные Богу дела. Вера изменила жизнь Цыплаковой, которая теперь и на съемочной площадке работает духовно.

Елена Октябревна Цыплакова появилась на свет в ноябре 1958 года в Ленинграде. Девочка росла в семье творческих людей – её родители были художниками-графиками. Детство будущей актрисы оказалось омрачено недетскими проблемами. Некоторое время Цыплакова была вынуждена жить и учиться в интернате, потому что у отца обнаружилась открытая форма туберкулёза. Эти годы были трудными - у девочки оказался довольно упрямый, мальчишеский характер. Её неоднократно наказывали за шалости.

Когда Елена вернулась домой, жизнь наладилась. Девочка отлично училась (особенно ей нравилась математика) и увлекалась спортом. Однажды в их шумный и весёлый дом заглянул друг семьи, художник Николай Юдин. А вместе с ним пришла его жена, выпускница театрального вуза Динара Асанова. Она и разглядела в юркой девочке артистку. Так началась кинематографическая биография Елены Цыплаковой.

15-летняя девушка снялась в своей первой картине «Не болит голова у дятла», которая вышла в 1974 году. Образ первой красавицы в классе Ирины Фёдоровой принёс юной актрисе известность. Режиссёры забросали молодое дарование новыми предложениями. Цыплакова с удовольствием принимала их, но при этом успевала хорошо учиться в школе.

Через год после выхода на экраны фильма Асановой Елена Цыплакова снялась в картине «Шаг навстречу». Потом были ещё два фильма – «Вдовы» и «Иван и Коломбина».

Все названные проекты зрители увидели в середине 1970-х. В это время юная актриса ещё была ученицей старших классов. Финальным перед поступлением в ГИТИС был фильм Динары Асановой «Ключ без права передачи». Цыплакова опять сыграла школьницу, причём очень похожую на неё саму – вдумчивую и серьёзную, смотрящую на мир уже взрослыми глазами.

В столичный ГИТИС Елена Цыплакова поступила с первой попытки. С её послужным списком это оказалось проще простого. Но вот учиться было сложно. Девушка продолжала сниматься. Зрители с удовольствием посмотрели мелодраму Павла Любимова «Школьный вальс».
Героиня Елены Зося Кнушевицкая очень похожа на актрису: такой же независимый и бескомпромиссный характер, такое же упрямство и нежелание следовать общепринятым стандартам поведения.

Затем появились ещё две яркие картины с участием Цыплаковой – «В зоне особого внимания» и «Ненависть». Преподаватели были недовольны бурной актёрской деятельностью студентки. Отношения с ними всё больше накалялись. Елена решила перейти во ВГИК, но и там оказалось не легче. Артистка появлялась на сцене Малого театра, чем нарушала правила вуза.

В 1979 году на экраны вышел приключенческий фильм «Д’Артаньян и три мушкетера». Цыплакова, и до того известная, проснулась невероятно знаменитой. Хотя ей самой роль Кэтти не понравилась. Легкомысленная милашка – это совсем не амплуа этой склонной к драматическим ролям артистки.

К сожалению, режиссёры, увидевшие в Цыплаковой Кэтти, уцепились именно за этот образ и начали предлагать актрисе похожие роли. Лишь Динара Асанова, «крёстная» Елены в мире кинематографа, предложила ей достойную роль в своём фильме «Никудышная».

В самом начале 1980-х Елена Цыплакова, сыгравшая уже не один десяток ролей, поступила во ВГИК. Но на этот раз – на режиссёрский факультет. Ей хотелось самой делать кино, серьёзное и с глубоким смыслом, влияющее на человеческие поступки.

Получив диплом режиссёра, Цыплакова не сразу начала снимать кино. Это был крайне сложный период в её жизни. После перенесённой болезни актриса сильно поправилась. И ей, изменившейся до неузнаваемости, ролей больше не предлагали. Зрителям запомнились персонажи той, прежней, Елены из музыкальной комедии Карена Шахназарова «Мы из джаза», матери-одиночки из мелодрамы «Счастливая, Женька!», императрицы Елизаветы из первой части истории о компании друзей «Гардемарины, вперёд»!

Режиссёрский дебют Цыплаковой состоялся в 1988 году. На экраны вышла картина «Гражданин убегающий». Дебют оказался более чем успешным. Коллегу в Елене Цыплаковой признали многие именитые режиссёры. Карен Шахназаров пригласил её в своё творческое объединение «Старт».
В следующем году вдохновлённая успехом Цыплакова сняла свой второй проект – фильм «Камышовый рай». После его просмотра многие коллеги и кинокритики выразили удивление, что режиссёром этого проекта оказалась женщина. «Камышовый рай» получил престижный приз на фестивале в испанском Сан-Себастьяне.

В 1992 году на экраны вышла ещё одна психологическая драма режиссёра. Это картина «На тебя уповаю», она о том, как человек в трудных жизненных обстоятельствах стремится вернуть своё достоинство. Некоторые зрители и критики после выхода фильма упрекнули Елену Цыплакову в излишней жестокости, показанной на экране.

