Полабские славяне

Константин Рыжов
                1. Племена Полабских славян

Начиная с VI  в. южное побережье Балтийского моря стало заселяться племенами полабских славян-венедов (http://proza.ru/2011/06/12/1086). К началу IX в. они образовывали четыре племенных общности или союза.

Крайний северо-запад славянского мира, низовья Лабы и лежащее к западу побережье занимал племенной союз ОБОДРИТОВ (ободричей, бодричей).  Согласно «Баварскому географу»  сер. IX в., изначально их племенной союз  состоял из четырех племен: собственно бодричей, вагров, полабов и варнов. (Местные германцы, оставившие  в наследство варнам и ваграм свои названия, быстро ославянились). Уже в VIII, потеснив германцев,  в лесистых землях по левому берегу Лабы обосновались  небольшие славянские племена древан и смолинцев (смоличей). Еще одно племя, причисляемое к конфедерации ободритов – глиняне – жило по берегам  Эльдены, правого притока Лабы, южнее бодричей и варнов. К числу ободритов относились также руяне – жители острова Руяна (Рюген), но неизвестно входили ли они когда-нибудь в их политический союз. Это племя всегда предпочитало держаться обособленно.

К востоку от ободритов располагались земли ЛЮТИЧЕЙ (вильцев, вельтов). В их союз входили племена доленчан (гломачей), ратарей, хижан, черезпенян, стодорян (гавелян), спревян,  укран, брежан и моричан.

Южными соседями лютичей были ЛУЖИЧАНЕ (лужицкие сербы, сорбы). К VIII в.  они  образовали союз племён, в который вошли населявшие междуречье Заале и Лабы далеминцы, колодичи, сиуслы, житичи, худичи, нелетичи, нуджичи и другие племена.

К востоку от лютичей от устья Одры до устья Вислы расселились ПОМОРЯНЕ (поморы, померяне). Нужно полагать, что это было новообразование: так стали именоваться славяне — носители суковско-дзедзицкой культуры, расселившиеся в приморских землях. Миграция осуществлялась вниз по поречью Одры, и первой оказалась освоенной славянами западная часть Поморья. Затем они продвинулись на восток и стали соседями пруссов. На юге земли поморян доходили до реки Нотечи. К этому союзу относили племена  волинян, пыжичан и кашубов.

                2. Ободриты

На западе, по Лабе, ободриты граничили с саксами. Восточная граница ободричей проходила по землям варнов, от побережья южнее Руяны. Каждое племя имело свой племенной центр: вагры – Старгард (Ольденбург), Любиц (Любек) и Плуна (Плен), полабы – Ратибор (Ретцебург), бодричи – Велиград (Мекленбург или Рерик) и Микулин (Висмар), варны - Росток.

Каждое из этих племен управлялось своими вождями, имело своих богов и городища. Гельмгольд в своей «Славянской хронике» пишет о Старгарде: «Расположенный, как говорят, в земле вагров, в западной части побережья Балтийского моря, он является пределом Славии. Этот город был некогда населен храбрейшими мужами, так как, находясь во главе Славии, имел соседями народы данов и саксов, и всегда все войны или сам первый начинал или принимал их на себя.  Говорят, в нем некогда бывали такие князья, которые простирали свое господство на земли бодричей, хижан и тех, которые живут еще дальше».

О богах ободритов и их верованиях Гельмгольд сообщает следующее: «Помимо рощ и божков, которыми изобиловали поля и селения, первыми и главными были Прове (бог вагров), Жива (богиня палабов) и Редегаст (бог бодричей).  Им предназначены были жрецы и приносились жертвы и для них совершались многочисленные религиозные обряды. Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят богам своим жертвы волами и овощами, а многие и людьми – христианами, кровь которых, как уверяют, доставляет особенное наслаждение богам. После умерщвления жертвенного животного жрец отведывает его крови, чтобы стать более ревностным в получении божественных прорицаний, ибо боги, как многие полагают, легко вызываются посредством крови. Совершив, согласно обычаю, жертвоприношение, народ предается пиршествам и веселию.

