Эссе о пенсии

Новиков Борис Владимирович
«Вот, выйду на пенсию, отдохну и хоть немного поживу для себя».
Расхожая фраза, сентенция, полу-мечта, полу-что-то… Не так ли? А сколько в ней всего «отозвалось, переплелось»… И истинного, и печального, и драматического, и трагичного. Какой сюжет для основательного, – комплексного, – научного (психологического, педагогического, социального, экономического и, конечно же, в голову первую – философского) исследования!
Мы же, – здесь и теперь, – предельно лаконично, тезисно, лапидарно. Об основных, из бесконечного множества, вопросах проблемы. Ну, так и обозначим ее – «проблемы пенсии». Феномена пенсии. Темы пенсии.
Я не буду о том, что и как было. И о том, что и как есть. Об этом – либо драматургия (жанр – трагедия и комедия; нередко, даже сплошь, – трагифарс), либо право: прокурорское, - основательное и беспристрастное, - расследование с последующей передачей в суд (разумеется, не шемякин)… Желательно: в самый гуманный и справедливый. Но: без кавычек…
Я – о том, что и как должно быть. И, надеюсь, даже уверен – всенепременно будет. И помешать этому в состоянии только одно: гибель земной цивилизации. По двум причинам: либо природный катаклизм, либо рукотворный Апокалипсис (ну, т.е. суицид этой самой цивилизации). Тоже интересная тема. Но – другая. Ограничимся констатацией. Без доказательств и гипотетики. Так, просто, чтобы слегка – мороз по шкуре. Ну, т.е. – по коже. От, – к сожалению, – вполне себе реальных перспектив. Особенно – второй…
…Констатируем. Многие, – очень многие, – пенсии ждут. Хотя, догадываясь о ее размере – с нарастающей тревогой, граничащей с паникой. Т.е. пенсия оценивается, – и то в очень благоприятном варианте, – по формуле: "не до жиру, быть бы живу". Т.е. на выживание, на прозябание, на существование etc. возможно и хватит, на жизнь – категорически нет. Для абсолютно подавляющего числа «посполитых». (Разумеется, я беру «тему» в т.с. чистом виде: «пенсия»; но понятно же, что есть какие-то сбережения, есть родственники, есть феномен филантропии, социального вспомоществования  etc. Есть. Но есть и понятие: паллиатив. Надеюсь, не надо объяснять, что это такое). Это – констатация раз.
Констатация два. «Отдохну»… От чего? Видимо, от всей прежней (ну, почти всей, за вычетом быт, семья, досуг, релакс etc.) как бы жизни, которая идет в зачет «стажа для пенсии»: труда, работы. Того самого труда, который вполне справедливо назван (и есть таковым, т.е. это вполне истинная и корректная его характеристика) К. Марксом: «негативная форма самодеятельности». А Григорием Савичем Сковородой: «несродный труд». Я уж не говорю о родственных связях понятий «работа» и «раб»…
А уж и вовсе: алгебра понимания сути обсуждаемого феномена – в формуле великого Конфуция (сегодня это уже должно быть императивом и приоритетом «раз», но … увы. На всех парАх – к тому самому, уже упомянутому нами выше Апокалипсису…).
Вот эта формула: «Выберите себе работу по душе, и Вам не придется работать ни одного дня в жизни». Умри – лучше не скажешь. Ибо: не убавить и не прибавить. Здесь, понятно, речь уже не о труде, но о творчестве. ТВОРЧЕСТВЕ.
Констатация три. Глупость несусветная, – уж не говоря – дремучее философское невежество, – «поживу для себя».
«Ща-а-с-с»! Человек потому и человек, что по природе-то он существо биосоциальное, но по сущности – социальное. Со-ци-аль-но-е. СОЦИАЛЬНОЕ. Хотя и «атомизируют» его, и «робинзонируют» его, и девиз,  «divida et impera» пашет (воплощается) так, что «майка заворачивается», как говорит одна наша современница, вон еще и новеллу вербальную, пользуясь последней напастью (COVID-19) в мир гулять пустили: «социальное дистанцирование». Невежды? Глупцы? Законченные идиоты? Подлецы?
Скорее всего – mix. Тем более, что названные «добродетели» всегда обнявшись ходят.
…Ну, не выпендривайся же ты, назови эту вынужденную вполне меру: «санитарная дистанция» – и этого, что называется, с головой, хватит как обозначения для комплекса мер необходимо-вынужденных.
Констатация четыре. Эта самая социальность (общественность, составляющая сущность человека) в ее непосредственной (одной из непосредственных, но важнейшей!) форме закладывается, формируется и осуществляется в семье. Семья. Семь (7) «я». Лучше, конечно, «Я». 
СЕМЬЯ. (Пошарьтесь в моих «Мыслях» за июнь – июль 20' г., там я об этом говорю более подробно. Есть в состоянии «рассеянной полноты» и в других работах. Ищите. Гуглите. Вникайте. Это вы сможете. (Вот у нищих и ленивых – слуг нет). Все остальные – могут и смогут. Вспомните:
«…Мы любим всё – и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё –
И острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений…» /А.А. Блок/.    
А уж найти в «паутине» какую-то мысль нынче – так это ж дело плевое…
Да, так вот. Семья. Кто осуществляет первичную «выделку» человека? Да, конечно: мама, отец. Но они еще сами – в процессе активнейшей социализации. 
