Маленькая, романтическая история

Борис Мандель
                На годовщину смерти моего отца

Он умер в лагере, так и не выйдя на свободу, в тот один, навсегда печальный, день, много лет назад, успев поучаствовать в моем появлении на свет. Mы там, в ГУЛАГе, разменялись с ним жизнями - он ушёл в 48 лет, не досидев совсем немного, а я родился и провёл там свои первые, незачётные 2 года. Я, конечно, не помнил и не знал его и воспринимал рассказы о нём, как историческую абстракцию, а его самого, как полу-мифическую фигуру и, просто заданность моей биографии, в которой никогда не было обращения - отец.
  Матушка моя, мягкая и тонкая натура, одарённая сверх меры, никогда не востребованными способностями (она знала в совершенстве 5 языков, была необычайно    музыкальна, обладала уникальными математическими способностями и тонким чувством юмора), провела лучшую и большую часть своей жизни в вечном ожидании, сначала жениха, а потом и мужа, после его бесконечных, длительных отсидок, тюремных и лагерных, и всю оставшуюся после этого жизнь, – а это 39 лет, тихонько плакала в этот день и, повторяясь, всегда рассказывала мне совсем простую, но самую романтичную, для моего, предельно заземлённого и начисто лишённого мелодрамы восприятия, историю, о том, как она, подперевшись кулачком, любила подолгу, не отрываясь, влюблённо, смотреть на папу (так она всегда его называла), когда он долго и тщательно брился. (Его бритвенный  прибор и принадлежности - единственное, материальное, что досталось моему брату, а затем и мне). Рассказывая почему-то именно этот, нехитрый этюд, она, с полными слёз глазами, глядела куда-то поверх моего плеча и, я понимал, что она ясно видит его в этот момент. Она просто очень любила его. Всегда. И продолжала, до конца дней своих, мягко отвергая попытки разных солидных ухаживателей (а была она очень красива), которые, буде они приняты, могли бы существенно улучшить и изменить нашу материально убогую, иногда просто непереносимую жизнь, в те трудные времена.  Да, я не знал своего отца, но, наблюдая с удивлением, а потом и пытаясь осмыслить, эту невероятную, никогда не угасавшую во времени, любовь, я стал понимать, что, бесконечно любя маму и преодолевая свой, защищающий от сентиментальности панцирь, наверное и я, могу почувствовать свою незримую связь с этим недожившим, хотя определённо, долюбленным до конца, неведомым, но, тем не менее, родным мне человеком, и даже погордиться им, заслужившим такую любовь.
 Как-то так.
   
                Урок жизни ОТ МАМЫ.

   Несмотря на то, что она родилась в так называемом Серебряном веке, моя высокообразованная, умная и очень одаренная мама, наделённая разносторонними способностями, которые, как и другие её качества, никогда не были востребованы, всю свою жизнь прожила на территориях и во времена самых ужасных тираний и событий, которые только можно себе представить, такие как Первая мировая война, Революция, Гражданская война, Красный террор, Большой Террор 37-го, Трудовые лагеря (ГУЛАГ), Вторая мировая война. Она пребывала при этом, в статусе «врагов народа» и, потеряв по дороге жизни, от мучительных смертей, большую часть своих, когда-то многочисленных, родных и близких, в том числе мужа – моего отца. Однако ей удалось вырастить нас с братом, несмотря на войну и концлагерь, где я, кстати (или некстати), родился, работая на разных случайных работах, как шахтерская лошадь. Но, тем не менее, она всегда была невероятной аккуратисткой, любящей, отзывчивой, юморной, с огромной жаждой к жизни и открытой для людей.
Более талантливое перо, могло бы, наверное, написать большой роман о ее ужасно драматичной, если не сказать, трагической жизни, но теперь, когда я думаю о жизни моей мамы, вместе с колоссальной горечью, я отчетливо осознаю, что эта невыносимо печальная история ее несбывшейся, искарёженной и угнетенной жизни, является не только удивительным примером невероятной любви, но и в то же время - торжественным гимном удивительному сопротивлению и воплощением невероятной силы выживания, жизнестойкости и, что самое главное, – способности сохранять в себе человечность в совершенно нечеловеческой среде, при бесчеловечных и невообразимых обстоятельствах. Это - мой самый главный урок от родного человека, казавшегося мне таким мягким для этой свирепой эпохи. Очень надеюсь, что я унаследовал некоторые из ее качеств в наши, гораздо более «вегетарианские» времена.
Я всегда знал, что обязан ей всем в своей жизни и, тем не менее, – только с годами, углубляясь в мрачную историю её жизни, я постиг всю глубину своей любви и огромного уважения к ней и бесконечной благодарности.
Очень скучаю по тебе, Ма...


                Life lessons from My MOM.

In spite of being born in the so called, Silver Age, my highly educated, intelligent and gifted Mom, who’s qualities was never sought after, lived the whole her life on the territories and times of the most horrific tyrannies and events, humanly imaginable, such as WW1, Revolution, Civil War, Red Terror, Big Surge, Labor (Concentration) Camps, WW2, being labeled the “The Enemy of the people” thereafter, losing on the way, the most of her, once numerous, relatives and loved ones, including her husband – my father, to the tormenting death. She managed, however, to raise my brother and me, through the war and the Labor Camp, working as a mine’s horse, but being neat, loving, compassionate, humorous, thirsty for life and open to the people.
The more talented pen could, probably, write a novel about her dramatic, if not tragic life, as big as “Forsythe Saga”, but now, when I think about my Mom’s life, together with the tremendous bitterness, I clearly realized, that the very sad story of her unfulfilled, distorted and oppressed life, is not only an amazing example of undying love, but at the same time, it is as well, also a solemn anthem to the amazing resistance and the epitome of an incredible survival power, resilience and, what is the most important of all, – ability to preserve humanity in oneself in a totally unhuman environment and under unimaginable circumstances. Hope, I inherited some of it.
I always knew that I owe her everything in my life and yet, – only over the years, I comprehended the full depth of my love to her and how deeply grateful to her I am.
Miss you dearly, Ma..