Египтомания в Петербурге-из 21 века с почтением и

Ермилова Нонна
Египтомания в Петербурге-из 21 века с почтением и непониманием, вот как полностью должен звучать этот заголовок.
Или даже так - "Египетский стиль" Петербурга глазами краеведа-любителя"


Работаю над  комментарии к «Посланнику» - решила, что если даже и не удастся еще раз опубликовать повесть с  подробные пояснениями  относительно всех интересных зданий и памятников в ней упомянутых, то хотя бы для себя узнаю больше о городе.
Но  на деле  оказывается, что не так легко изложить все понятно и увлекательно, как это кажется в начале работы.
С трудом  осилила  комментарий про «Семимостье», предварительно несколько раз нарисовав себе схемы расположения  трех основных мостов и тех мостов, что видно с них в первую, вторую, третью очередь и еще одну -  в фантазиях краеведов и просто туристов. Красногвардейский и Красноармейский мосты  в моей голове никак не желали отделяться один от другого,  к тому же трудно было представить, как кому-то удавалось  разглядеть с Пикалова моста  на канале Грибоедова  мост лейтенанта Шмидта на Неве, ныне Благовещенский.
Или фрагмент Красноармейского на далекой Фонтанке в ракурсе созерцания ближнего Смежного на Крюковом канале.   
И это уже после того, как я собрала фото-аудио-фильм ( или, может, назвать этот жанр «аудиослайды»?), где подробно, в соответствии со снимками, разложила информацию про мосты.
Да что там фотоснимки!Ведь я сама выросла в этих местах, и даже первые годы своей жизни ходила в детский садик на улице Глинки и вместе с детсадовской группой гуляла то около Мариинского театра, если шел дождь, под навесом, тогда там был навес, а сам театр еще носил имя Сергея Мироновича Кирова, или  в Никольском саду, а это в двух шагах от знаменитого Семимостья!   
Дальше  в своих комментариях  я решила рассказать про Египетский дом (дом 23) на улице Захарьевской. Но прежде чем рассказывать о нем, надо было сделать небольшой экскурс в историю,  чтобы стало понятно, как  мода на «египетский стиль» пришла в далекую от Африки  Северную столицу.
Во всяком случае, я посчитала, что экскурс этот  будет небольшой.
Всего-то перечислю постройки в таинственном, мистическом, экзотическом, монументальном египетском стиле, созданные в Петербурге при разных императорах (не так их и много, начиная с Петра Великого!), и сделаю приблизительный подсчет самым знаменитым (ну заодно и самым маленьким) сфинксам! И напишу несколько слов о том, как египетское божество Ра покровительствует влюбленным, заключившим друг друга в объятия под аркой  дома 23 на Захарьевской,  самого наполненного египетской символикой жилого здания в Петербурге. Делов-то!
Это последнее, конечно, по меркам  строго вкуса (а я собиралась руководствоваться в своих комментариях именно им!), было бы немного даже и лишним, да какие же могут быть рассказы о городе без всяких таких легенд и народных поверий! Тем более, что ничего разрушительного и вредного для архитектуры в этой примете нет, да и  мечтать о счастливом любовном союзе никому не заказано!
 
Однако, как это всегда бывает на практике, все оказалось совсем не так легко! Какого бы египетского, а точнее «псевдоегипетского» объекта мое перо не касалось, все выходило с ним не просто.
Даже былая ясность, которая раньше наличествовала в разделении египетских сфинксов и их, более поздних, эллинских собратьев, вернее, сестер, исчезла.
Египетские сфинксы всегда представлялись мне мощными, но довольно бесстрастными созданиями с телом льва и лицами фараонов, а греческие – более мелкими крылатыми полульвицами, полудевами.
Были еще  гламурные французские сфинксы маньеризма, с пышными прическами, окутанные каменными кружевами и  увешанные драгоценностями, но эти чаще встречались в интерьерах и музейных залах. Теперь же, при ближайшем изучении, все смешалось! Египетские сфинксы, как оказалось, могли иметь голову коршуна и даже барана, священного животного Амона Ра! Время от времени появлялись изваяния не только с человеческим ликом, но и  руками, как у человека. Но зато у некоторых было тело крокодила.
Сфинксы, посвященные египетским царицам, как и греческие, обладали чарующими женскими чертами, а иногда и бюстом. Иногда у них тоже были крылья. Сфинксы перекочевали не только в греческие мифы, где  стали вести свою родословную от других именитых чудовищ – Тифона и Ехидны и направились в Индию и Азию, на Филиппины и Цейлон, становясь все самобытнее и самобытнее сообразно с местом пребывания. Один из них, по имени  Нрисимхадев,  Человелоколев, являющий собой  особое воплощение Кришны,перестал охранять покой царей, душить недогадливых юношей и милостиво  решил помогать человечеству преодолевать всевозможные препятствия на  пути духовного совершенствования…   
Во всех этих сфинксо- жизнеописаниях и историях проскальзывали и вовсе какие-то завиральные идеи, когда их автор уверял, что встречались и сфинксы с «передней частью туловища льва и задней частью тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла», но это, на мой взгляд, было  уже совсем не страшно, а скорее, смешно и парадоксально, так что эти рассуждения я решила во внимания уже не принимать…

