15. Бяки-буки

Светлана Каплун
П.С.

    Почему-то вспомнилось мне поутру про Джгантию. Посмотрела. Хочу поделиться некоторыми соображениями.

    Для начала, раз уж я помянула Махабхарату, то понятно, что царь ядавов Шура и брат его царь Кунтибходжи жили не в Индии, а где-то в другом месте, ибо арии в Индию откуда-то пришли. Пожалуй, не будем на этом зацикливаться. Чем же меня заинтересовала Джгантия?

    Джгантия (мальт. Ggantija), букв. «башня гигантов» — наиболее ранний мегалитический храмовый комплекс на острове Гозо (Гоцо) у побережья Мальты. Состоит из двух гигантских храмов, сооружённых в эпоху неолита (около 3600—2500 гг. до н. э.). Где здесь "башня", я не знаю, поскольку "великан" на мальтийском ggant (джгант), что близко к др.гр. гигасу и, вероятно, Игигу. Главное, построен он из больших камней какими-то великанами.

    Находится Джгантия на оконечности плато Шаара (кстати, Шаара второй по величине город на Гоцо после Надура). А в городе Бордж ин-Надур, мальт. «крепость на холме» (помните мою версию про Ана-толию?) тоже обнаружены руины мегалитического храма (около 2000—1600 гг. до н. э.) и останки укреплённого поселения эпохи бронзового века. Находится город на скалистом отроге между реками Зембаг (так и не нашла, что подразумевалось под Зембаг).

    Интересен также Таршиенский храмовый комплекс — археологический комплекс у г. Таршин (около 2800 г. до н. э.). На востоке от него видны руины ещё одного, небольшого и более древнего храма, который датируется около 3250 г. до н. э. Кроме того, в центре Южного храма сохранились свидетельства кремации, что говорит о повторном использовании храма в качестве кремационного кладбища в эпоху бронзового века. Кстати, обычай кремации в Индию именно арии и принесли.

    По названию храма Таршиен назван археологический период («таршиенский период», или «таршиенская фаза») доисторического периода Мальты, когда сицилийская культура Капо-Грациано обладала значительным сходством с мальтийской, либо даже была её местным вариантом. А на Сицилии жили сикулы. Сикульские некрополи обнаружены в Панталике и в Ното (близко к Надуру?). Про сикулов известно, что они индоевропейцы и ранее, вероятно, жили в Лации. А теперь в Румынии живут венгры-секеи (лат. Siculi). И гуцулы. Правда, сейчас вся Гуцульщина, за исключением 8 сёл в румынской части Буковины и нескольких сёл на Мармарощине, расположена на территории Украины.

    А ещё, мегалитические башни-нураги обнаружены на о. Сардиния. Античные авторы считали первым сардинским городом Нору, а его основателем — Норакса. Норакс — в древнегреческой мифологизированной истории сын Эрифии (дочери царя Тартесса, великана Гериона) и Гермеса. Хотя  археологическое присутствие иберов в Норе не засвидетельствовано, но в тексте «норийской стелы» — камня с финикийской надписью IX—VIII века до н. э., восстанавливается топоним Trss. Это упоминание Тартесса (Таршиша) указывает на возможные связи финикийских поселений Сардинии с Испанией.

    Что такое Зембаг? Это мне сразу же напомнило о реке Зима, что где-то возле Байкала и бурятов. Но искать, скорее всего нужно где-то ближе. В Африке!

    Замбия.  Граничит на юге с Мозамбиком, Зимбабве, Ботсваной и Намибией. Столицей государства и крупнейшим городом является Лусака. Город основан в 1905 году как железнодорожная станция Лусака, названная по имени вождя соседней деревни из племени ледже. На этом всё интересное про Лусаку заканчивается. Разве что опять вспомнить про "иберов".

    Лузитаны — древнее племя индоевропейского происхождения, обитавшее на юго-западе Пиренейского полуострова, по одной из версий с VI века до н. э., по другой — с начала I тыс. до н. э. Современные португальцы считают лузитанов своими предками. Кстати, в лузитанском имеется ряд нехарактерных для кельтов сближений с италийскими языками (вспомним про сикулов). Первой занятой лузитанами областью была, по всей видимости, долина реки Дуэро и провинция Бейра Алта. Первоначально провинция Лузитания включала также территории Астурии и Галисии. Я пока не утверждаю, что лузитаны зачем-то ходили в Африкку.

