Иветта перская. Каринэ

Алекс Послушный
Судьба предоставила мне возможность познакомиться (нередко только виртуально) с удивительными, талантливыми людьми, которым я помогал издавать книги. Книги были выпущены мизерными тиражами, и хотя многие можно найти в библиотеке Конгресса США, и в ряде центральных библиотек России, до БОЛЬШОГО читателя они не дошли.
Время безжалостно, многих из этих талантливых людей уже нет в живых, и я считаю своим долгом познакомить читателей с теми их произведениями, которые запали мне в душу.
(Право публикации материалов на Интеренете было оговорено с автором)



https://youtu.be/uenLQ2EyZDwы


=================

Каринэ

Она родилась в интеллигентной армянской семье потомственных врачей. Ее детские и юношеские годы прошли в Тбилиси, где работал ее отец. Отношения в семье строились на взаимном уважении и доверии. Свобода не была стеснена. Юность обещала быть счастливой и доле.
Ей было шестнадцать лет, когда она познакомилась с юношей, бывшим старше ее на несколько лет. Они полюбили друг друга первой любовью и мечтали пожениться. Каринэ представила его матери, и та обещала обсудить их планы с отцом.
Но реакция отца была совершенно неожиданной. Он категорически отказался дать согласие на брак. Мать просила детей отказаться от своих планов или, ссылаясь на их молодость, подождать несколько лет.
Неожиданно воспротивилась женитьбе и мать юноши.
Но дети были упрямы, заявили, что уйдут из дома и сами будут строить свою жизнь.
Тогда отец пригласил дочь и ее друга прийти к нему для серьезной беседы. Они пришли.
– Мне тяжело наносить удар вашему первому чувству. Но вы не можете быть мужем и женой.
– Почему? – в один голос спросили они.
– Потому что вы – мои родные дети, брат и сестра друг другу.
Отношениям был положен конец. Юноша уехал в Петербург продолжать образование. Отец отправил Каринэ в Англию, в один из престижных колледжей Лондона.
Но тут разразилась первая мировая война. Образование в колледже стало невозможным. Деньги на обучение не поступали. Связи с родными были прерваны. Пути возвращения домой перекрыты.
Каринэ нашла приют в одном из монастырей вблизи Лондона.
Позже она вспоминала с улыбкой проведенное здесь время. Монастыркам не докучали суровыми постами и молитвами, а пастор в монастыре давал молодым девушкам уроки игры в теннис.
Лишь в конце войны отцу Каринэ удалось через Общество Красного Креста доставить ее домой. Сопровождающим Каринэ был ученик отца, молодой армянский врач Арам Р. Преодолев бесконечные трудности военных дорог, они, наконец, попали домой.
Но здесь не осталось и следов прежнего мира. Русская революция перекинулась к окраинам Российской империи. Разгорелась гражданская война. Вскоре Арам уехал в Ростов-на-Дону, вернувшись к прежней службе в военном госпитале. Пройдя краткосрочные курсы медсестер, Каринэ двинулась вслед за ним. Дружба на дорогах войны обернулась любовью. Молодые люди обвенчались. Она поступила работать в тот же госпиталь.
Гражданская война набирала силу. В городе началась эпидемия тифа. Появились случаи холеры. Врачи и сестры были брошены на борьбу с эпидемиями. Повязав на шею гирлянды лука, веря, что это спасает от болезней, они шли в холерные бараки. Болезнь их, правда, миновала.
Войны кончились. Утвердилась советская власть. Ее лозунги были поначалу светлы. Каринэ и Арам верили в ее счастливую звезду, как многие представители интеллигенции. Верили и в свое, как было обещано, светлое будущее. Они переехали в Москву, где Арам стал работать врачом, а Каринэ поступила на отделение педологии Второго медицинского института. Эта отрасль знания изучала психологию детского возраста, соприкасаясь с медициной и педагогикой. Впоследствии она была объявлена в СССР лженаукой. Позднее к ней стали стыдливо возвращаться под видом одной из отраслей психологии, отбросив ее, ставшее одиозным, прежнее название. Недолго пробыв педологом, Каринэ стала работать педагогом, а затем заведующей детского сада. У нее и Арама росли дети.
Но тут наступила эпоха большого террора. Ее жертвами оказались Арам и Каринэ, а вслед за ними их братья и сестры. В живых осталась одна Каринэ.
Сначала она попала в лагерь. Но и здесь ее судьба продолжала оставаться неординарной. За ее плечами была жизнь среди врачей, работа в госпитале, несколько курсов медицинского института.
Она назвалась медицинской сестрой и стала работать в лагерной больнице. Это помогло выжить. Но и она, по мере сил, спасала и лечила, кого могла.
Освободилась она в конце войны. Ей было сорок шесть лет. Померкли идеалы революционной романтики. Прожитая жизнь канула в вечность. Без нее стали взрослыми две ее дочки. А ей, несмотря на крушение всей ее жизни, нужна была точка приложения собственных сил. Для того и стремилась она непременно добиться диплома врача. И решила поехать в один из городов Кавказа, где еще помнили ее отца. Он был известный доктор и читал одно время лекции в местном медицинском институте. Здесь было легче получить разрешение на сдачу экстерном.
Прошло два года, и она опять была в Москве, где жили две ее дочки, с дипломом врача и назначением в районную детскую больницу в 130 км. от столицы.
Проработав несколько лет, Каринэ решила посвятить себя психиатрии, стать детским врачом-психиатром. Ей справедливо казалось, что эта область медицины – не в лучшем состоянии. Не хватало врачей и специальных больниц. Она выступила с инициативой создания одной из таких лечебниц. И фундамент ее был заложен упорством, энергией и трудами этой мужественной женщины. Помогали и родители ее маленьких пациентов. Вместе с ними она выбрала место, облюбовав здание старинного особняка, расположенного в центре большого парка. И особняк, и парк были заброшены и бесхозны. Город был далеко. Парк уходил в поля и леса. До ближайшей деревни – около 10 км.
Больница была создана. В ней ее назначили главным врачом. Для жилья был отведен маленький бревенчатый домик, бывший когда-то помещением обслуги.
Больница стала настоящей здравницей. Сама природа вокруг помогала лечить больные души своей красотой и покоем. Персонал Каринэ старалась подбирать сама.
Необычное было всегда постоянным спутником ее жизни. И здесь тоже. Однажды ночью, обходя больницу, она услышала стоны за дверью одной из комнат, где отдыхали сестры и санитарки в короткие перерывы от работ во время ночных дежурств. Она хотела войти. Дверь была заперта изнутри. Каринэ потребовала ее открыть. Дверь отворилась. В комнате, корчась от родовых схваток, стонала дежурная санитарка. Каринэ пришлось выполнять роль акушерки. Родился мальчик. Мать рыдала: "Куда он мне без мужа?" Призналась, что пыталась избавиться от него. Аборты тогда были запрещены.
Женщина жила при больнице. Каринэ отвезла на каталке мать и сына в их комнату.
Прошла неделя. Ранним летним утром Каринэ вышла на маленькую свою терраску, сразу наткнувшись на плетеную корзину-люльку. Завернутый в одеяльце, в ней спал малыш, которому она помогла родиться. А рядом – записка: "Не ищите меня". Но мать искали. Не нашли.
Каринэ усыновила мальчика. Он так и рос с ней при больнице, с ее заботой и лаской. А кончив школу, пошел по стопам приемной матери – стал врачом. Она же до самой смерти оставалась на благородном посту своем.
А больница, что стоит и теперь среди благодатной природы, смотрит памятником доброй и сильной души ее.