Казалось бы, мне надо рассказать всего про один Египетский дом на Захарьевской, 23. И немного про Египетский мост.
Конечно, если вдаваться в подробности создания и крушения моста, которые в наше смутное время, все былые прописные истины сделавшее  такими же смутными,  вышли за пределы  примера об эффекте  резонанса  из учебника  по физике и обросли загадками  и легендами, то это не совсем  просто.
Но все же не так трудно, как попытаться втиснуть обзор всех «египетских» достопримечательностей Петербурга в одну небольшую, но содержательную, как хотелось бы автору, статью. Со всеми сфинксами – египетскими, именующимися египетскими, а  так же  эллинского типа, но почему-то называющимися в простонародном фольклоре  «ведьмами», как сфинксы  павильона Тома де Томона на Пулковском шоссе, именуемым «Фонтаном ведьм». Другими благородными сфинксами греческой традиции, а так же  уточенными и гламурными французскими сфинксами, увешанными каменной бижутерией, а вдобавок  к ним – современными модификациями, скелетообразными, двуглавыми и просто в виде кусков гранита, отдаленно напоминающих очертания сфинксов (см. скверик композитора Андрея Петрова на Каменоостровском проспекте). Сфинксов, горделиво восседающих на пьедесталах на  набережных, парадных лестницах, в интерьерах дворцовых залов и даже на крышах зданий (например, на доме 12 по улице Союза Печатников),а так же на  шлемах статуй Афины, и статуй Афины, установленных на крыше( см. . например, скульптуру Афины на крыше Академии художеств). На ее шлеме притаился маленький сфинкс, а рядом с богиней, олицетворяющей императрицу Екатерину, восседает премудрая сова).

Итак, с трудом пересчитав большинство известных сфинксов, я добавляю к «египетским» диковинками Северной Пальмиры две очень разные по смыслу  пирамиды.
Одна – воздвигнута Чарльзом Камероном в Екатерининском парке Царского села, не много ни мало в память о любимых левретках императрицы Екатерины Великой. Среди боевых памятников, подобных Чесменской колонне или триумфальным воротам «Любезным моим сослуживцам», этот памятник  вполне равный по размерам   другим архитектурным сооружениям. Славящая добродетели левретки Земиры, а с нею ее четвероногих сородичей Тома Андерсона и Дюшесы (это не в честь мятной конфетки, а  словно бы герцогиня) пирамида, которая, как пишут искусствоведы, впервые поставила знак равенства между  личным и общественным. Но все же, смею заметить,  это заключение искусствоведов  стоит посчитать спорным. И император Николай Второй, так же любивший своих верных колли Имана, Ворона и Шилку (про Шилку точно не известно, какой она породы) почтил их память гораздо более скромными  гранитными пирамидками, к тому же убрав их подальше от людского взора в глубину Детского острова в Александровском парке Царского села.
«Рассудку вопреки и вечности в обиду, а умницам на смех, построил, да его забвен не будет грех, из пыли пирамиду» – эти ироничные строчки  стихов Николая Львова, возможно, были посвящены именно этой, в честь собачек возведенной  пирамиде и построившему ее в Екатерининском парке Царского села зодчему Чарльзу Камерону.
Дальше в описаниях пирамиды начинаются  разные странные предположения, которое, конечно, берут свои истоки в  разных конспирологических теориях, авторы которых считают и Камерона, и Львова масонами, а их архитектурные сооружения – несущими загадочные знаки и печать тайного учения. 
   Если сравнивать начертанный Камероном план царскосельских парков, уверяют наши доморощенные последователи конспирологов, с картой звездного неба ( для сравнения они приводят почему-то участок Александровского парка с Китайской деревней, хотя пирамида находится совсем в другом парке – Екатерининском), то место Сириуса – главного светила созвездия Большого пса в нем  как раз будет занимать пирамида, предназначенная увековечить память домашних любимцев, собачек Екатерины Второй.
Поскольку для того, чтобы включить в свою статью столь сомнительно звучащий комментарий, мне пришлось бы долго сверять карту звездного неба и карты Царскосельских императорских парков (входящих в состав ГМЗ их три), я  благоразумно отказалась от него. Хотя такой комментарий  точно мог бы добавить тексту таинственности, как и все, что касается псевдонаучных и лженаучных теорий! 
Но что точно добавило бы  тексту таинственности, так это информация о «египетском»  сооружении, которое я поначалу практически не принимала во внимание…