    Гораздо интереснее, что в одном регионе Африки обнаруживаются три страны с интересующим меня созвучием. Итак, Замбия. Название происходит от гидронима Замбези. Территория современной Замбии была заселена с древнейших времен. В конце 1-го тыс. до н. э. — начале н. э. койсанские племена собирателей и охотников были рассеяны несколькими потоками массовых миграций бантуязычных племен, пришедших с севера, из Центральной и Западной Африки, а также южных племен нгони. Замбия считается одним из древнейших центров возникновения металлургии железа в Тропической Африке. На её территории до прихода европейцев существовал ряд небольших раннегосударственных и племенных объединений — Бемба, Восточная Лунда и Биса.

    Топоним «Мозамбик» происходит от имени местного султана Мусы бен Бика, правившего на острове у северо-восточного побережья современной территории страны. Изначально территорию Мозамбика населяли племена бушменов и готтентотов, занимавшихся охотой и собирательством. В V—IX веках пришли племена банту.

    Зимбабве. Первоначально территорию Зимбабве населяли народы, говорившие на койсанских языках, близкие по культуре современным их носителям. Примерно с IX века н. э. существуют свидетельства заселения нынешнего Зимбабве достаточно развитой культурой, которую принято считать принадлежащей народу гокомере, предкам нынешних шона. Они основали империю Мономотапа, столицей которой был город, развалины которого ныне известны как Большой Зимбабве. К середине XV века, когда на побережье Индийского океана появились португальцы, это государство охватывало почти всю территорию Зимбабве и часть Мозамбика. После столкновений с португальцами империя развалилась, хотя её обломки в виде государств племени каранга сохранялись до начала XX века. Поэтому арабский купец Муса бен Бик, наверное, имел какое-то особенное происхождение...

    Большой Зимбабве. Город был основан ок. 1130 г. н. э. и существовал в течение двух-трех столетий. Город был поделен на два района. Основная масса жителей (их было не менее десяти тысяч человек) ютились в соломенных хижинах, знатные люди селились в специально огороженных районах города. Большая часть архитектурных сооружений — каменных башен, монолитов и алтарей — была предназначена для молитв. Слово «зимбабве» помимо основного значения — «каменные дома», имеет и дополнительное — «дома поклонения». В основном здесь молились богам, «ответственным» за дождь, а значит, за богатый урожай. Главным богом местного племени был творец — Мвари. Племя мбире поклонялось также мбондоро — духам правящих династий.

    Да. Шона говорят на языке шона, относящемся к языковой группе банту. Банту... Анты... Имеют ли эти банту какое-то отношение к вандалам, чье королевство в Северной Африке прекратило своё существование в 534 году? Вполне возможно. Рассеявшиеся по Африке предположительно германцы-вандалы должны же были где-нибудь "осесть". Но дело в том, что ещё до прихода вандалов в Африке уже присутствовала мужская гаплогруппа R1b (вспомните фараона Тутанхамона).

    10 500 лет назад, когда коровы окончательно были одомашнены, R1b распалась на две ветви — V88 и M269. V88 стали двигаться в южную сторону и достигли территории Леванта и Египта. Археологические раскопки подтверждают данную теорию миграции, поскольку продвижение V88 чётко отслеживается по находкам крупного рогатого скота. В Сирии найдены остатки коров возрастом 10 000 — 9500 лет назад. Затем находки обнаруживаются в Леванте и Египте, возрастом 9 000 — 8 500 лет назад (Набта — Плайя, Бир Кисейба). После Египта V88 продолжили движение в Африку и освоили Северную Африку и после достигли Восточной Африки. Возможность такой активной миграции скотоводов обусловлена тем, что в период неолита между 9 250 — 5 250 лет назад, климат Сахары был намного влажнее современного состояния, оазисов было больше, водные ресурсы не были сильно истощены.(Вики). Считается, что это доиндоевропейская ветвь R1b. По версии ООН и Замбия, и Зимбабве, и Мозамбик расположены в Восточной Африке.

    Шли ли вандалы сюда по следам фараонов? Или, скорее, по давней памяти о гарамантах?

    Гараманты — древний народ Сахары. Впервые упоминаются Геродотом (около 500 г. до н. э.) как «очень великий народ» (судя по археологическим данным, их государство возникло намного ранее, в конце II тыс. до н. э.).  Предполагается, что они были одним из тех «народов моря», которые вторгались в Северную Африку в XV—XII веках до н. э. Земли гарамантов включали в себя весь Феццан, юг Триполитании и западную часть Мармарики. Мармарика — историческая область, располагается между дельтой Нила и Киренаикой, на юге ограничивается условной линией от Авгильского (совр. Джалу) до Аммонского (совр. Сива) оазисов. Кстати, первые волны миграции бантуязычных племён пришли в Замбию в конце 1-го тыс. до н. э. Что ж... Значит, по следам гарамантов.


