Календарь жизни. Новый сборник С. Суворинова

Марина Беляева
                Календарь  жизни               

 В стремительном полёте календарь
  Листает жизнь страницу за страницей…
 Былое нам уже почти не снится…
 И вновь продолжим жизнь, как календарь…
 Начнёт январь и кончится – январь…
                «Календарь жизни», С. Суворинов

Судьба свела меня с московским поэтом Сергеем Сувориновым в 2009 году. В первом выпуске международного альманаха русскоязычной поэзии и прозы «Чувства без границ. Москва – Нью-Йорк –Торонто», в котором я имела честь исполнять обязанности литературного редактора, было опубликовано несколько стихотворений этого самобытного автора. Всего восемь стихотворений, но авторское эго в каждом из них звучало так ярко, что я воочию представила этого человека: мудрого, много познавшего, но сомневающегося и ищущего; строгого и дисциплинированного, но при этом неисправимого романтика, умеющего почувствовать  и понять душу женщины и красоту природы; гражданина и патриота, философа и критика, поэтическим размышлениям которого  присущи тонкий юмор и лёгкая ирония, сменяющиеся едким сарказмом, в соответствии с отношением автора к той или иной проблеме, подброшенной ему жизнью.

                Прекрасна жизнь зимой и летом.
                В морозной стуже, в летний зной
                Простор и воля для поэтов –
                Писать о суете мирской.
                («Простор и воля для поэтов» С.Суворинов)

Когда анализируешь творчество того или иного автора, всегда обращаешься к истокам его жизни, к истории семьи, становлению личности… Где тот поворот, который выводит обычного человека на тропу поэзии, тот толчок, что заставляет его иначе взглянуть на привычные предметы и явления? Мне кажется, что лучше всего на этот вопрос ответил величайший поэт советской эпохи Евгений Евтушенко в своём романе «Ягодные места»:
« А мы ведь все сумасшедшие, — тоскливо подумал руководитель литобъединения. — Что-то есть ненормальное во всех, кто пишет этими проклятыми столбиками при помощи рифм… Всех нас — на Канатчикову!»
Россия была вся покрыта литобъединениями. Литобъединения при дворцах пионеров, при обществе старых большевиков, при кондитерских фабриках, при атомных центрах, при пивзаводах и угрозысках, институтах и колониях малолетних преступников.
В этом было что-то смешное и вместе с тем трогательное.  Руководитель литобъединения понимал, что в этом повальном стихописании есть некая обречённость, но в то же время считал, что жажду людей к исповедям, пусть даже рифмованным, надо поддерживать. Если все чувства, все мысли человека запираются внутри на ржавый засов, то в конце концов человек ржавеет сам. Воспитать множество великих поэтов литобъединениям не под силу, но они могут воспитать великих читателей, а без этого нет литературы. Нещадно ругая начинающих за бескультурье, за подражательство, за гражданскую и формальную робость, руководитель на самом деле дня бы не смог прожить без этих анемичных девочек, старательно изображающих ахматовские бездны в своих глазах, без бокастых бабищ, завывающих иерихонскими голосами, без нервически дергающихся «юношей бледных со взором горящим», без неуклюжих верзил с Есениным в башке и лохмами под битлов.»
Если главная задача современного поэта (профессионального или любителя) по Евтушенко – высказать свои чувства, дабы не заржавела душа, то Сергей Суворинов справляется с этой задачей великолепно! При этом он самокритичен и очень требователен к своим стихам.

Себя поэтом не считаю,
(Я не рисуюсь, не играю)
Рифмую мысли кое-как.
Любой докучливый читатель,
(Быть может, даже и писатель.)
Воскликнет: «Пишет же чудак!»

Но этот звук в меня, как в стенку –
Ударился и отскочил…
Пишу себе свою «нетленку»,
(Сюжет придумывая, сценку.)
Пишу, покуда хватит сил.
               ( «Я не поэт…» С.Суворинов)

Поэтическая задача Сергея Суворинова – «нести свет и тепло людям», делать жизнь понятнее и добрее, но при этом, не забывая указывать на недостатки жизни, людей, и, что особенно важно, свои собственные.

Дорога счастья к свету и теплу
Засыпана февральскою порошей.
Как будто бы мы в сказочном плену,
И жаркой встречи миг чуть-чуть отсрочен.

Но верю я: исправит всё весна…
Она, стесняясь нас, в окно стучится,
Снимает белые одежды сна,
Торопится к нам в гости вольной птицей.
                ( «Во благо жизни», С. Суворинов)
Сергей Суворинов – коренной москвич. Родился в 1948 году. Страна в это время только-только стряхнула с себя груз войны, вздохнула, начала преображаться. Сергей был седьмым, самым младшим ребёнком в большой и дружной семье. Детство будущего поэта было поистине счастливым: булыжные мостовые Погодинки, купание в чистейших тогда водах Москвы-реки, прятки, казаки-разбойники.