Однако  сначала несколько слов о второй пирамиде в городе святого Петра.
Форма пирамиды была использована в Санкт-Петербурге архитектором Николаем Львовым  при строительстве звонницы Свято-Троицкой церкви, известной как  «Кулич и Пасха» (1785- 1787).
С этим ансамблем тоже все сложно!
Читаю – храм, известный в народе как  "Кулич и Пасха", «так как своими формами напоминает круглый пасхальный кулич и пирамидальную творожную пасху. Этим своеобразием храм обязан своему заказчику генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому, владельцу села Александровское, что находилось на левом берегу Невы, в 10 верстах от Петербурга. Здесь он начал сооружение обширного усадебного дома и разбил парк, в центре которого князь решил возвести храм. Воплощение идеи он поручил архитектору Н.А. Львову. Постройка церкви велась в 1785-1787 на средства Екатерины II.
Название церкви - "Кулич и Пасха" объясняется её внешним видом. На самом деле зодчий вкладывал в своё творение более утончённый смысл. Заказчик церкви, князь Вяземский, служил генерал-прокурором, т.е. по ведомству юстиции. По замыслу архитектора ротонда символизирует храм правосудия, а "твёрдая призматическая пирамида" - "непоколебимую купность... трёх добродетелей": Истины, Человеколюбия и Совести».
Слова про «утонченный смысл» звучат замечательно, хотя снова так и ощущается влияние  конспирологических теорий! Однако, стоп! Почему трех добродетелей, когда  пирамида четырехгранная? Где потерялась  четвертая добродетель?
Вот дальше так и говорится: «Звонница храма имеет форму 4-хгранной пирамиды, прорезанной с 4-х сторон арками для колоколов. На первом ярусе колокольни расположена крещальня (сама колокольня почему-то обита железными листами). Внутри круглый зал храма, высота которого равна диаметру, декорирован коринфскими пилястрами, поддерживающими широкий пояс антаблемента; над проёмом алтарной апсиды - фигуры парящих ангелов.
Однако подобный тип церкви, довольно эффектный снаружи, оказался неудобным для православного богослужения, поскольку почти не осталось места для алтаря. Поэтому в 1858 к ротонде пришлось пристроить ризницу и каменный притвор, внеся существенную поправку в замысел зодчего».
Разобраться в этом тексте тоже  трудно – слова « круглый  зал храма» в нем очевидно относятся уже к самой церкви-ротонде – Куличу,  а не к ее колокольне- Пасхе. Или это крещальня тоже  имеет круглую форму внутри? Перекрыта же пирамида Камерона  в Царском селе сферическим куполом, отчего внутренняя форма ее не соответствует внешним очертаниям.   
Стоит добавить так же, что архитектор Николай Львов так же построил ряд пирамидальных сооружений в тверском крае – это погреб-пирамида в собственной усадьбе архитектора Никольское-Черенчицы в селе Никольском Торжокского района Тверской области  и ещё два  погреба-пирамиды: в усадьбе своего родственника в деревне Митино и  в усадьбе Ф. И. Глебова-Стрешнева Знаменское-Раёк.
Конспирологические версии назначения этих сооружений столь фантастичны, что приводить их не буду – искушенные в псевдонауке и так поймут, что в пирамидах должны были проводиться собрания и обряды тайных  обществ.
Что же касается хозяйственной стороны вопроса, напомню - современники считали, что благодаря  искусно продуманной конструкции сооружения, даже жарким летом в леднике прекрасно сохранялся  прозрачный лед,  вырубленный в реке весной, и поэтому все продукты в погребах оставались превосходными.

Египетские ворота на въезде в город Пушкин я, конечно,  в списке «египетских диковинок» посчитала, но какого-то серьезного значения почему-то им не придала, хотя сколько раз  во время прогулок  проходила совсем  рядом!
Ворота эти представляют собой своеобразные пропилеи при въезде в город  со стороны  Санкт-Петербурга.   
             