П.п.с.

    Вот подумалось... Иегова явно от "эго" (я, самость), готы от Gott, эллины тоже от Эля (Илу). А почему "анты"? Но ведь есть и такой бог! Инти.  Бог Солнца в мифологии инков. Лично я не сомневаюсь, что до тех дальних краёв добирались ещё во времена фараонов! А что означает имя Инти? Да вот:  интимный, из лат. intimus «нижний; самый внутренний; задушевный», превосх. степень от interior «внутренний, глубинный», далее из inter- «между». Между кем? Очевидно, между людьми и Виракочей ("вира", кстати, тоже итальянское слово; а там, где Италия, там и этруски).


    П.п.п.с.

    Раз уж на то пошло… Замбия, Мо-замби-к, Зимбаб-ве… Зомби? Но сперва я обращу внимание на другое.

    Забаба. Общинный бог Киша, шумерского города в 18 км к северо-востоку от Вавилона,  основанного в конце IV тысячелетия до н. э. на месте более древних поселений. Изображался в виде орла. За-баба и Bab-ilim (врата бога). Кстати, про бабуина так не говорят, но он и произошёл «от неустановленной формы».

    Киш. В XXVIII веке до н. э. был центром 1-го объединения шумерских племён. Первоначально список правителей I династии Киша открывался Этаной. Затем к началу кишского списка (перед Этаной) был добавлен перечень местных семитских родоначальников и тотемов, который по своему происхождению, видимо, не имел отношения к перечню «царей». Около 3500 года до н. э. здесь появляется древнейшая клинописная письменность (табличка из Киша).

    Что могло означать имя Этана? Во-первых, это и тюркское «ата» (отец, предок), и «дон, адонай-господин», и Тенгри, и этрусский громовержец Тиния. Кстати, название вулкана Этна, что в Сицилии, выводят из древнегреческого айтос— «пламя».

    Конечно, в имени Забаба отсутствует буква «м». Но! Забаба известен ещё и как Замама! Ничего удивительного, если обратиться к грузинскому языку, где дед babua, а папа mama. Поэтому Забаба определённо был мужчиной. Другой вопрос, почему отражение этого сохранилось в грузинском языке, а не в арабском… Но ведь и в санскрите папа – это «баба». Момент, конечно, интересный. Дело в том, что у многих шумерских богов в имени есть женская приставка «нин-госпожа» (Наннар, Нинурта и др.). Это тема для отдельного исследования. А теперь, что известно про «зомби»?

    Происхождение понятия «зомби» остаётся до конца неясным. Оно попало на Гаити через рабов, вывезенных в начале XVII века из западноафриканского государства Дагомея (современные Бенин и Нигерия). По одной версии — это искажённое «нзамби», что на африканских языках банту означает «мелкое божество» или «душа мертвеца». По другой — это видоизменённое западноафриканское диалектное «жамби», что значит «привидение». Существует также теория, по которой словом «зомби» когда-то называли огромного чёрного змея из африканских поверий, извечного врага солнца, света и радости.   

    По поводу змея ничего сказать не могу (разве что «жаба» и «жабра», сравнимая с авест. zafar; «пасть, рот».). А с Забабой связана вот такая легенда:

   «Этана был набожным, богобоязненным царём, но был проклят бездетностью и не имел наследника своего имени. Его заветным желанием было поэтому добыть «растение рождения», но оно находилось на небесах вне досягаемости смертного. Для того чтобы попасть на небеса, Этана заручился помощью орла, спасённого им из ямы, куда его бросила змея, чью дружбу он предал и чьих детёнышей сожрал. С огромной высоты земля показалась Этане не больше «борозды», а море — «миской с похлёбкой». Когда же они вовсе пропали из вида, Этана испугался … — на этом текст обрывается. Конец истории до сих пор найти не удалось. Конечно, Этана на небесах не остался, ибо судя по погребальной песне с таблички из Музея имени Пушкина, а также семнадцатой табличке аккадского эпоса о Гильгамеше, мы застаём Этану в Нижнем мире, куда неизбежно попадают все смертные, независимо от их славы. Судя по тому, что Этане, согласно «Царскому списку», наследовал его сын Балих, ему всё же удалось завести ребёнка…» Балих, конечно, может быть и Ваал, но это не отменяет санскритского «бааликаа» девочка и «баала» мальчик.