В рассветных грёзах видятся родные лица:
Родители мои и старшая сестра.
Всё существо моё навстречу им стремится,
Расправив крылья, полетел бы вольной птицей,
Но не догнать и не обнять их до утра.
                (« Рассветные грёзы», С. Суворинов)

Затем школа-восьмилетка, завод, вечерняя школа, служба в Армии. Во время службы
женился на любимой девушке. Через год после свадьбы стал отцом замечательного сына. После демобилизации – работа и одновременно учёба на вечернем отделении института, по окончании – служба в ВС. С момента увольнения в запас продолжает трудовую деятельность, инженер.
Путь тернистый. Ничего не получал на «блюдечке с голубой каёмочкой». Жил трудно, но интересно. Жизнь закалила характер, научила добиваться поставленных целей. И при этом цельная натура. Всегда и везде главным приоритетом были семейные ценности: всю жизнь прожил со своей любимой женой Татьяной, вместе вырастили сына и дочь, сейчас помогают воспитывать внука и внучку.  В последнее время главное увлечение – дача.
Стихи появились в начале третьего тысячелетия. Огромную роль в становлении поэта Сергея Суворинова сыграл альманах «Чувства без границ», стихи Сергея опубликованы в 15 выпусках  «Чувств…»

Засел за книжки, стал бороться с ленью,
Чтобы наукой в жизни путь прямой пробить,
Но легкие мечты покрылись тенью…
Не для науки ум мой создан, должно быть.

Я бросился во всё напропалую:
Служил, «слесарил», строил дачи  и «бомбил»…
Работу выбирал себе любую,
Порою сам себе я был совсем не мил.
( «Мысли о былом», С. Суворинов)

  Главный вдохновитель, первый читатель и опора во всех начинаниях – жена Татьяна.

Вот живём шестой десяток…
Внуки, дети, есть достаток,
А любовь всё не проходит –
«Занутрилась», не выходит!

Значит это – жизни правда!
Без обмана и бравады!
                («Жизнь без бравады», С.Суворинов)

Сборник, который вы держите в руках, вторая авторская работа Сергея. В книге несколько разделов: «Стихонаказание», «Любовь, любовь, любовь», «Матушка-природа», «Радость творчества», «И в шутку, и всерьёз», «Обо всём по-разному». Тематику стихов так определил сам автор.
В «Стихонаказании» Сергей пытается найти ответ на вопрос, что же заставляет поэта Суворинова браться за перо. Размышляя над этой проблемой, Сергей откровенно говорит о том, что стихи приходят к нему даже тогда, когда он их не ждёт, когда не хочется писать… Но раз возникают в его сознании строки, рифмы, строфы, он обязан переносить их на бумагу, чтобы не потерять что-то важное, что он должен  высказать этому миру, иначе душа поэта «заржавеет». (Помните размышления Е.Евтушенко?)

Поэзия – это груда эмоций,
Мощный фонтан души поэта,
Это комплекс навигаций и лоций
В бурном море добра и света.
       («Поэзия – это…» С.Суворинов)

«Любовь, любовь, любовь…» Вне всякого сомнения, нет такого поэта, в творчестве которого эта тема не нашла бы отражения! Сергей Суворинов не исключение! Большинство стихов о любви посвящены, конечно же, любимой жене Татьяне.

Золотая свадьба, золотая…
Долгую сжигающую страсть
Мы прожили, словно бы играя
В мужа и жену, в отца и мать.

В той игре без хитрости и лести
Были друг для друга мы стеной…
Не нарушив верности и чести,
Здесь сидим на свадьбе золотой.
                ( «Золотая свадьба», С. Суворинов)

Лирический герой этого цикла – истинный семьянин, и романтик, и опора, и та каменная стена, о которой мечтает каждая женщина. И в этом проявляется общность героя лирического и самого автора стихов.

«Матушка – природа» –  ещё одна тема, к которой прикасается каждый стихотворец.

Прекрасна жизнь зимой и летом.
В морозной стуже, в летний зной
Простор и воля для поэтов
Писать о суете мирской.
                («Простор и воля для поэта», С.Суворинов)

Сергея интересует природа во всех её проявлениях, будь то лесная опушка, одинокая берёзка в поле, трель соловья или воркование городских голубей.

А на даче поют соловьи,
Свежим воздухом дышит природа
И не спится до самой зари
С розовеющей дымкой восхода.
    («А на даче…», С.Суворинов)

Для него лучшая доля – это жизнь в единении с природой, возможно, поэтому в творчестве автора появилось столько стихов о дачной жизни.
 