Зато почему-то в  связи с «египтоманией» в  моей памяти всплыли виды Павловска, хотя я ничего не могла среди построек парка  классифицировать как египетское. В самом  дворце был Египетский вестибюль, но я,  конечно, его уже включила в число египетских диковинок. В самом дворце я не была уж давно и  помнила вестибюль очень смутно (огромные темные статуи  страшных египетских божеств и все), хотя в самом  парке мы бывали часто.
Если уж рассказывать все начистоту, то и с описанием Египетского вестибюля в Павловском дворце в источниках  все обстояло непросто.
Было непонятно, была ли первоначальная отделка (1785-1786 г.)  парадного входа во дворец, исполненная Чарльзом Камероном сделана в египетском духе, или  же к египетскому стилю прибегнул Андрей Воронихин, занимавшийся отделкой вестибюля  после пожара 1803 года.   Именно он украсил его статуями по образцу римско-египетских изображений Антиноя-Осириса и Изиды, отлитых из гипса и окрашенных под темную бронзу. Стена лестницы на площадке первого марша  так же была декорирована рельефом  из египетских фигур, изображающим процессию,  движущуюся вверх, к завершающей композицию росписи, в которой так же присутствовали египетские божества.
«Конспирологи» добавляли еще к этому информацию про семь ступеней, будто бы символизирующих лестницу масонских степеней посвящения, но я давно не была во дворце и плохо представляла себе, где располагалась эта лестница, и шла ли речь об одной и той же лестнице или разных, а так же куда и зачем должна была двигаться по стене  египетская процессия.
Камерон, создавший проект Царскосельской пирамиды в честь левреток, и слывший одной из самых загадочных фигур среди зодчих Петербурга, конечно, мог создать египетский интерьер в Павловском дворце.
Но и Андрей Воронихин, фигура не менее таинственная, которого называют незаконным сыном графа Александра Сергеевича Строганова, оформил в «египетском стиле» Физический кабинет в здании Строгановского дворца, а так же построил для  дачи своего высокого покровителя  Египетские ворота  и  пристань со сфинксами. Эти сфинксы (они были не подлинно египетскими, а созданными по «эллинскому образцу») стали первыми в Северной столице. Ныне полюбоваться ими можно во  дворе Строгановского дворца на Невском проспекте, 17.