Во время пиров и возлияний славяне пускают в круговую жертвенную чашу, произнося при этом заклинания от имени богов, а именно, доброго бога и злого, считая, что все преуспевания и несчастья направляются злым и добрым богом. Злого бога они называют Чернобогом.

Среди множества славянских божеств главным является Святовит, так как он самый убедительный в ответах.  Рядом с ним все остальные почитаются как бы полубогами. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека. Из всех славянских земель посылаются установленные пожертвования на жертвоприношение Святовиту… К своему божеству славяне относятся с удивительным почтением, они нелегко приносят клятвы и не терпят, чтобы достоинство его храма нарушалось даже во время неприятельских нашествий…

И случилось, что по дороге пришли мы в рощу, единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу этой рощи Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной, искусно сделанной оградой, имевшей двое ворот. Все города изобиловали пенатами и идолами, но это место было святыней всей земли. Здесь был и жрец и свои празднества, и различные обряды жертвоприношения. Сюда каждый второй день недели имел обыкновение собираться весь народ с князем и жрецом на суд. Вход во двор разрешался только жрецу и желающим принести жертву или тем, кому угрожала смертельная опасность, ибо таким здесь никогда не отказывают в приюте…

У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни покрывают  невообразимые изваяния своих идолов храмами, у других  божества населяют леса и рощи (как Прове) – они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они  посвящают поля, леса, горести и радости, они признают единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он всемогущий, заботится лишь о делах небесных, а другие боги, повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе стоит он к этому богу богов».

Об обычаях славян тот же автор сообщает следующее: «Славянам свойственна ненасытная жестокость, почему они не переносят мира и тревожат с суши и моря примыкающие к ним страны. С особой жестокостью они мучают христиан… Гостеприимство и попечение о родителях занимают у славян первое место среди добродетелей… Славяне, совершенно пренебрегая выгодами земледелия, долгое время занимались разбоем. Свои всегда готовые к бою руки они направляли на морские вылазки и все свои богатства полагали в кораблях, они не затрудняли себя постройкой домов, предпочитая сплетать себе хижины из прутьев».

                3. Руяне

В конце VIII в. с появлением данов на Руяне исчезают следы присутствия велетов (лютичей) и начинается строительство собственных градов. Можно заключить, что руяне с помощью скандинавов выбили велетов со своего острова. Политическими центрами руян были  Ругард и Аркона. Наряду с ними стали быстро расти подчинявшиеся им торговые поселки, наподобие скандинавских виков. Старейшим из них, как считают, был Ральсвик на островке перед морской бухтой. Здесь располагалась торговая пристань, работали ремесленники. Ральсвик быстро стал важнейшим на Руяне центром торговли со Скандинавией.

Политическое могущество руян быстро возрастало, пока они не стали доминировать над соседями. «Среди островов, населенных славянами, - пишет Адам Бременский, - должен быть выделен Рюген. Им владеют руяне (раны, руны, руги, русцы, рутены), очень храброе славянское племя, без решения которого, согласно законам, не принимается никакое общественное постановление. Их боятся, поскольку они находятся в тесных сношениях с богами, или скорее с демонами, которым они воздают больше почитания, чем остальные… Острова полны пиратами и кровожадными разбойниками, которые не щадят никого из проезжающих мимо. Всех пленников, которых другие обычно продают, они убивают».

Начало Арконы как культового центра относится к IX в. В ней уже тогда находилось святилище, где ежегодно после сбора урожая (поздним летом) совершалось жертвоприношение. «Раз в году, -  пишет Саксон Грамматик, - после урожая, устраивает толпа со всего острова перед храмом с идолами божков после приношения животных праздничный пир во имя веры. Жрец, вопреки всеобщему обычаю отличающийся длиною своей бороды и волос, за день до этого убирает святилище, куда он один может входить, тщательно очищая метлою; он при этом остерегается, чтобы его дыхание не проникло внутрь храма; каждый раз, когда ему нужно выдохнуть  или вдохнуть, выбегает он наружу, чтобы божество не было осквернено дыханием смертного. На следующий день, когда народ собирается снаружи, осматривает он тщательно кубок, который забирает у изображения божка, если жидкости убавилось, усматривает он в этом указание на нехватку в наступающем году и велит приберечь плоды для грядущего времени. В противном случае объявляет о времени изобилия. Вылив старое питье, наполняет кубок новым. Молит в торжественных словах добра и побед. Отпивает из кубка большой глоток и возвращает его в десницу идола. В жертву приносят изготовленный из меда пирог величиной с человека.