Где нам лучше всех живётся?
Отгадай…
Лишь на дачу сердце рвётся –
Так и знай.
На природе нам привольно
И легко,
Вдох на выдохе спокойно,
Глубоко.
             ( «На даче», С.Суворинов)

Дача для автора – это радость жизни, счастливый труд,  семейное гнездо. И,  несмотря на всю серьёзность отношения к дачной философии, автор описывает множество юмористических ситуаций из  жизни соседей-дачников и своей собственной. Именно чувство юмора в описании дачной жизни позволяет Сергею Суворинову не скатиться на мещанско-обывательское отношение к теме, не теряющей популярности с семидесятых годов прошлого века.

Дача, баня, огород…
Дождь, мороз, палящий зной…
Веселящийся народ…
Тишина, уют, покой.
( «Нам шесть соток, им – калач…» С.Суворинов)

«Радость творчества» – этот раздел логическое продолжение «Стихонаказания».
Пишу о солнце и луне,
О том, как плещут волны,
И как в заморской стороне
Пылают чьи-то войны.
( «Беру строфу на абордаж…» С.Суворинов)
Автор утверждает, что нет такой темы, которой не коснулся бы он своим пером. Талант поэта – это дар небес, он не наказание, он большая радость и огромная ответственность. В этих размышлениях о роли поэта и поэзии в жизни общества Сергей продолжает традиции великих предшественников: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова.
Напишу-ка стихи на лирический лад
Про любовь и весну, про дожди, снегопад,
Про дорогу, судьбу, про надежды и сны
И про то, как дождаться цветущей весны.
                («Напишу-ка стихи…» С.Суворинов)

«И в шутку, и всерьёз» Сергей умеет говорить о разных вещах, главное, чтобы настроение соответствовало ситуации. Он может погоревать о наступающей осени и испортившейся погоде и пошутить над надвигающейся старостью, несущей болезни и одиночество, с каждым днём приближающей уход в небытие…

Нам старость не помеха,
Года не знают счёт.
Добравшись до успеха,
Умрём мы лишь от смеха
На старте… И на взлёт!
( «С инъекции на клизму…» С.Суворинов)

«Обо всём по-разному» –  в этом разделе поэт пишет обо всём, что волнует современного человека: любовь и политика, «ностальгия» по молодости и гонка вооружений, дружба и философия жизни, интересы молодого поколения и уважение к человеку труда.

В карманах у меня давно: «УЖЕ не вечер»
И в закромах моих мышонка не найдешь…
Поймать бы в паруса попутный свежий ветер
Вместо того чтобы сидеть на табурете,
Лететь к своей мечте. Тогда не пропадёшь.
                (Ещё не вечер», С. Суворинов)

Надо отметить, что при всей серьёзности, иногда при жёстко-обличительной, едко сатирической позиции при описании тех сторон жизни, которые вызывают неприятие автора, Сергей всегда разумен и оптимистичен, что делает его поэзию позитивной, а прочтение даже самых гневных строк на остро политические темы не вызывает у читателя состояния безысходности.

Взлететь бы в небеса и там зависнуть,
Чтоб ощутить Вселенной красоту.
Ведь скучно на земле грешить и киснуть,
Не видя своей жизни пустоту.
( «Взлететь бы в небеса…» С.Суворинов)

Для настоящего поэта не существует мелких или ненужных тем. Всё, что есть в этом мире, может быть предметом высокого искусства. Главное, чтобы эту «мелочь» заметил настоящий поэт и обратил наше внимание на то, что ускользает от взора обычного человека, чтобы и наши души – души обычных читателей – «не заржавели».

С волнением смотрю на образа.
В глазах играет пламя от свечей
И слышу: тихо шепчут небеса,
Что в жизни не бывает мелочей.
                ( «Жизнь без мелочей», С. Суворинов)

Возможно, строгий критик  пожурит меня за то, что я не обратила внимания на некоторые шероховатости стиля: неточные рифмы, сбой ритма, стилистические и речевые недочёты, но не это главное в стихах Сергея.  Я намеренно не подвергала  его стихи строгой редактуре, пусть он предстанет перед  своим читателем во всей своей искренности и самобытности. Я уверена, что стихи Сергея найдут своего читателя и истинного ценителя.

Пожелаем удачи его новой книге и творческих успехов поэту Сергею Суворинову!               
               
 Марина Беляева, член Российского Союза писателей,
литературный редактор международного альманаха русскоязычной прозы и поэзии «Чувства без границ. Москва – Нью-Йорк – Торонто».