Моя мысль, все еще привязанная к Павловскому парку цеплялась так же  за Мавзолей Супругу- благодетелю. И ведь правда, был и египетский вариант проекта этого памятного сооружения, воздвигнутого безутешной императрицей  Марией Федоровной в честь супруга- императора Павла, но восторжествовал-то классический! Возведен  мавзолей был по проекту  Тома де Томона. Более того, о египетском варианте мавзолея я только сейчас и узнала, когда считала «египетские объекты Петербурга».
Еще в моей памяти настойчиво возникает образ таинственных маленьких ворот среди  деревьев – в ворота, похожие на калитку, полагалось войти и торжественно обойти вокруг Мавзолея, размышляя о бренности земных благ. Дорожка, проходящая через  эти ворота,  описывает замкнутый круг, символизирующий вечность.
Эти ворота, практически заброшенная, полуразрушенная калиточка, – в настоящее время два темных чугунных столбика с изображением опущенных факелов,  так странно и даже пугающе возникают на дорожке в этой части парка, больше похожей на лес, что от них определенно веет чем-то мистическим, а значит египетским, в отличие от ясности праздничного светлого упорядоченного классицизма.
Но нет и нет! Про эти ворота все известно и все определенно – это Новосильвийские ворота и  автор их -  архитектор и декоратор Винченцо Бренна, и все-таки это классицизм.
Когда я видела их пару лет назад – места эти отдалены от привычных прогулочных маршрутов, и зайти туда в каждую прогулку не получается, -  ворота были в запущенном состоянии,  украшающие их  детали, символы скорби, были почти утрачены.
Но в парке шли  реставрационные работы. Все обновлялось, вернулись на мостик Кентавров все пары кентавров, молодые и старые. На месте ржавой  узорной решетки, скрывавшей печального ангела с отбитой рукой, утратившего свои атрибуты – якорь и мраморный портрет, сидящего на пьедестале из замшелой груды камней, появился обновленный памятник  юному князю Вячеславу  Константиновичу.
Сначала на опустевшей площадке на склоне над речкой Славянкой  возникла, вызывая изумление несведущих посетителей, груда смонтированных в монолит хорошо вычищенных, блистающих гладкими боками, валунов. Композиция была слишком далека от привычной, и я  не сразу поняла, что она означает  - а означала она возвращение памятника на обновленный пьедестал  во всей его воссозданной красоте, с белоснежным белокрылым ангелом, якорем и мраморным портретом несчастного молодого человека, правнука императора Павла…
Так что возможно, уже сейчас, ворота приведены в порядок и сияют новеньким декором. Нет, конечно, говорить в  таком тоне о воротах, благородном символе высокой печали, не  совсем верно, но вернувшиеся после реставрации памятники или сделанные заново в современных материалах их копии выглядят такими нарядными! Ведь помнится, реставрационные работы в Павловском парке уже дошли до самого Конца света! В смысле до Колонны Конец света, одиноко возвышавшейся на почти лесной полянке в этой отдаленной части парка и от того и получившей свое название (а вовсе не в честь всемирного армагедона, как может показаться). Хотя, надо признать, в Павловском парке есть и более удаленные уголки, чем этот. 
Теперь вокруг колонны  разбиты клумбы, и она сияет цветной полированной каменной отделкой. Тоже преображение, возможно, уже произошло или ожидает в ближайшем будущем Новосильвийские ворота.    
Однако  же, печальные и в запустении или новенькие и блестящие, Новосильвийские ворота  совсем не в египетском стиле, так что к ним  и к другим памятникам прекрасного Павловского парка надо будет вернуться в другой раз. 
Египетские ворота на въезде в город Пушкин почему-то всегда производили на меня впечатление сооружения очень искусственного и не органичного окружающему их пейзажу.
Конечно, я не имею в виду проезжающие по дороге машины, хотя от них, при всем желании абстрагироваться тоже трудно. Так же трудно, как и сделать без их присутствия  фотоснимок ворот. Хотя теперь дорога не проходит прямо через них – а ведь были времена, когда через ворота даже проезжал автобус!После того как одна из машин повредила ворота (интересно отметить, что и  сфинкс Египетского моста 24 февраля 1989 года  пострадал от современной техники – был сброшен в Фонтанку врезавшимся в его пьедестал автомобилем) и в 1980-ые годы была осуществлена их реставрация,  проезжую часть перенесли на территорию вокруг ворот.
Но если мрачноватая  лаконичная египетская (а на самом деле римская или даже остроконечная  нубийская) пирамида, открывающаяся взору в Екатерининском парке Царского села, стоит только миновать прекрасный Палладиев мост, воспринимается как изысканно стилизованная историческая парковая затея, так же как «готическая» башня-руина Шапель или Китайская  пагода и Китайская деревня в соседнем Александровском парке, а к многочисленным сфинксам во всех их модификациях мы в Петербурге и вовсе привыкли, то Египетские ворота предстают  излишне перегруженной деталями театральной декорацией. Ворота представляют собой две усеченные пирамиды  песчаного цвета по одной из версий описания и подобны египетским пилонам по другой.
Стоило мне только  углубиться в сбор информации о Египетских воротах, как  тут же попалась на глаза статья из тех, что радуют воображение обывателей и вызывают скептические улыбки истинных деятелей науки!
Поскольку я стараюсь написать не нудные, а  интересные комментарии для сопровождения своей повести, при этом сохраняя   традиционный исторический смысл в написанном, то задача передо мной стоит не совсем простая. К тому же я сама то и дело легковерно увлекаюсь щедро обещанными всевозможными кудесниками от краеведения (которых в наше время больше, чем настоящих ученых) тайнами и скрытыми  в исторических сооружениях смыслами! Так что уже первые же фразы обнаруженной статьи поразили мое воображение.
Оказывается, строительство  Египетских ворот  производилось по заказу самого императора Николая Первого в самую первую годовщину таинственного ухода от бремени власти своего старшего брата,  императора Александра Первого. Мотивы рельефов, изображенных на воротах, воспроизводят рисунки древнеегипетской «Книги мертвых» (вот где ужас-то и холодок по спине!), повествующей о странствии души по загробному царству Осириса! Вот это да!
А я - то считала все эти многочисленные украшения ворот скучной многофигурной нечитаемой стилизацией!  А оказывается, изобразительная часть памятника обладает скрытым символическим и эзотерическим подтекстом!!
Все это дополняли завораживающие строки про «египетское горло» - так называются карнизы с выкружкой, украшенные изображениями солнечных дисков, жуков-скарабеев и змеиных голов и описания  сцен из египетской мифологии. Венчала описание ворот  еще одна завораживающая фраза: «Двухсторонние гермы, установленные внутри ворот, служат опорами для решётки из прутьев в виде стеблей лотоса, завершающихся цветами».