    И, пожалуй, перевернём страницу.

---------------------------



    Страницу-то я перевернула, но тема осталась. Видимо, искать нужно было одновременно и ближе, и дальше.

    Кто такой зомби? Это оживлённый труп или живой человек, полностью потерявший контроль над собой и своим телом или подчиняющийся чьим-то приказам. Т.е. вот человек, но подразумевается, что есть ещё кто-то второй и более главный. И слово «зомби» вроде как из языка банту.

    Но вот в греческой мифологии я узнаю про Симплегады. Они, конечно, «сталкивающиеся». Скалы, плававшие у входа в Понт Эвксинский. Сталкиваясь, они уничтожали корабли. Источником для мифа послужили Кианейские острова — два небольших скалистых острова, которые при выходе из фракийского Босфора в Понт были опасны для мореплавания и, по преданию, до похода аргонавтов были плавучие и сшибались. Симплегады, в переносном смысле, означают двустороннюю одновременную опасность. Т. е. понятие парности в Симпле-гадах присутствует.

    Ещё одно греческое слово. Симпатия. Происходит  от греч. sympаtheia «сочувствие, сострадание»; из sym- (вариант syn-) — с, вместе + pathеo — страдаю, от pаscho «испытывать, страдать». Постоянная основа получается sympа. И опять-таки, парность.

    А теперь не из греческого. «Например» —  нем. zum Beispiel или «пример» — англ. example, ит. Esempio. Узнаёте основу? (Да, согласные «оглушились»). А что значит «пример»? Он, конечно, от греческой «мерос» (часть). Но это и образец, что подразумевает возможность быть на него похожим. Опять парность.

    И опять греческий: символ. Происходит от др.-греч. sуmvolon «знак, примета», далее из symvаllo «бросаю вместе», далее из sym- «с, совместно» + vаllo «бросать».



    А теперь отвечу, почему искать нужно было ближе. Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два храма во время правления Рамсеса II (ок. 1279—1213 годы до н. э.). Находится в Нубии, близ современной египетско-суданской границы. Названа в иероглифических надписях «священной горой». Современное название Абу-Симбел произошло от древнего, вероятно, нубийского, Ипсамбул. Большой храм был воздвигнут в честь самого фараона Рамсеса II и посвящён богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху; другой, поменьше, — воздвигнут в честь первой жены Рамсеса II, царицы Нефертари Меренмут, и посвящён богине Хатхор. В первом из них, построенном после победы над хеттами, изображён царь, поклоняющийся самому себе, то есть его божественный образ, которому поклоняется царь-человек. На восточном фасаде, у входа в храм, высечены в скале четыре колоссальных изображения трёх богов — Амона, Ра-Хорахти и Птаха — и самого царя (всем четырём статуям, однако, придан облик самого Рамсеса II). И здесь просматривается парность, подобие.

    Напомню, «зомби» означает «душа мертвеца». А вот арабское sinbel — колос. А где обитают души мертвецов? Вот Осирис пребывает в мире мёртвых и изображается серо-зелёным, как царь растительности. Колос умрёт и падёт в землю, но каждое зерно из него прорастёт новым колосом. Если мы обратимся к космогонии инков, то в подземном мире Уку Пача обитали бог смерти Супай, умершие айя, мумии мальки, долженствующие родиться муху и семена растений.

    Казалось бы, где Сирия-Финикия и где финны! И тем не менее. Сампо (из праарийского *stambhas «мировой столп») — в карельском народном эпосе единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья (onnen), благополучия и изобилия. В карельских рунах и в поэме Элиаса Лённрота «Калевала» Сампо представлено в виде волшебной мельницы. «Изменилось Сампо в Похьёле, Сшитый обод сшит: В нём и пашня, В нём и место для посева, В нём урожая всего залог…» Крышка мельницы символизирует усеянный звёздами небесный купол, вращающийся вокруг центральной оси — опоры, на которой покоится весь мир. Историк В. Я. Петрухин отмечает, что основание Сампо в представлениях финнов — это лягушка. Лягушка, таким образом, как хтоническое существо, оказывается одной из основательниц мироздания.

    Вот такое у меня получилось отклонение в разговоре об антах. Ещё прошу учесть разброс в хронологии, ведь понятия и термины со временем изменяются. Даже Индия… Разве мы знаем, как она называлась до прихода туда ариев? Ведь название «Инд», Sindhus (греч. Indoi) они принесли с собой. Но для меня важнее, что, не смотря на Асию в целом, существует также и Анатолия-Анталья.