Т.е. – становления людьми. Людьми - человеками. Учеба, освоение основ профессии etc. Словом: утром – на работу, вечером (усталые) – с работы. Остальное (время, силы, внимание), как говорил один киногерой, – детЯм…
Да, ясно: да, садик; да школа; да, вуз etc. Но в основном – стихия («улица»). Хотя, слов нет, и улица учитель и воспитатель, – институт социальный, – не самый слабый. Суровый, нередко – радикальный, по своим ценностным и пр. установкам – очень разный…
И вот здесь: констатация пять. Пенсионер! Дедушка (дедушки), бабушка (бабушки). Как субъект самого сложного, самого тонкого и деликатного, словом, самого - самого из производств. Их-то, строго говоря, всего три. Условно самостоятельных.
Материальное производство.
Духовное производство.
Материально-духовно-чувственное производство. А, если быть более точным и выразить то же самое слогом более ладным да складным, то:
производство вещей;
производство идей;
производство людей.
Так – по генезису. По сложности, по важности, по значимости – с точностью до наоборот. Т.е.: производство вещей;
производство идей;
производство людей.
В производстве идей, – в снятом виде, как принято говорить (и понимать) в научной философии (die Aufhebung – снятие) - категория, образованная и введенная в оборот Г.В.Ф. Гегелем) – производство вещей. В производстве людей, – в снятом виде, – производство идей. В снятом виде. Т.е. там – и производство чувств, и производство практик, и познание, и знание, и умения, и навыки, и эмоции… словом: «мама, не горюй!» А чего горевать-то, если социализация грамотная, не стихийная? Если осуществляется, сознательно задается в векторе, в русле творчества, в императивах действительного гуманизма, а не «сикось-накось», как выйдет, а тем более – в русле, в векторе, – вполне себе злоумышленно, закономерно и сознательно, заметьте, – свития. То есть – реального антигуманизма…
Ну, и КТО, повторяем, может, – и должен, и желает, и способен, – наиболее эффективно (не будем сбрасывать со счетов субъектов, т.с. профессионального «производства людей»: дипломированных педагогов) это делать? Ну, вы понимаете, я о знаке, СОВПАДАЮЩЕМ со своим референтом. Т.е. о ситуации, где нет рассогласованности между «ученостью и крещеностью».
Педагогика. Ядро социализации. Образование, которое воспитывает, и воспитание, которое образовывает. Ядро. ЯДРО.
Ну, и кто есть идеальный субъект, готовый (чем бы он не занимался в период (отрезок) своей предпенсионной жизни) к этому, самому сложному виду производства?  Именно на самых ранних стадиях становления будущего человека, когда от грамотности (либо безграмотности) этого производства, от того, что в него, – будущего человека, – закладывается, инвестируется; что ему дается, сообщается либо наоборот, – от чего его ограждают  и чего лишают (не забывайте, что культура начинается с запрета) – не знаю, нарукавников не носил, не бухгалтер, «Арифметику» скурил в 3-м классе... но, полагаю, так %% 60 – это точно: именно в дитев малых, во внуков.  И это надо спешить и успевать делать. Успевать до 6-7 лет. Пока они – всецело ваши. А вы для них (особенно бабушки) – ихнее всё.
УпУстите – и фиг-два вы дождетесь внуков, живущих на соседних улицах (уж не говоря – в другом городе, селе, стране), в гости. Да что там в гости, звонка телефонного или СМСки фиг дождетесь. И вовсе не потому, что они черствы и «неблагодарны». Просто сильный запах – всегда вонь.  Нарушение меры – всегда есть погружение в безмерность. Её ещё называют «беспредел». Отпугнули в свое время чрезмерной и безграмотной опекой. Теперь – ловите. Ответку...
На бабушку и на дедушку, (впрочем как и на отца, мать, дочь, сына, зятя, невестку, тещу, свекра, свекровь etc.), во-первых, надобно учиться непрерывно и постоянно. На внуков надо учить. Но ведь главное-то уже есть. Сплав морщин и извилин. Сиречь: мудрость. МУДРОСТЬ. Вот она-то, – во-вторых, – и должна быть тем внутренним компасом, гироскопом, барометром, манометром, – о!, – социометром и персонометром, который предостережет и от вашей (нашей) собственной «старческой» назойливости, назидательности, занудности и т.п. «косяков», наличие которых свидетельствует о необретении (либо потере) вами (нами) кондиций пенсионера. Пенсионера, повторяю, как субъекта (конечно, лучше субъектности) самого сложного из сущих в мире видов производства (лучше – творчества) – производства человека. Производства людей.
Короче. Ну, можно же было всё это сказать одной фразой, одним предложением (памятуя, что чем больше у тебя есть чего сказать, тем меньше для этого нужно времени). И бумаги.
Вот потому, что имею и много, и чего сказать, резюмирую коротко: пенсия – это не вспомоществование, не подачка, не (как у очень и очень многих сегодня – издевательство и насмешка), но: зарплата, которую люди должны получать за самое сложное (см. выше) из сущих производств. Аминь.
P.S.  «Свободу Деточкину!..». Тьфу ты: «Достойную заработную плату за производство (воспитание, обучение etc.) внуков!». Т.е. – достойных людей.
Скажете: «а если своих внуков нету?». Ну, вы даете. Чужих внуков, – как и чужих детей, – не бывает.
Вот теперь уже точно: аминь!