А я во время нашей прогулки прошлым летом по городу Пушкину не удосужилась даже подойти поближе, чтобы запечатлеть пару-тройку барельефов на фотографиях и  полюбоваться  двухсторонними гермами и прутьями в виде стеблей лотоса! Да еще и завершающимися цветами! Не говоря уже  о  парных изображениях богини справедливости Маат с распростёртыми крыльями и изображениях богини Исиды, держащей на руках сына Гора! И главное, никто из сопровождавших меня в этих прогулках друзей так же не выказал к Египетским воротам никакого интереса и желания рассмотреть их!
Оказывается, этот египетский памятник в Царском селе – единственный такой на всем белом свете, оригинальный по форме и необычный по содержанию. К тому же выполнен с применением  новейших для своего времени технологий и материалов. Все детали ворот были отлиты из чугуна и собраны на месте в 1827—1829 гг. Рельефы, украшающие пилоны ворот, были  созданы великим скульптором В. И. Демут-Малиновским по рисункам Василия  Додонова с гравюр французского альбома «Описание Египта» Э. Ф. Жомара. В статье указывалось, что это было аж третье издание 1826 года!  И все это было связано со знаменитым  походом Наполеона в Египет (в 1798-1801 годах) в сопровождении ученых, художников и прочих исследователей культуры Древнего мира, так поразившей европейцев своим величием, что после того «египтомания» распространилась по всем остальным странам континента. Дальше в статье  следовало приличествующее моменту сравнение императора Александра Первого со «сфинксом, не разгаданным до гроба», как окрестил его поэт П.А.Вяземский.
Когда Александра Первого сравнивают со сфинксом, имея в виду, конечно, его  предполагаемый все теми же вездесущими конспирологами загадочный уход в старцы Федор-Кузьмичи, мне всегда хочется возразить, что вовсе не  император Александр, а совершенно напротив, его супруга, Елизавета Алексеевна была сфинксом, и мы даже по сию пору имеем наглядные примеры этих сфинксов, которыми она была! Их четыре на Египетском мосту и два (пробные отливки) на пристани у Каменного моста! Ведь бытует же легенда, что скульптор-академист Павел Петрович Соколов придал мифическим созданиям черты красавицы-императрицы.
Правда, робко заглядывая в большие, окрашенные в защитно-зеленый цвет бесстрастные лики сфинксов с классическими чеканными чертами, я  тщетно пыталась найти в них сходство с нежной «Психеей», как назвал в свою очередь юную принцессу, невесту будущего Благословенного царя, поэт Державин. И «Девушку с кувшином» трудно представить себе бронзовой метафорой жизни несчастной императрицы. А ведь она – родная сестра сфинксам Египетского моста, бессмертному творению скульптора Павла Соколова. Хорошо хоть в грифонах Банковского моста и громадных добродушных львах Львиного мостика не надо искать черты Елизаветы Алексеевны! А ведь они тоже подарены городу все тем же автором.
Зато – вот чудо! Однажды в  Павловске, прогуливаясь по знаменитым Двенадцати дорожкам, и любуясь  бронзовыми Музами, я загляделась на Флору – среди Муз, которых как известно, счетом девять, есть и дополнения из  пантеона греко-римских богов – Гермес-Меркурий, Венера  и прекрасная Флора …  и вдруг четко разглядела в ней изящные черты  и сам воздушный, легкий, праздничный, искрящийся весенней юностью образ царственной Елизаветы Алексеевны, и даже сразу поняла, что скульптура отлита по модели Павла Соколова. Но рассказ этот снова уводит на аллеи  Павловска, в то время как мне надлежит все же рассказать о въезде в славный город Пушкин, Царское село. Через Египетские ворота.
И чтобы не попасть на удочку краеведов-шарлатанов, я начинаю сравнивать разные статьи про Египетские ворота и к своему удивлению, поочередно сталкиваюсь с самой противоречивой информацией.
Оказывается, Египетские ворота задумал построить не Николай Первый, а сам старший царственный  брат его Александр. Вопрос зачем? Обычная дань моде на египтоманию? Никаких ворот для путешествия души? Никаких других, тонких, интеллектуальных, эзотерических смыслов? Николай Первый просто завершил задумку архитектурную брата?
Дальше в информацию о Египетских воротах начинает вплетаться занимательная, но не имеющая отношения к высоким смыслам создания Египетских ворот,  история сторожа Ленинградского сельскохозяйственного института В.В.Игнатова, проживавшего до 1985 года в одной из усеченных пирамид-караулок.
При том, поскольку внутри пилоны-пирамиды имели трех частное «поэтажное» деление, описывается устройство «египетского» трехуровневого  коттеджа сторожа. На первом этаже располагались  прихожая и туалет, на втором кухня и небольшая  комната 7—8 м2, на третьем этаже комната 10—12 м2; отопление было печное, водопровод, правда, отсутствовал и  за водой приходилось ходить на колонку. Адрес прописки В. В. Игнатова выглядел как «город Пушкин, дер. Большое Кузьмино, Египетские Ворота».
И, наконец, в завершении всех изыскания – напрочь уничтожающая все «теории Федора-Кузьмича» информация -  после Египетского похода, ученые и художники хотя и старались тщательно скопировать иероглифы, но толком еще ничего в них не понимали, поэтому все рельефы  Египетских ворот, с точки зрения современного египтолога – компиляция, не имеющая иного назначения, чем  быть украшением.
И кто разберется, где историческая правда, а где выдумка?
И в заключении  рассказа о том, как я составляла комментарии о «египетском стиле» в Петербурге – несколько слов о доходных домах в египетском духе.
В своем комментарии я выделила из многообразия такого рода домов четыре, в которых в той или иной степени присутствуют «египетские мотивы», во всяком случае, они наиболее выразительны.
Это дома на Захарьевской улице, 23; Большом проспекте Петроградской стороны, 65;  Зверинской улице. 31; Лиговский проспект, 135.
Доходный дом Л. И. Нежинской на Захарьевской улице, 23, архитектор М. Сонгайло был  построен в 1911 году.
Этот дом, созданный по заказу  Ларисы Нежинской, супруги статского советника Нежинского, известного в ту пору юриста,  можно назвать самым эффектным и экзотическим из перечисленных зданий, поскольку он весь насыщен египетской символикой.  Именно этот дом и упоминает в своем рассказе Ксения в моей повести «Посланник». ( Если помните, к этой повести я и пишу комментарии о египетском стиле! А вовсе не для того, чтобы на досуге разбираться в хитросплетениях информации о египтомании).
Итак, когда герои повести, юные студенты ВГИКа, приехавшие в Петербург в прекрасную пору белых ночей за киноматериалами, рассматривают снимки Ксении, между ними происходит следующий диалог:

