Печаль

Елена Чернышева 4
       Ко мне в гости уже второй раз приехал мой двоюродный братишка из города со странным названием Коряжма. Хотя в России так много названий, которые для меня странно звучат. Я родилась в России, очень люблю свою родину, но, оказывается, так мало знаю ее, совсем не изучаю, не стремлюсь познать ее историю. Просто люблю

    С Сережей, моим братом, мы познакомились в Контактах. Мы уже знали друг о друге, что мы родственники. Вот на его страничке я увидела фото, что Сергей катается на горных лыжах.  Я написала- приезжай к нам покататься на Шымбулаке, заодно и узнаешь Казахстан.

      Это наша вторая встреча. Сергей приехал с дочерью Полиной, младшей из троих детей. Очаровательное существо. На все у нее совершенно своеобразное мнение: что есть, что купить из одежды для себя, какую книгу читать. При этом такая открытая, щедрая на добро, с тщательно замаскированным чувством юмора, которое проявляется в неожиданные моменты и всех сражает наповал своей изощренностью.

    Приведу пример. Мы втроем едем в машине на маленькой скорости в оживленном месте. Много машин, двигающихся и хаотично припаркованных, людей на обочинах, где нет тротуаров. Наперерез нашей машине паренек в наушниках спокойно начинает переходить дорогу. Я коротко посигналила, на что он медленно повернув голову в мою сторону, продолжал двигаться.  Сзади, где сидела Полиночка, я услышала озвучку этого кадра: « Че е е ? !». И мы уже не злимся на этого нахального парня, а все дружно хохочем, настолько это прозвучало сообразно ситуации. Полиночке 12 лет.

      Еще эпизод. С Сергеем мы всегда много разговариваем, все время рассказываем друг другу обо всем. Ведь мы родные, но совсем не знали ничего о наших семьях. Мне нравится рассказывать про детей, когда они были маленькими. Вспоминаю, что обычно я называла сыновей крошками даже тогда, когда они уже стали подростками. Думая о том, что этим именем я провозглашаю в жизнь своих детей, когда они вырастут, перестала их так называть. Говорю теперь: “сынок-свет миру”. Полина, слушающая мой рассказ, вдруг вставляет: “ Буханка”, когда вырастут, придется так называть”. Что тут скажешь?

      Можно много описывать как она бесстрашно отправляется след в след за своим папой на любой склон на горнолыжных трассах, как, пританцовывая, делает пируэты, в прыжках, двигаясь по вечернему Арбату, где играют музыканты, как увлеченно помогает моему внуку Мироше собирать конструктор. И вообще, как это прекрасно встречаться с родственниками и поддерживать родственные связи, даже если раньше не были знакомы.

      Пришло время рассказать всю историю нашего родства. Сергей, сын моей тети Риммы, родной сестры моей мамы по отцу.  У мамы в возрасте 80 лет появился документ, что она реабилитирована после ссылки. Это было местечко Койгородок в Архангельской области. Туда сослали семью моих бабушки Ульяны и деда Павла из Саратовской области. Мама была маленьким ребенком.

      В результате реабилитации мамы обнаружилось, что жив и проживает в Кировской области мамин родной брат Анатолий, с которым в войну у мамы была переписка, но перед концом войны оборвалась. Больше про Анатолия мама ничего не знала всю свою жизнь, как, впрочем, и о других родных.

   Дядя Толя приехал к нам в Казахстан в 2006 году, мы все встретились, познакомились, особенно счастлива была мама, которая всю жизнь расстраивалась, что у нее нет родственников и она ничего не знает о своем отце. У нее были смутные  воспоминания  детства, когда на Севере, где  они жили в бараке, он приносил ей поесть картофельные очистки.

       С тех пор мы узнали столько родни с редчайшей, на мой взгляд девичьей фамилией мамы- Бровко. Социальные сети буквально переполнены людьми такой фамилии, но половина из всех, как мы теперь видим – это наши родственники. Так классно. Мама по скайпу общалась со многими своими племянниками, которые с большой теплотой отнеслись к тете, да еще и такой престарелой.  Оказалось, что у мамы есть младшая сестра Рима.

    Сергей прочитал мою книгу, в которой есть рассказ о маме. Он не согласился с прочитанным. Сказал: “Дед не сбежал из ссылки, как ты тут пишешь. Он "женился" на Ольге, у них родилась общая дочь Рима и они жили вместе здесь до 1953 года, когда по смерти Сталина, была объявлена амнистия. Потом они уехали семьей на Украину. Там в шестидесятые годы Павел умер. Тогда Ольга с  Римой и старшей дочерью вернулись в Котлас”. Там теперь живет мама Сергея- Рима. В прошлом году ей исполнилось 80 лет.

    Вот тут то, когда Сергей, со свойственной мужчинам протокольной точностью несколько раз пояснил мне, что наш дед Павел никуда не сбегал, а жил все эти годы ссылки в Котласе  с новой семьей, на меня нахлынула такая печаль. Конечно я постаралась не показывать вида. Мне было так горько. Оказывается, моя бабушка Ульяна постаралась на всю жизнь скрыть от дочери, что ее отец их предал. Она всю жизнь поддерживала в маме представление, что отец ее хороший человек, очень высококвалифицированный кузнец, известный своим мастерством на всю округу,  много трудившийся, за что и поплатился- их сослали как кулаков на Север.

       Именно это о своем отце – моем дедушке Павле, мама рассказывала  нам, детям. Она говорила иногда, что бабушка так его любила, она часто пела романс, который они когда то пели с мужем Павлом:” Не пробуждай воспоминанья минувших дней, минувших дней…”
Баба Ульяна, вернувшись из ссылки, трудилась в колхозе, председатель которого раскулачивал их и сорвал с бабушкиного пальца серебряное обручальное колечко. Потом бабушка всегда его видела на руке жены председателя.

    Во время войны мама писала на фронт письма брату Анатолию и как то спросила его:” Какой он был, наш отец?” Анатолий ответил ей, что он не был хорошим человеком и ей лучше о нем не знать. Это было непонятно, ведь от своей мамы Ульяны она знала так много хорошего об отце, что не зная его, любила.

   Баба Ульяна ждала, что может быть он объявится или пришлет весточку. Потом, на пенсии мои родители забрали бабу к себе в Сибирь и у нее угасла последняя надежда узнать когда либо что то о своем муже.

    Такая вот Love story моей бабушки Ульяны открылась мне несколько лет назад. И таких историй в жизни наших  дедушек и бабушек миллионы. Не кого тут судить. Мама  передала мне по наследству любовь к моему деду Павлу.  Я обожаю свою тетю Риму уже за сам факт ее существования. Мечтаю обязательно с ней встретиться. Потому что жизнь прекрасна  и мне так нравится жить.
На фото: мой дед Павел  Никифорович Бровко слева.