В новом веке зрители и поклонники Елены Октябревны с удовольствием посмотрели новые проекты. Первым срежиссированным Цыплаковой многосерийным фильмом стали «Семейные тайны» о смертельно больном банкире, чьи дети начинают войну за наследство. Затем появились сериалы «Полосатое лето» и «Кармелита. Цыганская страсть».

Снимать «мыло» Елене не претит. Актриса и режиссер, наоборот, считает, что сериал – это способ диалога с миллионами, тогда как 1-3-серийный фильм увидят сотни тысяч. Возможно, вынесут для себя урок. Тому доказательство – рассказ подруги-адвоката, которая после выхода «Тайн» на экран заметила, что уменьшилось количество бракоразводных дел, связанных с дележом имущества.

Кроме того, сериал выступает мерилом стойкости создателей. За 100 или 200 серий авторам наверняка захочется упростить и картинку, и диалоги. Для Цыплаковой подобные ходы недопустимы. «Интеллигентные беседы героев научат людей разговаривать нормально».
В 2014 году зрители увидели сериал «Пока станица спит», совместный проект Цыплаковой и двух её коллег – Беты Недича и Александра Мохова.
Елена сочла картину уникальной хотя бы потому, что герои постоянно оказывались в ситуациях, в которые зритель, скорее всего, никогда бы не попал. С позиции режиссера, да и с человеческой, интересно узнать, как люди в реальности решали бы такие проблемы, когда попросту берется грех на душу.

Незадолго перед тем, как занять кресло за камерой, Цыплакова появилась перед ней в образе начальника женской школы снайперов в военной драме Евгения Сокурова «Цель вижу». Роль полковника Алдониной принесла артистке приз фестиваля военно-патриотического кино и премию «Золотой меч».

Первое замужество Елены Цыплаковой было ранним. Она вышла замуж за своего коллегу Геннадия. Он тогда тоже служил в Малом театре. Это был студенческий брак, который зарегистрировали в Риге. Свидетелями согласились стать Борис Галкин и Ирина Печерникова. Но пара скоро поняла, что их совместная жизнь – ошибка. Развод последовал меньше чем через год после регистрации.

В это время Елена стала дамой сердца Виталия Соломина. Конец роману положила сама Цыплакова, когда узнала, что у коллеги по Малому театру вскоре родится второй ребенок.

Личная жизнь Елены Цыплаковой изменилась в 1984 году. Молодая женщина встретила человека, далёкого от мира искусства. Врач-стоматолог Сергей Липец оказался старше актрисы на 20 лет, но это не помешало счастливой жизни пары.

В середине 1980-х, когда Елена заболела (после перенесённой операции по удалению аппендицита она начала стремительно полнеть, к тому же врачи вынесли вердикт о невозможности иметь детей), муж всячески опекал и поддерживал её.

Потом случился ещё один удар – после поездки в Африку с киноделегацией актриса заболела малярией, причём в самой тяжелой форме. Лечение едва не убило Елену. Она набрала вес до 112 кг. Наверное, пережитые испытания пошатнули этот крепкий брак, и он рухнул.

В 2005 году личная жизнь Цыплаковой наладилась. Она вышла замуж за мужчину по имени Павел Щербаков. Супруг не имеет отношения к миру искусства, а свел пару случай – Павел подвез актрису до работы. Через 6 месяцев влюбленные расписались, спустя 3 года обвенчались в московском храме Петра и Павла.

У Павла есть дочь от прежнего брака Юлия, в которой актриса и режиссёр души не чает. Кроме того, Елена не раз становилась крестной матерью коллегам по цеху, друзьям и родственникам. Среди таких – актер Егор Бероев. Позднее Цыплакова познакомила его со священником, обвенчавшим артиста с Ксенией Алферовой.

В мелодраме «Можно мне тебя обнять?», вышедшей в 2017-м, Елена сыграла маму героини Екатерины Редниковой и бабушку Майи Горбань. И дочь, и внучка доставляют женщине немало волнений: одна переживает стресс от провала на вступительных экзаменах в институт, другая попадает в опасный любовный треугольник.

В 2018 году фильмография Цыплаковой пополнилась картиной «Ласточка» с участием Ольги Фадеевой, Ильи Носкова и Михаила Химичёва. Сюжет разворачивается вокруг невинно осужденной героини, вышедшей из заключения через 15 лет. Теперь она задалась целью отомстить обидчикам.

В детективной драме «Шаг в бездну» у персонажа Елены Цыплаковой библейское имя Саломея. Родственница главного героя, матриарх семьи, оказалась единственным человеком, не отвергнувшим его невесту, которая не вписалась в установленные правила. Режиссер Дмитрий Аверин отметил, что заполучить в каст Елену Октябревну – счастливый случай.  «Она как профессионал в этом деле быстро понимала, чего я от нее хочу. Елена здорово чувствует кадр, ей не надо объяснять все детали и нюансы».