- В Египетском доме на Захарьевской входные двери охраняют и поддерживают навес громадные фигуры фараонов со всеми атрибутами власти,  – с жаром перечисляет Ксения, листая  соответствующие сказанному фотографии, –  а вместо капителей на колоннах – изображение богини любви Хатхор.
- Египетский дом – это что-то мистическое? – останавливается на снимке с грозными фараонами Максим.
- Ну, наверное, есть и мистическое. Хотя тут, как раз, действительно, скорее всего  присутствует модный замысел –   заказчица, супруга адвоката, госпожа Нежинская  заказала архитектору Сангайло сделать нечто особенное. И это действительно необыкновенный дом! А что касается легенд,  лично я только одну легенду про этот дом знаю – если влюбленные поцелуются под аркой этого дома, то их союз будет вечным. Во всяком случае, в  небесной канцелярии Древнего Египта.
- Это малоинтересно, –  протянул Максим. – Стоило отгрохать такой дом, чтобы там в парадной  парочки целовались.
- Не просто так целовались, а во имя вечной любви, –  поправляет Ксения.
- Вечная любовь – это романтическая чепуха, –  парирует Максим. – Ксюша, ты как все девчонки, все время мыслишь какими-то любовными категориями! Даже когда рассказываешь об архитектуре!» 
 
