Свобода и личность

Владислав Хенкин
 

Что такое свобода?

Казалось бы, такой простой вопрос, но попробуйте сформулировать ответ.
Конечно, когда человек выходит из тюрьмы, он выходит на свободу. Когда крепостные крестьяне получили свободу, они стали свободными… или просто перестали быть крепостными?

Вопрос этот не праздный. Демагогические рассуждения некоторых пропагандистов полицейских режимов пытаются убедить граждан в том, что так как абсолютной свободы быть не может, то ее в принципе не бывает, а значит, если кто-то говорит вам о свободе, этот кто-то просто вас настраивает против вашего государства. А любое государство свободу ограничивает, оно для этого якобы и создано.

Давайте попробуем разобраться.
Так что же такое свобода?
Первое, что приходит в голову, это делай, что хочешь, но… Вам тут же отвечают, что свобода - это не вседозволенность. Вы не можете никого убить, даже если очень хочется. Вы не можете забрать чужое и так далее. Вы также не можете полететь на другую планету или в другую галактику. То есть свобода ограничена, а значит правы пропагандисты: нет свободы.

Тогда кто-то говорит: свобода - это не то, когда ты делаешь все, что хочется, а не делаешь того, чего не хочется. Какое-то пассивное определение. Но и тут непонятно, ведь у каждого в жизни бывали моменты, когда он делал то, чего не хотел. Приходилось. Так что же? Свободы нет?
Такой свободы нет.
Но ведь мы как-то ощущаем свободу, говорим о ней, даже требуем. Чего требуем, если не можем объяснить, что это вообще такое?

Давайте попробуем подойти с другой стороны. Зададим вопрос: какое ограничение не заставит свободу перестать быть свободой? Первое. Физические возможности. Нас ведь не делает несвободным то, что мы не можем делать по законам природы? Второе. Известная фраза о том, что моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого.
То есть пока два свободных субъекта не начинают мешать друг другу. И тут для регулирования свободы приходит закон. Закон, чтобы все люди чувствовали себя свободными, должен быть одинаков для всех, потому что не может быть людей менее свободных и более свободных.

Мы пришли к определению Канта:
"Свобода есть независимость от произвольной воли другого [человека]. До тех пор пока она не мешает свободе других [людей] в соответствии со всеобщим законом — это природное врождённое право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы."

Итак, свобода гарантируется равноправием. Может быть имущественное неравенство, от которого будут зависеть наши возможности,  как это влияет на свободу - вопрос отдельный. Но если есть равноправие, гарантированное справедливым ВСЕОБЩИМ законом, то есть и свобода. Закон при этом - это договор, регламентирующий взаимодействие свободных людей, ограничивающий ОДИНАКОВО СТРОГО свободы всех граждан.

Хочу затронуть другой вопрос: что такое свободный человек? Вы ответите, что это гражданин государства, в котором все обладают равными правами. Уточню: свободный в душе человек или, если хотите, свободная личность.
Свободный человек ценит не только свою свободу, но и свободу других людей и свободу в каждом человеке. Свободный человек не стремится сделать несвободным другого, потому что свобода - это природное врождённое право каждого человека, принадлежащее ему в силу его человеческой природы. Свободный в душе человек понимает, что лишая свободы другого человека по праву сильного, по несправедливому (не равноправному) закону и т.п., он оставляет открытой возможность, что более сильный поработит его, или появится несправедливый закон, который будет ущемлять его права. Причем свободный человек понимает это на уровне подсознания, ему противна несвобода, ему противно рабское подчинение человека человеку. Свободный человек не встанет на колени сам и не даст никому встать на колени перед ним, он не будет целовать ноги и не позволит, чтобы ноги целовали ему. Рабы становятся на колени перед хозяевами. Рабы целуют ноги хозяевам. Хозяева одних рабов могут быть рабами другого хозяина. Свободный человек не хочет быть ни рабом ни хозяином другого человека. Свободный человек уважает другого человека, даже если тот и не заслужил уважения ничем, кроме того факта, что он ЧЕЛОВЕК, и требует такого же уважения к себе. Любая попытка поработить свободного человека будет пресекаться им в зародыше, как и попытка человека с рабским мировоззрением услужить, подлизаться или еще что-то в этом роде.
Свободолюбие, умение нестандартно мыслить, способность выходить за границы общепринятого - эти качества обеспечивают развитие общества, науки, искусства, и эти же качества являются качествами свободной личности.

Свободное общество - это общество свободных людей. Так просто, но, увы, не совсем верно. В свободных странах много людей с рабской ментальностью, готовых продавать себя ради денег, теплого местечка, карьеры. Вовремя рассмеяться, вовремя улыбнуться начальнику, вовремя подлизаться и при этом требовать того же от подчиненных - знакомый образ многих современных рабов. А есть те, кто спорит по любому вопросу, кто настаивает на своем, даже если "наверху" не согласны, при этом и от подчиненных требует выполнения работы, а не "подобающего" к себе отношения. Есть большая разница между продавать и себя и продавать свой труд. Быть рабом часто бывает выгоднее, чем свободным, и человеку приходится выбирать. Возможно поэтому вольнодумство более присуще молодым, а с годами все больше из нас предпочитают сытое рабство неспокойной свободе.

Даже в том, как многие поклоняются звездам кино, музыки и т.д., проявляется душевное рабство. Сами молодые звезды-бунтари с годами превращаются в услужливых рабов-профессионалов. Деньги не пахнут.
Для свободного человека честь и достоинство являются главными категориями, определяющими его поступки.

И конечно же, безропотное доверие к руководителям государства, вера в непогрешимость лидера(ов), безоговорочное принятие всего сказанного вожаком за истину без сомнения также является признаком раба. Горе тому демократическому государству, к власти в котором приходят ментальные рабы-рабовладельцы. Конечно, и раб-рабовладелец, получив власть, может попытаться стать свободным и сделать общество более свободным. Возможен и обратный вариант. Разделение властей позволяет свободному общество оставаться таковым независимо от типа выбранного руководителя. Вертикаль власти приводит к авторитарному обществу, которое при кажущейся силе и мощи является нежизнеспособным, к обществу, в котором свободному человеку выжить тяжело, почти невозможно.

Государства свободного мира предоставляют своим гражданам возможность быть свободными, но не каждый гражданин свободного мира может, хочет или способен воспользоваться этой возможностью.

Быть свободным - это честь, и гражданину временами стоило бы задуматься, достоин ли он этой чести.