Москвич

Лариса Черепанова 2
Каждую пятницу Антон ходил после занятий пешком. Куда торопиться? В общежитии суета, все спешат домой, а его дизель уходит только в семь часов вечера. Это так скучно сидеть одному в пустой комнате и смотреть, как другие торопятся домой. А что поделать, остальные ребята уезжают раньше. Они, схватив свои спортивные сумки с вещами, бегут к вокзалу, кто автобусом, кто электричкой домой летят. Оба вокзала находятся рядом, поэтому каждую пятницу там оживлено, студенты возвращаются к родным.

В этом году Антон поступил в техникум. Деревенская школа, где он учился, девятилетка, вот и встал вопрос перед подростком, как поступить? Можно было идти в соседнее село, чтобы там окончить среднюю школу, но жить в интернате. А может быть сразу ехать в Вязьму и поступать в техникум?  Причем поступать – это уже неверно сказано, просто отдать документы. Вступительных экзаменов уже давно нет. Сдал в конце учебного года ОГЭ, и все, отдыхай все лето. Результаты экзаменов у Антона не просто хорошие, а почти отличные.  Как им быть иными, он в девятом классе один  единственный ученик был, каждый урок его одного и спрашивали. Готовиться к занятиям  нужно было постоянно, здесь за чужую спину не спрячешься. Вот такие они деревенские школы. Учеников все меньше и меньше, хотят школу закрывать, постоянно говорят об этом. Страшно подумать, что в его родной деревне и школу закроют. Клуба уже давно нет. Молодежь так в школе вечерами собиралась, а теперь где ему вечера проводить?

Решил мальчик поступать в техникум. Волновался очень. Вроде бы и небольшой городок, районный, а все-таки город, стеснялся сказать, что из деревни. У ребят телефоны дорогие с  сенсорными панелями, пальцем проведешь,  и все работает. А у него телефон старенький и простенький,  его Антону  мама несколько купила несколько лет назад, зачем менять, он и так хорошо звонит, вот только Интернета в нем нет, да и фотографировать нельзя. У Антона фотоаппарат есть, можно и на нем снимки сделать. Ребята постоянно искали вай-фай, бегали по техникуму и ловили его. Антон и говорит: «А в Москве даже в метро вай-фай». И еще когда о чем-нибудь заходил разговор, то он вспоминал о том, как это в Москве происходит и рассказывал об этом ребятам. За это его и прозвали «Москвич». А на самом деле Антон в Москве никогда не был, просто летом в их деревню часто москвичи приезжали, вот они то и рассказывали обо всех этих чудесах техники. Мальчик хотел бы попасть в столицу, сходить на Красную площадь, прокатиться на метро, сходить в Мак - Дональдс, но пока не получалось. Иногда парни подсмеивались над Антоном, что он выделяет букву «Г», «Гагарин, где», да  и в других словах. А в их деревне все гэкают. Но  ребята над ним посмеивались. Антон не обижался, стал контролировать себя, только когда забывался, то снова "гэкал".

 А так ему нравилось в техникуме: группа хорошая, преподаватели не очень строгие. Вот только в пятницу скучно было, все убегали, а он оставался в комнате общежития один. Антон по пятницам не торопился, всегда шел пешком от техникума до общежития. Идти было минут тридцать, но он и дольше ходил пешком, для него это не расстояние. Каждый раз он старался идти другими улицами, чтобы получше рассмотреть город. И вот как-то однажды зашел в другую сторону, он давно видел купола церкви, но все никак не мог зайти туда, а вот сегодня ноги сами привели его. Посмотрел на указатель «Иоанно-Предтеченский монастырь». Раньше он никогда не был в монастыре, но так захотелось зайти внутрь, что даже пот выступил. И Антон пошел под аркой входных ворот. Интересно, а шапку нужно снимать или нет. Женщинам наоборот нужно платком голову повязывать, а вот как быть мужчинам или парням? На всякий случай стянул с себя трикотажную шапку и сунул ее в карман куртки. Антон сразу увидел огромную фигуру мужчины, подошел поближе и прочел: «Герасим Болдинский». Парень остановился и осмотрелся по сторонам, куда теперь идти? И вдруг к нему подошел человек в рясе.

- Что такое? Первый раз у нас, молодой человек?
Антон кивнул головой и покраснел.
- А что краснеете,  - вновь спросил незнакомец,  - пойдемте со мной я вам все расскажу и покажу.
 И паренек двинулся за священником.

- Давно это было. - Начал спутник неторопливый рассказ.- В 1535 году неподалеку от небольшого  уездного города Вязьма, на холме появилась небольшая келья, а жил в этой келье с виду ничем не приметный человек. Но это только казалось, что он самый обыкновенный, он был сильный духом. А имя ему было Герасим Болдинский. Несколько лет прожил он в этой келье, праведную жизнь вел.

- А что значит праведную?  - Спросил паренек.
- По совести жил, не лгал, не желал зла людям, помогал всем кому только в силах был помочь.
- Так вот, много лет назад монастырь здесь основал преподобный Герасим Болдинский.

Служитель легонько подтолкнул паренька, и они вместе пошли по территории монастыря. Антон смотрел по сторонам. Вот колодец, под  деревянной крышкой. Ну, это понятно, чтобы от дождя и снега уберечь, да и чтобы дождь в колодец не попадал. Рядом ведро, несколько кружек, надпись о том, что вода святая, брать ее нужно в меру, на землю не выливать.
А собеседник повернулся к скульптуре старца, которая как раз и находилась возле колодца и продолжает свой рассказ.
 