Действительно, по сторонам двух симметричных  боковых парадных входов в здание  возвышаются  огромные грозные  статуи –  может быть, фараонов, а может быть,  и скульптурные изображения  самого бога солнца Ра (подобные изваяния египтяне ставили у гробниц фараонов). На голове у них солнечный диск, который обвивает священная кобра. В руках символ жизни –  «анх» или «ключ Нила». Над входом в дом помещен крылатый солнечный диск, символ Ра. Чуть выше крылатого диска –  изображение богини неба Хатор.  Ликами небесной богини любви, повелительницы четырех сторон света, с трех сторон  украшены капители восьми массивных полуколонн в центральной части фасада.
Арка в центре здания  ведёт во двор. В отличие от большинства домов этого времени, в которых украшен только фасад, выходящий на улицу, здесь, что удивляет, декорированы и оформлены «египетской» символикой и внутреннее пространство въезда во двор и  стены фасадов, обращенных в дворовое пространство. Стены украшает египетская орнаментика – изображение цветов и листьев лотоса, а по обе стороны остекленной шахты лифта, выдающейся во двор, на высоте последнего этажа  расположены большие  барельефные изображения фараона и царицы.
Правда, они слегка обветшали, и штукатурка на них немного осыпалась.

Другие дома в «египетском стиле» выглядят не так помпезно, тем не менее,  каждый примечателен по-своему.
В отделке фасада здания  на Большом проспекте Петроградской стороны, 65  использована символика Древнего Египта – крылатый солнечный диск с двумя кобрами, жуки-скарабеи, лотосы, цветы папируса.
В  бывшем доходном доме  малярного подрядчика Михаила Ивановича Грибкова, улица Зверинская, 31, интерьеры парадной  стилизованы под древние гробницы и декорированы  в египетском духе  барельефами с головами богини Хатор. Жилищно-коммунальные службы внесли свой штрих в отделку этих интерьеров, выкрасив стены темно-синей краской, оставив лики богини белыми. На широкий обывательский взгляд это смотрится очень нарядно, учитывая, что сама по себе идея  устроить парадные дома в виде египетских гробниц чрезвычайно странная.   
Доходный дом  Петра Абрамовича Сальникова по адресу  Лиговский проспект, дом 135, украшен очень разнообразно. Маскароны с душераздирающе трагическими ликами в обрамлении окон – первое, что бросается в глаза при взгляде на его фасад. Дальше следуют замысловатые  вензиля на аттике, львиные маски  и прочая обильная лепнина. В парадных  - амуры в медальонах, узорная плитка и кованные цветы в лестничных ограждениях.            
Символ верховного египетского божества Ра,  крылатый солнечный диск,  размещен  над входом в дом и в сочетании с прочими разнородными декоративными элементами смотрится достаточно странно. Что, однако, не мешает, экскурсоводам и краеведам-конспирологам усматривать в нем тайный знак, указующий на загадочный замысел создателей этого строения.   

Наверное, в этом ряду стоит упомянуть и дом на улице Союза Печатников, 12, хотя и созданный  в стиле неоклассицизм, а не модерн, как предыдущие здания  (впрочем, знатоки на «городских стенах» сражаются до сих пор и по этому поводу), поскольку  именно крышу этого дома украшают сразу два сфинкса. Сфинксы решены в эллинской традиции и представляют собой суровых львиноподобных дам без крыльев, при том  раздутых и перекошенных в пропорциях, что, к счастью, видно только на снимках, сделанных с ближайшего расстояния. Возможно, именно это позволяет воспринимать их снизу как обычного вида сфинксов, почему-то взгромоздившихся на вершину дома. Пока рационального объяснения тому, как сфинксы оказались на крыше, где их  с трудом видно, я не нашла.
В  моей повести «Посланник» об этом рассказывается так:

"Ксения вытирает слезы и чтобы отвлечься, начинает  разглядывать  фасады домов  – вот кариатиды свысока смотрят вниз холодными глазами, вот дом, весь в декоре, а вот простой фасад и лишь над аркой крепится маскарон льва. А вот античная  маска –  безмолвно кричит во весь рот – то ли огорчена до невозможности, то ли исполнена поэтического вдохновения и  оглашает округу стихотворными строками.
сплетение лесных цветов и в них лесные духи, забавные и немного жуткие. Ксения запрокидывает голову и видит:  два сфинкса – не пожелали охранять вход в дом  и взобрались на самую его крышу. Принимают солнечные ванны или холодный душ, смотря как повезет.   
Вот на панно куртуазные сценки из жизни Средних веков –  дамы и кавалеры и с ними изысканно длинноногие охотничьи собаки с точеными мордочками.
А вот  маленькая бронзовая собачка с печальными глазками, предано ожидая хозяина,
 -Му-Му! – догадывается Ксения, хотя можно и не ломать голову – вывеска с именем знаменитой четвероногой литературной героини говорит сама за себя. Ксения нагибается погладить собачку и слезы  снова льются у нее ручьем".

И Бог мой, сколько только в небольшом эпизоде прогулки Ксении перечислено домов! И обо всех надо написать хотя бы кратко. Так что эпопею с египетским стилем пора заканчивать!         
 
В завершении моего опуса, стоит  так же сказать, что  египетская символика  никуда не ушла и из современного зодчества, так же как она присутствовала и в советской архитектуре.
Обелиски, которые со  времен  Екатерины Второй в России  стали устанавливаться  в ознаменование крупных военных побед, не потеряли свою значимость  вплоть до нашего времени. А обелиск, столпообразный монолитный монумент из гранита, сужающийся к верху, в  Древнем Египте служил символом Солнца и был важным архитектурным элементом.   

В  Петербурге в эпоху правления Павла Первого был установлен Румянцевский обелиск (1798-1799г.), в Гатчине, где в 1775 году был воздвигнут  Чесменский обелиск, в 1793 году был создан 32-метровый  обелиск «Коннетабль». И что самое удивительное,  этот невероятной высоты (как современный девятиэтажный дом! ), весом в 600 тонн,  Коннетабль однажды был почти до своего основания ( точнее, до своего основания на пьедестале) был 23 мая 1881 года разрушен ударом молнии и затем снова восстановлен! Но подробнее об этом я расскажу уже в следующий раз!