Ежегодно причитается идолу с каждого мужа и с каждой женщины по монете. Ему уделяют третью часть от военной добычи.  Бог имеет на своей службе 300 отборных коней и столько же всадников, вся добыча которых, приобретенная войной или разбоем, состоит под надзором жреца. В храме собрано множество денег.

У божества есть конь белого цвета. Святотатством считается вырвать волос из его гривы или хвоста. Лишь жрец имеет право ухаживать за ним и садиться на него. На этом коне, по мнению руян, Святовит ведет войны против врагов своего святилища. Считается особым знаком, если он, стоя в ночное время в стойле, так сильно покрывается потом. От этого коня принимают предсказания…

В святилище в Арконе была установлена огромная, превосходящая человеческий рост фигура с четырьмя головами и столькими же затылками. Бороды были изображены бритыми, волосы остриженными (как это было в обычае у руян). Неподалеку от идола висели узда, седло и прочие знаки власти божества (в том числе меч чудовищной величины, рукоять и лезвие которого выделялись серебряной поверхностью)».

О руянах писал также Адам Бременский:   «Это кровожадное племя, обитающее в сердце моря, преданное сверх всякой меры идолопоклонству. Они занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитый храм. Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никому дани не платят, будучи неприступны из-за трудности своего местоположения. Народы, которых они подчинили себе оружием, принуждаются ими к уплате дани их храму.   Жреца они почитают больше, чем короля. Войско свое они направляют, куда гадание покажет, а одержав победу, золото и серебро относят в казну бога своего, остальное же делят между собой».

Со второй половины IX в. рюгенские славяне и поморяне снаряжали крупные флотилии, многократно отражали набеги датчан и в свою очередь нападали на датские острова, даже заселили некоторые из них. С поморянского побережья Балтики в это время были организованы экспедиции против Готланда, Эланда и в Южную Швецию.

                4. Лютичи

Центром всего союза лютичей считался Менцлин.  Помимо него каждое племя имело свой центр: хижане (кессины) –  Кессин, черезпеняне (жиржипане) – Суков и Тетеров,  ратари (редарии)  – Ретру, доленчане (гломачи) – Дымин (Демнин), стодоряне (гавеляне) – Бранибор (Бранденбург), брежане – Хоболин (Хафельберг) и т.п. Каждое из них управлялось своими вождями и имело своих богов.

Самым знаменитым  племенем лютичей были ратари. «Из всех славян, - пишет Адам Бременский,  самыми могущественными являются ратари, живущие в центре. Их город – всемирно известный Ретра  - седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост (Радигоще).  Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе 9 ворот и со всех сторон он окружен глубоким озером (Толлен). Для переходя служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы.…» Вокруг, как свидетельствует Титмар Мерзебургский, город был окружен огромным неприкосновенно-священным лесом. «Двое ворот этого города, - продолжает хронист, - открыты для всякого, кто хочет войти; а третьи ворота, с восточной стороны и самые малые представляют дорогу к морю… В городе нет ничего, кроме капища, которое искусно сделано из дерева и вместо основания поддерживается рогами различных зверей. Извне стены этого капища украшены разнообразными изображениями богов и богинь удивительной скульптуры, как кажется тем, которые смотрят на них; а внутри стоят боги рукотворные с вырезанным именем каждого, страшно одетые в шлемы и панцири». О волховании жрецов Титмар пишет так: «Жрецы, тайно перешептываясь между с обой, с трепетом вырывают землю для того, чтобы, опустив туда жребий, найти разрешение сомнениям. Окончивши это, они покрывают жребий зеленым дерном, и тогда с покорностью и благоговением проводят по воткнутым в землю одно поперек другого  острым концам двух копий коня, который почитается священным… Если выходит ответ благоприятный в обоих случаях, то дело приводится в исполнение, если же нет, народ с печалью оставляет предприятие». Об образе правления лютичей Титмар говорит: «Над всеми этими людьми нет особенного какого-нибудь властителя. Единодушным советом обсуждая все необходимое по своему усмотрению, они соглашаются все в решении дела…»