- Преподобный Герасим Болдинский, в миру Григорий, родился в 1490 г. в Переславле-Залесском. В раннем детстве он часто посещал храм Божий. Узнав о святой жизни преподобного Даниила Переяславского, 13-летний Григорий со слезами просил старца принять его к себе в Горицкий монастырь. Преподобный принял мальчика послушником и в скором времени постриг с именем Герасим. Новоначальный инок ревностно совершал подвиги поста и молитвы, усердно помогал старцу в построении храмов и келий и служил бедной братии своим ремеслом – он был сапожником. Вскоре о нем как о строгом подвижнике стало известно в Москве. Вместе со своим учителем он был вызван в столицу, где встречался с царем.
- Как с самим царем виделся? – не удержался паренек,  - он же простой был, как его к царю в палаты пропустили?

И пока священник рассказывал о том, как Григорий в царский терем попал, то Антон мысленно себя на его месте представил. Вот он, простой паренек, оказался в Москве, в Кремле и его сам президент у себя встречает, в комнату ведет, разговаривает с ним.

- О, да ты меня совсем не слушаешь,  - прервал его мечтания собеседник,  -я смотрю, ты уже в мыслях далеко отсюда улетел. Пойдем, я тебе наш огород покажу.
И они от колодца пошли к участку, засаженному овощами.
- А зачем столько капусты?- Удивился Антон.
- Так пост сколько времени длится? – Вопросом на вопрос ответил священник.
А сам неторопливо стал рассказывать об основателе дальше.

- Земная слава тяготила подвижника, и после 26-летнего пребывания под руководством преподобного Даниила святой Герасим, получив благословение старца на отшельничество, поселился недалеко от города Дорогобужа в Смоленской земле, в диком лесу, населенном змеями и зверями. Святой много раз подвергался нападениям разбойников, но кротко и терпеливо сносил все обиды и молился за обидчиков. Для пропитания своего он повесил кузовок на дереве у дороги: проходившие клали туда куски хлеба, но и эти куски иногда отбирали другие бедняки, за что преподобный только благодарил Бога. Впоследствии явился у него сторож его кусочков – ворон; если недобрый человек подходил к кузовку, ворон поднимал крик и, летая, бил крыльями по лицу нежеланного посетителя, а хищным зверям даже выклевывал глаза и обращал их в бегство.

- Это хорошо иметь такого товарища как ворон,  - произнес Антон задумчиво,  - вот только птица какая-то...

Он передернул плечом.
– Ну, в общем, не очень-то, вот был бы орел или сокол, это да.
- А ты не смотри на то, что ворон больших хищных птиц сопровождает, что падалью порой питаться приходится, но у него и свои качества есть положительные. Ведь вороны, как и лебеди птицы очень верные, они пару создают один раз и на всю жизнь, это тебе не пташки малые, что каждую весну новую пташечку себе выбирают. Вороны - верные птицы.

Антон от неожиданности даже остановился. Про лебедей он слышал, про лебединую верность, про то, что, оставшись один, лебедь может высоко подняться в небо, сложить крылья и броситься на землю, чтобы разбиться. Бабушка даже иногда, когда у нее настроение хорошее, песню поет:

Ты прости меня, любимая,
За чужое зло,
Что мое крыло, счастья не спасло…

- Не веришь,  - усмехнулся священник,  -  в Интернете посмотри, там все написано.
- Я в книжке посмотрю,  - сказал Антон,  - в энциклопедии. Я не очень-то Интернету доверяю.
Не говорить же, что у него телефон без Интернета. Еще посмеется.

- Но не задержался здесь надолго Герасим преподобный, дальше отправился.
По особому ведению он перешел на Болдину гору, где у источника стоял огромный дуб. Местные жители избили его палками и хотели утопить, но, убоявшись ответственности перед начальством, наклеветали на него наместнику Дорогобужа и подкупили сего наместника прогнать старца. Наместник хотел уже посадить Герасима в тюрьму как бродягу. Преподобный Герасим терпеливо переносил издевательства, молчал и молился. И в это время к наместнику прибыл царский посланник из Москвы. Увидев святого Герасима, он поклонился и попросил у него благословения, так как ранее видел святого вместе с преподобным Даниилом у царя. Наместник испугался, тотчас же просил прощения у старца, обещал ограждать его от нападений и даже пожертвовал ему на устройство обители. С этих пор св. Герасим стал принимать к себе желающих иноческого подвига, и собрались к нему братия.

Антон стоял и внимательно глядел на собеседника. Вот как, оказывается, бывает. И возле Дорогобужа монастырь основал, и в Вязьме, и в Брянском лесу на реке Жиздре.

- Перед кончиной преподобный Герасим призвал к себе игуменов и иноков основанных им монастырей, рассказал им о своей жизни и дал последние наставления. Преставился преподобный Герасим 1 мая 1554 года.
Но мы помним о нем, в молитвах своих вспоминаем, молимся за его душу.

После этого они подошли к красивому зданию с луковками на макушках.

- Это пятикупольный Троицкий собор. Он пострадал сильно во время войны, но сохранились фотографии и чертежи земляка нашего, архитектора известного
Петра Барановского, так вот, благодаря им восстановили храм божий. А ты где учишься? Какую профессию выбрал для жизни?
- В техникуме учусь, я строителем стану.
- Какой путь прекрасный избрал ты, отрок, благословлю тебя на дела добрые, ведь благодаря таким людям как ты, не только новое строится, но и старое восстанавливается, нужная профессия, да помоги тебе Бог.

Долго еще Антон ходил по территории монастыря, его собеседник ушел, сославшись на службу, а паренек смотрел на лики икон, на купола собора, на  памятник Герасиму Болдину, и его охватывало какое-то чувство гордости, словно и он, как Барановский или строители восстановил этот храм.

«Закончу техникум, тоже буду реставрировать старинные здания,  - решил он, покидая монастырь,  -  а сюда я еще и в следующую пятницу зайду».


2016 год, июнь-октябрь