                5.  Поморяне

Целая сеть градов возникает на рубеже VIII–IX вв. на восточной границе тогдашнего славянского расселения, между реками Регой и Парсентой. У устья Парсенты, в районе будущего Колобжега, был обнесен новым валом Кенджино. Этот центр гончарного производства дал название кенджинской керамике. Град занимал площадь 7500 м2, превышая размерами более раннюю столицу поморян — Голанч. Среди окружавших Кенджино неукрепленных приречных сел был и будущий Колобжег.

Подлинной столицей Поморья в то время стал другой град — Барды. Здесь также трудились гончары — изготовлявшие керамику бардыского типа, идущую на смену кенджинской. Барды  появились еще в VIII в. Это почти уникальный для тех лет образец славянской крепости, состоящей из двух смежных градов. Один из них занимал площадь 5300 м2, другой — 11 300. Обычно двухчастные грады делились на «княжескую» и «сакральную» части. Строительство такого града в Поморье отражает соправительство духовного (владыки) и военного (воеводы или князя) главы в поморском племенном союзе.

Некоторые из важных в будущем центров Поморья появляются в конце VIII в., пока как неукрепленные. Так, на древнем, еще лужицкой культуры, селище славяне основали нынешний Щецин. На острове реки Дзивны, впадающей в море рядом с Пене, возник неукрепленный торговый поселок Волин (Волынь), где почти сразу осели и скандинавы. О Волине Адам Бременский сообщает следующее: «Это действительно самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населенный славянами вперемежку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, получали право жить в нем, при условии, что не будут слишком ярко проявлять своей христианской религии… Этот город, богатый товарами разных народов, обладает всеми без исключения развлечениями и редкостями…»

                6. История полабских славян

Первыми из полабских славян, еще при Карле Великом, были покорены лужичане. Император основал на их землях пограничную Сербскую марку.

В 844 г. Людовик II Немецкий совершил поход на ободритов. Славяне лишились своего князя Гостомысла. Впрочем, вскоре германцы были изгнаны, а часть полабских славян признала верховную власть Великой Моравии. Однако после ее распада они опять оказались один на один с Германским королевством.

В 928 г. король Генрих I (http://www.proza.ru/2018/10/29/1756) совершил поход против лютичей.  Центр стодорян (гавелян) Бранибор был взят. От него немцы двинулись в земли доленчан, где  захватили город Ганю. После этого похода земли между Заале и Лабой были присоединены к Германии. На границе выросли крепости Мерзенбург (в землях лужичан), Магдебург и Мейсен, которые стали опорными пунктами в борьбе со славянами.

В 930 г. лютичи, а в 932 г. ободриты были принуждены к принятию христианства, но эта христианизация была поверхностной.

В 940 г. благодаря предательству князя Тугимира немцы захватили Бранибор и овладели землями стодорян. Большинство союзов полабских славян были обложены данью.

Новая серия завоевательных войн произошла при Оттоне I (http://www.proza.ru/2018/10/31/673), который совершал походы в земли полабских славян в 958, 959 и 960 гг.

Одновременно шла борьба за Поморье между Германией и Польшей. В 979 г. император Оттон II уступил эту область польскому королю Мешко I (http://www.proza.ru/2018/11/12/242).

В 1002-1033 гг. польские короли владели Лужицией, но потом она вернулась под управление немецких маркграфов.

В 1018 в землях ободритов произошло восстание. Все зависимые от Германии племена при помощи лютичей вернули себе свободу. Новое завоевание началось только через сто лет.

Страны Центральной Европы  http://www.proza.ru/2018/09/28/1914